Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"
Оценка 4.9

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
26.03.2018
Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"
В настоящее время, эта тема очень актуальна для работников образования. Эта статья поможет разобраться в требованиях ФГОС. В этой статье более чем дается разъяснение, что такое метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,что они должны отражать и как достичь результата .
Раздел 1.docx курсы.docx
Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС Известно, что важнейшим систем образующим компонентом конструкции Федеральных государственных образовательных  стандартов является ориентация на результаты образовани Требования к результатам освоения общего образования четко  определены в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и структурированы по ключевым разделам: предметные, метапредметные и  личностные результаты. Процитируем документ. Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Под метапредметными результатами понимаются освонные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам 1 Из текста документа следует, что предметные результаты рассматриваются в сфере содержания образования. Предметные  результаты обучения более подробно определены в документе под   названием «Фундаментальное ядро содержания общего  образования» – базовом документе для создания базисных учебных планов, программ и учебно­методических материалов. В  соответствующих разделах этого документа указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому  в средней школе. «Под метапредметными результатами понимаются <...> способы деятельности», следовательно, пути достижения  метапредметных результатов находятся в сфере деятельности, которая может быть организована на содержании разных  учебных предметов. Такая деятельность традиционно называется общеучебной. логично предположить, что личностные  результаты включают в себя и предметные и метапредметные результаты, которые достигает / достигнет ученик как субъект  образовательного процесса.Если содержание планируемых предметных результатов представляется относительно ясным, то  содержание метапредметных результатовкак способов действийтребует дальнейшего разъяснения. Более подробные  требования к метапредметным результатам обу­чения изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте  основного общего образования Еще раз обратимся к документу.Метапредметные результаты освоения основной об­ разовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обуче-ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;  5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Вновь утверждается, что достижение метапредметных результатов лежит в сфере деятельности учеников, точнее общеучебной деятельности. Требования достаточно обширны, поэтому предполагают некоторую систематизацию. Просмотрев их еще раз, что называется «с карандашом в руке», выделим ключевые направления организации  общеучебной деятельности, направленной на достижение метапредметных результатовобучения: формирование регулятивных умений; формирование учебных умений познавательной направленности, в том числе логических, а также умения преобразовывать  форму представления информации из одного вида в другой, например текстовую в графическую, графическую в текстовую,  статистику в текст и т.д.; речевое развитие учащихся, включая чтение;формирование коммуникативных умений; овладение информационно­коммуникативными технологиями ;формирование экологического мышления и поведения  учащихся.Следует отметить, что принципиально новых для учителя тре­бований нет, все они уже несколько лет находятся в  поле зрения школьных учителей; в то же время эти требования, пожалуй, впервые собраны в единый перечень. Универсальные учебные действия Напомним, что «под метапредметными результатами понимаются... способы деятельности» . Вопрос: какие?В документе под названием «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть необходимые  разъяснения:Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового соци-ального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться Далее поясняется, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т.е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком (собственно психологическом значении)  термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его  способности  к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Следовательно, обучение учащихся универсальным учебным  действиям как способам усвоения новых знаний и умений по предмету и  есть путь достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего  образования. Формирование универсальных учебных действий – важное и необходимое условие подготовки учеников к успешной сдаче  ОГЭ и ЕГЭ. Это гораздо продуктивнее распространенного «натаскивания» на запоминание и заучивание правильных ответов.  