Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
29.05.2019
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Из « Толкового словаря» С.И. Ожегова.Предметы русского языка и литературы, хотя и сложны для восприятия, но тем не менее, являются строго необходимыми предметами для всех обучающихся. Именно на этих предметах приходится усиленно вкладывать свои знания и умения, сопоставлять, думать, много размышлять. Поэтому задачей учителя является заинтересовать учеников и сделать эту речь правильной, интересной, доступной. Ведь с устной и письменной речью людям приходится общаться чуть ли не ежесекундно, в целях коммуникации. И вот встает вопрос перед учителем как сделать любой стандартный урок интересным, занимательным, чтобы он стал любимым предметом для ученика? Методисты пришли к очень простому, гениальному выводу: этот секрет – игра! Вот где уместно вспомнить высказывание гениального Альберта Эйнштейна о том, что « игра – высшая форма исследования».
Доклад «Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы»..docx
Доклад
на тему:
«Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы».
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Из « Толкового словаря» С.И. Ожегова.
Предметы русского языка и литературы, хотя и сложны для восприятия, но
тем не менее, являются строго необходимыми предметами для всех
обучающихся. Именно на этих предметах приходится усиленно вкладывать
свои знания и умения, сопоставлять, думать, много размышлять. Поэтому
задачей учителя является заинтересовать учеников и сделать эту речь
правильной, интересной, доступной. Ведь с устной и письменной речью людям
приходится общаться чуть ли не ежесекундно, в целях коммуникации. И вот
встает вопрос перед учителем как сделать любой стандартный урок
интересным, занимательным, чтобы он стал любимым предметом для
ученика? Методисты пришли к очень простому, гениальному выводу: этот
секрет – игра! Вот где уместно вспомнить высказывание гениального
Альберта Эйнштейна о том, что « игра – высшая форма исследования».
Не зря психологи в последнее время стали особое внимание уделять развитию
интереса школьников к предметам, творческой активности школьников. Для
этого проводятся олимпиады, различные игровые состязания, конкурсы,
чемпионаты. В процессе обучения активность ребенка была и остается одним
из основных, главных в дидактике. Такая активность как качество
деятельности, объясняется потребностью в усвоении знаний и умений, и тем
более оно является следствием универсальных педагогических воздействий с
применением информационной технологии., которая обладает такими
средствами, активизирующими деятельность учащихся, а в некоторых
педагогических технологиях они составляют эффективность результатов.
Это, несомненно, игровые технологии, имеено их я и использую на уроках
русского языка и литературы. Целью проведения игровых технологий
является перевод знаний в опыт, приобретение учениками определенных
навыков и закрепление их на основе моторики. Я, как педагог с опытом
работы в несколько десятков лет, совершенствую и углубляю знания по
теории и методике, стараясь использовать новые технологии, тем самым
пополняя свою методическую копилку. Тем самым я стараюсь обощать свой
опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, добиваясь
эффективности метода, что и является целью моей работы в преподавании
русского языка и литературы. Какие же задачи я ставлю перед собой? Первым долгом, конечно, раскрыть
особенность этих интеллектуальных игр. Вовторых, убедиться, что
методически возможно организовать урок, применяя игровые технологии.
Втретьих, обрести уверенность в том, что в учебновоспитательном процессе
игровые технологии занимают выгодное место.
И поэтому я ставлю целью в этом докладе доказать, что применение игровых
технологий на уроках русского языка и литературы вызывают
познавательный интерес и активизируют деятельность учащихся.
Предыдущей темой моего самообразования была тема:» Игровые технологии
на уроках русского языка и литературы».
Почему же несколько лет назад я обратилась к данной теме? Это было
связано с тем, что я заметила снижение интереса учеников к учебной
деятельности именно в области русского языка и литературы. Естественно,
век информаций берет свое, ученики чаще зацикливаются на компьютерах,
поэтому как будто выходят из моды мозговые операции, и это не секрет! «
Почему бы не обратиться к игровым моментам? – решила я, ведь это
повышает качество урока, закрепляет знания детей по мной преподаваемым
предметам. И я старалась выбирать игры, близкие к обычным упражнениям.
Это обычные упражнения, не загадки и шарады.
Грамматика –важная и нужная вещь, не секрет, что она трудная и скучная,
поэтому для закрепления знаний в этой области нужно, да и требуется
выработать орфографические навыки, и именно игровая форма помогает
преодолеть все вышеназванные трудности.
