Т.А. Вишневская
ОГБПОУ «Рославльский
медицинский техникум»
Значимость практического обучения
в формировании профессиональных компетенций
студентов специальности 33.02.01 Фармация
На современном этапе развития фармации предъявляются высокие требования к осуществлению профессиональной деятельности и уровню подготовки кадров. Фармацевты являются обязательными и полноправными участниками процесса фармакотерапии. Значимость профессии фармацевта в жизни общества определяется очень высокой ответственностью: от правильности принятых им решений зависит эффективность и безопасность лечения.
Показателем уровня квалификации любого специалиста являются профессионализм и компетентность. Профессиональная успешность и конкурентоспособность на рынке фармацевтических кадров – это критерий качества полученного образования, отражающий готовность специалиста к профессиональной деятельности, уровень его профессионально-личностного развития.
Образовательный процесс подготовки фармацевтов состоит из различных этапов, каждый из которых должен способствовать формированию профессиональных и общепофессиональных компетенций будущего специалиста. Студент должен не только получать комплекс знаний и умений, но и преобразовывать их в компетенцию, то есть в набор знаний, практических умений, способов осуществления профессиональной деятельности, информационной осведомленности и психологической готовности к определенным процессам, необходимых для деятельности в фармацевтической сфере.
Неотъемлемой частью эффективной системы обучения в соответствии с ФГОС нового поколения является практико-ориентированность учебного процесса. Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки.
Необходимо создавать условия, побуждающие студентов к приобретению практических навыков и формированию необходимых умений.
Одним из путей решения данной проблемы является активное включение в систему дуального образования. Дуальная система образования предусматривает сочетание теоретического обучения на базе образовательной организации с периодами производственной деятельности на рабочем месте. Процесс обучения при выполнении прикладных фармацевтических задач более активен и максимально приближен к будущей профессиональной деятельности. Практическую деятельность на базах аптечных организаций можно определить, как «локомотив» познавательных способностей будущего специалиста дающий возможность обобщить и систематизировать теоретические знания.
Какие же плюсы можно отметить при возрастании роли практического обучения будущих специалистов?
1. Образовательная среда максимально приближена к профессиональной деятельности.
Несмотря на значительные преимущества практического обучения будущих специалистов, организация полноценных практических занятий на базах аптечных организаций сталкивается с рядом трудностей, даже принимая во внимание постоянный дефицит профессиональных кадров на фармацевтическом рынке. Подавляющее большинство фармацевтических организаций являются частными предприятиями. Деятельность многих аптек в современной экономической ситуации направлена на получение быстрой и максимальной прибыли и данные предприятия заинтересованы в получении готовых высококлассных специалистов, профессиональная деятельность которых будет способствовать экономическому росту аптечного предприятия. Участие же в процессе обучения будущих специалистов требует определенных вложений и трудозатрат от работодателя. В последнее время ситуация по данному вопросу меняется. Все больше фармацевтических организаций подходят к осознанию важности участия в формировании фармацевтических кадров. Аптечным организация это дает возможность влиять на формирование профессиональных компетентностей студентов, а также осуществлять непосредственный отбор сотрудников по заданным профессиональным критериям.
Значимость практического обучения при формировании профессиональных компетенции фармацевтов находит отражение в изменении оценки качества образовательного процесса и достижения конечной цели обучения. На этапе обязательной аккредитации специалистов введен объективный поэтапный практический экзамен, охватывающий как знание теоретического материала, так и демонстрацию практических навыков по всем видам профессиональной деятельности фармацевтов. Перечень практических навыков, оцениваемых при аккредитации специалиста полностью соответствует профессиональным компетентностям, указанным в государственном стандарте.
При выполнении практической части аккредитации студенту предлагают решить различные практические ситуации, наблюдают, анализируют и оценивают действия экзаменуемого. Оценка осуществляется по заранее разработанным критериям.
Умение действовать в предложенной ситуации, самостоятельно принимать решения, проводить различные манипуляции, оформлять документацию, выполнять необходимые расчеты приобретались и оттачивались студентами в рамках практического обучения на базах.
Таким образом, с целью реализации компетентностного подхода к процессу обучения на сегодняшний день проводится модернизация учебных программ, внедряются активные методы обучения, совершенствуется система практической подготовки обучающихся, что безусловно ведет к улучшению качества подготовки профессионалов фармацевтической отрасли.
Список литературы
1. Григорова В.К., Гринкруг М.А. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования // Среднее профессиональное образование, 2013. №2.
2. Пальчук М.И. Сущность понятий «практика» и «практическое обучение».// //Культура народов Причерноморья, 2005. № 73.
3.Трофимова Е.О., Наркевич И.А., Маркова В.А., Ильинова Ю.Г. Система фармацевтического образования в России: предпосылки, особенности и тенденции развития // Ремедиум, 2015. №10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.