Конспект урока "С чего начинается детство "

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по творчеству А. С. Пушкина "С чего начинается детство" предназначена для обучающихся 1 - 2 курса техникума. С творчеством этого великого писателя мы знакомимся в раннем детстве и продолжаем знакомство на протяжении всей жизни. Материал охватывает все возрастные категории.
Иконка файла материала конспект урока по творчеству А.С. Пушкина.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНСК – КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ Урок – викторина «С чего начинается детство» ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ А.С.ПУШКИНА РАЗРАБОТАЛ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЗВОНКОВА Е.С.ЛЕНИНСК – КУЗНЕЦКИЙ  ЦЕЛИ:               ­  повторить и систематизировать ранее полученные знания по  творчеству А.С. Пушкина;               ­  повышать интерес к урокам литературы с помощью нетрадиционных занятий;               ­  воспитывать коммуникативные качества личности. ОБОРУДОВАНИЕ: портрет, иллюстрации из произведений А.С.Пушкина,  ноутбук, проектор.  Люблю я Пушкина творенья,      И это вовсе не секрет.     Его поэм, стихотворений  Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки,  В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! То были чудные мгновенья. Когда стихи его читал. «У лукоморья дуб зелёный» Я с упоеньем повторял.  Передо мною кот учёный Ходил усатый и крутой. Русалки на ветвях сидели  Одна красивее другой. С Гвидоном   вместе плыл я в бочке  И дно из бочки выбивал, И злого коршуна у моря  Рукой Гвидона убивал. И деда рыбака у моря В походах к рыбке узнавал, И злую, жадную старуху Всем детским сердцем презирал. И много­много дивных сказок Нам Пушкин написать бы мог, Но дерзкая рука ДантесаСпустила роковой курок. За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода. Алифиренко ХОД УРОКА  (подготовленный   ученик   I.Орг. момент Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами завершающий урок по творчеству А.С. Пушкина и мы его проведем в необычной форме. Эпиграфом   к   нашему   уроку   я   взяла   стихотворение,   написанное   нашей современной   поэтессой зачитывает стихотворение). Выбор данного стихотворения не случаен, знакомство с творчеством этого великого писателя начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь. А.   С.   Пушкин   –   это   единственный   русский   писатель,   который   не   может оставить равнодушным ни одно поколение. Казалось бы, чего мы не знаем о Пушкине? Предлагаем несколько фактов из биографии   Александра   Сергеевича,   которые   сам   он,   надо   полагать,   не афишировал.  (подготовленный   ученик   зачитывает   данный   материал).           Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как   однажды   на   прогулке   заметил   как   колышется   земля   и   дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в   1803   году.   И,   кстати,   примерно,   в   то   же   время   произошла   первая встреча Пушкина с императором ­ маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу,   Александр   успел   придержать   коня,   ребенок   не   пострадал,   и единственный,   кто   перепугался   не   на   шутку   ­   это   няня.             А   в   знаменитый   лицей   Пушкин,   оказывается,   поступил   по   блату. Лицей   основал   сам   министр   Сперанский,   набор   был   невелик   ­   всего   30 человек, но у Пушкина был дядя ­ весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским. Уж не знаю как чувствовал себя дядя впоследствии, но в списке успевающих учеников, который подготовили к выпускному вечеру, Пушкин был вторым с             Зато   в   лицее   Пушкин   в   первый   раз   влюбился.   Очень   любопытно почитать даже не список его побед, а отзывы о нем разных людей. Его брат, например, говорил, что Пушкин был собою дурен, ростом мал, но женщинам почему­то нравился. Что и подтверждается восторженным письмом Веры Александровны Нащекиной, в которую Пушкин тоже был   конца.и,   конечно,   это     скандал.   cтрельбой. заканчивалось влюблен: "Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности". Впрочем, тот же брат Пушкина   признавал,   что,   когда   Пушкина   кто­то   интересовал,   он становился   очень   заманчив.   С   другой   стороны,   когда   Пушкину   было неинтересно,   разговор   его   был   вял,   скучен   и   просто   несносен.             