Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
29.05.2019
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» даёт возможность учить детей не только ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков, но и осуществить деятельностное восприятие таких тем, как: «Г.Р.Державин», «М.Ю.Лермонтов», «Е.А.Баратынский» и др. через практику. Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, МХК. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Мой край литературный.docx
Управление народного образования администрации г. Мичуринска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 «Юнармеец» г. Мичуринска Тамбовской области Рассмотрено  на заседании педагогического совета     «30 » августа 2017 года    Протокол №1                                              «Утверждаю»  Директор МБОУ СОШ №17 «Юнармеец» ____________А.В. Климкин Приказ от 01.09.2017  г. №253/2         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  (базовый уровень) программа «Мой край литературный» туристско­краеведческой направленности Возраст обучающихся: 12­15 лет Срок реализации  ­ 3 года Автор составитель: Тарасова Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы Мичуринск­наукоград РФ 2017 год Пояснительная записка Важнейшим направлением краеведческой работы является формирование у учащихся целостного представления о своём крае, сохранение и развитие его социально­экономических,   культурных   достижений   и   традиций.   Изучение литературного краеведения – один из путей не только познания родной земли, но и воспитания любви и привязанности к ней. Следуя принципам возрастного и личностно   –   ориентированного   подхода,   необходимо   обращать   учащихся   к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно­духовные богатства наших предков. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» даёт возможность учить детей не только ценить, сохранять, накапливать культурно­духовные богатства наших предков, но  и осуществить деятельностное восприятие таких тем, как: «Г.Р.Державин», «М.Ю.Лермонтов», «Е.А.Баратынский» и др. через практику. Приобретенные знания по литературе и   культуре   родного   края   учащиеся   могут   применить   на   уроках   истории, литературы,  МХК. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Программа имеет туристско­краеведческую  направленность.  По форме организации является групповой. Уровень освоения программы – базовый. Новизна  программы  состоит   в   её   практической   направленности. Учащимся   даётся   не   только   готовый   теоретический   материал,   ими   впервые приобретается   навык   работы   над   критической,   краеведческой     литературой, способность самостоятельно углубленно   интерпретировать тексты изучаемых произведений.     Значительная   часть   занятий   отводится   экскурсиям   (очным   и заочным). В рамках реализации программы возможна допрофильная подготовка учащихся по краеведческому направлению «Экскурсоведение». Актуальность  данной   программы   определяется   тем,   что   в  настоящее время  создаются   условия,   способствующие   формированию   и   развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении.  Данная   программа  педагогически   целесообразна,   так   как   даёт возможность   эффективно   организовать   познавательно­исследовательскую деятельность школьника,  возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. особенностью  дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей   программы   от   уже   существующих   в этой области является то, что она осуществляется как учебно­деятельностная, предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения,  но Отличительной   данной и   включение   их   в   конкретную   туристско­краеведческую   деятельность,   что позволяет   активу   принимать   участие   в   научно­практических   конференциях, олимпиадах и социальных акциях. За основу программы взята Программа курса регионального компонента базисного учебного плана. / Составители: Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина, А.В. Лежнев, Т.Ф. Федорова. – Тамбов: ТОИПКРО, 2006, а также индивидуальные наработки   по   проблеме   духовно­нравственного   воспитания   школьников. Программа является модифицированной и адаптирована к старшему школьному возрасту среднего звена. Адресатами программы являются учащиеся 12 ­ 15 лет. Группы   –   одновозрастные,   состоящие   из   воспитанников   одинакового уровня   подготовки.  Для   обучения   принимаются   все   желающие.  Именно   этот период   развития   школьников   характеризуется   повышенной   творческой активностью,   стремлением   к   получению   новых   знаний,   желанием   добиться конкретных результатов в деятельности. Количество   учащихся   в   объединении   определяется   Уставом   образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.  В группе 1 года обучения – 10­15 человек, в группе 2­го года обучения – 10­15 человек. В группе 3­го года обучения – 10 ­15 человек. Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей­инвалидов, инвалидов. Объем освоения программы – 216 часов.   Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения – 72 часа. 2 год обучения – 72 часа. 3 год обучения – 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу каждое. Продолжительность учебного года – 36 недель (без учета зимних каникул – 10 дней и летних каникул). Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.   Формы   организации   обучения   –   очная;   по   количеству   учащихся: групповая;   по   особенностям   коммуникативного   взаимодействия   педагога   и детей:   лекции,   семинары,   практикумы,   экскурсии,   участие   в   конференциях, конкурсах, проектная деятельность; по дидактической цели: вводное занятие, занятие   по   углублению   знаний,   практическое   занятие,   занятие   по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Формы обучения Основной   формой   учебной   работы  является   очное   групповое   занятие. Занятие по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.   