Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"
Оценка 4.7

Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
Взрослым
23.09.2019
Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"
В данной статье рассматривается своеобразие лирики известного хакасского писатель Николая Георгиевича Доможакова. Н. Г. Доможакаков постоянно обращался к теме природы в своих произведениях. Пейзажные зарисовки стали неотъемлемой частью его лирических произведений. Картины природы в лирике Н. Г. Доможакова помогают раскрыть образ лирического героя.
публикация.docx
Нурбекян Надежда Юрьевна Республика Хакасия, Усть­Абаканский район, аал Райков МБОУ «Райковская СОШ им. Н. И. Носова» Тема: « Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова»         Известен   афоризм   –   «лучшая   биография   поэта   –   его   стихи».   В   них   выражается поэтическая индивидуальность, «свое видение мира». Николай Доможаков принял эстафету от первых поэтов Хакасии – Петра Штыгашева, Василия Кобякова, Михаила Кокова. У них он брал первые уроки поэтического мастерства. В конце 30­х – начале 40­х годов ушли из жизни поэты первого поколения. Николай Доможаков продолжал традиции своих старших современников, создавая новые.[Угнивицкая 1976:1] В   лирике   Н.   Г.   Доможакова   нашло   отражение   многообразие   связей   человека   с окружающим   миром.   Поэт   относится   к   природе   как   к   мудрому   учителю,   восхищается красотой,   верит   в   ее   животворящую   силу.   Она   открывает   свои   тайны,   вдохновляет   на поэтическое творчество. Стихи о природе     Н. Г. Доможакова – это прямое обращение к рекам, горам, цветам, степи, в котором он ищет моральную поддержку, ответы на самые сокровенные вопросы. Создается впечатление, что поэт разговаривает                   с близкими и дорогими   ему   людьми.   Обращаясь   к   цветку,   он   изливает   ему   свою   благодарность   за   его совершенство, красоту и радость, которую он приносит человеку. [Карамашева 1995:2] Степной цветок­ Краса природы И вешний цвет ее лица,­ Ты сердце радуешь народа, Глаза лаская без конца. Распространяя запах сладкий, Ты пчел зовешь На пир земной И разрешаешь без остатка Все взять из чашечки цветной. (1948) Стихотворение «Цветок» помогает понять светлый мир красок и образов, чистый мир поэзии Н. Г. Доможакова. Это эмоциональный эскиз всей пейзажной лирики поэта.   Мир цветов в лирике Доможакова представлен следующим рядом образов: ирисы,   жарки,   одуванчик,   саранки.   В   его   цветочном   мире   нет   такого   многообразия,   как напримеру А. Кыштымова ,но следует выделить, в лирике Доможакова цветы степные, то есть настоящие, созданной самой природой. Николай Доможаков одним из первых в хакасской литературе утверждает жанр пейзажной лирики.   Стихотворениям Николая Георгиевича характерно обращение к луне, родным степям, рекам Таштыпу, Енисею, Абакану, горам ­ тасхылам, ласточке. Некоторую декоративность в ранних образцах  лирики  поэт преодолевает. И  в стихотворении  «Музыка»  создает  впечатляющие образы,   привлекающие   сочным   национальным   колоритом,   в   кипении   речек   он   слышит «переборы   чатханов   всей   родимой   стороны»,   солнце   видится   ему   «звонким   бубном   над грядами гудящими Саян».   Звенят в степи утрами птичьи хоры, Поют, гоня отары, чабаны. В кипенье речек слышу переборы Чатханов всей родимой стороны. Та музыка царит на белом свете. (1973) Живость и свежесть восприятия природы порождены и непосредственным ощущением красоты родной природы, трепетной любовью к ней – одним из слагаемых патриотического чувства.        Стиль  Доможакова  – поэта ясен и  прост, строфика традиционна.  Сложные  формы свободного стиха – не его стихия.   Но в рамках традиционных форм поэт сумел создать образцы   поэзии,   полные   глубокой   мысли,   раздумий   о   жизни.   