Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Оценка 5

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
29.05.2019
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Из « Толкового словаря» С.И. Ожегова.Предметы русского языка и литературы, хотя и сложны для восприятия, но тем не менее, являются строго необходимыми предметами для всех обучающихся. Именно на этих предметах приходится усиленно вкладывать свои знания и умения, сопоставлять, думать, много размышлять. Поэтому задачей учителя является заинтересовать учеников и сделать эту речь правильной, интересной, доступной. Ведь с устной и письменной речью людям приходится общаться чуть ли не ежесекундно, в целях коммуникации. И вот встает вопрос перед учителем как сделать любой стандартный урок интересным, занимательным, чтобы он стал любимым предметом для ученика? Методисты пришли к очень простому, гениальному выводу: этот секрет – игра! Вот где уместно вспомнить высказывание гениального Альберта Эйнштейна о том, что « игра – высшая форма исследования».
Доклад «Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы»..docx
Доклад на тему: «Применение игровых технологий на уроках  русского языка и литературы». Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение  общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется  самоуправление поведением. Из « Толкового словаря»   С.И. Ожегова. Предметы русского языка и литературы, хотя и сложны для восприятия, но  тем не менее, являются строго необходимыми предметами для всех  обучающихся. Именно на этих предметах приходится усиленно вкладывать  свои знания и умения, сопоставлять, думать, много размышлять. Поэтому  задачей учителя является заинтересовать учеников и сделать эту речь  правильной, интересной, доступной. Ведь с устной и письменной речью людям приходится общаться чуть ли не ежесекундно, в целях коммуникации. И вот  встает вопрос перед учителем как сделать  любой стандартный урок  интересным, занимательным, чтобы он стал любимым предметом для  ученика? Методисты пришли к очень простому, гениальному выводу: этот  секрет – игра! Вот где уместно вспомнить высказывание гениального  Альберта Эйнштейна о том, что « игра – высшая форма исследования».  Не зря психологи в последнее время стали особое внимание уделять развитию  интереса школьников к предметам, творческой активности школьников. Для  этого проводятся олимпиады, различные игровые состязания, конкурсы,  чемпионаты.  В процессе обучения активность ребенка была и остается одним  из основных, главных в дидактике. Такая активность как качество  деятельности, объясняется потребностью в усвоении знаний и умений, и тем  более оно является следствием  универсальных педагогических воздействий с  применением информационной технологии., которая обладает такими  средствами, активизирующими деятельность учащихся, а в некоторых  педагогических технологиях они составляют эффективность результатов. Это, несомненно, игровые технологии, имеено их я и использую на уроках  русского языка и литературы. Целью проведения игровых технологий  является перевод знаний в опыт, приобретение учениками определенных  навыков и закрепление их на основе моторики. Я, как педагог с опытом  работы в несколько десятков лет, совершенствую и углубляю знания по  теории и методике, стараясь использовать новые технологии, тем самым  пополняя свою методическую копилку. Тем самым я стараюсь обощать свой  опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, добиваясь  эффективности метода, что и является целью моей работы в преподавании  русского языка и литературы. Какие же задачи я ставлю перед собой? Первым долгом, конечно, раскрыть  особенность этих интеллектуальных игр. Во­вторых, убедиться, что   методически возможно организовать урок, применяя игровые технологии. В­третьих, обрести уверенность в том, что в учебно­воспитательном процессе  игровые технологии занимают выгодное место. И поэтому я ставлю целью в этом докладе доказать, что применение игровых  технологий на уроках русского языка и литературы вызывают  познавательный интерес и активизируют деятельность учащихся. Предыдущей темой моего самообразования  была тема:» Игровые технологии  на уроках русского языка и литературы». Почему же  несколько лет назад я  обратилась к данной теме? Это было  связано с тем, что я заметила снижение интереса учеников к учебной  деятельности именно в области русского языка и литературы. Естественно,  век информаций берет свое, ученики чаще зацикливаются на компьютерах,  поэтому как будто выходят из моды мозговые операции, ­ и это не секрет! «  Почему бы не обратиться к игровым моментам? – решила я,­ ведь это  повышает качество урока, закрепляет знания детей по мной преподаваемым  предметам. И я старалась выбирать игры, близкие к обычным упражнениям.  