В процессе реализации программы используются  формы организации  занятий. Занятие – объяснение. Занятие – путешествие. Экскурсии. Тестирование. Защита творческих работ (проектов). Викторина. Конкурсная программа. Участие в конференциях различного уровня, олимпиадах.  Итоговые занятия. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Содержание программного материала подобрано с учетом возрастных и   индивидуальных возможностей, способностей и уровня развития ребенка. В образовательном процессе используются различные методы обучения:    Практические:  изучение   современной   литературы,   подготовка творческих проектов, презентаций, выработка навыков публичных выступлений.  Словесные: беседа, рассказ, рассказ с элементами беседы, лекция. Наглядные: демонстрация рисунков, фотографий, презентация. Образовательные технологии.  Технология развивающего обучения  Технология исследовательского обучения  Технология совместного научного исследования  Коммуникативные образовательные технологии (диспут, дискуссии, дебаты и т. д.)  Технология   коллективной   творческой   деятельности   (трудовые, интеллектуальные, художественные, спортивные, экологические и т. д.)  Технология коллективного совместного обучения (опосредованное общение через письменную речь, общение в паре, групповое общение, общение в парах сменного состава)  Технология мастерских  Технология программированного обучения  Технология блочно­модульного обучения  Технология проектного обучения  Игровые технологии  Имитационное моделирование   Здоровьесберегающие технологии  Технологии сохранения и стимулирования здоровья  Технологии обучения здоровому образу жизни  Технология раскрепощённого развития детей (технологии деятельности направленные на ребёнка)  Социально­педагогические и психолого­педагогические технологии   Технология социальной практики  Комплексные технологии  Технология индивидуального образовательного маршрута  Информационно­коммуникационные технологии  Кейс­технологии  Технология портфолио Здоровьесберегающие технологии  Индивидуально   –   дифференцированный   подход,   снятие   эмоциональной нагрузки, напряжения, закрепощенности.  Игровые   динамические   паузы   –   снятие   перегрузок,   снятие   утомляемости глаз (упражнения)  Особенности организации образовательного процесса При проведении, занятий учитывается:  уровень ЗУН учащихся, их индивидуальные особенности  самостоятельность ребенка  индивидуальные особенности  особенности мышления, познавательные интересы. Цели и задачи программы. Цель   программы:  формирование   у   обучающихся     внимательного, бережного   отношения   к   достижениям   национальной   культуры;   развитие познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей   в процессе   исследования,   наблюдения   и   проектирования;  формирование   у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края. Задачи первого года обучения:     обучающие:  приобретение     навыков   работы   с   краеведческой, критической литературой, со справочными материалами.  развивающие:   развитие   творческих   способностей  и   возможностей учащихся,  развитие   деловых   качеств,   таких   как   самостоятельность, ответственность,   активность,   аккуратность;   формирование   потребностей   в самопознании и саморазвитии.     внимательного отношения к достижениям культуры края, воспитание чувства  «малой родины», формирование социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме,    воспитательные:  формирование   у   обучающихся   Задачи второго года обучения: обучающие:  совершенствование   навыков   анализа   литературного произведения;   формирование     умения   пользоваться   литературоведческими   и культурологическими   категориями, овладение   процедурами   смыслового анализа текста. развивающие:  развитие   творческих   способностей   в   ходе исследовательской   деятельности   учащихся,   развитие   навыков   выразительного чтения, навыков пересказа. воспитывающие:  воспитание   квалифицированного   читателя   со сформированным   эстетическим   вкусом,   способного   аргументировать   своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,   создавать   развёрнутые   высказывания   аналитического   и интерпретирующего характера, Задачи третьего года обучения: обучающие:  умение  выявлять   жанровые   особенности   произведений, отношение автора к изображаемому, давать личную оценку; писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении, готовить доклады, сообщения, эссе об   авторе   и   его   произведении;   осуществлять   литературно   ­   краеведческую поисковую деятельность. развивающие:  развитие   навыков   рецензирования   прочитанных произведений, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства; воспитывающие: воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, сохранение и изучение традиций, культуры Тамбовского края. Принципы построения программы:  использование образовательных технологий;  индивидуальность;  доступность;  преемственность. Учебный план первого года обучения №  п/п 1 2 Раздел, тема Введение 1.1. Родной край как источник творчества. 1.2. Понятие о «крае» в литературном  краеведении. Литературные места Тамбовского края. 2.1. Понятие «литературный музей». 2.2. Разнообразие литературных музеев. 2.3. Заочные экскурсии в г. Тамбов,  Староюрьево, Казинку (Мичуринский  район), Знаменку. 2.4. Экскурсия в музей Голицыных. 2.5. Работа над групповыми проектами. Всего 2 12 2 7 Количество часов Теория Практика Форма контроля Опрос. 5 Отчёт. Проект. 3 4 5 6 7 8 9 Г. Р. Державин. 3.1. Жизненный и творческий путь поэта. 3.2.Тематическое разнообразие  поэтического наследия. 3.3. Державин и Тамбовский край. 3.4. Чтение и анализ стихов поэта. 3.5. Работа над докладами и сообщениями. "Вольтерьянец из Казинки». 4.1. Деятельность И. Г. Рахманинова. 4.2. Литературные праздники в с. Казинка. 4.3. Встреча с лауреатом премии  И. Г. Рахманинова Т. Д. Коновой. "Тамбовская тропинка к Пушкину». 