В   стихотворении   «Луна», нарисовав луну красавицей ночных небес, поэт восклицает:  Когда вечернею порою Ты всходишь шаром золотым, Твоей любуюсь я красою, Убранством светлым и простым. Всегда в одном и неизменном Ты появляешься венце. И в кружный путь обыкновенно Течешь с улыбкой на лице.     Творчески   используя   выразительные   средства   народной   национальной   поэзии,   поэт доверительно   и   проникновенно   рассказывает   своему   читателю     о   красивой   «двуглавой» горной вершине Карагай: Ты стелешь ковер цветов, Карагай. Ласкаешь сердца людей, Карагай, Ты бережно зайцев и рябчиков бойких хранишь, Высокие травы для коз быстроногих таишь. о   голубых   «без   края»   полях,   покрытых   «нежными,   бархатными»   цветущими   ирисами,   о «щедром» дожде.  Меткое сравнение, гибкая, выразительная метафора живо воспроизводит и такую своеобразную примету родной природы: [Кошелева1996:3] Голодный, злобный бежит мороз, Как волк зубами, ­ скрипит, скрежещет, Кусает щеки и щиплет нос, Жжет, словно с силой лозою хлещет. (1953) В   пейзажной   лирике   поэт   воссоздает   в   красках,   образах,   движении   неповторимую «благодать любимой» земли: У озера нудную песнь­канитель Под зонтиком кучки дудит коростель, И щука, что в ряске поднялась торчком, Заслушалась, чуть шевеля плавником… А солнце пылает на полный размах, И только сверканье в пестрых лугах: То вложит алмаз курослепу в ладонь, То щедро, как сварщик, разбрызжет огонь.. Нет, нет невозможно никак передать Словами любимых лугов благодать! (1952) Хочется отметить, что особую роль в лирике Доможакова занимает описание тайги, леса. Лес ­ величайший источник здоровья. Так приятна чистая, девственная природа, столько нераскрытого и интересного. Доможаков воспевает красоту хвойных лесов тайги:  Где теснятся друг к другу хребты, Где сохатые меряют силы, Недоступная свету, все ты Мрачной чащею горы покрыла Вековая тайга. И весной Ты угрюмой чернела стеной. Но в то же время он как бы предупреждает об опасностях, которые могут подстерегать нас в тайге:  Собирались тайгой пренебречь, «Зуд небесный» в ночи пересечь, Да не вышло – крута высота, Бездорожны глухие места.           Как истинный сын своего народа поэт не может обойти своим вниманием святое для хакасов   слово   ­   степь.   Во   многих   стихотворениях   заметны   образы   степи.   Образ   степи является   одним   из   главных   в   его   поэзии,   это   синоним   родного   народа,   народа   высоких духовно­нравственных достоинств. Только слово способно передать животворную силу любви к родной земле, приблизить к святыне, ибо оно отголосок самой жизни, голос истории, суть души   поэта.   В   стихотворении   «Уйбатская   степь»   образ   степи   имеет   еще   более   широкое понятие. Для стихотворения характерно обилие риторических вопросов и восклицаний: Уйбатская степь, Какою До нашей поры ты была? Ширь   степного   простора   подчеркивается   такими   эпитетами:   «раздолье   степное», «беспредельные», «край степной», «степной океан». Умение   увидеть   и   отразить   увиденное   в   поэтической   форме   не   перегружая стихотворение   стилистическими   тропами,   характерный   признак   всей   лирики   Николая Георгиевича Доможакова. Библиографический список 1. Доможаков Н.Г. (1916­1976) // Литература Хакасии: 10 кл. ­ Абакан, 1996. ­ С. 13­14. 2. .      Карамашева В. Доможаков Н.Г. // Карамашева В. Творчество хакасских писателей в  школе. ­ Абакан, 1995. ­ С. 45­72. 3. Кошелева А.Л. Лирика Николая Доможакова: (У седых вершин Саяна) // Кошелева А.Л.  Поэтическое слово Сибири. ­ Абакан, 1996. ­ С. 40­47.

Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"

Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"

Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"

Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"

Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"

Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"

Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"

Статья " Поэтика природы в лирике Н. Г. Доможакова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2019