Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
Взрослым
23.09.2019
В данной статье рассматривается своеобразие лирики известного хакасского писатель Николая Георгиевича Доможакова. Н. Г. Доможакаков постоянно обращался к теме природы в своих произведениях. Пейзажные зарисовки стали неотъемлемой частью его лирических произведений. Картины природы в лирике Н. Г. Доможакова помогают раскрыть образ лирического героя.
публикация.docx
Нурбекян Надежда Юрьевна Республика Хакасия, УстьАбаканский район, аал
Райков МБОУ «Райковская СОШ им. Н. И. Носова» Тема: « Поэтика природы в лирике
Н. Г. Доможакова»
Известен афоризм – «лучшая биография поэта – его стихи». В них выражается
поэтическая индивидуальность, «свое видение мира». Николай Доможаков принял эстафету
от первых поэтов Хакасии – Петра Штыгашева, Василия Кобякова, Михаила Кокова. У них
он брал первые уроки поэтического мастерства. В конце 30х – начале 40х годов ушли из
жизни поэты первого поколения. Николай Доможаков продолжал традиции своих старших
современников, создавая новые.[Угнивицкая 1976:1]
В лирике Н. Г. Доможакова нашло отражение многообразие связей человека с
окружающим миром. Поэт относится к природе как к мудрому учителю, восхищается
красотой, верит в ее животворящую силу. Она открывает свои тайны, вдохновляет на
поэтическое творчество. Стихи о природе Н. Г. Доможакова – это прямое обращение к
рекам, горам, цветам, степи, в котором он ищет моральную поддержку, ответы на самые
сокровенные вопросы. Создается впечатление, что поэт разговаривает с близкими и
дорогими ему людьми. Обращаясь к цветку, он изливает ему свою благодарность за его
совершенство, красоту и радость, которую он приносит человеку. [Карамашева 1995:2]
Степной цветок
Краса природы
И вешний цвет ее лица,
Ты сердце радуешь народа,
Глаза лаская без конца.
Распространяя запах сладкий,
Ты пчел зовешь
На пир земной
И разрешаешь без остатка
Все взять из чашечки цветной.
(1948)
Стихотворение «Цветок» помогает понять светлый мир красок и образов, чистый мир
поэзии Н. Г. Доможакова. Это эмоциональный эскиз всей пейзажной лирики поэта.
Мир цветов в лирике Доможакова представлен следующим рядом образов:
ирисы, жарки, одуванчик, саранки. В его цветочном мире нет такого многообразия, как
напримеру А. Кыштымова ,но следует выделить, в лирике Доможакова цветы степные, то есть
настоящие, созданной самой природой. Николай Доможаков одним из первых в хакасской
литературе утверждает жанр пейзажной лирики.
Стихотворениям Николая Георгиевича характерно обращение к луне, родным степям, рекам
Таштыпу, Енисею, Абакану, горам тасхылам, ласточке. Некоторую декоративность в ранних
образцах лирики поэт преодолевает. И в стихотворении «Музыка» создает впечатляющие
образы, привлекающие сочным национальным колоритом, в кипении речек он слышит
«переборы чатханов всей родимой стороны», солнце видится ему «звонким бубном над
грядами гудящими Саян».
Звенят в степи утрами птичьи хоры,
Поют, гоня отары, чабаны. В кипенье речек слышу переборы
Чатханов всей родимой стороны.
Та музыка царит на белом свете.
(1973)
Живость и свежесть восприятия природы порождены и непосредственным ощущением
красоты родной природы, трепетной любовью к ней – одним из слагаемых патриотического
чувства.
Стиль Доможакова – поэта ясен и прост, строфика традиционна. Сложные формы
свободного стиха – не его стихия. Но в рамках традиционных форм поэт сумел создать
образцы поэзии, полные глубокой мысли, раздумий о жизни. В стихотворении «Луна»,
нарисовав луну красавицей ночных небес, поэт восклицает:
Когда вечернею порою
Ты всходишь шаром золотым,
Твоей любуюсь я красою,
Убранством светлым и простым.
Всегда в одном и неизменном
Ты появляешься венце.
И в кружный путь обыкновенно
Течешь с улыбкой на лице.
Творчески используя выразительные средства народной национальной поэзии, поэт
доверительно и проникновенно рассказывает своему читателю о красивой «двуглавой»
горной вершине Карагай:
Ты стелешь ковер цветов, Карагай.
Ласкаешь сердца людей, Карагай,
Ты бережно зайцев и рябчиков бойких хранишь,
Высокие травы для коз быстроногих таишь.
о голубых «без края» полях, покрытых «нежными, бархатными» цветущими ирисами, о
«щедром» дожде. Меткое сравнение, гибкая, выразительная метафора живо воспроизводит и
такую своеобразную примету родной природы: [Кошелева1996:3]
Голодный, злобный бежит мороз,
Как волк зубами, скрипит, скрежещет,
Кусает щеки и щиплет нос,
Жжет, словно с силой лозою хлещет.
(1953)
В пейзажной лирике поэт воссоздает в красках, образах, движении неповторимую
«благодать любимой» земли:
У озера нудную песньканитель
Под зонтиком кучки дудит коростель,
И щука, что в ряске поднялась торчком,
Заслушалась, чуть шевеля плавником…
А солнце пылает на полный размах,
И только сверканье в пестрых лугах:
То вложит алмаз курослепу в ладонь,
То щедро, как сварщик, разбрызжет огонь.. Нет, нет невозможно никак передать
Словами любимых лугов благодать!
(1952)
Хочется отметить, что особую роль в лирике Доможакова занимает описание тайги,
леса. Лес величайший источник здоровья. Так приятна чистая, девственная природа, столько
нераскрытого и интересного. Доможаков воспевает красоту хвойных лесов тайги:
Где теснятся друг к другу хребты,
Где сохатые меряют силы,
Недоступная свету, все ты
Мрачной чащею горы покрыла
Вековая тайга. И весной
Ты угрюмой чернела стеной.
Но в то же время он как бы предупреждает об опасностях, которые могут подстерегать нас в
тайге:
Собирались тайгой пренебречь,
«Зуд небесный» в ночи пересечь,
Да не вышло – крута высота,
Бездорожны глухие места.
Как истинный сын своего народа поэт не может обойти своим вниманием святое для
хакасов слово степь. Во многих стихотворениях заметны образы степи. Образ степи
является одним из главных в его поэзии, это синоним родного народа, народа высоких
духовнонравственных достоинств. Только слово способно передать животворную силу любви
к родной земле, приблизить к святыне, ибо оно отголосок самой жизни, голос истории, суть
души поэта. В стихотворении «Уйбатская степь» образ степи имеет еще более широкое
понятие. Для стихотворения характерно обилие риторических вопросов и восклицаний:
Уйбатская степь,
Какою
До нашей поры ты была?
Ширь степного простора подчеркивается такими эпитетами: «раздолье степное»,
«беспредельные», «край степной», «степной океан».
Умение увидеть и отразить увиденное в поэтической форме не перегружая
стихотворение стилистическими тропами, характерный признак всей лирики Николая
Георгиевича Доможакова. Библиографический список
1. Доможаков Н.Г. (19161976) // Литература Хакасии: 10 кл. Абакан, 1996. С. 1314.
2. . Карамашева В. Доможаков Н.Г. // Карамашева В. Творчество хакасских писателей в
школе. Абакан, 1995. С. 4572.
3. Кошелева А.Л. Лирика Николая Доможакова: (У седых вершин Саяна) // Кошелева А.Л.
Поэтическое слово Сибири. Абакан, 1996. С. 4047.
Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"
Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"
Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"
Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.