5.1. Тамбовские корни рода Пушкиных. 5.2. Чтение и анализ стихотворений. 5.3. Пушкины в Козлове. 5.4. Встреча краеведом В. Е. Андреевым. 5.5. Работа над творческим проектом «Мой  Пушкин». А. М. Жемчужников. 6.1. Особенности художественного мира  поэта. 6.2. Чтение и анализ стихотворений. Е. И. Замятин. 7.1. Тема Тамбова и Тамбовщины в  творчестве Е. И. Замятина. 7.2. Чтение и анализ повести «Уездное». 7.3. Написание сочинения. С.Н.Сергеев ­ Ценский. 8.1. Жизненный и творческий путь писателя. 8.2. Тема Великой Отечественной войны в  творчестве С.Н. Сергеева ­ Ценского. 8.3. Чтение и анализ рассказа «Хитрая  девчонка». В.Т. Дорожкина. 9.1. Лирические стихи. 9.2. Цикл стихов «Венок солдату». 9.3. Автобиографическая повесть «Как  говорила моя бабушка». 10 4 10 5 6 6 7 10 Тема Зои Космодемьянской в творчестве  10 4 2 3   3 2 3 3 4 6 2 7 2 4 3 4 6 поэтов. 10.1. Поэма М. Алигер «Зоя». 10.2. Стихотворение М. Румянцевой «Зоя». 10.3. Работа над проектом «Наша Зоя».  Заключительное занятие. Тест.                                                          Всего: 72 33 39 Доклады, сообщения Отчёт. Проект. Опрос. Опрос, Сочинение Опрос. Опрос. Проект. Тест. Содержание программы первого года обучения 1. Вводное занятие. Знакомство   группы   с   программой.   Перспективы   объединения.   Содержание практических занятий. Родной край как источник творчества. Понятие о «крае» в литературном краеведении. 2. Литературные места Тамбовского края.  Понятие   «литературный   музей».   Разнообразие   существующих   литературных музеев. Музеи ­ заповедники,   мемориальные музеи, музеи ­ усадьбы,   музеи ­ квартиры,     музеи   литературных   героев.   Заочные   экскурсии   в   г.Тамбов, Староюрьево,   Казинку   (Мичуринский   район),   Знаменку.   Экскурсия   в литературно ­ музыкальный музей Голицыных г. Мичуринска. Работа над групповыми проектами (сбор необходимой информации, звуковой и видеоряд), представление проектов в различных формах зрителям и слушателям (игровые традиции, кино, радио, открытки, вещи ­ свидетели     эпохи т.д.) по теме «Экскурсия в музей». 1. Г.Р. Державин. Жизненный и творческий путь поэта. Тематическое   разнообразие   поэтического   наследия.   Г.Р.   Державин   и Тамбовский край. Чтение и анализ стихотворений «Желание зимы», «На смерть графини Румянцевой», «Осень в селе Зубриловке» и др. Работа над докладами и сообщениями о жизни и творчестве Г.Р. Державина. 4. «Вольтерьянец из Казинки». Деятельность И.Г. Рахманинова – русского просветителя, издателя, журналиста и переводчика. Литературные праздники в с. Казинке. Встреча с лауреатом премии И.Г. Рахманинова Т.Д. Коновой, основателем музея И.Г. Рахманинова. 5. «Тамбовская тропинка к Пушкину». Тамбовские корни рода Пушкина.  Стихотворение «Моя родословная». Пушкины в Козлове. Встреча с краеведом В.Е.Андреевым. Работа над творческими проектами «Мой Пушкин» и их представление.          6.А.М.Жемчужников. Особенности художественного мира поэта. Козьма Прутков. Любовь к тамбовским пейзажам в творчестве поэта. Стихотворения «Встреча», «Грачи», «Конец лета» и др. 7. Е.И.Замятин. Тема Тамбова и Тамбовщины в творчестве Е.И.Замятина.  Работа над повестью «Ёла». Трагизм повествования повести. Написание сочинения. 8.   С.Н.Сергеев­Ценский.   Жизненный   и   творческий   путь   писателя.   Тема Великой Отечественной войны в творчестве  С.Н.Сергеева ­ Ценского. Чтение и анализ рассказа «Хитрая девчонка». Образ подростка в рассказе.  9.   В.Т.   Дорожкина.     Лирические   стихи.     Цикл   стихов   «Венок   солдату». Яркая гражданская направленность стихов В.Т. Дорожкиной. Тема Зои Космодемьянской в творчестве поэтов.     10. Поэма М. Алигер «Зоя». Стихотворение М. Румянцевой «Зоя».  Работа над проектом «Наша Зоя».      Заключительное занятие. Тест. Учебный план второго года обучения Раздел, тема Всего Количество часов Практика Теория 2 24 2 14 10 Форма контроля Опрос. Опрос, групповой проект, тест. № п/п 1 2 3 4 Вводное занятие. Место Тамбовского  края в истории отечественной  культуры и литературы. Литературная и культурная жизнь края XVII – XIX веков. 2.1. Выдающиеся деятели искусств. 2.2.Композиторы: А.Н.Верстовский,  П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов. 2.3. Музыканты: В.И. Агапкин, И.А. Шатров. 2.4. Мастера живописи: В.Д. Поленов,  В.А. Серов, М.В. Добужинский,  А.М. Герасимов. 2.5. Деятели театра: Н.Х. Рыбаков, В.В. Ванин и др. 2.6. Работа над групповыми проектами. 2.7. Экскурсия в дом – музей А.М.  Герасимова, посещение выставочного  зала. 2.8. Бытописатель русского  поместного дворянства  С.Н. Терпигорев. 2.9. Жизнь тамбовских крестьян в  историческом очерке «Раскаты  Стенькина грома в Тамбовской земле». 2.10. Тестирование. Литературная жизнь XX века. 3.1. Тамбовский край в творчестве  М.И. Цветаевой. 3.2. Чтение и анализ очерка «Вольный  проезд». 3.3. «Сплав вдохновений и сухожилий» (М.И. Цветаева и Тихон Чурилин). А.С. Серафимович на Тамбовской  земле. 4.1. Чтение и анализ рассказа  «Тамбовский мужичок в Москве». 4.2. Работа над сочинением. 12 8 5 5 7 3 Опрос. Сочинение. 5 6 7  Б.И. Панов: журналист и писатель. 5.1. Изображение русской деревни в  рассказах Панова. Тамбовские краеведы: В.Е. Андреев,  В.Т. Дорожкина, А.В. Лежнёв, Н.Н.  Наседкин. 6.1.Работа с краеведческой  литературой. Заключительное занятие. Тест.                                                          Всего: 12 12 2 72 5 6 1 38 7 6 1 34 Опрос. Опрос. Тест. Краткое содержание программы второго года обучения 1. Вводное занятие. Место Тамбовского края в истории отечественной культуры и литературы.  2. Литературная и культурная жизнь края XVII – XIX веков. Выдающиеся деятели искусств. Композиторы (А.Н. Верстовский,  П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Музыканты (В.И. Агапкин, И.А. Шатров). Мастера живописи (В.Д.Поленов, В.А.Серов, М.В. Добужинский  А.М. Герасимов).  Деятели театра (Н.Х.Рыбаков, В.В. Ванин и др.). Работа над групповыми проектами. Экскурсия в дом ­ музей А.