Статья Активные методы обучения
Оценка 4.7

Статья Активные методы обучения

Оценка 4.7
Научные работы
docx
английский язык
Взрослым
06.03.2018
Статья Активные методы обучения
В данной статье представлены активные методы обучения на уроках английского языка. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. АМО позволяют решать различные образовательные и воспитательные задачи, которые необходимы для эффективности образовательного процесса и гарантированного достижения запланированных целей обучения, воспитания и развития.
статья Перевалова А.С..docx
А.С. Перевалова, учитель английского языка,  МБОУ «Средняя школа № 16 с УИОП», г. Каменск­Уральский АКТИВНЫЕ   МЕТОДЫ   ОБУЧЕНИЯ   НА   УРОКАХ   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. В   связи   с   современными   потребностями   общества   в   настоящее   время происходит   модернизация   различных   сфер   деятельности,   в   том   числе   и образования. Новые ФГОС, национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрять новые технологии и методы обучения,  изменить   позицию   педагога   и   обучающегося,   повышать   мотивацию школьников   к   обучению.   Формирование   универсальных   учебных   действий является основной деятельностью образования. В ходе обучения ученик должен не   просто   приобрести   набор   предметных   знаний,   но   и   уметь   применять   эти знания   в   реальной   жизни,   иметь   сформированные   навыки   самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни, учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни. Одним из условий полноценной реализации процесса модернизации в   Российском   образовании   становится   изменение   позиции   обучающегося. Современный   ученик   с   помощью   учителя­модератора   становится   активным, целеустремленным самообучающимся субъектом образования. Старые методы обучения не могут обеспечить создания условий для социализации личности, желания школьника постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Новые образовательные технологии и методы позволяют педагогам изменить ситуацию в   воспитательно­образовательном   процессе   и   сделать   ученика   "центром" формирования и развития своих знаний в процессе деятельности. Понимание задач   модернизации   российского   образования   невозможно   без совершенствования мировоззрения школьного учителя. С переходом на новые ФГОС   ученик   становится   "центром"   учебно­воспитательного   процесса, "добывая" знания, применяя их на практике в учебной и повседневной жизни. Проблемы   формирования   устойчивой   мотивации   у   современного   школьника требуют от педагога осознанного подхода к проведению урока или внеклассного мероприятия.   Значит,   основной   задачей   педагога   в   современных   условиях образования является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика   не   было   ни   времени,   ни   желания,   ни   возможности   неэффективно использовать   время   на  занятии.  В  этом   учителю   помогают   активные   методы обучения. Основными целями моей педагогической деятельности являются: 1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно­познавательной). 2. Обеспечение условий для получения учащимися качественного образования по английскому языку. 3. Формирование творчески развитых, социально­ориентированных личностей, способных к самореализации. Для реализации поставленных целей я определила для себя  следующие задачи: 1. Повышение уровня профессиональной компетенции. 2.   Внедрение   современных   педагогических   технологий   в   процесс   обучения иностранному языку. 3.   Организация   всех   видов   групповой,   коллективной   и   индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно­ценностные отношения. 4. Создание благоприятной психологической среды на уроках и во внеурочной деятельности. Умение непринужденного общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях   –   один   из   показателей   владения   языком.   В   связи   с   этим   считаю важным   развивать   у   учащихся   необходимые   и   достаточные   для   общения   с носителями   языка   навыки   и   умения   устной   речи.   Формирование   речевых навыков   достигается   с   помощью   разнообразных   приемов   и   методов, применяемых   на   моих   уроках.   Учитывая   реальную   ситуацию общеобразовательной школы, когда класс неравномерно делится на подгруппы и приходится работать с учащимися разного уровня языковой и общекультурной подготовки,    стараюсь   сделать  содержание   своих   уроков  привлекательным   и интересным для всех учеников и обеспечить посильность восприятия учебного материала для учащихся. В этом мне помогают активные методы обучения.  Активные   методы   обучения   –   методы,   стимулирующие   познавательную деятельность обучающихся. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих   активность   и   разнообразие   мыслительной   и   практической деятельности   учащихся   в   процессе   освоения   учебного   материала.   АМО строятся   на   практической   направленности,   игровом   действе   и   творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге,     использовании   знаний   и   опыта   обучающихся,   групповой   форме организации   их   работы,   вовлечении   в   процесс   всех   органов   чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  АМО позволяют решать различные образовательные и воспитательные задачи, которые   необходимы   для   эффективности   образовательного   процесса   и гарантированного достижения запланированных целей обучения, воспитания и развития.   