В статье рассматривается проведение библиотечных уроков на базе историко-краеведческого музея МКОУ "Лемешкинская СОШ". Указывается на роль школьного музея не только как места проведения уроков, экскурсий, встреч, но и инструмента сотрудничества педагогов, родителей, ветеранов, общественности, формирования у учащихся духовно-нравственных, патриотических ценностей. Через приобщение к прошлому формируются уникальные знания о военном периоде в жизни страны, зарождается уважительное отношение к близким, к малой родине, понимание мотивов их поведения в военные годы, воспитывается истинный патриотизм.
МЕЖЕНСКАЯ Л.А..docx
История становится ближе
Меженская Л.А., учитель истории и обществознания МБОУ
Лемешкинской СОШ Руднянского района
Современное общество сегодня ставит перед школой новые задачи –
воспитание конкурентоспособной, духовно развитой личности. Это возможно
только тогда¸ когда учитель будет не просто передавать определенный объем
знаний, а научит ученика учиться. Чтобы действие порождало знание,
необходимо повышать интерес к изучаемому предмету. По моему мнению,
вовлеченность учащихся в проектноисследовательскую деятельность может
служить одним из методов повышения интереса к истории. Л.Н. Толстой
писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он
всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих
сведений». Учебные, исследовательские, социальные проекты помогают
ученикам
систематизировать полученные на уроках истории знания,
применять их на практике, способствуют развитию творческого потенциала и
самостоятельности, а, следовательно, и формированию
универсальных учебных действий.
системы
Учебный проект на уроках истории предполагает работу с исторической
литературой и различными историческими источниками, активизирует
проектноисследовательскую деятельность. Тематика проектов может быть
различной: соответствовать изучаемой теме или исследовать поставленную
проблему. Но особое значение имеет работа над социальными проектами
исторической тематики.
Учащиеся МБОУ Лемешкинской СОШ в течение двух лет работали над
социальным проектом «Памяти павших достойны», который помог им ощутить свою сопричастность к историческому прошлому своего села. Для
работы над проектом выделялись четыре группы. Первая группа «Воин»
занималась сбором информации о безымянном захоронении, находящемся в
изучала
парковой зоне села за обелиском; вторая группа «Память»
имеющиеся данные об истории создания обелиска погибшим воинам; третья
группа «Взаимодействие» осуществляла связь, согласовывала всю работу с
администрацией поселения и с Советом ТОС; четвертая группа «Творец», на
основании полученных данных, создавала проект благоустройства парковой
зоны, прилегающей к обелиску, и представляет его в администрацию
велось с главным архитектором
поселения. Согласование проекта
Руднянского муниципального района Дергачевым В.М.
Лемешкинского сельского поселения Захаровым И.А.
и главой
Группа «Память» выяснила, что обелиск, на котором высечена надпись
«Вечная слава павшим в боях за нашу Родину: 1918 – 1921 гг.; 1941 – 1945
гг.», установлен весной 1967 года в канун 25й годовщины начала
Сталинградской битвы, как память о тех, кто не вернулся с фронтов
Гражданской и Великой Отечественной войн. Непосредственное участие в его
изготовлении и установке принимал председатель колхоза «Россия» Бочкарев
Георгий Константинович. Тогда же около памятника был установлен Пост
в праздничные дни несли вахту памяти лучшие ученики
№1, где
Лемешкинской средней школы.
Группа «Воин», изучая историю безымянной гранитной памятной плиты,
находящейся за обелиском, из бесед со старожилами и по материалам
школьного музея выяснила, что раньше на этой плите были написаны имена
трех уроженцев села Лемешкино – это Перевертайло Михаил Тимофеевич,
Костырякин Николай Григорьевич и Чернецкий Василий Тихонович. Отвечая
на вопрос: «Кто эти люди и почему именно они похоронены в парке нашего села?”, учащиеся узнали о жизни этих замечательных людей, много сделавших
для своего села в различные периоды истории страны.
Чтобы документально подтвердить факт захоронения этих людей в
братской могиле группа «Взаимодействие» обратилась в администрацию
Лемешкинского сельского поселения и получили ответ, что имена
захороненных неизвестны, а могила официально зарегистрирована как
воинское захоронение, расположенное на кладбище Лемешкинского сельского
поселения. Мы вынуждены были обратиться в Архив Руднянского
муниципального района, но никаких данных не оказалось. В поисках
возможной информации мы обратились к зам.главы Руднянского
муниципального района по социальным вопросам Битюцкому М.Н. Он помог
нам связаться с Военным комиссариатом Еланского района, но там
информации о захоронении не нашлось. Михаил Николаевич посоветовал
обратиться в районный краеведческий музей. Побеседовав с директором
Морозовым Г.Т. и сотрудницей музея Федоровой Е.А., посмотрев имеющиеся
документы, мы еще раз удостоверились, что захоронение обозначено как
воинское захоронение трех человек на кладбище села Лемешкино.
Информация, о захоронении там, тоже отсутствовала. Мы вновь обратились
к старожилам села и из беседы с Сердюковой А.Е. выяснили, что
захоронение в парке было произведено в 1967 году. Именно тогда прах
Перевертайло Михаила Тимофеевича, Костырякина Николая Григорьевича и
Чернецкого Василия Тихоновича был захоронен в братской могиле в парке
села, а рядом установлен обелиск погибшим воинам.
Группа «Творец», разработала несколько вариантов оформления парковой
зоны, прилегающей к обелиску погибшим воинам, и представила самый, на
наш взгляд, удачный вариант на рассмотрение главы Лемешкинского
сельского поселения. Этот проект был согласован с главным архитектором района Дергачевым В.М. и мемориал «Погибшим воинам» обрел новый вид.
Учащиеся принимали активное участие в его благоустройстве.
История стала ближе, так как ребята впервые почувствовали свою
сопричастность к историческому прошлому родного села, получили навыки
работы с историческими источниками и возможность применить УУД, но
главное, у них появился интерес к изучению истории родной страны.
Статья "Чтобы помнили"
Статья "Чтобы помнили"
Статья "Чтобы помнили"
Статья "Чтобы помнили"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.