М. Герасимова, посещение выставочного зала.  Бытописатель русского поместного дворянства С.Н. Терпигорев. Жизнь тамбовских крестьян в историческом очерке «Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле». Тестирование   по   теме   «Литературная   и   культурная   жизнь   края  XVII  –  XIX веков». 3. Литературная жизнь XX  века. Тамбовский   край   в   творчестве   М.И.Цветаевой.   Чтение   и   анализ   очерка «Вольный проезд». «Сплав вдохновений и сухожилий» (М.И. Цветаева и Т. Чурилин). 4. А.С. Серафимович  на Тамбовской земле. Чтение и анализ рассказа «Тамбовский мужичок в Москве».  Работа над сочинением.                  5.Б. Панов: журналист и писатель. Изображение русской деревни в рассказах Б. Панова.          6.Тамбовские краеведы: В.А. Андреев, В.Т. Дорожкина, Б.И. Илёшин,  А.В. Лежнёв, Н.Н. Наседкин, В.П. Пешков и др. Работа с краеведческой литературой. 7.Заключительное   занятие.   Подведение   итогов   работы.   Контрольное тестирование. Учебный план третьего года обучения № п/п Раздел, тема Вводное занятие. 1 2 Из литературы XIX века. Всего 1 20 Количество часов Практика Теория 1 11 9 Формы контроля Опрос. Проект. 2.1 Тамбовские корни рода Пушкиных. 2.2 Очерк жизни и творчества. 2.3. Лирика. 2.4.Чтение и анализ стихов Баратынского. 2.5. Заочная экскурсия в Мару. 2.6. Встреча с краеведом В.Е.Андреевым. 2.7. Работа над проектом. 3 Литературная жизнь второй половины XX  20 10 10 века. 3.1. А.П.Платонов. Очерк жизни и  творчества. 3.2. Чтение и анализ повести «Город  Градов». 3.3. Работа над сочинением. 3.4.А.И.Солженицын и Тамбовский край. 3.5. Чтение и анализ повести «Случай на  станции Кочетовка». 3.6. Поэзия В. Кубанёва, И. Кучина. 3.7. Пушкинский цикл С.Милосердова. 3.8. В.С.Аршанский – журналист. 3.9. Чтение и анализ рассказа  В.С.Аршанского «Вверх по течению,  несущему вниз». 3.10. Встреча с краеведом. Творчество мичуринских поэтов  Е. Ишутин, В. Михин. 4 5 Публицистика. 5.1. Работа с материалами газет. 5.2. Экскурсия в редакцию газеты  «Мичуринская правда». 5.3. Встреча с корреспондентом. 5.4. Написание очерков, эссе.    6 Юные таланты г. Мичуринска.   7 6.1. Работа над проектом «Наше  творчество». Заключительное занятие. Тест. Итого:                                                                                                     Сочинение. Чтение наизусть. 10 10 9 2 72 6 4 2 1 35 Опрос. Практическая работа. Проект. Тест. 4 6 7 1 37 Краткое содержание программы третьего года обучения 1. Вводное занятие. 2. Из литературы XIX века. Звезда «разрозненной плеяды»: Е.А.Баратынский.   Очерк жизни и творчества.  «В стихах возвышенный и в сердце благородный».  Лирика Е.А.Баратынского. Чтение и анализ стихотворений: «Песня», «Не бойся  едких осуждений», «Она», «Стансы» и др.  Заочная экскурсия в Мару. Встреча с краеведом В.Е.Андреевым.  Работа   над   проектом   «Две   вершины   русской   поэзии».   А.С.   Пушкин   и   Е.   А. Баратынский). 3. Литературная жизнь второй половины XX века.  А.П.  Платонов.  Очерк  жизни  и  творчества.  Чтение  и  анализ повести «Город Градов». Проблема взаимоотношений личности и государства в повести. Работа над сочинением. А.И.   Солженицын   и   Тамбовский   край.   Чтение   и   анализ   повести   «Случай   на станции Кочетовка». «Либо совсем не гореть, либо гореть во всю силу». Поэзия В. Кубанёва. Поэзия И.А. Кучина, В.Т. Дорожкиной, М.А. Румянцевой. Поэтический вечер. Пушкинский цикл С.С. Милосердова. В.С.Аршанский – журналист. Чтение и анализ рассказа В.С.Аршанского «Вверх по   течению,   несущему   вниз».   Образ   «современного   журналиста»   в   рассказе. Смысл названия. Встреча с В.С.Аршанским. 4.Творчество   мичуринских   поэтов.   Е.  Ишутин.  Запас   прочности   и   сила   духа русского народа в стихах Е. Ишутина. В.   Михин.   Отражение   культурных   и   духовных   ценностей   русского   народа   в поэзии В. Михина. 5. Публицистика. Работа   с   материалами   газет   «Тамбовская   жизнь»,   «Мичуринская   правда», «Мичуринская мысль» и др. Экскурсия в редакцию газеты «Мичуринская правда». Встреча с краеведом М. Белых. Написание очерков, эссе. 6. Юные таланты г. Мичуринска. 7. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Итоговое тестирование. Планируемые результаты: В результате первого года обучения обучающиеся будут знать:  литературные места Тамбовского края;  разнообразие существующих литературных музеев;  связь Тамбовской земли с выдающимися поэтами и писателями;  как работать с краеведческой литературой;  как собирать необходимый материал для создания докладов, сообщений, проектов;  меры безопасности в процессе экскурсий. уметь:  работать с краеведческой литературой;  совершенствовать, расширять краеведческие знания и экстраполировать их во все сферы своей жизни;  использовать   приёмы   исследовательской   деятельности   и   желать   в   ней участвовать.  приобретать социальный опыт;  анализировать художественные произведения. В результате второго года обучения обучающиеся будут знать:  место   Тамбовской   области   в   истории   отечественной   культуры   и литературы  литературную и культурную жизнь края XVII, XIX, XX веков;  выдающихся деятелей искусств;  как отобразился Тамбовский край в произведениях известных писателей и поэтов,   методику целеполагания и структурирования исследовательской работы по краеведению;  основные требования, предъявляемые к защите исследовательской работы. уметь:  работать с краеведческими источниками;  создавать   компьютерные   презентации   с   использованием   краеведческих материалов;  защитить исследовательскую работу.   