Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"
Оценка 4.7

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
классное руководство
Взрослым
28.04.2017
Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"
В данной статье рассматриваются различные приемы по комфортной адаптации обучающихся ребят поступивших в колледж. Ребятам необходимо привыкнуть к новой системе обучения, новым требованиям, условиям проживания и новым товарищам.Специфика учебного заведения тоже накладывает свой отпечаток. Как преодолеть возможные сложности поможет эта статья.Статья
Елизарова С.Г.Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах.docx
Елизарова С.Г. Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах           Большую часть поступивших в ГУОР г. Иркутска  составляют  15­16­ летние подростки. Поступление в колледж педагогической направленности, выбор профессии влечет за собой возникновение перед подростками новых проблем,   связанных   с   обучением   в   данном   заведении,   общением   с однокурсниками, педагогами. Они вступают   в новую социальную ситуацию развития   сразу   же   при   поступлении   в   учебное   заведение.   Эту   ситуацию характеризуют   не   только   новые   коллективы,   но,   самое   главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии.   Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем   морально­психологическое   самочувствие   первокурсников,   их дисциплинированность,  отношение к  учебе,  активность  жизненной   позиции.   Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям   учебной   деятельности   и   общения.   Период   адаптации   дает возможность осуществить проверку социально­психологической подготовки учащихся   к   обучению,   спрогнозировать   возможность   их   дальнейшего продвижения   и   развития.   Различная   обстановка   по­разному   влияет   на поведение   и   психологическое   состояние   первокурсников.   Одно   поведение, одни чувства в обществе друзей, другое – в незнакомом коллективе, третье – на виду у преподавателей. Необычная, новая обстановка, новые товарищи, незнакомые   преподаватели,   множество   трудностей   –   все   это   может отрицательно   воздействовать   на   психику   первокурсника   и   сделать   его   на какой­то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным. Адаптация к новым условиям проходит для одних спокойно, для других болезненно.   И   с   этим   нужно   считаться   преподавателю   –   воспитателю   при изучении   личностных   качеств   первокурсника.   Становление   личности первокурсника выражается не только в приспособлении организма к новым условиям,   но   и   в   выработке   новых   способов   поведения,   позволяющих справляться   с   трудностями   и   овладевать   учебной   и   общественной деятельностью. Переход   от   школьной   системы   обучения   к   всесторонней   подготовке учителя   физкультуры   и   тренера     является   «скачком»,   связанным   с повышением   интенсивности   учебной   деятельности,   требований   к   знаниям, навыкам и умениям. Поэтому значительная часть первокурсников испытывает трудности в учебной деятельности. В связи с тем, что процесс становления личности   в   учебной   деятельности   существенно   важен   для   первокурсника, выделим те трудности, которые вызваны условиями учебного заведения: ­ изменения привычного ритма жизни; ­   недостаток   времени   на   самоподготовку,   неумение   правильно   его распределить;  ­ разлука с родителями, родственниками;  ­ сложность учебного материала; ­ особенности нового коллектива; ­ слабая физическая и общеобразовательная подготовка; ­ особенности взаимоотношений в группе по ИВС; ­ отсутствие навыков общения и ведения дискуссии;  ­ отсутствие навыков учебной деятельности; ­ специфичность учебного заведения. Первый   курс –  самый   сложный   и   трудный   для   учащихся.  Им   необходимо помочь научиться слушать и записывать учебный материал, самостоятельно изучать   рекомендованную   литературу,   качественно   готовиться   к   занятиям, контрольным работам, зачетам.           Существенную   же   роль   в   преодолении   трудностей   адаптации первокурсников   на   современном   этапе   должны   сыграть   преподаватели   и классные руководители. Содержание обучения должно способствовать более эффективному развитию личности, а это возможно лишь тогда, когда методы обучения   и   воспитания   будут   разрабатываться   с   учетом   психологических закономерностей   возрастного   и   индивидуального   развития,   и   при   этом,   не только   опираться   на   уже   имеющиеся   знания,   навыки   и   умения первокурсников,   но   и   задавать   перспективу   их   дальнейшего   развития.           