Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".
Оценка 4.8

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
Взрослым
21.05.2019
Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".
В статье рассмотрено понятие учебного диалога разных авторов, выбрано наиболее подходящее. Выявлена роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся. Представленный материал может быть использован для дальнейшего исследования данной темы. Диалог неотъемлемая часть урока литературы, интерпретационная деятельность также не может проходить без учебного диалога.
ЗУЛЯ СТАТЬЯ.docx
РОЛЬ   УЧЕБНОГО   ДИАЛОГА   В   ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. Диалог   это   основа   развития   мышления   ребенка,   неотъемлемая   часть познания. Основу образовательного процесса составляет диалог.  С позиции   педагогической науки, «диалог  –  это  обмен  информацией между   участниками   процесса   обучения,   образовательная   технология, совместный   поисковый   труд,   способ   работы   с   содержанием   учебного материала»[3, с. 244].   В основном говоря о диалоге в педагогике, имеют ввиду диалог между учителем и учеником и между учениками. И. В. Абакумова, говоря о диалоге учителя и ученика пишет следующее: «учебный материал – та “территория”, на   которой   в   диалоге   и   встречаются   учитель   и   учащиеся   и   где разворачиваются события смыслового порядка» [1, с. 311]. Но по отношению к   литературе   диалог   наполняется   другим   содержанием,   и   об   этом   пишут такие методисты как С. П. Лавлинский, Е. Р. Ядровская. Также применение учебного   диалога   на   уроках   литературы   представлены   в   работах   Ж.   А. Куликовой, М. А. Лукьяненко, А. Г. Голиковой, Е. Л. Мельниковой и др. В методике литературы учебный диалог рассматривается и как диалог между учеником и произведением. Диалог – это основной метод при изучении литературы.  С   точки   зрения   С.   П.   Лавлинского,   учебный   диалог   это: «герменевтический (т.е. «понимающий») способ общения­обучения на уроке литературы, адекватно отражающий, с одной стороны, эстетическое единство литературного   произведения,   с   другой,   —   многообразие   соотносящихся между   собой   и   взаимодополняющих   позиций   читателей­школьников, исследовательская и эстетическая деятельность  которых в конечном итоге направлена на понимание ценностных кругозоров героя, автора и читателей­ собеседников» [4, с. 45]. По мнению Е. Р. Ядровской главным инструментом и результатом интерпретационной деятельности является учебный диалог [5, с. 155].   Она   определяет   интерпретационную   деятельность   как:   «механизм становления,   движения   и   развития   диалогических   отношений   читателя­ школьника с художественным произведением, миром и самим собой, который представляет собой органичный природе искусства слова, обучения и бытия ценностно­смысловой   процесс   диалогового   взаимодействия   мира   текста   и литературного   и   жизненного   опыта   учащегося,   результатом   которого является   творческая   работа».   [5,   с.   169].   Интерпретация   –   процесс творческого   взаимодействия   читателя   с   произведением   и   его   внутренний диалог с собой.  На   уроке   этот   диалог   достигается   через   творческое   чтение.  Диалог произведения   и   читателей,   что   связано   с   пониманием   позиции   автора, «сотворчеством»: «Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять   другое,   чужое   сознание   и   его   мир,   то   есть   другой   субъект.   При объяснении   –   только   одно   сознание,   один   субъект;   при   понимании   –   два сознания, два субъекта. Понимание всегда в какой­то мере диалогично» [ 2, с. 289]. Метод   творческого   чтения   состоит   из   ряда   приёмов:   выразительное (акцентно­смысловое)   чтение   учителя;   комментированное   чтение;   чтение   с попутной   формулировкой   вопросов,   активизирующих   внимание   читателей; прогнозированное   чтение;   опознание   художественной   системы   или   приём «всепроникающего узнания». В рамках реализации метода творческого чтения на   уроках   учебного   диалога   учитель   предлагает   учащимся   следующие задания: выразительно прочтите фрагмент произведения, прокомментируйте слова   героя,   повествователя;   сформулируйте   вопрос;   ответьте   на поставленный   вопрос;   выделите   в   тексте   наиболее   непонятные   места; продолжите   сюжет   произведения,   реконструируйте   отсутствующую   часть текста; назовите элементы произведения, с которыми вы уже встречались в литературе;   сформулируйте   и   обоснуйте   свою   гипотезу   продолжения   или завершения   произведения.   В   процессе   работу   учащиеся   осуществляют следующие   виды   деятельности:   восприятие   текста,   чтение,   выделение   и воспроизведение   отдельных   элементов   текста;   формулировка   вопросов; рефлексия собственного восприятия; воспроизведение элементов содержания произведения; прогнозирование и реконструкция художественного текста в устной, письменной, графической формах. Метод творческого чтения можно успешно использовать на всех этапах урока­диалога:   этапе   предпонимания   ­   первоначального   самоопределения читателя, этапе анализа текста, этапе интерпретации смысла произведения. Таким   образом,   учебный   диалог   это   неотъемлемое   условие интерпретационной деятельности. Материал урока необходимо ориентировать на каждого ученика, учебный диалог позволяет включать в учебный процесс всех без исключения. Как утверждает С. П. Лавлинский суть произведения не раскрывается в начале урока, а совместно создается в общении читателей с творцом и друг с другом [4, с. 154]. Диалогическое движение понимания — базис для интерпретации литературного произведения, которая по сути своей является   не   воспроизведением   уже   известного   заранее   смысла,   а   его творческим   созиданием.   Интерпретация   приобщает   участников   диалога   к кругозору автора СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.   Абакумова   И.   В.   Смыслоообразование   в   учебном   процессе:   дис.   докт. психолог. наук: 19.00.01, 19.00.07 / Рост. гос. ун­т путей сообщения. – Ростов­ на­Дону, 2003. – 440 с. 2.  Бахтин   М.М.   Проблема   текста   в   лингвистике,   филологии   и   других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. – С. 281– 307  3. Белоцерковская Е. Г. Учебный диалог как условие развития  креативного мышления младшего школьника. С.244   Лавлинский,   Технология   литературного   образования. 4. Коммуникативно­деятельностный   подход:   учебное   пособие   для   студентов­   С.   П. филологов / С. П. Лавлинский. – М.: Прогресс­Традиция; ИНФРА­М, 2003., с. 384 5.  Ядровская, Елена Робертовна. Развитие интерпретационной деятельности читателя- школьника в процессе литературного образования : 5-11 классы : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Ядровская Елена Робертовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун- т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 512 с.

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".

Статья "Роль учебного диалога в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы".
Скачать файл