Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.
Оценка 5

Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.

Оценка 5
Научные работы
docx
русская литература
Взрослым
22.05.2019
Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.
В ФГОС отмечается, что педагог должен способствовать развитию коммуникативных компетенций у обучающихся (т.е. развивать речь). В статье освещается проблема развития монологической речи у обучающихся и те причины, которые способствуют ее возникновению. Описывается специфика монологического высказывания. В ней указаны уровни развития монологической речи и те приемы, которые предлагаются методистами для развития данной компетенции.
Кучина О.Д..docx
Кучина О.Д. Студентка 5 курса Зырянова О.Н. Научный руководитель: к.ф.н., доцент Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, Россия Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5­9 классах. У   современных   школьников   наблюдается   низкий   уровень   развития монологической речи. Обучение монологической речи сложный и трудоемкий процесс.   К   проблеме   развития   монологической   речи   обращались   такие методисты литературоведения как: Коровина В.Я. Маранцман В.Г., Голубков В.В.,   Львов   М.Р.   и   многие   другие.   Леонтьев   А.А.   говорит   о   том,   что трудности,   возникающие   при   развитии   монологической   речи,   обусловлены тем,   что   процесс   овладения   монологической   речью   гораздо   сложнее,   чем диалогической,   так   как   она   требует   от   говорящего   умения   связно   и последовательно   излагать   свои   мысли,   выражать   их   в   ясной   и   отчетливой форме. У обучающихся наблюдаются разные уровни развития монологической речи. К уровням сформированности речи можно отнести: а) репродуктивный б) репродуктивно­продуктивный уровень, в) продуктивный. Специфика   монологического   высказывания   обусловлена   такими   его характеристиками   как:   связность; относительная   завершенность   в   содержательном,   тематическом   плане;   целенаправленность;   логичность; продуктивность; непрерывность; самостоятельность; выразительность. Исходя из всех особенностей монологической речи, становится ясно, что учить детей ей крайне сложно, это долгий и трудоемкий процесс. Трудно потому, что они редко слышат ее в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми они чаще используют форму диалога и сами дети при общении со сверстниками используют чаще всего диалог.  Калинина   С.В.   отмечает   следующие   трудности,   возникающие   у обучающихся среднего звена при овладении монологической речью: бедность  отсутствие словарного   запаса; связности,   логичности   при   построении   монологического   высказывания;  ошибки   при   построении   предложений;  использование нарушение преимущественно простых синтаксических конструкций; несоответствие теме   изложения     порядка высказывания; высказывания; некорректное использование слов и форм слов. В средней школе, обучая детей монологу, учитель стремится достигнуть следующую   цель:   сформировать   у   обучающихся   умения:   коммуникативно­ мотивированно,  логически  последовательно  и связно, полно  и правильно  в языковом отношении выражать свои мысли в устной форме. Процесс создания монологического   высказывания   предполагает,   что   его   осуществляет   один человек, самостоятельно выстраивая речь в определенной последовательности и   выбирая   тот   языковой   материал,   который   ему   необходим.   Как   уже отмечалось   ранее,   монологическая   речь   может   быть   и   репродуктивного   и продуктивного типа. Первая не является коммуникативной. Школа должна развивать у обучающихся умение использовать именно продуктивную речь. Психолингвисты   предлагают   следующую   схему   создания   речевых выражений, которая состоит из таких этапов как: а) мотивация выражения; б) замысел;   в)   реализация   замысла;   г)   сопоставление   реализации   замысла непосредственно   с   замыслом;   Эта   схема   соответствует   структуре   любого коммуникативного действия. Соответственно   лингводидактическому   подходу   учителю   необходимо развить   у   обучающихся   умение   целенаправленно   строить   речевое высказывание, обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действенностью. Методика преподавания литературы предлагает такие виды работ по развитию   речи   обучающихся   как:  словарно­фразеологическая   работа   с текстом   художественного   произведения   и   литературно­критическими обучение   школьников   различным   видам   и   жанрам материалами;  монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально­творческих высказываний;  организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения; создание речевых ситуаций, стимулирующих   развитие   речи   школьников   на   деятельностной   основе; активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.  Основным   приемам   развития   речи   обучающихся   среднего   звена является   пересказ.   Он   может   подразделятся   на   следующие   виды:   1. Подробный;   2.   Краткий   пересказ;   3.   Выборочный   пересказ;   4.   Пересказ   с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица.  Доклады   и   сообщения являются   широко   распространенными   видами устного монолога учащихся на уроках литературы. Школьники выступают с ними при изучении обзорных тем, на занятиях по биографии писателя, при анализе   художественных   произведений,   на   заключительно­обобщающих занятиях,   уроках   внеклассного   чтения.   Доклады   и   сообщения   помогают учащимся   глубоко   осваивать   литературу   как   искусство   слова,   развивать устную и письменную речь во взаимосвязи. Трудности с формированием коммуникативных умений обучающихся, в настоящее   время,   связаны   с   тем,   что   школьники   предпочитают   узнавать произведения не читая их, а посмотрев фильм по произведению, прослушав аудиокнигу,   это   заменяет   и   чтение,   и   речевое   общение   интеллектуально­ эстетического характера. Поэтому важна работа по  развитию речи именно связанная с деятельностью обучающихся. К примеру, на уроках литературы, это может осуществляться через создание таких речевых ситуаций, которые бы формировали умение владеть различными жанрами устных высказываний. Развивая   речевые   умения   обучающихся,   необходимо   опираться   на различные  виды  и жанры  высказывания  на  литературные  темы,  тем  самым создавая благоприятные условия для всестороннего развития обучающихся не только в речевом, но и в эстетическом плане.  1. Голубков,   В.   В.   Методика   преподавания   литературы:   учеб. пособие для высших педагог. учеб. заведений / В. В. Голубков.  ‒  Москва : Московский институт открытого образования, 2014. ‒ 288 с. 2. Леушина,   А.   М.   Развитие   связной   речи   у   дошкольника: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Леушина; сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 2015. ‒  402 с. 3. Люблинская,   А.   А.   Воспитателю   о   развитии   ребенка   /   А.   А. Люблинская. ‒ Москва : Просвещение, 1972 г. ‒ 159 с. 4. Мальцева,   К.   В.   Развитие   устной   речи   учащихся   на   уроках литературы / К. В. Мальцева. ‒ Киев : Радяньска школа, 1987.  ‒  183 с. 5. Методика развития речи на уроках русского языка : книга для 2­е. ‒ учителя / Н. Е. Богуславская и др; под ред. Т. А. Ладыженской.  Москва : Просвещение, 1991. – 315 с.  Изд.  ‒ 6. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. ‒ Москва : Педагогика, 1985. ‒ 208 с. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики / Е. И. Пассов. ‒ 7. 8. Москва : Русский язык, 1989. ‒ 239 с. Подъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Подъяков.   ‒ Москва : Педагогика, 1977. ‒  272 с. 9. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе   /   Г.   В.   Рогова,   Ф.   М.   Рабинович,   Т.   Е.   Сахарова.  ‒  Москва   : Просвещение, 1991.  ‒  239 с. 10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. ‒  Санкт – Петербург :  Питер, 2015. ‒  720 с.

Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.

Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.

Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.

Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.

Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.

Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.

Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.

Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019