Первая дуэль Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен   раз.   Причина   могла   не   стоить   выеденного   яйца   ­   например,   в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого­нибудь подлецом,             Еще  у   Пушкина  были  карточные  долги,  и  довольно   серьезные.  Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие­то   задержки,   он   писал   своим   кредиторам   злые   эпиграммы   и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой             А   вот   что   пишут   о   Пушкине   иностранцы.   Оказывается,   Евгений Онегин ­ это вообще первый русский роман (хотя и в стихах). Так написано в "Британской энциклопедии" редакции 1961 года. Там же написано, что до Пушкина русский язык был вообще не пригоден для художественной литературы.   Первый   японский   перевод   "Капитанской   дочки"   назывался "Дневник   бабочки,   размышляющей   о   душе   цветка"   ­   ­   правда,   потом стояла приписка "Удивительные вести из России", этот перевод сделали в 1883 году, а во втором переводе главных героев звали Смит и Мэри ­ ­ переводчик   решил,   что   ни   к   чему   загромождать   текст   незнакомыми русскими   именами,   а   английские   японцы   к   тому   времени   более­менее выучили.           Кстати,   в   России   в   1912   и   1914   годах   выходили   сборники   стихов Пушкина,   которые   теперь   стали   библиографической   редкостью: составителем  сборников  был  некий  В.  Ленин,  а  предисловие  написал А. Ульянов.   Ленин   ­   был   псевдоним   издателя   Сытина   (его   дочку   звали Еленой),   а   литературовед   Ульянов   был   просто   однофамильцем.           А вот, наверное, самый забавный факт, который, правда, не имеет отношения к, собственно, биографии Пушкина. В Эфиопии несколько лет назад   так   поставили   памятник   Пушкину.На   красивом   мраморном постаменте высечены слова : "Нашему поэту". Мы надеемся, что каждый из вас услышал что­то новое интересное из жизни А.С. Пушкина. Ну а сейчас давайте перейдем к викторине по творчеству А. С. Пушкина 1конкурс – разминкаКаждой команде предлагается по 15 вопросов, команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. ВОПРОСЫ ДЛЯ 1­й КОМАНДЫ: 1. Назовите дату рождения А.С.Пушкина? (26 мая или 6 июня 1799 года) 2. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна) 3. Кому   посвящено   стихотворение,   в   котором   есть   следующие   строки: “Пока   свободою   горим,   Пока   сердца   для   чести   живы,   Мой   друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!”? (П.Я. Чаадаеву) 4. Какая   война   произошла   во   время   обучения   Пушкина   в   Лицее? (Отечественная война 1812 года, война с Наполеоном).  Как погиб великий русский поэт? (На дуэли) 5. 6. Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства и сам написал несколько сказок в стихах? (А.С. Пушкин) 7. В связи с чем в 1822 году Пушкиным было написано стих­е «Узник», начинающееся словами «сижу за решёткой в темнице сырой…»?( В это время Пушкин находился в южной ссылке) 8. Сколько лет рыбачил старик в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (30 лет и 3 года) 9. Кому А. С. Пушкин посвятил эти строки: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. (Н. Н. Гончарова). 10.Какое   произведение   А.С.   Пушкина   написано   на   реальных   событиях? (Капитанская дочка). ВОПРОСЫ ДЛЯ 2­Й КОМАНДЫ: 1. Назовите дату, когда погиб А.С.Пушкин? 2. В   каком   учебном   заведении   с   12   лет   обучался   А.С.   Пушкин? (Царскосельский лицей) 3. Какой великий поэт присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее? (Гавриил Романович Державин). 4. После   написания   какого   произведения   Василий   Андреевич Жуковский   подарил   Пушкину   свой   портрет   с   надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя”? (После написания поэмы “Руслан и Людмила”). 5. Какой   иностранный   язык   знал   А.С.   Пушкин   к   7   годам? ( Французский) 6. Как звали француза, убившего А.С. Пушкина? (Дантес) 7. Какое время года больше всего любил А.С. Пушкин? (осень) 8. Какое произведение Пушкина начинается прологом: «У Лукоморья дуб зелёный…»? (Поэма «Руслан и Людмила»)9. Кому посвящены эти строки?                                      Я помню чудное мгновенье:                                      Передо мной явилась ты,                                      Как мимолётное виденье,                                      Как гений чистой красоты. (А. П. Керн). 