Статья: "Актуальность чтения, формирование читательской грамотности школьника"
Оценка 4.9
Лекции
docx
библиотека +1
Взрослым
20.08.2019
В современном мире важной проблемой является привлечение школьников к чтению. Основным приоритетом деятельности современных библиотек является формирование и развитие информационной культуры обучающихся. К традиционным задачам сбора, сохранения и приумножения книжных богатств добавились функции информационного образовательного центра. Важно привить детям интерес к чтению, выработать у них потребность в чтении.
Статья_ Актуальность чтения, формирование читательской грамотности школьника.docx
Статья: Актуальность чтения, формирование читательской
грамотности школьника
Мы живем в век информации. Телевидение, радио, интернет
стали неотъемлемой частью жизни современного человека, и
кажется, что в этом потоке совсем не осталось места книге.
Неужели она отживает свой век?
И всё же трудно представить себе современного человека,
который за всю жизнь не прочитал бы ни одной книги. Роль книги в
современном обществе остаётся попрежнему высокой и
незаменимой, ведь мощное развитие науки, техники, общественных
движений было бы невозможно без фиксации знаний и опыта
предыдущих поколений. Неслучайно книга всегда высоко ценилась
людьми, а тех, кто много знал, окружали почётом и уважением.
Внеклассная работа по литературному чтению является
важнейшей составной частью работы по приобщению детей к
литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к
словесному творчеству и чтению художественных произведений,
формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем
самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал,
повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач
ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников
интереса к чтению, воспитанию у них бережного отношения к
слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к
художественной литературе.
Неслучайно говорится:
«Испокон века книга растит
человека».
В. Сухомлинский писал: «Чтение это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самого себя».
Основная цель библиотеки помочь осознать ценность детско
го чтения как средства образования и воспитания школьников, как
залог их жизненной судьбы. Приобщить ребёнка к книге и чтению,
ведь оттого, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их се
годняшний успех и завтрашняя судьба.
«...Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему
возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым...»
Джон Хершел.
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении
личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения
информации, культурного наследия прошлого и настоящего,
формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению,
сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств
массовой информации и индустрии развлечений,
которые
вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё
более доступными и притягательными средствами получения
информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Такая тенденция не может не сказываться на
интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны
серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и
грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая
речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них
не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в
наш перегруженный информацией век. В результате многие из них
не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность
обучения. Именно в начальной школе закладываются основы
будущей читательской деятельности ребёнка. Необходимо добиться
восстановления упавшего престижа чтения в глазах школьников,
обеспечить переход работы школьной библиотеки на еще более
высокий уровень предоставления информационных услуг, их
оперативность, востребованность и актуальность.
Литературное чтение — один из основных предметов в
начальной школе. Данный предмет формирует функциональную
грамотность,
способствует общему развитию и духовно
нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса
литературного чтения обеспечивает результативность обучения по
другим предметам начальной школы.
Основной целью работы библиотеки является —
формирование читательской компетентности, а именно осознание
себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг и умением самостоятельно их
выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и
чтении.
Работа с книгой предполагает знакомство учащихся с
высокохудожественными книгами, на основе содержания которых
происходит осмысление таких нравственноэтических ценностей,
как «добро», «милосердие», «сострадание», «справедливость»,
«правда». Ученик начальной школы формирует своё отношение к
изображаемому:
представленным
событиям.
На основе прочитанного или прослушанного
моделируется поведения ребёнка в каждой конкретной ситуации.
их поступкам,
к героям,
Приоритетными задачами, которые решаются в процессе работы библиотеки являются:
освоение общекультурных навыков чтения и работы с
текстами; воспитание интереса к чтению и к книге;
овладение речевой,
письменной и коммуникативной
культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности,
отражённой в художественной литературе;
формирование нравственных ценностей и эстетического
вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности
произведений;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и
творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального,
культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка,
его интеграции в системе мировой и
отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического,
умственного и духовного развития личности ребенка;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и
людям;
выработать необходимую потребность в чтении.
Стратегическая цель
современной библиотеки
закладывание основ воспитания образованного,
творческого
читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего
развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и раз
вивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться
в мире культуры, литературы и искусства.
Статья: "Актуальность чтения, формирование читательской грамотности школьника"
Статья: "Актуальность чтения, формирование читательской грамотности школьника"
Статья: "Актуальность чтения, формирование читательской грамотности школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.