Игровые моменты я использую, когда чувствую, что основная тема урока
исчерпана( а это зависит от активности и прилежания учеников). И тогда на
помощь приходит использование игровых моментов. И использую я их как
фрагменты урока в любых классах, начиная от пятого до одиннадцатого. И
что удивительно: незаинтересованных ребят почти не остается! Поэтому и
уроки проходят не однообразно, а разнообразно, с активным участием ребят.
И в пятом, и в шестом классах по методике на уроки русского языка
отводится больше часов, чем по другим предметам, поэтому я ставлю целью
сделать эти уроки как радостными для детей, так и познавательными, но не
скучными, не обыденными. Темы для игр я подбираю разные, в соответствии
с пройденным материалом. Это могут быть увлекательные вопросы в виде
игры и по разделу Фонетика, Синтаксис и Пунктуация, Фразеология,
Орфография и т.д.
По литературе тоже на помощь приходят урокиигры, урокипутешествия в
бывшие усадьбы художников слова как 19го, так и 20го веков. Зато потом
радуюсь своей уверенности, что учениками освоен большой и сложный
материал, да и ученики работают более активно! Даже те ученики, которым материал дается с трудом, тоже работают с сияющими глазами,
заинтересованы, находятся в поисках чегото неразгаданного.
А если учеников разделить на команды и построить урок в форме
соревнования, то конечно, каждый ученик горит желанием победить и
получить лучшую оценку. Зато в следующий раз, ради игровой победы,
ученики стараются подготавливаться лучше, а это уже стимул! Часто потом
дети сами предлагают включить в урок игровые моменты, а это говорит об
успешности введения игровых моментов или полных уроковигр. Я заметила,
что участники игры собирают волю, память, включают сообразительность,
внимание, у них вырабатывается выдержка, азарт, поиск, любознательность,
умение быстро ориентироваться, вырабатываются у учеников находчивость,
принятие смелых и правильных решений. Да и мне самой становится
интересным разнообразить игровые моменты, поскольку игра вместе с трудом
и учением является основным видом деятельности человека, являясь самыми
древними технологиями в мире.
Для решения каких же задач используются игровые фрагменты как
технологии? Это активизирует познавательный интерес ребенка, создавая
условия для самовыражения, развивает память, коммуникабельность,
воображение, мышление, внимание, между детьми возникает чувство
доброжелательности и общения, и что не менее важно, в коллективе создается
позитивный настрой.
Чтобы активизировать и интенсифицировать современный урок, игровую
деятельность можно использовать как самостоятельную технологию для
укрепления памяти, закрепления темы, а в некоторых случаях – и всего
раздела языкознания; в качестве урокаигры или его фрагмента( этапа):
объяснения темы, введения, контроля, упражнения, или как технологию
внеклассной работы.
Игровые педагогические технологии – это универсальные приемы
организации учебного процесса в форме различных педагогических игр. А
педагогическая игра, в свою очередь, обладает четко поставленной целью
обучения и вытекающими отсюда педагогическими результатами, которые
могут быть выделены в ясном виде. Только при помощи игровых приемов и
создается игровая форма занятий на уроках, и эти ситуации побуждают и
стимулируют учащихся к познавательноучебной деятельности.
Учебный материал используется в качестве средства учебной деятельности,
подчиняющейся правилам игры; дидактическую задачу в игровую переводит
элемент соревнования, входящий в учебную деятельность; в форме игровой
задачи перед учениками ставится дидактическая цель; правилам игры
подчиняется только учебная деятельность; а с игровым результатом связывается выполнение дидактического занятия, вот как происходит
реализация игровых приемов при урочной форме занятий.
Игровую технологию можно отнести к средствам, активизирующим
деятельность учащихся. Но основу эффективности результатов и главную
идею и составляют эти средства.
По классификации игровых технологий, методисты выделяют дидактическую
игру. В структуре такого урока определение места и сочетание места
элементов игры, чаще всего зависят от правильного понимания учителем их
функций и классификации.
Игра будет обучающей, если ученики в процессе подготовки приобретут новые
знания, умения, навыки, где мотив познаваемой деятельности будет выражен
четко, а результат усвоения материала будет тем лучше.
Если дидактическая цель урока состоит в повторении, закреплении и проверке
ранее изученного материала, то такая игра считается контролирующей.