Это обычные упражнения, не загадки и шарады. Грамматика –важная и нужная вещь, не секрет, что она трудная и скучная,  поэтому для закрепления знаний  в этой области нужно, да и требуется  выработать орфографические навыки, и именно игровая форма помогает  преодолеть все вышеназванные трудности. Игровые моменты я использую, когда чувствую, что основная тема урока  исчерпана( а это зависит от активности и прилежания учеников). И тогда на  помощь приходит использование игровых моментов. И использую я их как   фрагменты  урока в любых классах, начиная от пятого до одиннадцатого. И  что удивительно: незаинтересованных ребят почти не остается! Поэтому и  уроки проходят не однообразно, а разнообразно, с активным участием ребят.  И в пятом, и в шестом классах по методике  на уроки русского языка  отводится больше часов, чем по другим предметам, поэтому я ставлю целью  сделать эти уроки как радостными для детей, так и познавательными, но не  скучными, не обыденными. Темы для игр я подбираю разные, в соответствии  с пройденным материалом. Это  могут быть увлекательные вопросы в виде  игры и по разделу Фонетика, Синтаксис и Пунктуация, Фразеология,  Орфография и т.д.  По литературе тоже на помощь приходят уроки­игры, уроки­путешествия в  бывшие усадьбы художников слова как 19­го, так и 20­го веков. Зато потом  радуюсь своей уверенности, что учениками освоен большой и сложный  материал, да и ученики работают более активно! Даже те ученики, которым материал дается с трудом, тоже работают с сияющими глазами,  заинтересованы, находятся в поисках чего­то неразгаданного. А если  учеников разделить на команды и построить урок в форме  соревнования, то конечно, каждый ученик горит желанием победить и  получить лучшую оценку. Зато в следующий раз, ради игровой победы,  ученики стараются подготавливаться лучше, ­ а это уже стимул! Часто потом  дети сами предлагают включить в урок игровые моменты, а это говорит об  успешности введения игровых моментов или полных уроков­игр. Я заметила,  что  участники игры собирают волю, память, включают сообразительность,  внимание, у них вырабатывается выдержка, азарт, поиск, любознательность,  умение быстро ориентироваться, вырабатываются у учеников находчивость,  принятие смелых и правильных решений. Да и мне самой становится  интересным разнообразить игровые моменты, поскольку игра вместе с трудом и учением является основным видом деятельности человека, являясь самыми  древними технологиями  в мире. Для  решения каких же задач используются игровые фрагменты как  технологии? Это активизирует познавательный интерес ребенка, создавая  условия для самовыражения, развивает память, коммуникабельность,  воображение, мышление, внимание, между детьми возникает чувство  доброжелательности и общения, и что не менее важно, в коллективе создается  позитивный настрой. Чтобы активизировать и интенсифицировать современный урок, игровую  деятельность можно использовать как самостоятельную технологию для  укрепления памяти, закрепления темы, а в некоторых случаях – и всего  раздела языкознания; в качестве урока­игры или его фрагмента( этапа):  объяснения темы, введения, контроля, упражнения, или как технологию  внеклассной работы. Игровые педагогические технологии – это универсальные приемы  организации учебного процесса в форме различных педагогических игр. А  педагогическая игра, в свою очередь, обладает четко поставленной целью  обучения и вытекающими отсюда педагогическими результатами, которые  могут быть выделены в ясном виде. Только при помощи игровых приемов и  создается игровая форма занятий на уроках, и эти ситуации побуждают и  стимулируют учащихся к познавательно­учебной деятельности. Учебный материал используется в качестве средства учебной деятельности,  подчиняющейся правилам игры; дидактическую задачу в игровую переводит  элемент соревнования, входящий в учебную деятельность; в форме игровой  задачи перед учениками ставится дидактическая цель; правилам игры  подчиняется только учебная деятельность; а с игровым результатом связывается выполнение дидактического занятия, ­ вот как происходит  реализация игровых приемов при урочной форме занятий. Игровую технологию можно отнести к средствам, активизирующим  деятельность учащихся. Но основу  эффективности результатов и главную  идею и составляют эти средства. По классификации игровых технологий, методисты выделяют дидактическую игру. В структуре такого урока определение места и сочетание места  элементов игры, чаще всего зависят от правильного понимания учителем  их  функций и классификации.  