использовать   историко   ­   биографическую   информацию,   касающуюся выдающихся писателей и поэтов, так или иначе связанных с Тамбовской землёй;  приобретать  навыки работы с краеведческой, критической литературой, со справочными материалами;  уметь анализировать  и оценивать произведение как явление искусства, как   художественное   целое,   выявлять   его   жанровые   особенности   и отношение автора к изображаемому, давать личную оценку; В результате третьего года обучения обучающиеся будут  знать:  какие существовали связи Баратынского и Пушкина;  литературную и культурную жизнь края второй половины XX века;  особенности творчества мичуринских поэтов;  особенности публицистики мичуринских авторов; уметь:  создавать   компьютерные   презентации   с   использованием   краеведческих материалов;   использовать   историко   ­   биографическую   информацию,   касающуюся выдающихся писателей и поэтов, так или иначе связанных с Тамбовской землёй;  приобретать  навыки работы с краеведческой, критической литературой, со справочными материалами;  приобретать  навыки работы с краеведческой, критической литературой, со справочными материалами;  уметь анализировать  и оценивать произведение как явление искусства, как   художественное   целое,   выявлять   его   жанровые   особенности   и отношение автора к изображаемому, давать личную оценку;  писать   отзывы   о   самостоятельно   прочитанном   произведении,   готовить доклады, сообщения, эссе об авторе и его произведении. Будет   сформирована   активная   жизненная   позиция,   воспитано   чувство патриотизма,   развита   коммуникабельность,   творческие   и   познавательные способности обучающихся. Календарный учебный график № п/п Ме­ сяц Чис­ ло Время прове­ дения занятия Форма занятия Коли­ чество часов Тема занятия Место проведения Форма контроля 1­2 Урок–лекция 3 4 5 6 7 8 9 Урок­лекция  Урок­лекция  Урок­лекция  Урок­ пезентация Урок­ презентация Урок­ презентация  Урок­ презентация 2 1 1 1 1 1 1 1 1­й год обучения Введение. Родной край как источник творчества. Понятие о «крае» в литературном краеведении. Литературные места Тамбовского края. Понятие «литературный музей». Разнообразие литературных музеев. Заочная экскурсия в г. Тамбов. Заочная экскурсия в с. Староюрьево. Заочная экскурсия в  Казинку (Мичуринский район). Заочная экскурсия в Знаменку. Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Опрос. Доклады, сообщения Опрос. Сообщения. Опрос. Отчёт. Отчёт. Отчёт. 10 11­ 12 13­14 15­16 17­21 22 23 24 25­26 27 28 Экскурсия. Практическая работа Практическая  работа Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа.  Урок­лекция  Урок­лекция Практическая работа Урок­лекция  Урок­ презентация Практическая 1 Экскурсия в музей Голицыных.      2 Работа над групповым проектом «Музей». 2 2 5 1 1 1 2 1 1 Защита групповых проектов. Г. Р. Державин. Жизненный и творческий путь поэта. Тематическое разнообразие поэтического наследия. Державин и Тамбовский край. Чтение и анализ стихов поэта. Работа над докладами и сообщениями. "Вольтерьянец из Казинки». Деятельность И. Г. Рахманинова. Литературные праздники в  с. Казинка. Встреча с лауреатом премии  Кабинет русского языка и литературы  Кабинет  русского  языка и  литературы Шк. библиотека Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Отчёт. Проект. Зашита проектов Опрос. Опрос. Работа с текстами Сочинение. Работа с текстами Опрос. Доклады, сообщения Опрос. Кабинет Презентация русского языка и литературы Кабинет Отчёт. 29 30 31­33 34­35 36 37­38 39 40­41 42 43­44 работа И. Г. Рахманинова Т. Д. Коновой. Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа Практическая работа Практическая работа Урок­лекция  Урок­лекция  Практическая работа 1 1 3 2 1 2 1 2 1 2 «Тамбовская тропинка к Пушкину». Тамбовские корни рода Пушкиных. Чтение и анализ стихотворений. Пушкины в Козлове. Встреча с краеведом  В. Е. Андреевым. Работа над творческим проектом «Мой Пушкин». Защита проектов. А. М. Жемчужников. Очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Чтение и анализ стихотворений. русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Опрос. Опрос. Работа с текстами Опрос. Отчёт. Проект. Проект. Опрос. Опрос. Работа с текстами. Конкурс 45­46 47 48­49 50 51­52 53 54­56 57­58 59 60 Урок­лекция       2 Е. И. Замятин. Очерк жизни и творчества. Кабинет русского Опрос. чтецов. Практическая работа Практическая работа Практическая работа Урок­лекция Урок­лекция Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа Урок­лекция 1 2 1 2 1 3 2 1 1 Тема Тамбова и Тамбовщины в творчестве Е. И. Замятина. Чтение и анализ повести «Уездное». Написание сочинения. С.Н.Сергеев ­ Ценский. Жизненный и творческий путь писателя. Тема Великой Отечественной войны в творчестве С.Н.  Сергеева ­ Ценского. Чтение и анализ рассказа «Хитрая девчонка». В.Т. Дорожкина. Очерк жизни и творчества. Лирические стихи. Цикл стихов «Венок солдату». языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы    Опрос. Работа с текстами Сочинение. Опрос. Опрос. Работа с текстами Опрос. Работа с текстами Чт.наизусть 61­63 64 65 66 67­68 69­70 71­72 1­2 3­4 5 6 Практическая работа Урок­лекция Урок­лекция Урок­лекция Практическая работа Урок­лекция Исследователь ская работа Итоговые уроки Урок–лекция Урок–лекция Урок–лекция Урок­лекция  3 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 Автобиографическая повесть «Как говорила моя  бабушка».  Тема Зои Космодемьянской в творчестве поэтов. Поэма М. Алигер «Зоя». Стихотворение М. Румянцевой «Зоя». Работа над проектом «Наша Зоя».  Защита проектов. Подведение итогов работы кружка за год. 2 год обучения Место Тамбовского края в истории отечественной культуры и  литературы. Тамбовский край и отечественная культура и  литература. Литературная и культурная жизнь края XVII­XIX веков. Выдающиеся деятели искусств. Музыканты. Выдающиеся деятели искусств. Художники. Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Шк. библиотека Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет Работа с текстами Опрос. Работа с текстами Работа с текстами Проект Проект Викторина. Опрос. Опрос. Опрос. Опрос. 7 8 9 10 11­12 13 14­17 18­22 23 24 25­26 Практическая работа Практическая работа Урок­лекция  Урок­лекция  Урок­лекция Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа Экскурсия. Практическая работа Урок­лекция  1 1 1 1 2 1 4 5 1 1 2 Выдающиеся деятели искусств. Актёры, режиссёры. Встреча с актрисой В. Дзидзан. Выдающиеся деятели искусств.  