На интеграцию знаний, установлению межпредметных связей направлены
обобщающие игры. В дидактической задаче заложен игровой замысел, и
требует такой урок определенных знаний от обучающихся. При решении
учебной проблемы фундаментом дидактической игры считается
инновационное содержание, а оборудованием к уроку должны быть ТСО,
наглядности, дидактический раздаточный материал, карточки и т.д.
Особенность урока с дидактической игрой заключается во включении игры в
композицию урока как звена структуры урока.
Организация дидактических игр тоже требует определенных условий:
в игровой форме проявляется деятельность учащихся, где они имеют право
реализовать свои потенциальные возможности при разнообразной стороне
осознания окружающего мира;
игры основаны на определенном дидактическом материале и методике
применения, и должны строиться соответственно их психологической
подготовленности;
важно соответствие игр программным требованиям и учебно
воспитательным задачам, требованиям стандарта, умениям, навыкам.
Игрыпутешествия, игрыупражнения, игрысоревнования существуют вот
такие виды дидактических игр.
Игрыпутешествия способствуют закреплению материала, объемному его
осмыслению. Учащиеся здесь могут реализовать себя в развитии речи: в виде
рассказов, высказывания гипотез, в форме дискуссий, творческих заданий. К
этапу урока –путешествия важно подготовить и повесить в разных частях
класса таблички с заданиями: « Слитно или через дефис?»,
«Отгадай словечко!» и т.д. Игрыупражнения способствуют закреплению пройденного материала,
развивают способности учащихся. Материалом к уроку могут быть ребусы,
викторины, кроссворды, чайнворды.
Учитель может начать этот фрагмент урока с устного вопроса. Пример:
Какая часть речи указывает, но не называет предметы? ( Местоимение).
Какие местоимения составляют слово о том, что полы чистые ( вымыты).
Можно дать ученикам текст без знаков препинания, а ученики решают
пунктуационное задание « Точка, точка, запятая».
А также учитель дает текст, который состоит из изобразительно
выразительных средств, а ученики составляют небольшой рассказ, без ошибок
« Составь текст».
Урокпутешествие включает географическое мышление, ученики отгадывают
места проживания художников слова разных эпох. Пример: Ясная Поляна
( Толстой Л.Н.), СпасскоеЛутовиново – ( Иван Сергеевич Тургенев). Москва
( А.С. Пушкин), Тарханы –( Лермонтов М.Ю.) и т.д.
Для проверки домашнего задания лучше использовать игру « Верю – не
верю». Учитель задает вопросы по теме, начиная со слов «Верите ли вы,
что…», ученики либо соглашаются, либо нет.
В состав игрсоревнований входят фрагменты « Стихотворная баталия»,
« Нужна пара», « Глаголы восторга».
« Стихотворную баталию» я провожу на уроке литературы после пройденной
лирической темы. Класс делится на команды, и каждая команда рассказывает
по стихотворению. Кто не вспомнил, тот и проиграл.
« Глаголы восторга» желательно устраивать после изучения глагола. Учитель
дает перечень глаголов, обозначающих чувства ( восторга, любви,
наслаждений, обожаний, радости), а ученики составляют словосочетания и
предложения. Здесь учитель делит класс на команды, дает карточки с
глаголами ровно по времени вперед сидящим, а те, проделав требуемое
задание, передают карточки следующим. Выигривает та команда, которая
справилась с заданием быстрей.
В игре « Нужна пара» учитель раздает две половинки предложений,
состоящих или из фразеологизмов, или из пословиц и поговорок.
Или можно раздать сложные и придаточные предложения, ученики нумеруют
части предложений, определяют главную и придаточную часть. При
проведении такого урока желательно выбрать жюри, требуется их контроль за
результатами, поскольку результаты соревнований должны быть открытыми,
ясными и прозрачными.
Такой вид игры активизирует основные умственные процессы, дети глубже
осваивают нужный филологический и синтаксический материал. Такой урок
имеет и воспитательное значение через коллектив, дети приобщаются к творчеству через совместное сотрудничество, происходит воспитание
самодисциплины.
Для проведения ролевой игры важно разработать сценарий условного
отображения объекта и ситуации. В его содержание входят: план деловой
игры, обоснование поставленной задачи и формирование главной цели
занятия, разработка сценария, в которую входят описание изучаемой
проблемы, учебная цель занятия, план деловой игры, описание занятий игры,
характеристика действующих лиц и сюжет ситуации. Приглашаются ведущие
эксперты для консультации учеников, если в этом есть необходимость. В
начале игры выдаются участникам пакеты инструкций, материалов,
установок и правил, а также хранится дополнительная информация. Никто из
участвующих не имеет права изменять ход развитие игры! Учитель – он же и
ведущий ведет справедливую коррекцию участников в случае, если они
отходят от принятых нормативов.
