Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.
Оценка 5
Научные работы
docx
русская литература
Взрослым
22.05.2019
В ФГОС отмечается, что педагог должен способствовать развитию коммуникативных компетенций у обучающихся (т.е. развивать речь). В статье освещается проблема развития монологической речи у обучающихся и те причины, которые способствуют ее возникновению. Описывается специфика монологического высказывания. В ней указаны уровни развития монологической речи и те приемы, которые предлагаются методистами для развития данной компетенции.
Кучина О.Д..docx
Кучина О.Д.
Студентка 5 курса
Зырянова О.Н.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент
Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского
федерального университета, Россия
Особенности развития монологической речи у обучающихся в 59
классах.
У современных школьников наблюдается низкий уровень развития
монологической речи. Обучение монологической речи сложный и трудоемкий
процесс. К проблеме развития монологической речи обращались такие
методисты литературоведения как: Коровина В.Я. Маранцман В.Г., Голубков
В.В., Львов М.Р. и многие другие. Леонтьев А.А. говорит о том, что
трудности, возникающие при развитии монологической речи, обусловлены
тем, что процесс овладения монологической речью гораздо сложнее, чем
диалогической, так как она требует от говорящего умения связно и
последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой
форме.
У обучающихся наблюдаются разные уровни развития монологической
речи. К уровням сформированности речи можно отнести: а) репродуктивный
б) репродуктивнопродуктивный уровень, в) продуктивный.
Специфика монологического высказывания обусловлена такими его
характеристиками как:
связность;
относительная завершенность в содержательном, тематическом плане;
целенаправленность;
логичность;
продуктивность; непрерывность; самостоятельность; выразительность.
Исходя из всех особенностей монологической речи, становится ясно,
что учить детей ей крайне сложно, это долгий и трудоемкий процесс. Трудно
потому, что они редко слышат ее в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми они чаще используют форму диалога и сами дети при
общении со сверстниками используют чаще всего диалог.
Калинина С.В. отмечает следующие трудности, возникающие у
обучающихся среднего звена при овладении монологической речью: бедность
отсутствие
словарного запаса;
связности, логичности при построении монологического высказывания;
ошибки при построении предложений;
использование
нарушение
преимущественно простых синтаксических конструкций; несоответствие теме
изложения
порядка
высказывания;
высказывания; некорректное использование слов и форм слов.
В средней школе, обучая детей монологу, учитель стремится достигнуть
следующую цель: сформировать у обучающихся умения: коммуникативно
мотивированно, логически последовательно и связно, полно и правильно в
языковом отношении выражать свои мысли в устной форме. Процесс создания
монологического высказывания предполагает, что его осуществляет один
человек, самостоятельно выстраивая речь в определенной последовательности
и выбирая тот языковой материал, который ему необходим. Как уже
отмечалось ранее, монологическая речь может быть и репродуктивного и
продуктивного типа. Первая не является коммуникативной. Школа должна
развивать у обучающихся умение использовать именно продуктивную речь.
Психолингвисты предлагают следующую схему создания речевых
выражений, которая состоит из таких этапов как: а) мотивация выражения; б)
замысел; в) реализация замысла; г) сопоставление реализации замысла
непосредственно с замыслом; Эта схема соответствует структуре любого
коммуникативного действия.
Соответственно лингводидактическому подходу учителю необходимо
развить у обучающихся умение целенаправленно строить речевое
высказывание, обладающие определенными стилистическими особенностями
и значительной действенностью. Методика преподавания литературы предлагает такие виды работ по
развитию речи обучающихся как: словарнофразеологическая работа с
текстом художественного произведения и литературнокритическими
обучение школьников различным видам и жанрам
материалами;
монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до
индивидуальнотворческих высказываний; организация речевой деятельности
школьников в процессе диалогического общения; создание речевых ситуаций,
стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе;
активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте
речевой деятельности.
Основным приемам развития речи обучающихся среднего звена
является пересказ. Он может подразделятся на следующие виды: 1.
Подробный; 2. Краткий пересказ; 3. Выборочный пересказ; 4. Пересказ с
изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того
или иного героя, от третьего лица.
Доклады и сообщения являются широко распространенными видами
устного монолога учащихся на уроках литературы. Школьники выступают с
ними при изучении обзорных тем, на занятиях по биографии писателя, при
анализе художественных произведений, на заключительнообобщающих
занятиях, уроках внеклассного чтения. Доклады и сообщения помогают
учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать
устную и письменную речь во взаимосвязи.
Трудности с формированием коммуникативных умений обучающихся, в
настоящее время, связаны с тем, что школьники предпочитают узнавать
произведения не читая их, а посмотрев фильм по произведению, прослушав
аудиокнигу, это заменяет и чтение, и речевое общение интеллектуально
эстетического характера. Поэтому важна работа по развитию речи именно
связанная с деятельностью обучающихся. К примеру, на уроках литературы, это может осуществляться через создание таких речевых ситуаций, которые
бы формировали умение владеть различными жанрами устных высказываний.
Развивая речевые умения обучающихся, необходимо опираться на
различные виды и жанры высказывания на литературные темы, тем самым
создавая благоприятные условия для всестороннего развития обучающихся не
только в речевом, но и в эстетическом плане.
1.
Голубков, В. В. Методика преподавания литературы: учеб.
пособие для высших педагог. учеб. заведений / В. В. Голубков. ‒ Москва :
Московский институт открытого образования, 2014. ‒ 288 с.
2.
Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника:
хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста
/ А. М. Леушина; сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия,
2015. ‒ 402 с.
3.
Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка / А. А.
Люблинская. ‒ Москва : Просвещение, 1972 г. ‒ 159 с.
4.
Мальцева, К. В. Развитие устной речи учащихся на уроках
литературы / К. В. Мальцева. ‒ Киев : Радяньска школа, 1987.
‒
183 с.
5.
Методика развития речи на уроках русского языка : книга для
2е. ‒
учителя / Н. Е. Богуславская и др; под ред. Т. А. Ладыженской.
Москва : Просвещение, 1991. – 315 с.
Изд.
‒
6.
Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /
под ред. М. И. Лисиной. ‒ Москва : Педагогика, 1985. ‒ 208 с.
Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики / Е. И. Пассов. ‒
7.
8.
Москва : Русский язык, 1989. ‒ 239 с.
Подъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Подъяков. ‒
Москва : Педагогика, 1977. ‒ 272 с.
9.
Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней
школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. ‒ Москва :
Просвещение, 1991.
‒
239 с.
10.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.
‒
Санкт – Петербург :
Питер, 2015. ‒ 720 с.
Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.
Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.
Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.
Особенности развития монологической речи у обучающихся в 5-9 классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.