10.Какая   война   часто   встречается   в   произведениях   А.С.   Пушкина? (война 1812 года) 2­Й КОНКУРС  «Угадай сказку»                                 Из какой сказки А.С. Пушкина этот отрывок? 1. Жил­был поп, Толоконный лоб, Пошёл поп по базару Посмотреть кой­какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)  2. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)  3. Вот проходит восемь дней, А от войска нет вестей: Было ль, не было ль сраженья,  Нет Дадону донесенья. («Сказка о золотом петушке»)  4. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам.(«Сказка о царе Салтане…»)  5. Воротился старик ко старухе, У старухи новое корыто. Еще пуще старуха бранится, «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)  6. Отколь ни возьмись мужик идет,             Он во руках несет рогатину,             А нож­то у него за поясом.             А мешок­то у него за плечьми. («Сказка о медведихе»)  7. Раз у тесовых у ворот,             С подружками своими,             Сидела девица — и вот           Промчалась перед ними           Лихая тройка с молодцом.           Конями, крытыми ковром,           В санях он, стоя, правит,           И гонит всех, и давит. («Жених»)  8. У лукоморья дуб зеленый,             Златая цепь на дубе том:             И днем и ночью кот ученый             Всё ходит по цепи кругом;             Идет направо — песнь заводит,             Налево — сказку говорит. («Руслан и Людмила»)  Слово жюри. 3­Й КОНКУРС: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ В   своих   произведениях,   особенно   посвященных   различным   историческим событиям, Пушкин часто использует устаревшие слова. Задача – объяснить их, синоним. современный подобрать ним     к       Каждый правильный ответ – 1 балл.ЧЕЛО – лоб. СЕКИРА ­ старинное оружие в виде топора на длинной рукояти. ДОНЫНЕ – до сих пор. ТРИЗНА – обряд похорон и поминания умершего. ДРУЖИНА – княжеское войско, приближенные князя. ДЕСНИЦА – правая рука. БРАДА – борода. СЕЧА – битва, бой, сражение. ПЕРЛЫ – жемчуг. КРУЧИНА – печаль, грусть, горе. ОЧИ – глаза.             КОЛЧАН – сумка для стрел. Слово жюри. 4­Й КОНКУРС: КОНКУРС КАПИТАНОВ Капитаны   команд   по   очереди   перечисляют   произведения   писателя.   Кто больше назовет произведений тот  и побеждает. Капитан победившей команды получает 5 баллов. Слово жюри. 5­Й КОНКУРС: КроссвордКаждая   команда   получает   кроссворд.   Команда,   первая   правильно справившаяся   с   заданием,   получает   дополнительный   балл.  (За   каждый   правильный   ответ   ­   1   балл). 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Имение Пушкиных в Нижегородской области (Болдино). Один из героев произведений А.С. Пушкина, сила которого в бороде (Черномор). Так называют людей, которым А.С. Пушкин посвятил стихотворение “Во глубине сибирских руд…” (Декабристы). Один из лицейских друзей Пушкина (А. Дельвиг). Город, в котором родился А.С. Пушкин (Москва). Один из героев произведений А.С. Пушкина, погибший от укуса змеи (Олег). В этом городе находилось учебное заведение, в котором обучался А.С. Пушкин (Петербург).8. 9. Один из друзей А.С. Пушкина, осмелившийся посетить его во время ссылки в селе Михайловском (И.Пущин). Прозаическое   произведение   А.С.   Пушкина,  рассказывающее   о   судьбе разоренного дворянина (Дубровский). Слово жюри. 6­й КОНКУРС: Художественное чтение. Каждая команда выбирает представителя, который выразительно читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Побеждает та команда, которая лучше прочтет стихотворение. Слово жюри. 7­й КОНКУРС: Исправь ошибки. Правильно ли: 1. Снова кличет старуха   золотую рыбку. 2. Правильно ли, что конец «Сказки о золотом петушке» таков:      И осталась старуха у своей старой землянки с разбитым корытом 3. И сказала золотая рыбка:  «Не хочу быть столбовою дворянкой,    А хочу быть владычицей морскою!» 4.Закинул старик удочку в море 5.У лукоморья клён зелёный 6.Я ль на свете всех умнее, всех румяней и белее … 7.Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи птиц… 8.Избушка там на тонких ножках    Стоит без окон без дверей… 9.Стал он кликать золотую щуку… Слово жюри.Вот   и   подходит   концу   наш   необычный   урок.   Я   хочу   его   закончить следующими строками: Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца. В нашей жизни вечно будут Этих сказок голоса. Подведение итогов, награждение победителей.

Посмотрите также