Игра будет обучающей, если ученики в процессе подготовки приобретут новые знания, умения, навыки, где мотив познаваемой деятельности будет выражен  четко, а результат усвоения материала будет тем лучше. Если дидактическая цель урока состоит в повторении, закреплении и проверке ранее изученного материала, то такая  игра считается контролирующей. На интеграцию знаний, установлению межпредметных связей направлены   обобщающие игры. В дидактической задаче заложен игровой замысел, и  требует такой урок определенных знаний от обучающихся. При решении  учебной проблемы фундаментом дидактической игры считается  инновационное содержание, а оборудованием к уроку  должны быть ТСО,  наглядности, дидактический раздаточный материал, карточки и т.д. Особенность урока с дидактической игрой заключается во включении игры в  композицию урока как звена структуры урока. Организация дидактических игр тоже требует определенных условий: ­ в игровой форме проявляется деятельность учащихся, где они имеют право  реализовать свои потенциальные возможности при разнообразной стороне  осознания окружающего мира; ­ игры основаны на определенном дидактическом материале и методике  применения, и должны строиться соответственно их психологической  подготовленности; ­ важно соответствие игр программным требованиям и учебно­ воспитательным задачам, требованиям стандарта, умениям, навыкам. Игры­путешествия, игры­упражнения, игры­соревнования­ существуют вот  такие виды дидактических игр. Игры­путешествия способствуют закреплению материала, объемному его  осмыслению. Учащиеся здесь могут реализовать себя в развитии речи: в виде  рассказов, высказывания гипотез, в форме дискуссий, творческих заданий.   К  этапу урока –путешествия важно подготовить и повесить в разных частях  класса таблички с заданиями: « Слитно или через дефис?»,  «Отгадай словечко!» и т.д. Игры­упражнения способствуют закреплению пройденного материала,  развивают способности учащихся. Материалом к уроку могут быть ребусы,  викторины, кроссворды, чайнворды. Учитель может начать этот фрагмент урока с устного вопроса. Пример: ­Какая часть речи указывает, но не называет предметы? ( Местоимение). ­ Какие местоимения составляют слово о том, что полы чистые ( вы­мы­ты). Можно дать ученикам текст без знаков препинания, а ученики решают  пунктуационное задание « Точка, точка, запятая». А также учитель дает текст, который состоит из изобразительно­ выразительных средств, а ученики составляют небольшой рассказ, без ошибок ­ « Составь текст». Урок­путешествие включает географическое мышление, ученики отгадывают места проживания художников слова разных эпох. Пример: Ясная Поляна  ( Толстой Л.Н.), Спасское­Лутовиново – ( Иван Сергеевич Тургенев). Москва  ( А.С. Пушкин), Тарханы –( Лермонтов М.Ю.) и т.д. Для проверки домашнего задания лучше использовать игру « Верю – не  верю». Учитель задает вопросы по теме, начиная со слов  «Верите ли вы,  что…», ученики либо соглашаются, либо нет. В состав игр­соревнований входят фрагменты « Стихотворная баталия»,  « Нужна пара», « Глаголы восторга». « Стихотворную баталию» я провожу  на уроке литературы после пройденной  лирической темы. Класс делится на команды, и каждая команда рассказывает по стихотворению. Кто не вспомнил, тот и проиграл. « Глаголы восторга» желательно устраивать после изучения глагола. Учитель  дает перечень глаголов, обозначающих чувства ( восторга, любви,  наслаждений, обожаний, радости), а ученики составляют словосочетания и  предложения. Здесь учитель делит класс на команды, дает карточки с  глаголами  ровно по времени вперед сидящим, а те, проделав требуемое  задание, передают карточки следующим. Выигривает та команда, которая  справилась с заданием быстрей. В игре « Нужна пара» учитель раздает две половинки предложений,  состоящих или из фразеологизмов, или из пословиц и поговорок. Или можно раздать сложные и придаточные предложения, ученики нумеруют  части предложений, определяют главную и придаточную часть. При  проведении такого урока желательно выбрать жюри, требуется их контроль за результатами, поскольку результаты соревнований должны быть открытыми, ясными и прозрачными. Такой вид игры активизирует основные умственные процессы, дети глубже  осваивают нужный филологический и синтаксический материал. Такой урок  имеет и воспитательное значение через коллектив, ­ дети приобщаются к творчеству через совместное сотрудничество, происходит воспитание  самодисциплины. Для проведения ролевой игры важно разработать сценарий условного  отображения объекта и ситуации. В его содержание входят: план деловой  игры, обоснование поставленной задачи и формирование главной цели  занятия, разработка сценария, в которую входят описание изучаемой  проблемы, учебная цель занятия, план деловой игры, описание занятий игры,  характеристика действующих лиц и сюжет ситуации. Приглашаются ведущие  эксперты для консультации учеников, если в этом есть необходимость. В  начале игры выдаются участникам пакеты инструкций, материалов,  установок и правил, а также хранится дополнительная информация. Никто из  участвующих не имеет права изменять ход развитие  игры! Учитель – он же и  ведущий ведет справедливую коррекцию  участников в случае, если они  отходят от принятых нормативов.  