С целью обучения студентов основным навыкам социализации и развития их коммуникативных способностей на классных часах в группе проводились тренинги   «Как   жить   в   коллективе».   На   тренингах   по   данной   программе студенты учатся открыто говорить о том, что им не нравится, понимать и принимать   настроение   другого   человека,   жить,   не   конфликтуя   с окружающими. Хочу привести несколько пример такого тренинга. «Конфликты ­ это окно возможностей»  Его цель:  ­научить студентов жить в мире и согласии с преподавателями,  членами  своей семьи, друзьями и другими окружающими людьми; ­убедить   обучающихся   в   том,   что   в   конфликтных   ситуациях   необходимо искать компромиссы, а не навязывать свои решения. Форма   занятия   –   «посиделки».   Студенты   образуют  большой   тренинговый круг: садятся лицом к центру круга, в котором проходят беседы, тренинги, ролевые   игры,   работа   в   группах,   индивидуальная   работа.   Большой тренинговый   круг   позволяет   отрабатывать   различные   коммуникативные навыки участников, проверять эффективность разных стилей общения, видеть ошибки   своих   сверстников,   которые   они   допускают   во   время   разговора   с собеседником, и т. д. Но эта форма одновременно является и самой сложной для   освоения   учащимися.   Они   находятся   в   открытой   для   всей   группы позиции: все смотрят на участника, слушают и оценивают его слова. Такая ситуация для многих ребят является непривычной.  Педагог должен помогать учащимся, постепенно включаться в общую работу, соблюдая принцип добровольности.  Содержание тренинга. Классный   руководитель   объясняет   участникам   выбор   темы   занятия,   ее актуальность   и   уточняет,   как   ребята   понимают   смысл   названия   занятия "Конфликты ­ это окно возможностей".  Вступительное слово ведущего:  Мы   живем   в   чрезвычайно   динамичном   и   конфликтном   мире.   Конфликты являются частью нашей жизни: переполненный транспорт, бесконечный шум за окном, назойливая музыка за стеной, толкотня на перемене, косые взгляды и   насмешки   в   классе,   напряженные   паузы,   а   то   и   вовсе   откровенные «разборки»   с   разбитыми   носами   ­   ситуаций   множество.   Конечно, конфликтность заложена в самой природе человека, но главная беда в том, что мы не умеем ладить друг с другом, не можем понять чаяния и мотивы другого человека. К тому же мы часто и не хотим откровенно говорить о том, что нам не нравится. Хлопаем дверью, разрываем отношения, уходим (не умея говорить так, чтобы не обидеть), не находя удобные для всех решения. Но утрата близких взаимоотношений и доверия ранит еще больше. Как же быть? Сегодня на занятии мы будем учиться не конфликтовать  с окружающими, даже в тех случаях, когда обстановка накалена. Как говорить, как поступать с людьми, чтобы не только не ранить, но оставаться всегда в дружеских, добрых отношениях?   Как   принимать   слова   учителя,   родителей,   тренера   с пониманием? Как сказать взрослому о том, что вы с ним не согласны, что вы думаете иначе? Причем, сказать так, чтобы никого не обидеть, показать свою готовность   искать   согласие,   понимание,   компромиссное   решение   вопроса, приемлемое   для   всех.   Если   же   вы   признаете,   что   не   правы,   то   как извиниться? Чтобы   научиться   жить   без   конфликтов,   надо   запомнить   одну простую истину: не надо изначально доводить отношения до конфликтных ситуаций.   Поэтому   на   первом   этапе   нашего   занятия   мы   будем   учиться поступать так, чтобы не конфликтовать ни с кем и нигде.  Эмоциональная разминка . После вступительного слова можно предложить небольшую разминку. Пусть студенты на минуту задумаются, с каким настроением они пришли на занятие: нужно в одном­двух словах охарактеризовать свое эмоциональное состояние в данный   момент,   свои   чувства.   Между   чувствами   и   поведением   людей существует прямая связь.  