Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"
Оценка 5

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
17.12.2017
Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"
Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»" содержит рекомендации для педагогов по использованию в учебном процессе данной технологии.Рекомендации будут интересны преподавателям специальной дисциплины " Менеджмент" в техникуме.В статье подробно рассмотрены правила работы с кейсами, виды презентации кейсов студентами.Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»" содержит рекомендации для педагогов по использованию в учебном процессе данной технологии.Рекомендации будут интересны преподавателям специальной дисциплины " Менеджмент" в техникуме.В статье подробно рассмотрены правила работы с кейсами, виды презентации кейсов студентами.
Методика организации занятий по дисциплине.docx
Методика организации занятий  по дисциплине «Менеждмент» с использованием метода «case ­study» Использование метода «сase­study» как технологии профессионально­ ориентированного   обучения   представляет   собой   сложный   процесс,   плохо поддающийся алгоритмизации.  Формально можно выделить следующие этапы:  ознакомление студентов с текстом кейса;      анализ кейса; организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации;  оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии. Ознакомление студентов с текстом кейса и последующий анализ кейса чаще   всего   осуществляются   за   несколько   дней   до   его   обсуждения   и реализуются   как   самостоятельная   работа   студентов;   при   этом   время, отводимое   на   подготовку,   определяется   видом   кейса,   его   объемом   и сложностью. Общая   схема   работы   с   кейсом   на   данном   этапе   может   быть представлена   следующим   образом:   в   первую   очередь   следует   выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие именно из представленных данных важны для решения; войти в ситуационный контекст кейса, определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, необходимые для анализа,   понять,   какие   трудности   могут   возникнуть   при   решении   задачи; следующим этапом является выбор метода исследования. Обсуждение небольших кейсов может вкрапливаться в учебный процесс и   студенты   могут   знакомиться   с   ними   непосредственно   на   занятиях. Принципиально   важным   в   этом   случае   является   то,   чтобы   часть теоретического   курса,   на   которой   базируется   кейс,   была   бы   прочитана   и проработана студентами. Максимальная   польза   из   работы   над   кейсами   будет   извлечена   в  том с   ними   будут случае, если студенты при предварительном знакомстве   придерживаться   систематического   подхода   к   их   анализу,   основные   шаги которого представлены ниже: 1.   Выпишите   из   соответствующих   разделов   учебной   дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса. 2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление. 3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать. 4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам. 5.   Прикиньте,   какие   идеи   и   концепции   соотносятся   с   проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом. Общее правило работы с кейсами – нельзя использовать информацию, которая находится «за рамками». Например, если студент прочитал в газете статью о той самой компании, проблемы которой описаны в задании, факты из нее   брать   запрещено,   поскольку   менеджер,   принимающий   решение,   а моделируется   ситуация,   когда   студент   находится   на   его   месте,   обладает только той информацией, которая представлена в задании. Иногда, наоборот, студенту   может   быть   предоставлена   возможность   добавить   факты   из конкретной рыночной ситуации, существовавшей в рассматриваемый период времени.   В   таких   случаях   во   внимание   должна   приниматься   эрудиция студента и степень владения материалом. Организация   обсуждения   кейса   предполагает   формулирование   перед студентами   вопросов,   включение   их   в   дискуссию.   Вопросы   обычно подготавливают заранее и предлагают студентам вместе с текстом кейса. При разборе   учебной   ситуации   преподаватель   может   занимать   активную   или пассивную   позицию,   иногда   он   «дирижирует»   разбором,   а   иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах. Первый   из   них   носит   название   традиционного   Гарвардского   метода   – открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод, связанный с индивидуальным или групповым опросом, в ходе которого студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации, т.е. делают презентацию. Этот метод облегчает   преподавателю   осуществление   контроля,   хотя,   и   позволяет некоторым студентам минимизировать их учебные усилия, поскольку каждый студент опрашивается один­два раза за занятие. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли. Однако, этот метод   менее   динамичен,   чем   Гарвардский   метод.   В   открытой   дискуссии организация и контроль участников более сложен. Дискуссия   занимает   центральное   место   в   методе   сase­study.   Ее целесообразно   использовать   в   том   случае,   когда   студенты   обладают значительной   степенью   зрелости   и   самостоятельности   мышления,   умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.  Важнейшей характеристикой   дискуссии   является   уровень   ее   компетентности,   который складывается   из   компетентности   ее   участников.   Неподготовленность студентов   к   дискуссии   делает   ее   формальной,   превращает   в   процесс вытаскивания   ими   информации   у   преподавателя,   а   не   самостоятельное   ее добывание. Основным   фактором   в   дискуссии   является   степень   ее   руководства преподавателем.   