Можно ввести различные типы ролевых ситуаций участников, ­ это зависит от модификации игры. Роли  распределяются таким образом: диагност, эрудит, разработчик,  генератор идей, аналитик и имитатор. Позиции организатора исполняют манипулятор, интегратор, контролер,  координатор, организатор, тренер. Позиции инноваторства распределены на осторожного критика, инициатора и  консерватора. Методолог, проблематизатор, критик, методист, программист и  рефлексирующий стоят на стороне методологической позиции. В этапе анализа, обсуждении и оценки результатов игры важно выступление  экспертов, защита учащимися своих действий и выводов, обмен мнениями. В  конце игры учитель объявляет достигнутые результаты, подчеркивает  ошибки, разглашает окончательный итог игры.. Подчеркивается важная  часть проводимого фрагмента6 установление связи игры с содержанием  учебного предмета и сопоставление области реального лица с использованной  имитацией. Суть игры « Арена». Здесь ученики записывают как можно больше слов на  определенное правило. Например,  предлагается карточка « Разносклоняемые  имена существительные». Или « Несклоняемые имена существительные».  Можно предложить « Имена существительные общего рода» и т.д. « На руководящей должности». Ученики составляют документы по  официально­деловому стилю( заявления, договоры, ходатайства,  объяснительные) на имя директора, используя канцеляризмы: « прошу  Вашего соглашения, к Вашему сведению» и т.д. « Заколдованные карточки». Учитель готовит иллюстрации к художественным произведениям или к  древнегреческим мифам, и сообщает ученикам, что по дороге ветер разнес  карточки, поэтому ученики должны отгадать, к какому произведению  относятся эти иллюстрации. Ученики соответственно рассказывают сюжеты  художественных эпизодов к ним в такой последовательности, чтобы  получился связной рассказ. Ученикам нравится быть в роли детективов. Поэтому предлагаю такое  задание, как « Детектив». 1 « Займите слово» о заимствованных словах как особых лексических  ресурсах. –Догадайтесь, от какого языка и откуда пришло это  слово. Учитель называет заимствованные слова, ученики часто  проявляет большое внимание и серьезность к этой игре. 2 « Словообразование». Учитель называет слова, бывшие раньше  определенными частями речи, ученики ставят вопросы к  ним( переход одной части речи в другую), например: столовая,  ванная, учительская, директорская и т.д. 3 Игру « Топонимы» желательно проводить на уроках литературного краеведения. При изучении своего края попадаются много  интересных названий городов и сел: Косякино, Первомайское,  Кизляр, Старогладовка и т.д. Ученики сопоставляют тот или иной  топоним с однокоренным словом и приходят к какому­нибудь  выводу. 4 « Найдите букву!». Ученики проводят расследование  пропавших  букв, то есть « выпадении гласного». Например: ворота – врата,  золото­злато и т.д. В итоге ученики изучают старославянизмы  вместе с древнерусским языком, с их интересными особенностями. 5 « Молодая лингвистика».  Здесь требуются  ­ развернутые ответы  на вопросы проблемного характера, или сопоставление  ( на первый взгляд) несопоставимых фактов; ­ сочинение на лингвистическую тему ( занимательного характера или в  серьезной форме);  ­ в форме деловой или ролевой игры можно инсценировать сказку, совершить  путешествие в детективную историю. Учитель ставит примерные вопросы: ­ что общего между окружающей обстановкой и днем недели ( среда как  многозначное слово), или между энергией и Землей ( свет) и т.д. ­ Являются ли однокоренными слова « водитель и вода»?  ( нет). ­ верно ли утверждение, что приведенные слова  ­ это слова одной и той же  части речи: печь, лай, знать, три и т.д. Когда ученики на уроках русского языка и литературы отгадывают  кроссворды или ребусы, то они начинают предлагать идеи или методические  решения, тем самым помогая мне как учителю сделать урок русского языка  интересным и разнообразным. Поэтому я сама тоже стараюсь создавать  условия для формирования познавательных способов у учащихся. Не зря  Буслаев Ф.И. высказал интересную мысль, что разнообразие является добрым знаком преподавания.

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".

Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Скачать файл