Васильева Е.Б.
воспитатель
МАДОУ №231 г. Кемерово
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем, так как, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений.
То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Основной задачей дошкольного учреждения на современном этапе является оптимизация оздоровительной деятельности. Анализ результатов диагностических обследований воспитанников выявил проблемы в организации здоровьеориентированной деятельности.
Высокий процент часто болеющих детей, нарушения в психоэмоциональной сфере, родители мало знают о здоровьесбережении в семьях, не реализуют на практике знания детей о гигиене, режиме, и элементарных навыках ЗОЖ.
Для улучшения положения определила для себя необходимость эффективной организации здоровьесберегающего педагогического процесса, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, с использованием технологий, способствующих здоровому образу жизни.
С целью сохранения и укрепления здоровья ребенка в группе обеспечиваю оптимальный двигательный режим для осуществления оздоровительных мероприятий, что в конечном итоге способствует формированию привычки здорового образа жизни.
Полученные результаты позволили спланировать и провести работу согласно индивидуальным возможностям и потребностям ребенка, а также создать свою модель здоровьесберегающего пространства на уровне группы.
Разработан алгоритм деятельности по основным направлениям здоровьесбережения, определены здоровьесберегающие технологии, их время в режиме дня. Сюда вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья (утренняя и бодрящая гимнастики в сочетании с закаливающими процедурами, растирание стоп суд-жок, восточная гимнастика на постели, босохождение по тренажерам и дорожкам для закаливания, косички, змейки, релаксация), технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, игровые тренинги), коррекционные технологии (психогимнастика, логоритмика).
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяю следующие группы средств:
-средства двигательной направленности (движения, физкульт-минутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим),
-оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-, арома-, витаминотерапия).
На формирование мотивации потребности детей в здоровом образе жизни направлено знакомство детей со средствами сохранения здоровья, формирование представлений о способах безопасного поведения (технологии ОБЖ, уголок ПДД, «Вежливый пешеход»), ознакомление детей со строением организма человека (цикл занятий «Познай себя», «Уроки Айболита»).
Для тренировки защитных сил детского организма предусмотрены в группе традиционные методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, полоскание горла солевым раствором.
Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Поэтому большое значение в оздоровительной работе уделяю созданию положительного психо-эмоционального микро климата в группе. Для его достижения строю свои отношения с детьми и родителями с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При этом использую различные приемы и методы в развитии и коррекции эмоциональной сферы ребенка: этюды, психогимнастику, релаксационные упражнения, песочнотерапию, арттерапию.
Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Поэтому пытаюсь убедить родителей в необходимости сохранении здоровья собственного ребенка.
С этой целью провела анкетирование, социально-гигиенический скрининг по теме «Физическое воспитание в семье», организовала круглый стол «О здоровье, всерьез». Совместно с родителями выпускаем валеологическую газету «Здоровый малыш». Интересно проходят совместные физкультурно-оздоровительные праздники, развлечения «Папа-мама я – спортивная семья», «Семейные старты», открытые игровые занятия с участием родителей, выставки совместных художественных работ, большой популярностью пользуется «Почта доверия».
Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности детей, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей.
Большинство родителей ведут здоровый образ жизни, а значит,
у нас есть единомышленники, на которых можно опереться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.