Руководя   дискуссией,   преподаватель   должен   добиваться участия в дискуссии каждого студента, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии, но не ее содержание. Особое место в организации дискуссии при обсуждении и анализе кейса принадлежит  использованию метода генерации идей, получившего название «мозговой атаки» или «мозгового штурма». В методе сase­study мозговая атака применяется при возникновении у группы   реальных   затруднений   в   осмыслении   ситуации,   представляется средством повышения активности студентов. В этом смысле мозговая атака представляется не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая ее роль   не   исключена,   а   как   своеобразный   «запал»   к   бомбе   познавательной активности. Презентация, или представление результатов анализа кейса, выступает очень   важным   аспектом   метода   сase­study.   Умение   публично   представить интеллектуальный   продукт,   хорошо   его   рекламировать,   показать   его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять   под   шквалом   критики,   является   очень   ценным   интегральным качеством   современного   специалиста.   Презентация   оттачивает   многие глубинные   качества   личности:   волю,   убежденность,   целенаправленность, достоинство   и   т.п.;   она   вырабатывает   навыки   публичного   общения, формирования своего собственного имиджа. Публичная (устная) презентация предполагает представление решений кейса группе, она максимально вырабатывает навыки публичной деятельности и   участия   в   дискуссии.   Устная   презентация   обладает   свойством кратковременного   воздействия   на   студентов   и,   поэтому,   трудна   для восприятия и запоминания.   Степень   подготовленности   выступающего   проявляется   в спровоцированной   им   дискуссии;   необязательно   делать   все   заявления очевидными и неопровержимыми. Такая подача материала при анализе кейса может послужить началом дискуссии. При устной презентации необходимо учитывать   эмоциональный   настрой   выступающего;   отношение   и   эмоции говорящего вносят существенный вклад в сообщение. Одним из преимуществ публичной   (устной)   презентации   является   ее   гибкость.   Оратор   может откликаться на изменения окружающей обстановки, адаптировать свой стиль и материал, чувствуя настроение аудитории. Непубличная   презентация   менее   эффектна,   но   обучающая   роль   ее весьма   велика.   Чаще   всего   непубличная   презентация   выступает   в   виде подготовки отчета по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет, не допустить ошибки в расчетах и т.д. Подготовка письменного анализа кейса аналогична   подготовке   устного,   с   той   разницей,   что   письменные   отчеты­ презентации   обычно   более   структурированы   и   детализированы.   Основное правило   письменного   анализа   кейса   заключается   в   том,   чтобы   избегать простого   повторения   информации   из   текста,   информация   должна   быть представлена   в   переработанном   виде.   Самым   важным   при   этом   является соответствующая собственный анализ представленного материала, его   интерпретация и сделанные предложения. Письменный отчет – презентация может сдаваться по истечении некоторого времени после устной презентации, что   позволяет   студентам   более   тщательно   проанализировать   всю информацию, полученную в ходе дискуссии. Как письменная, так и устная презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная. Отчет может быть индивидуальным или   групповым   в   зависимости   от   сложности   и   объема   задания. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая   –   аналитические   способности,   умение   обобщать   материал, системно видеть проект. Презентация   может   быть   и   преподавательская,   когда   преподаватель представляет   кейс   перед   студентами,   стараясь   заинтересовать   их,   либо презентует результаты работы группы в целом, если работа над кейсом была длительной,   что   позволяет   студентам   системно   представить   сложную ситуацию. Целесообразно   выделять   промежуточную   и   конечную   презентации. Первая   связана   с   представлением   промежуточного   результата,   конечная   – дает готовое решение. В   последнее   время   все   более   популярным   становится   использование кейсов   не   только   на   стадии   обучения   студентов,   но   и   при   проверке результатов   обучения   на   экзаменах.   Студенты   получают   кейсы   перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить студентам кейс и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки. Оценивание   участников   дискуссии   является   важнейшей   проблемой обучения посредством метода сase­study. Проверка и оценка знаний должны проводиться   согласно   дидактическим   принципам   обучения.   При   этом выделяются следующие требования к оцениванию:  объективность – создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись   знания   обучаемых,   предъявление   к   ним   единых   требований, справедливое отношение к каждому;   обоснованность оценок – их аргументация; систематичность   –   важнейший   психологический   фактор, организующий и дисциплинирующий студентов, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;  всесторонность и оптимальность. Оценивание выполняет следующие функции:  контролирующую,   поскольку   выявляет   знания,   умения   и   навыки студентов;  обучающую,   т.к.   требует   достижения   студентами   определенного уровня обучения;  воспитывающую,   поскольку   в   процессе   ее   получения   идет формирование личностных качеств студентов;  организующую деятельность студента;  развивающую мышление и волевые, нравственные качества студентов;  методическую,   методику   позволяющую   совершенствовать преподавания. Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный ее недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы   за   промежуточную   работу,   оценивать   активность   студентов,   их многократные   выступления;   система   не   обладает   размахом   и куммулятивностью.   Лучше   всего   использовать   применяемую   в   мире   100­ балльную систему оценки знаний. Деятельность   преподавателя   при   использовании   метода   «case­study» включает в себя две фазы. Первая фаза представляет собой сложную внеаудиторную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа, состоящую из научно­ исследовательской,   конструирующей   и   методической   частей.   