В дальнейших разделах мы рассмотрим вопросы методики формирования УУД, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения, а также особенности конструирования уроков, отвечающих требованияФГОС. Универсальные учебные действия группируются в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательной  направленности и коммуникативные. В блок личностных универсальных учебных действий «входят жизненное, личное, профессиональное самоопределение;  действия смыслообразования и нравственно­этического оценивания... знания моральных норм... а также ориентация в  социальных ролях и межличностных отношениях»Применительно к учебной деятельности в условиях личностно  ориентированного обучения особо выделяется: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи  между целью и мотивами и результатами собственной учебной деятельности; действие нравственно­этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из личных и общественных ценностей. Регулятивные действия призваны обеспечить организацию учащимся своей собственной учебной деятельности, в том числе: целеполагание как умение определить известное и неизвестное и поставить перед собой учебную задачу;планирование как  умение определить последовательность  необходимых действий, составить план; если необходимо, определить промежуточные задачи, обеспечивающие решение  основной; коррекциякак умение внести изменения, дополнения в ранее намеченный план или в выбранный способ / последовательность  действий в случае необходимости; оценивание, как умение адекватно оценить полученный результат, эффективность способа его достижения, а также  определить иные значимые критерии оценки. Важной частью регулятивных действий является умение / способность настроить себя на необходимую деятельность,  например на решение учебной задачи, содержание которой после первого прочтения кажется неприступно сложным или  абсолютно незнакомым; умение проявить волевое усилие, заставить себя выполнить учебное задание, кажущееся, например,  неинтересным или даже ненужным. Коммуникативные действия подразумевают умения сотрудничать с учителем и другими учащимися в разных видах  деятельности, в том числе образовательной, игровой и т. д., умение дискутировать, понимать позицию других людей, вести  конструктивный диалог. Познавательные действия включают в себя логические, в том числе умение структурировать знания, устанавливать связи  между изучаемыми объектами / явлениями, применять универсальные законы правильного мышления. К этой группе универсальных учебных действий относится читательская грамотность как  способность человека понимать и использовать письменные тексты,  размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,  участвовать в социальной жизни; а также умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К этой группе  относят умения вести  поиск информации, анализировать ее, обрабатывать, представлять в разных видах и формах. Мы уже отмечали, что предметным результатом образовательной деятельности является усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта – знаний, умений и навыков, изучаемых в рамках отдельного учебного предмета . Метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности универсальные учебные умения, которые они (учащиеся) могут и способны применить не только в обучении, но и при решении жизненно важных проблем . рассмотрим, что на практике означает процесс формирования универсальных учебных действий на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. На многих-многих очных учительских курсах и семинарах для учителей-предметников и для педагогических коллективов автор предлагала слушателям учебное задание. (Для актуализации знаний заданию предшествовали примеры обязательных фактических знаний учащихся по основам предмета окружающий мир, например, упоминалось расстояние от Земли до Солнца, равное 150 млн км.) Пример задания. Назовите расстояния, на которых находятся от Солнца следующие планеты земной группы: 1) Венера 2) Марс 3) Меркурий а) 58 млн км б) 108 млн км в) 150 млн км г) 228 млн км Вопросы слушателям: 1) Как вы думаете, вправе / не вправе учитель требовать от ше-стиклассника (и более старших учеников) правильный ответ? 2) Вы сами можете дать верный ответ? В разных регионах нашей необъятной родины реакция былапрактически единодушная: «Конечно, нет!». Впрочем, самой первой реакцией часто был вопрос: «Зачем это надо?!» с легко про- читываемым ответом. После выдерживаемой автором длительной паузы из зала звучали неуверенные предположения: «Вообще-то, если подумать... то они могут / мы сможем определить...». Считаю чрезвычайно важным обратить внимание на реакцию учительской аудитории. В описанной ситуации ярко проявилась ориентиро- ванность на наличие / отсутствие фактического знания: знаешь конкретные расстояния – можешь ответить, а поскольку выучить расстояния от каждой планеты до Солнца возможности / необхо- димости / желания не было (т.е. «не выучил – не знаешь!»), то и ответить невозможно. Отсюда и эмоциональное: «Зачем? Для чего мне это надо?!» (Признаем, что вопрос отчасти справедлив, но ... . Ученик, столкнувшийся с незнакомым и неожиданным для него за данием на ОГЭ и ЕГЭ, может тратить время и силы на возмущение вместо того, чтобы направить и силы, и время на поиск решения.) Действие «подумать» в описанной ситуации осуществлялось не в силу привычки, не как очевидное целеполагание – дано задание, следовательно, «надо /необходимо / придется подумать», а скорее как исключение: «Если подумать, то можно определить / подо- брать ответ!».рассмотрим описанную образовательную ситуацию с позиции требований ФГОС ООО. Содержание задачи – базовые фактические знания по предмету окружающий мир. Изменим реакцию восприятия задания: «Я не знаю / не помню / никогда не задумывался и не пытался запомнить расстояния от Солнца до других планет», но (!) «что я знаю, для того, чтобы решить возникшую передо мной задачу. расстояние от Земли до Солнца – 150 млн км (это программ- ное обязательное знание!), следовательно, один из вариантов от-ветов можно исключить. В условии задачи остаются три планеты и три числа, обозначающие расстояния, которые остается соотнести друг с другом. Если я знаю, что Меркурий самый близкий к Солнцу – выбираю самое маленькое из предложенных расстояний(и уже не важно, что это 58 млн км, а, например, не 62 или какое-то еще!). Соответственно, Венера – 108 млн км, Марс – 228 млн км». Итак, учителю / ученику, прочитавшему условие задачи, следует преодолеть возникшее непонимание / отторжение / нежелание ее решить. Для получения правильного ответа необходимо определить известное и неизвестное, определить содержание и последователь- ность необходимых действий и получить правильный ответ. Задача построена на предметном содержании и предполагает применение фактических знаний по предмету – расстояния от Земли до Солнца Понятие– мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними По содержанию выделяют конкретные понятия, обозначающие объект («река», «геометрическая фигура», «повесть», «роман», «планета») и абстрактные понятия, обозначающие признак или свойство («интерес», «патриотизм»). Очевидно, что число конкретных и абстрактных понятий существенно различается в содержании разных предметов, например в курсах математики и химии или в обществознании.абстрактные, неопределенные понятия имеют неясное содержание. Приведем пример. «Справедливая Россия» считает необходимым законодательно защитить патриотические чувства российских  граж­дан от направленных против нашей страны провокаций и оскорблений. <...> Поправки в законодательство подготовил зампред комитета ГД по энергетике Олег Михеев. <...> Он предлагает понимать под  патриотическими чувствами  «эмоциональную связь человека со страной, гражданином которой он является, характеризующуюся любовью к этой стране, ответственным отношением к ее судьбе, уважением к ее истории и культуре»  Очевидно, что под «эмоциональной связью» или «любовью к стране» разные люди могут подразумевать разное содержание. Житейские понятия «хороший учитель» и «хороший ученик» с точки зрения формальной логики – также понятия с неясным содержанием. Суждение– форма мышления, в которой выражаются отношения между двумя и более понятиями. Следовательно, суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например: «а.С. Грибоедов» (понятие А), «поэма “Горе от ума”» (понятие В), «поэма “Мертвые души”» (понятие C). «а.С. Грибоедов является автором поэмы “Горе от ума”» или «а.С. Грибоедов написал поэму “Горе от ума”». Это динаковые по смыслу суждения, показывающие отношение между двумя понятиями. «а.С. Грибоедов создал поэму “Мертвые души”». Это тоже суждение, но ложное. Языковая форма суждения повествовательное предложение. Соответственно, ни вопросительное, ни восклицательное предложение суждением не является. Учить школьников задавать вопросы, безусловно, и нужно, и полезно, но помнить о том, что вопрос не есть суждение – столь же необ- ходимо. Умозаключение– это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Например, мы смотрим на географическую карту (источник ин- формации) и определяем, что «северная часть Баренцева моря мелководная». Это суждение. Далее определяем по условному знаку «зимняя граница плавучих льдов» еще один признак моря и его пространственное расположение: «северная часть Баренцева моря замерзает». Это тоже суждение. Формулируем новое суждение на основе двух предыдущих: «Баренцево море замерзает в своей мелководной части». Вернемся к понятию. Можно без преувеличения сказать, что каждый учитель работает над изучением понятий, но вопрос в том, что составляет содержание этой работы.Наблюдения показывают, что в большинстве случаев работа над понятием отождествляется с изучением его определения, при том, что большинство определений представляются учащимся готовы- ми. Учащимся рекомендуется / предлагается / требуется выучить определения и научиться их воспроизводить, это воспроизводство и составляет основу контроля знаний. Как правило, отсутствует вариативность формулировок и та, что предложена учителем или в учебнике, представляется  единственной, что вновь мотивирует учащихся только на ее заучивание. Предложим не сложное, но эффективное задание, позволяющее определить, формально или нет усвоено понятие. Пример задания. Составьте текст из пяти предложений на тему «Горы Земли», используя слова: горы, горные породы, Анды, меридиан, Джомолунгма. Каж дое с лово употребите в отдельном предложении, не изменяя их порядок.Проанализируем одну из работ. Подведем итоги 1. Требования к результатам освоения общего образования структурированы по ключевым разделам: предметные, метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты образования рассматриваются в сфере содержания образования, а метапред метные результаты находятся в сфере общеучебной деятельности, организуемой на содержании разных учебных предметов 2. Достижение метапредметных результатов осуществляется по- средством обучения учащихся универсальным учебным действиям как способам усвоения новых знаний и умений. Универсальные учебные действия группируются в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательной направленности и коммуника- тивные. 3. Обучение правильному мышлению невозможно без овладения основами формальной логики. Основными формами абстракт- ного мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Овладение учащимися научными понятиями осуществляется в процессе учебной деятельности посредством специальных упраж- нений – учебных задач на специально организованном учебном содержании. 4. Условием успешного овладения универсальными учебными действиями является единство учителей-предметников в понимании мыслительных операций по формированию мышления учащихся и в их педагогической деятельности с учетом специфики «своего» предмета. Вопросы и задания для самостоятельной работы

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"

Статья"Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации требований ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018