АМО   способствуют   формированию   положительной   учебной мотивации,   развивают   творческие   способности   учащихся,   активно   вовлекают учащихся в образовательных   процесс, раскрывают личностно индивидуальные возможности   учащихся,   развивают   нестандартное   мышление,   повышают познавательную   активность   учащихся,  позволяют   с  большей   эффективностью усваивать   большой   объем   материала,   развивают   коммуникативные   качества личности,   развивают   универсальные   учебные   навыки,   такие   как   работа   в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей   позиции   и   толерантное   отношение   к   чужому   мнению,   принятие ответственности за себя и команду. Проблема  активности личности в обучении как  ведущий фактор достижения целей   обучения,   общего   развития   личности   требует   принципиального осмысления   важнейших   элементов   обучения   (содержания,   форм,   методов)   и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является   не   увеличение   объема   передаваемой   информации,   не   усиление   и увеличение   числа   контрольных   мероприятий,   а   создание   дидактических   и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.  Теоретический   анализ   указанной   проблемы,   передовой   педагогический   опыт убеждают,  что   наиболее   конструктивным   решением   является   создание   таких психолого­педагогических   условий   в   обучении,   в   которых   обучаемый   может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как   субъект   учебной   деятельности,  свое  индивидуальное  «Я».  Все   сказанное выше выводит на понятие «активное обучение». Отличительные особенности активного обучения:  принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;  достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку   их   активность   должна   быть   не   кратковременной   и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);  самостоятельная   творческая   выработка   решений,   повышенная   степень мотивации и эмоциональности обучаемых.  постоянное   взаимодействие   обучаемых   и   преподавателя   с   помощью прямых и обратных связей. Активные  методы   обучения  —  это   методы,  которые   побуждают  учащихся   к активной   мыслительной   и   практической   деятельности   в   процессе   овладения учебным   материалом.   Активное   обучение   предполагает   использование   такой системы   методов,   которая   направлена   главным   образом   не   на   изложение преподавателем   готовых   знаний,   их   запоминание   и   воспроизведение,   а   на самостоятельное   овладение   учащимися   знаниями   и   умениями   в   процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности   активных   методов   обучения   состоят   в   том,   что   в   их   основе заложено   побуждение   к   практической   и   мыслительной   деятельности,   без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Принимая   во   внимание   практическую   цель   обучения   иностранному   языку   – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципам следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно   строиться   таким   образом,   чтобы   вовлекать   учащихся   в   устную (аудирование,   говорение)   и   письменную   (чтение,   письмо)   коммуникацию. Применение   активных   методов   обучения   обеспечивает   переход   от информационно­объяснительного   к   деятельностно­развивающему   обучению, которое   предусматривает   замену   монологических   методов   предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся   между   собой.   Это   незамедлительно   отражается   на   повышении качества знаний. На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом. Изучение иностранного языка включает в себя следующие цели: ­ формирование определенных навыков; ­ развитие определенных речевых умений; ­ обучение умению общаться; ­ развитие необходимых способностей и психических функций; ­ запоминание речевого материала. К  активным   методам   обучения   можно   отнести   использование  игр  и   игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ   и   другие.   Без   игровых   действий   закрепление   в   памяти   учащихся иностранной лексики происходит, на мой взгляд, менее эффективно и требует чрезмерного   умственного   напряжения.   Игра,   как   средство,   гарантирующее позитивное   эмоциональное   состояние,   повышает   трудоспособность   и заинтересованность  учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала. В   зависимости   от   целей   урока   использоваться   грамматические,   лексические, фонетические, орфографические, творческие игры. Грамматические   игры  –   цель   научить   употреблению   речевых   образцов, содержащих   определенные   грамматические   трудности,   создать   естественную ситуацию   для   употребления   данного   речевого   образца,   развить   творческую активность и самостоятельность учащихся. Лексические игры преследуют цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной   обстановке,   знакомство   с   сочетанием   слов,   активизировать речемыслительную   деятельность,   развивать   речевую   реакцию   учащихся. Фонетические   игры  практикуют   и   развивают   произносительные   навыки. Орфографические игры. Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, часть – на   некоторые   закономерности   в   правописании   английских   слов.  Творческие игры  ставят   перед   собой   цель   –   научить   понимать   смысл   однократного высказывания,   научить   выделять   главное   в   потоке   информации,   развивать слуховую   память.   Такие   игры   формируют   у   учащихся   навыки   говорения, аудирования. При обучении письму и письменной речи можно использовать так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения   продуктивного   характера   самой   различной   степени   сложности, разнообразные   по   форме   и   по   содержанию,   часто   в   игровой   форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий   характер,   интересны   и   увлекательны   для   обучающихся. Обыгрываются   стихи   известных   поэтов,   используются   монограммы, коллективно пишутся веселые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Интерес вызывают и такие задания: ­ восстановите начало и конец истории; ­ восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам; ­ измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); ­ ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие. Учитывая   большую   и   серьезную   заинтересованность   учащихся информационными технологиями необходимо использовать эту возможность в качестве   инструмента   развития   мотивации   на   уроках   английского   языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока. Активные   методы   обучения   дают   возможность   не   только   повышать   интерес учащихся   к   изучаемому   предмету,   но   и   развивать   их   творческую самостоятельность,   обучать   работе   с   различными   источниками   знаний.   