Творчество А.М.Герасимова. Творчество С.Н.Терпигорева. Жизнь тамбовских крестьян в историческом очерке «Раскаты  Стенькина грома в Тамбовской земле. Работа с текстом очерка. Работа по произведениям Терпигорева С.Н. Работа над проектами «Выдающиеся деятели искусств». Экскурсия в выставочный зал. Тестирование по теме «Выдающиеся деятели искусств». А.М.Герасимов в Козлове­Мичуринске. Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет Промежуточн ая аттестация. Тест. Отчёт русского языка и литературы Кабинет       Отчёт русского языка и литературы Шк. библиотека Исследова­ тельская  работа.      Опрос. Опрос. Отчёт Отчёт Проект. Отчёт 27 28­29 30­31 32­33 34 35­37 38 39 40­42 43­44 Практическая работа Урок­лекция  Урок­лекция  Практическая работа Практическая работа Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа Урок­лекция. Практическая работа 1 2 2 2 1 3 1 1 3 2 Творчество А.М.Герасимова. Литературная жизнь XX века. Обзор. Жизненный и творческий путь М.И.Цветаевой. Чтение и анализ стихотворений. Тамбовский край в творчестве М.И.Цветаевой. «Вольный  проезд». Тамбовский край в творчестве М.И.Цветаевой. «Вольный  проезд». М.И.Цветаева и Тихон Чурилин. Тестирование по изученным темам. А.С.Серафимович. Жизненный и творческий путь. А.С.Серафимович на Тамбовской земле. Чтение и анализ рассказа «Тамбовский мужичок в Москве». русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Отчёт Отчёт Отчёт Работа с текстами Отчёт Отчёт Отчёт Тестирование. Отчёт Работа с текстами 45­47 48­49 50­52 53­55 56­58 59 60­61 62 63 64­68 69­70 Практическая работа Урок­лекция  Урок­лекция  Практическая работа Практическая работа Практическая работа 3 2 3 3 3 1 Работа по рассказу. Б.Панов. Жизненный и творческий путь. Журналистская деятельность Б.Панова. Работа по произведениям Б.Панова. Изображение русской деревни в рассказах Б.Панова. Тестирование по изученным темам. Урок­лекция       3 Тамбовские краеведы. Урок­лекция Практическая работа Практическая работа Урок­лекция 1 1 5 2 Деятельность В.Е.Андреева. Встреча с В.Е. Андреевым. Деятельность А.В.Лежнёва, Н.Н.Наседкина. Работа со статьями краеведов. Работа с краеведческой литературой. Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка Сочинение. Отчёт Стенгазета Отзыв Отчёт  Тест Отчёт Отчёт Отчёт Отчёт Отчёт 71 72 1 2 3­4 5­6 7­10 11­12 13­15 16 Практическая работа Итоговое занятие. Урок­лекция Урок­лекция Урок­лекция Урок­лекция Практическая работа Урок­лекция Практическая работа Урок­лекция 1 1 1 1 2 2 4 2 3 1 Контрольное тестирование. и литературы Кабинет русского языка и литературы Итоговая аттестация. Тест. Оформление портфолио. Подведение итогов работы.  Кабинет Портфолио. 3 год обучения Вводное занятие. Тамбовский край  и отечественная культура  и литература.  Из литературы XIX века. «Звезда разрозненной плеяды».  Е.А.Боратынский. Очерк жизни и творчества Е.А.Баратынского. Лирика Е.А.Баратынского. Ранний период творчества. Лирика Е.А.Баратынского. Ранний период творчества. Лирика Е.А.Баратынского. Поэма «Эда» Лирика Е.А.Баратынского. Поэма «Эда» Итальянская поездка Е.А.Баратынского. русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Опрос. Опрос. Опрос. Опрос. Работа с текстами Опрос. Работа с текстами Опрос. 17 18­19 20­21 22­23 24­25 26­28 29 30­32 33 34 35 Урок­лекция Урок­лекция Практическая работа Урок­лекция  Урок­лекция  Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа Практическая работа Урок­лекция  Урок­лекция  1 2 2 2 2 3 1 3 1 1 1 Последние годы жизни Е.А.Баратынского. «Пироскаф».  «Пироскаф».  Проект «Пушкин и Баратынский. Две вершины русской  поэзии». Литературная жизнь второй половины XX века. А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Чтение и анализ повести «Город Градов». А.И.Солженицын и Тамбовский край. Чтение и анализ повести «Случай на станции Кочетовка». Тестирование. Поэзия В. Кубанёва. Творчество И. Кучина. Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка Опрос. Опрос. Проект. Опрос. Отчёт Сочинение. Опрос. Работа с текстом. Тест. Опрос. Опрос. 36 37 38 39 40 41 42­46 47­51 52­55 56­57 58 59 60­61 Урок­лекция  Урок–лекция Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа Урок­лекция  Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая 1 1 1 1 1 1 5 5 4 2 1 1 2 Поэзия В. Дорожкиной. Поэзия М. Румянцевой. Поэтический вечер «Мичуринская муза». Пушкинский цикл С. Милосердова Чтение и анализ рассказа   В.С. Аршанского «Вверх по течению, несущему вниз». Встреча с В.С. Аршанским.(Заочная) Творчество мичуринских поэтов.  Е. Ишутин,  В. Михин. Публицистика. Работа с материалами газет «Тамбовская жизнь»,  «Мичуринская Работа с материалами газеты «Мичуринская правда». Рецензирование. Встреча с М.Белых (заочная). Написание очерков, эссе. и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Шк.библиотека Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет  русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Шк.библиотека Опрос. Опрос Чтение наизусть Опрос. Работа с текстом. Отчёт. Опрос. Чтение наизусть Опрос. Отчёт Шк. библиотека Рецензия. Шк. библиотека Отчёт Кабинет Эссе, очерк. 62­65 66­70 71 72 работа Урок­лекция  Практическая работа Практическая работа Итоговое занятие 4 5 1 1 Юные таланты г.Мичуринска. Проект «Наше творчество». Контрольное тестирование. Подведение итогов работы кружка. русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Кабинет русского языка и литературы Опрос. Проект. Итоговое  тестирование Условия реализации программы. Занятия   проводятся   в   кабинете   №15   МБОУ   СОШ   №17   «Юнармеец», корпус   №2.  При   необходимости   занятия   проводятся   в   помещении   школьной библиотеки и в кабинете информатики.        Материально­техническое обеспечение программы включает:  «Цифровые   образовательные   ресурсы»:   электронные   интерактивные пособия, мультимедийные диски «КиМ»;  «Экранно­звуковые пособия»: DVD­фильмы, компакт­диски;  «Программа  обеспечена   методическими   видами   продукции  –   это разработки лекций, бесед, практических занятий.  