В статье рассматривается понятие «компетентность», компетентностный подход, также понятие «готовность выпускника к профессиональной деятельности». Статья включает в себя трактовки различных учёных, занимавшихся рассмотрением данной темы, некоторые подходы к изучению компетентностей.
Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, готовность, подход, профессиональная компетентность, студенты, выпускники.
11st.Святощик М.И..docx
УДК 378.146
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
Студенткамагистрантка напр. «Общая педагогика, история
педагогики и образования», БарГУ г.Барановичи
М.И.Святощик
В
статье
Аннотация.
рассматривается понятие
«компетентность», компетентностный подход, также понятие
«готовность выпускника к профессиональной деятельности».
Статья включает в себя трактовки различных учёных,
занимавшихся рассмотрением данной темы, некоторые подходы
к изучению компетентностей.
Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход,
готовность,
подход,
профессиональная компетентность,
студенты, выпускники.
Одним из направлений подготовки студентов в учреждении
высшего образования является повышение компетентности в
области семейного воспитания, развитие профессиональных
навыков, связанных с вопросами ценностного отношения к семье,
социального партнерства. Однако, недостаточно проводится
работ по формированию родительских компетенций у самих
студентов.
Основным видом образовательных результатов является
компетентность, однако это понятие чаще всего применяется к
профессиональной сфере человека. Компетентность, по мнению
А.И. Жука, отражает сумму знаний, умений и навыков
работника,
сознательно формируемую им и имеющую
определенный вектор направленности. Компетентность означает
единство знаний, профессионального опыта, способностей
действовать и навыков поведения индивида, определяемых
целью, заданностью ситуации и должностных инструкций. [1, с.
22].
Иначе говоря, компетентность – качество личности,
определяющее успешность выполнения того или иного вида деятельности. Д.С. Ермаков считает, что в структуре
компетентности выделяют потребностномотивационный,
когнитивный, практически деятельностный, эмоционально
волевой, ценностносмысловой компоненты. Знания, значения
имеют общественную, социальную природу, а ценностные
ориентации и смыслы являются индивидуальными [2, с. 35].
При обсуждении вопросов качества образования термин
«компетентность» в настоящее время все чаще используется для
обозначения результатов обучения (согласно российской
концепции модернизации образования). Компетентностный
подход,
имеющий своей целью обеспечение качества
образования, предусматривает наличие двух категорий –
компетенции и компетентности. Единой трактовки данных
категорий на сегодняшний день пока не существует, что
затрудняет их понимание. «Компетентность» в толковых
словарях определяется как осведомленность, эрудированность.
обладающий компетенцией,
Слово «компетентный» означает «способный,
соответствующий,
знающий,
сведущий в определенной области». И. А. Зимняя рассматривает
компетентность как личностное свойство, основывающееся на
знаниях, как личностно и интеллектуально обусловленное
проявление социальнопрофессиональной жизнедеятельности
человека в его поведении, а компетенцию – как совокупность
знаний, правил оперирования ими и их использование [3, с. 9].
Для описания результатов образования Ю. Г. Татур
сформулировал компетентность как качество человека,
завершившего
ступени,
выражающееся в готовности на его основе к успешной
деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных
рисков, которые могут быть с ней связаны [4, с. 24].
определенной
образование
Палферова утверждают, что компетентность – это
характеристика личности, означающая обладание совокупностью
определенных компетенций. Компетенция – это способность
устанавливать связи между знанием и ситуацией и находить
подходящую процедуру для решения проблемы.
Профессиональная компетентность – это характеристика
личности, означающая выполнение своих собственных действий с необходимым качеством, регламентированным стандартом и
нормативными документами [5, с. 6]. По мнению А. И. Субетто,
компетенция есть системное образование в личности учащегося,
которое является компонентом его качества. Выпускник в
процессе обучения получает комплекс компетенций, который
только условно можно считать
компетентностью.
Компетентность есть актуализированный комплекс компетенций.
Главными характеристиками компетенции и компетентности
являются владение и готовность, при этом владение является
основой готовности [6, с. 4647].
Общим во всех подходах к определению компетенций
является представление о том, что они формируются и
проявляются в практической деятельности. Компетентность же в
основном рассматривается как владение определенным набором
компетенций. Следует отметить, что популярность терминов
«компетентность» и «компетенция» необоснованно затмила
ранее используемое понятие «готовность выпускника к
профессиональной деятельности».
Понятие «готовность
выпускника к профессиональной деятельности» во многих
исследованиях основывается на освоении студентом знаний,
профессиональных умений,
включающих предметные и
социальнопсихологические умения. Кроме того, готовность
выпускников к профессиональной деятельности предполагает
формирование таких отношений и установок, свойств и качеств
личности, которые обеспечивают возможность будущему
специалисту сознательно и добросовестно, со знанием дела
приступать и творчески выполнять свои профессиональные
функции и обязанности [6, с. 63]. В последнее время понятие
«готовность» используется лишь в описании компетенций или
компетентности, хотя, на наш взгляд, они должны стоять в одном
ряду.
И.
Субетто,
Разделяя точку зрения А.
что
компетентность формируется, главным образом, за пределами
вуза по мере накопления опыта в соответствующей
профессиональной деятельности,
мы считаем термин
«готовность к профессиональной деятельности» более точным
применительно к выпускнику вуза.
Готовность к профессиональной деятельности в рамках компетентностного
подхода представляет собой уровень сформированности
определенного набора компетенций в процессе обучения в вузе в
совокупности с готовностью их активизировать в будущей
профессиональной деятельности. Иными словами, это первая
ступень выпускника вуза к становлению компетентным
специалистом.
Список литературы
1.
О.С.
Кошевой,
Организация управления
образовательной средой вуза на основе системного
подхода. // Образовательные ресурсы и технологии. №1.
2012. С. 6871.
2. Калимуллина, О.А. Синергетический подход в
процессе формирования творческой направленности //
Вестник Тамбовского университета. – М.: Российский
экономический университет им. Г.В. Плеханова, №3. 2013. С.
2024.
3. Зимняя, И. А. Личностная и деятельностная
направленность
компетентностей как результата
современного образования // Актуальные проблемы качества
образования и пути их решения : матер. XVI науч.метод.
конф. – М. : Иссл. центр проблем качества подготовки
специалистов, 2006. – С. 6–19.
4. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели
качества подготовки специалиста // Высшее образование
сегодня. – 2004. – № 3. – С. 20–26.
5.
Зеер,
Модернизация
образования:
профессиональнопедагогического
инновационный аспект // Образование и наука. – 2006. – № 6.
– С. 44–54.
Ф.
Э.
6. Чернова, Ю. К. Квалиметрические методы
выделения базовых компетенций при подготовке
специалистов инженерного профиля / Ю. К. Чернова, С. Ш.
Палферова // Квалиметрия в образовании: методология,
методика, практика : матер. XI симп.; под науч. ред. Н. А.
Селезневой и А. И. Субетто. – М. : Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 87 с.
Статья : КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
Статья : КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
Статья : КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
Статья : КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
Статья : КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.