В процессе проведения таких уроках складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности. Выбирая   методы   обучения   необходимо   учитывать   возрастные   особенности учеников. На каждом этапе образовательного мероприятия мною используются различные АМ. АМ начала образовательного мероприятия: «Приветствие», «Встреча», «Найди похожих», «Автограф», «Турпоход», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать   нужный   ритм,   обеспечить   рабочий   настрой   и   хорошую   атмосферу   в классе.   Так,   для   начала   мероприятия   я   часто   использую   такой   метод   как «Летающие поговорки». Для деления учащихся на команды, я выдаю учащимся поговорки. Одним начало  поговорки, другим ­ окончание. Учащиеся должны сопоставить части поговорок и объединиться в команды. Данный метод дает возможность развивать лексические, фонетические навыки языка. На   этапе   выяснения   целей   и   ожиданий  я   использую   такие   методы   как «Список покупок», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Хранилище забот», «Вырасти цветок», «Магический круг». Для   представления   нового   материала  можно   использовать   такие   АМ   как «Инфо­угадайка»,   «Кластер»,   «Мозговой   штурм»   ,   которые   позволят сориентировать   обучающихся   в   теме,   представить   им   основные   направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.  При организации   самостоятельной   работы   над   новой   темой  важно,   чтобы обучающимся   было   интересно   всесторонне   и   глубоко   проработать   новый материал. АМ такие как «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового   сознания»,   «Cветофор»,   «Приоритеты»,   «На   линии   огня», «Автобусная остановка», «Ярмарка» помогут как на внеклассном мероприятии, так   и   на   уроке.   АМ  «Светофор»  я   использую  для работы с грамматикой. Учащиеся   поднимают   красные   и   зеленые   карточки,   выбирая   правильные грамматические формы. АМ «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста, учащиеся по цепочке говорят: "Я прочитал....", "Я знал...", "Я узнал...".   Для работы с диалогическими и монологическими высказываниями  необходим АМ «Рынок мнений». Если я чувствую, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделаю паузу, вспомню о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 2­3 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело   и   активно   расслабиться,   восстановить   энергию.   Активные   методы «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Кидаем мячик», «Давайте споем!», «Земля, воздух, огонь и вода» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса. Для подведения итогов я часто использую АМ «ХИМС» , где учащиеся по цепочке отвечают: "Хорошо...", "Интересно...",   "Мешало...",   "Возьму   с   собой   с   данного   мероприятия...",   или «Ваш новый компьютер», где всем участникам образовательного мероприятия выдаются по четыре клейких бумажки разных цветов и они пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти  высказывания  приклеиваются  на  символический  компьютер  на  доске.  На монитор – что нового увидел, на клавиатуру –чему научился, на процессор –что понял, на мышку –что почувствовал. На внеклассном мероприятии расслабиться можно, посадив изящную клумбу, и подвести итоги, посадив и вырастив «Древо познания».  АМ позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. АМ и новые современные технологии позволяют   подготовить   выпускника,   обладающего   необходимым   набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить   оптимальные   решения   сложных   вопросов,   проявляя   гибкость   и творчество,   не   теряться   в   ситуации   неопределенности,   уметь   налаживать эффективные   коммуникации   с   разными   людьми   и   при   этом   оставаться нравственным.   На   протяжении   своей   профессиональной   деятельности,   я выстраивала   работу   с   отдельно   взятым   учеником,   основываясь   на   его личностных   качествах,   и   стремилась   создать   на   своих   уроках   атмосферу успешности   для   каждого   учащегося.   АМО   стимулируют   ребят   к   активной творческой работе, формируют успешность в учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает качество образования. Список литературы 1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. ­ М.: Гардарика, 2008. ­ 368 с. 2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. ­ М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. ­ 272 с. 3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. ­ М.: Мысль, 2009. ­ 318 4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. ­ М: Велби, 2007.­ 480с 5. Давыдов   В.В.   Проблемы   развивающего   обучения.   ­   М.:   Академический проект, 2007. ­ 231 с. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 7. Сидорова   Е.С.   Активные   методы   обучения   на   уроках   иностранного   языка [Текст]/Е.   С.   Сидорова//Актуальные   вопросы   современной   педагогики (II):материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).   — Уфа: Лето, 2012. 8. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М., 2000

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения

Статья Активные методы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018