Книги по краеведению. Кадровое   обеспечение   программы:   учитель   русского   языка   и литературы Реализация программы предусматривает различные формы аттестации: Формы аттестации обучающихся. 1) проектно – исследовательские работы учащихся; 2) проведение и участие в научно – практических конференциях разных уровней; 3) конкурсы. Формами   отслеживания   и   фиксации   образовательных   результатов являются:  журнал   посещаемости,   материал   анкетирования   и   тестирования, методические разработки, портфолио, фотографии. Большое   значение   уделяется   педагогическому   наблюдению   и   анализу   учащихся   в   мероприятиях,   защите результатов   анкетирования,   участия   проектов, активности учащихся на занятиях и др. Сводный протокол аттестаций знаний, умений, навыков обучающихся.   Разделы программы Фамилия, имя обучающегося Теорети­ ческая часть Экскур сион­ ная работа Творческие проекты Исследова­ тельская работа Работа с краеведче Конкурс­ ная актив­ ность ской литерату рой 1 2 3 4 5 6 7 8 Итоговая  аттестация 9 10 11 12 13 14 Низкий уровень успеваемости (Н)  Ниже среднего уровня (НС) Средний уровень успеваемости (С)  Выше среднего уровня (ВС) Высокий уровень успеваемости (В)    Методическое обеспечение программы Программа   направлена   на   обеспечение   эмоционального   благополучия ребёнка, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, бережному отношению к прошлому родного края, укреплению психического и физического здоровья. Занятия   проводятся   в   форме   бесед,   практических   работ,   конференций, экскурсий. В программе курса предусмотрено выполнение исследовательских работ учащимися. Режим занятий сопряжён с погодными условиями и объёмом выполняемых работ.  Данная   программа   основана   на   использовании   различных   форм деятельного метода обучения. Методы и приёмы работы, используемые при реализации курса:  лекции;  беседы;  практические работы;  викторины;  экскурсии;  исследовательская деятельность учащихся;  индивидуальная и коллективная работа. Викторины,   конкурсы,   конференции,   экскурсии,   практические   и исследовательские работы дают возможность учащимся:  активизировать свою творческую деятельность;  развивать коллективизм;  формировать самоопределение и самоорганизацию ребёнка. Активные   формы   деятельности   способствуют   становлению   такого важного качества в этом возрасте как саморазвитие и успешность.  текущий       контроль       (беседы   с   учащимися   по   изученным   темам, проблемам);  рецензирование знаний;  тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты);  обобщающий (итоговый) контроль в форме творческих проектов;  краеведческо ­ исследовательская   деятельность   (самостоятельно  подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных  докладов и сообщений);  участие в творческих конкурсах сочинений. Методическое обеспечение программы первого года обучения № п/п Название раздела, темы Формы  занятий Приемы и  методы  рассказ словесный Дидактический  материал,  техническое  оснащение наглядно­  иллюстрацион­ ный материал Формы  подведения  итогов опрос рассказ –  объяснение словесный проектор эвристиче­ ская беседа, словесный,  наглядный сборники  произведений  поэта рассказ словесный,  наглядный проектор Опрос,отчёт Работа над  групповыми проектами опрос,  работа над  докладами  и  сообщениям и. Встреча с  лауреатом  премии   Рахманино­ ва Т. Д.  Коновой. 1.1.­ 1.2 2.1.­ 2.5. 3.1­ 3.5 4.1­ 4.3 Введение  Родной край как источник  творчества.  Понятие о «крае» в  литературном  краеведении. Литературные места  Тамбовского края.  Понятие «литературный  музей».  Разнообразие  литературных музеев.  Заочные экскурсии в  г.Тамбов, Староюрьево,  Казинку (Мичуринский  район),  Знаменку.Экскурсия в  музей Голицыных. Г. Р. Державин. Жизненный и творческий  путь поэта. Тематическое  разнообразие поэтического наследия. Державин и Тамбовский  край. Чтение и анализ стихов  поэта. "Вольтерьянец из  Казинки».  Деятельность И. Г.  Рахманинова.  Литературные праздники в  с. Казинка. Отчёт. Работа над  творческим  проектом  «Мой  Пушкин».  Встреча с  краеведом  В. Е.  Андреевым. Конкурс  стихотворен ий рассказ словесный,  наглядный наглядно­  иллюстрацион­ ный материал рассказ –  объяснение Практически,  наглядный сборники  произведений  поэта эвристичес­ кая беседа практический, словесный сборники  произведений  писателя Написание  сочинения. рассказ практический, сборники  произведений  писателя практический, словесный Выставка книг рассказ практический, наглядно­  иллюстрацион­ ный материал, сборники  произведений  поэта Чтение и  анализ  рассказа  «Хитрая  девчонка». Чтение и  анализ глав  повести. Работа над  проектом  «Наша  Зоя».  Опрос. 5.1.­ 5.5 6.1­ 6.2 7.1­ 7.3 8.1­ 8.3 9.1­ 9.3 10.1­ 10.3 "Тамбовская тропинка к  Пушкину».  Тамбовские корни рода  Пушкиных.  Чтение и анализ  стихотворений.  Пушкины в Козлове.  Встреча с краеведом  В. Е. Андреевым.   А. М. Жемчужников. Особенности  художественного мира  поэта. Чтение и анализ  стихотворений. Е. И. Замятин. Тема Тамбова и  Тамбовщины в творчестве  Е. И. Замятина. Чтение и анализ повести  «Уездное». С.Н.Сергеев ­ Ценский.  Жизненный и творческий  путь писателя.  Тема Великой  Отечественной войны в  творчестве С.Н. Сергеева ­  Ценского. В.Т. Дорожкина.  Лирические стихи.  Цикл стихов «Венок  солдату».  Автобиографическая  повесть «Как говорила моя бабушка». Тема Зои  Космодемьянской в  творчестве поэтов. Поэма М. Алигер «Зоя». Стихотворение М.  Румянцевой «Зоя». 11.1 Заключительное занятие.    Викторина. Методическое обеспечение программы второго года обучения № Тема раздела Формы  занятий Приемы и  методы  рассказ словесный Дидактический  материал,  техническое  оснащение наглядно­  иллюстрационный  материал Формы  подведения  итогов опрос рассказ –  объяснение словесный проектор, наглядно­  иллюстрационный  материал опрос, работа над  групповыми  проектами. Экскурсия в  дом – музей  А.