Можно ввести различные типы ролевых ситуаций участников, это зависит от
модификации игры.
Роли распределяются таким образом: диагност, эрудит, разработчик,
генератор идей, аналитик и имитатор.
Позиции организатора исполняют манипулятор, интегратор, контролер,
координатор, организатор, тренер.
Позиции инноваторства распределены на осторожного критика, инициатора и
консерватора.
Методолог, проблематизатор, критик, методист, программист и
рефлексирующий стоят на стороне методологической позиции.
В этапе анализа, обсуждении и оценки результатов игры важно выступление
экспертов, защита учащимися своих действий и выводов, обмен мнениями. В
конце игры учитель объявляет достигнутые результаты, подчеркивает
ошибки, разглашает окончательный итог игры.. Подчеркивается важная
часть проводимого фрагмента6 установление связи игры с содержанием
учебного предмета и сопоставление области реального лица с использованной
имитацией.
Суть игры « Арена». Здесь ученики записывают как можно больше слов на
определенное правило. Например, предлагается карточка « Разносклоняемые
имена существительные». Или « Несклоняемые имена существительные».
Можно предложить « Имена существительные общего рода» и т.д.
« На руководящей должности». Ученики составляют документы по
официальноделовому стилю( заявления, договоры, ходатайства,
объяснительные) на имя директора, используя канцеляризмы: « прошу
Вашего соглашения, к Вашему сведению» и т.д.
« Заколдованные карточки». Учитель готовит иллюстрации к художественным произведениям или к
древнегреческим мифам, и сообщает ученикам, что по дороге ветер разнес
карточки, поэтому ученики должны отгадать, к какому произведению
относятся эти иллюстрации. Ученики соответственно рассказывают сюжеты
художественных эпизодов к ним в такой последовательности, чтобы
получился связной рассказ.
Ученикам нравится быть в роли детективов. Поэтому предлагаю такое
задание, как « Детектив».
1 « Займите слово» о заимствованных словах как особых лексических
ресурсах. –Догадайтесь, от какого языка и откуда пришло это
слово. Учитель называет заимствованные слова, ученики часто
проявляет большое внимание и серьезность к этой игре.
2 « Словообразование». Учитель называет слова, бывшие раньше
определенными частями речи, ученики ставят вопросы к
ним( переход одной части речи в другую), например: столовая,
ванная, учительская, директорская и т.д.
3 Игру « Топонимы» желательно проводить на уроках литературного
краеведения. При изучении своего края попадаются много
интересных названий городов и сел: Косякино, Первомайское,
Кизляр, Старогладовка и т.д. Ученики сопоставляют тот или иной
топоним с однокоренным словом и приходят к какомунибудь
выводу.
4 « Найдите букву!». Ученики проводят расследование пропавших
букв, то есть « выпадении гласного». Например: ворота – врата,
золотозлато и т.д. В итоге ученики изучают старославянизмы
вместе с древнерусским языком, с их интересными особенностями.
5 « Молодая лингвистика».
Здесь требуются
развернутые ответы на вопросы проблемного характера, или сопоставление
( на первый взгляд) несопоставимых фактов;
сочинение на лингвистическую тему ( занимательного характера или в
серьезной форме);
в форме деловой или ролевой игры можно инсценировать сказку, совершить
путешествие в детективную историю.
Учитель ставит примерные вопросы:
что общего между окружающей обстановкой и днем недели ( среда как
многозначное слово), или между энергией и Землей ( свет) и т.д.
Являются ли однокоренными слова « водитель и вода»? ( нет).
верно ли утверждение, что приведенные слова это слова одной и той же
части речи: печь, лай, знать, три и т.д. Когда ученики на уроках русского языка и литературы отгадывают
кроссворды или ребусы, то они начинают предлагать идеи или методические
решения, тем самым помогая мне как учителю сделать урок русского языка
интересным и разнообразным. Поэтому я сама тоже стараюсь создавать
условия для формирования познавательных способов у учащихся. Не зря
Буслаев Ф.И. высказал интересную мысль, что разнообразие является добрым
знаком преподавания.
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.