Статья "Здоровьесберегающие технологии"
Оценка 5

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Оценка 5
docx
30.08.2023
Статья "Здоровьесберегающие технологии"
Статья по теме Здоровьесберегающие технологии .docx

«Здоровьесберегающие образовательные технологии »

                                                                                       

«Забота о здоровье –

это важнейший труд    воспитателя.

От жизнедеятельности,  бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский.

 

Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит  ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни  с раннего детства. 

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к  результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.        

 Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

 «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

      Отрадно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе. Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии в нач. школе реализуются посредством комплекса оздоровительных мероприятий:

классные часы «Доктор Айболит», «Если хочешь быть здоров…», «В гостях у Мойдодыра», «Лесная аптека» и т. п.;

подвижные игры на переменах;

гимнастика для глаз и физкультминутки на уроках;

общешкольные спортивные соревнования;

 беседы с врачом;

во второй половине дня - спортивные часы «Сильные, ловкие, смелые», «Самый быстрый», «Веселая эстафета» и т. д.;

дни здоровья;

выпуски газет.

 Урок, считаю, главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.  Включение в урок специальных методических приёмов и средств  обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д. 

Каким  же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

Прежде всего, здоровьесберегающий урок  должен:

Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Это урок, соблюдающий  «Условия здоровьесбережения»:

1.Выполнение требований СанПиН.

2. Соблюдение этапов урока,

3. Использование методов групповой работы.

4. Использование интерактивных методов.

Это урок, на котором соблюдаются  здоровьесберегающие действия:

оптимальная плотность урока,

индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,

чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.,

оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,

минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. 

Какова же «Структура современного здоровьесберегающего урока»?

У каждого учителя свои методы, приемы.

       Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

      Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.

      Основная часть формулирует новые представления (это наиболее информативная часть урока).

Заключительная часть используется для закрепления.

Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках:

·         Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

·         Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

·         Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

·         Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

·         Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

 

 Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии? 

снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети – здоровая нация».  Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Здоровьесберегающие образовательные технологии » «

Здоровьесберегающие образовательные технологии » «

Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе

Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе

Какова же «Структура современного здоровьесберегающего урока»?

Какова же «Структура современного здоровьесберегающего урока»?

Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества

Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2023