Особого внимания   заслуживает   разработка   методического   обеспечения самостоятельной   работы   студентов   по   анализу   кейса   и   подготовке   к обсуждению, а также методического обеспечения предстоящего занятия по его разбору. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом,   организует   дискуссию   или   презентацию,   поддерживает   деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации. Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу обучения. Начало занятия   (дискуссии   или   презентации)   –   это   единственный   момент,   когда ситуация полностью находится в руках преподавателя. От того, как начнется обсуждение   кейса,   зависит   общий   тон,   интерес   и   направленность   всего занятия. Чтобы быть эффективной, учебная стратегия обсуждения должна быть тщательно  подготовлена, структурирована, регламентирована  во   времени  и контролируема. Обычно   дискуссия   начинается   с   постановки   преподавателем стимулирующих   вопросов,   подготовленных   заранее.   Преподаватель   должен стараться   предусмотреть   возможную   реакцию   аудитории   на   поставленные вопросы, направляя обсуждение на достижение учебных целей. Как   правило,   во   всех   дискуссиях   при   обсуждении   кейсов преподавателем формулируются четыре основных вопроса: 1. Почему ситуация выглядит как дилемма?  2. Кто принимал решение? 3. Какие варианты решения имел тот, кто принимал решение?  4. Что ему надо было сделать? Учитывая   ответы   на   эти   вопросы,   преподаватель   должен   прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и акцентируя те моменты, на рассмотрение которых он хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что студенты могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. В своей практике преподавания я применяю данную технологию на  практических занятиях по дисциплине « Менеждмент»  для специальности  « Коммерция». Примеры кейсов:  Тема: Взаимодействие в коллективе. Кейс №1 «Надоедливый новичок» В отдел персонала пришла новая сотрудница Ирина М. Руководитель отдела познакомила ее   с   коллегами,   провела   экскурсию   по   офису,   показала,   где   можно   взять   образцы документов, поставила задачи на неделю. Через какое­то время девушка обратилась за помощью к сотруднице отдела Юлии Д., которая подробно объяснила ей все нюансы. Через несколько часов Ирина опять спросила про то, о чем Юлия уже ей подробно рассказывала. Но, несмотря на это, Юлия спокойно повторила все сказанное, еще раз объяснила, где взять нужные   документы.   Через   несколько   дней   просьбы   пояснить   что­либо   повторились,   а потом дошло до того, что Ирина стала дергать Юлию по любому самому незначительному вопросу.   Однажды   Юлия   не   выдержала   и   нагрубила   новой   сотруднице,   а   Ирина пожаловалась на нее руководителю, что та не помогает ей адаптироваться. Задание. Как должен поступить в такой ситуации руководитель? Что нужно было сделать Юлии, когда Ирина стала доставать ее постоянными вопросами? Кейс № 2 «Выбор сотрудника» Описание ситуации: Вы являетесь Управляющим пяти АЗС компании «Лесной город» в городе N. Одной из Ваших АЗС является «Зеленый Кедр». У нее максимальная проходимость среди других Ваших АЗС. В связи с этим нагрузка на персонал достаточно большая. Если заправщики у Вас еще удерживаются, так как суммарно получают хорошие чаевые, то текучка кассиров у Вас достаточно высокая. Так что перед Вами стоит задача поиска и оценки кандидата на должность кассира, поскольку их Вам не хватает. Ситуация еще осложняется тем, что АЗС «Зеленый Кедр» имеет мини-маркет с открытой выкладкой, так что задач у кассиров много, а чаевые они не получают. К тому же и функционал у кассиров шире, чем в других топливных компаниях, поэтому найти хорошего кандидата бывает трудно. В функциональные обязанности кассиров компании «Лесной город» входит:       Обслуживание клиентов на кассе; Приемка товаров; Контроль сроков годности товаров; Участие в проведении инвентаризации товара; Выполнение плана продаж по промо продукции; Уборка помещений (полы, полки, туалет и т.д.) Условия   работы: график   2/2   месяц   в   день   с   9   до   21,   месяц   в   ночь   с   21   до   9   (по договоренности  с  управляющим  АЗС  можно  только  в  день  или   только   ночь).  Вам   как управляющему удобнее, чтобы кассир мог выходить как в день, так и в ночь. Задача: Подумайте, пожалуйста, и напишите профиль кандидата на вакансию кассира на АЗС   «Зеленый   Кедр»   в   компании   «Лесной   город». Какими   характеристиками   и компетенциями (знаниями, навыками, особенностями личности он должен обладать), чтобы успешно работать кассиром на Вашей АЗС Кейс № 3 “Розничный магазин” Описание ситуации: Продавец Петрова А.К. работает в отделе один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить ассортимент отдела, установить доброжелательные отношения   с   коллективом   сотрудников.   По   характеру   спокойная,   уравновешенная.   К работе относится ответственно, проявляет желание работать в магазине. Однако в общении с покупателями инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, просьбы о помощи в выборе товара, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму. С большей увлеченностью   занимается   расстановкой   товара,   поддержанием   чистоты   и   порядка   в торговом  зале,   в   связи   с   чем   потенциальные   покупатели   часто  остаются   без  внимания продавца и уходят. Задание: продумайте и составьте  мотивационную беседу с сотрудником Петровой А.К. на проявление инициативы в общении с покупателями.

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"

Статья " Методика организации занятий по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case study»"

Статья " Методика организации занятий  по дисциплине «Менеджмент» с использованием метода «case  study»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2017