М.  Герасимова,  посещение  выставочного  зала. Тестирование. 1.1. 2.1­ 2.10 Вводное занятие.  Место  Тамбовского края в истории  отечественной  культуры и  литературы. Литературная и  культурная жизнь  края XVII – XIX  веков.  Выдающиеся  деятели искусств. Композиторы:  А.Н.Верстовский,  П.И. Чайковский,  С.В. Рахманинов.  Музыканты: В.И. Агапкин,  И.А. Шатров.  Мастера  живописи: В.Д.  Поленов, В.А.  Серов, М.В.  Добужинский,  А.М. Герасимов. Деятели театра:  Н.Х. Рыбаков,  В.В. Ванин и др.  Бытописатель  русского поместного  дворянства  С.Н. Терпигорев.  Жизнь  тамбовских  крестьян в  историческом  очерке «Раскаты  Стенькина грома  в Тамбовской  земле». 3.1­3.3 Литературная  жизнь XX века.  Тамбовский край  в творчестве М.И. Цветаевой.  «Сплав  вдохновений и  сухожилий» (М.И. Цветаева и Тихон  Чурилин). 4.1­4.2 А.С.  Серафимович на  Тамбовской  земле.  Чтение и анализ  рассказа  «Тамбовский  мужичок в  Москве».  Работа над  сочинением.  Б.И. Панов:  журналист и  писатель.  Изображение  русской деревни в рассказах Панова. Тамбовские  краеведы: В.Е.  Андреев, В.Т.  Дорожкина, А.В.  Лежнёв, Н.Н.  Наседкин. Работа с  краеведческой  литературой. Заключительное  занятие. Тест. 5.1 6.1 7.1 эвристическа я беседа словесный,  наглядный наглядно­  иллюстрационный  материал,  выставка книг опрос, чтение и  анализ очерка  «Вольный  проезд». рассказ словесный,  наглядный наглядно­  иллюстрационный  материал,  выставка книг рассказ словесный,  наглядный наглядно­  иллюстрационный  материал Чтение и  анализ  рассказа  «Тамбовский  мужичок в  Москве». Работа над  сочинением. Чтение  рассказа  Панова «мать  и сын» рассказ –  объяснение практический, наглядный Работа с  краеведческим  материалом Работа с  краеведческой литературой. эвристическа я беседа практический, словесный Тест. Методическое обеспечение программы  третьего года обучения № Тема раздела Формы  занятий Приемы и  методы  1.1. Вводное занятие. рассказ словесный Дидактический  материал,  техническое  оснащение Формы  подведения  итогов опрос рассказ –  объяснение словесный 2.1­ 2.7 Из литературы  XIX века.  Е.А.Боратынский. Очерк жизни и  творчества.  Лирика. эвристическа я беседа словесный,  наглядный 3.1­ 3.10 Литературная  жизнь второй  половины XX  века.  А.П.Платонов.  Очерк жизни и  творчества.  Чтение и анализ  повести «Город  Градов». Работа над  сочинением. А.И.Солженицын  и Тамбовский  край.  Чтение и анализ  повести «Случай  на станции  проектор, наглядно­  иллюстрационный  материал, сборники  произведений  поэта наглядно­  иллюстрационный  материал,  выставка книг,  проектор опрос, чтение и анализ  стихов  Боратынского.  Заочная  экскурсия в  Мару.  Встреча с  краеведом  В.Е.Андреевым.  Работа над  проектом. Опрос, чтение и  анализ  произведений,  конкурс  стихотворений.  Работа над  сочинением. Встреча с  краеведом. Проект «Две  вершины русской  поэзии» Кочетовка».  Поэзия В.  Кубанёва, И.  Кучина. Пушкинский цикл С.Милосердова.  В.С.Аршанский – журналист.  Чтение и анализ  рассказа  В.С.Аршанского  «Вверх по  течению,  несущему вниз».  Встреча с  краеведом. Творчество  мичуринских  поэтов  Е. Ишутин, В.  Михин. Публицистика. Работа с  материалами  газет. Экскурсия в  редакцию газеты  «Мичуринская  правда». 4.1 5.1­ 5.4 6.1 Юные таланты г.  Мичуринска. Работа над  проектом «Наше  творчество». Заключительное  занятие. Тест. 7.1 рассказ словесный,  наглядный рассказ словесный,  наглядный наглядно­  иллюстрационный  материал,  выставка книг наглядно­  иллюстрационный  материал. Работа  с краеведческим  материалом Конкурс  стихотворений Написание  очерков, эссе. Встреча с  корреспондентом. рассказ –  объяснение практический, наглядный Работа с  краеведческим  материалом Работа над  проектом «Наше  творчество». Тест. Литература для обучающихся 1.Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 8­9 классов. Л.В.Полякова,   В.Т.Дорожкина,   Е.А.Гаранина,   С.Ф.Федотова,   ­   Тамбов, 2007   2.Литературное краеведение. Хрестоматия. 8 класс/Сост. Л.В.Полякова, В.Т.Дорожкина. – Тамбов:ООО» Издательство Юлис», 2006. 3.Литературное краеведение. Хрестоматия. 9 класс /Сост. Л.В.Полякова, В.Т.Дорожкина. – Тамбов: ООО» Издательство Юлис», 2006. Литература для педагога 1. Андреев В. Е. На Соборной площади: лица и голоса Тамбовского литературного   гнезда:   исследования,   очерки,   воспоминания.   – Мичуринск, 2006. 2. Белых М. Козловские фамилии. – Мичуринск, 2005. 3. Белых   М.   Мичуринский   биографический   словарь:   город   в   лицах последнего года XX века. – Мичуринск, 2005. 4. Дорожкина В.Т.,  Полякова Л.В.  Литературная жизнь Тамбовского края XVII­XXI веков. Справочник. Тамбов, 2006. 5. Дубасов И.И. Очерки истории Тамбовского края: кн. 1­6 /  сост., вступ. Ст. Ю.А. Мизиса, Г.И. Ходяковой. – Тамбов, 2006. 6. Капитонова   Н.А.   Завет   добра   и   света.   О   поэзии   А.М. Жемчужникова. Пособие для учителя. М.,2005. 7. Программа   курса   регионального   компонента   базисного   учебного плана. / Составители: Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина, А.В. Лежнев, Т.Ф. Федорова. – Тамбов: ТОИПКРО, 2006. 8. «Тамбовские   писатели   –   детям»   /   составитель   Г.М.Первова.   ­ Тамбов:   Юлис,   2007.,   методические   рекомендации   к   урокам («Тамбовские писатели – детям»/Г.М.Первова.­Тамбов: ТОИПКРО, 2007). Интернет­ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.  http://.www.proshkolu.ru  http://.www.kraeved.ru  http://.www.openclass.ru  http://.www.it­n.ru  http://festival.1 september.ru  http://.www.pedsovet.ru  http://.wikipedia.org/wiki  8. http://www.openclass.ru ­ цифровые образовательные ресурсы.          9.  http://www.proshkolu.ru – методическая копилка по предметам

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мой край литературный» туристско-краеведческой направленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2019