Цели разминки:  ­настроить детей на работу в группе, помочь им по­иному посмотреть на своих одноклассников; ­познакомить детей с разными типами эмоций; помочь им увидеть среди участников   тех,   с   кем   совпадают   их   эмоциональные   состояния   ­   это придаст им уверенности в дальнейших действиях; ­педагогу, ведущему занятие, знание об эмоциональном состоянии детей поможет   скорректировать   индивидуальную   траекторию   работы   с некоторыми детьми. Вопросы для обсуждения:  1. Как   нужно   относиться   к   тем   участникам,   которые   испытывают состояние тревоги, смущения, досады, раздражения, усталости? 2. Можно ли по внешнему виду человека определить его эмоциональное состояние? 3. Обращаете   ли   вы   внимание   на   эмоциональное   состояние   своих родителей, сестер или братьев? Спрашиваете ли, что случилось? 4. Корректируете ли свое поведение с этим человеком в зависимости от его эмоций и чувств? Почему? 5. Какой вывод можно сделать? Нужно ли понимать эмоции и чувства другого человека или можно не обращать на это внимание? 6. Если не обращать внимания на эмоции и чувства, ваши отношения с этим человеком улучшатся или приведут к конфликту? Первый вывод: чтобы не обидеть, не ранить, не спровоцировать    конфликтную ситуацию, нужно быть внимательным, чутким к чувствам, к  эмоциональному состоянию другого человека, уметь поддержать,  помочь,   сопереживать, сочувствовать, успокоить, отвлечь.  Игра "Ужасный слушатель"  Цель игры: показать, что происходит с нами, с нашим эмоциональным  настроением, когда нас не слушают, когда проявляют безразличие к тому, что  интересует, волнует нас.  Студенты образуют пары, участники каждой пары приветствуют друг друга,  выбирают для беседы какую­нибудь интересную тему. В течение одной  минуты один будет говорить на эту тему, а другой ­ играть роль худшего  слушателя. Для "худшего слушателя" следует заранее приготовить карточки с описанием его поведения и предложить самому выбрать конверт с заданием.  Образцы заданий: 1. Делайте вид, что слушаете, но одновременно решайте математические задачи:   умножайте,   делите,   складывайте.   А   когда   вы   якобы   найдете правильное решение, воскликните: «Стоп!» 2. Вставьте   в   уши   наушники,   слушайте   музыку,   улыбайтесь   и раскачивайтесь в такт музыке. 3. Слушайте,   что   говорит   собеседник,   но   не   смотрите   ему   в   глаза. Смотрите на кого­то из ребят, на потолок, в окно, под парту, вертите головой. 4. Слушайте,   что   говорит   собеседник,   и   повторяйте   за   ним   некоторые фразы. Не менее пяти раз скажите фразу, начинающуюся так: «Если я правильно тебя понял…» 5. Играйте на телефоне в игру, и если выиграете, то тихо шепчите: «Есть! Я его сделал». 6. Произносите   фразу:  «Ты   говори,  говори,  я   тебя   слушаю,   только   вот быстро отправлю SMS!» ­ и набирайте текст на телефоне. 7. Разгадывайте кроссворды. 8. Листайте журнал, рассматривайте иллюстрации, делайте пометки. Пары по очереди выходят в центр круга и играют свои роли (сидя или стоя) в  течение одной минуты, остальные наблюдают.  Во время обсуждения выбранной темы в парах нельзя прерываться, делать  партнеру по игре замечания. Через минуту участники дружелюбно прощаются с партнером. Игру продолжает другая пара. Вопросы для обсуждения: 1. Кто,   на   ваш   взгляд,   лучше   всего   справился   с   ролью   «худшего слушателя?» 2. Какие чувства испытывали те, кто играл роль «худшего слушателя?» 3.  Им было весело или иногда они испытывали неловкость, смущение? Почему? 4. А что чувствовали те, кого не слушали их собеседники? Хотели бы они с такими слушателями иметь отношения в повседневной жизни? Почему? 5. Случалось   ли   вам   испытывать   подобное   в   жизни?   Когда?   Где?   В каких ситуациях? 6. По каким признакам вы определяете, слушают ли вас внимательно или нет? 7. Если бы можно было прерываться во время обсуждения в паре, что бы вы сказали своему слушателю? Захотели бы вы и дальше общаться с таким другом? Второй   вывод:   чтобы   не   создавать   конфликтную   ситуацию,   нужно   быть внимательным   к   тому,  что   говорит   тебе   твой   товарищ,  учитель,   родитель, даже если слышишь замечания в свой адрес.  Классный руководитель предлагает закончить занятие, а дома попытаться  применить полученные знания и понаблюдать, как будут меняться отношения  с родителями, сверстниками, учителями, друзьями.  В заключении хочу отметить, что данное  занятие помогло решить еще и  проблему знакомства в группе, а так же ребята показали свои творческие  способности.

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"

Статья" Адаптация и развитие коммуникативных способностей на классных часах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017