Статья раскрывает основные положения деятельностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, показывает необходимость обновления содержания дошкольного образования, его принципы и задачи в развитии воспитанников детского сада в различный видах деятельности.Статья "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Агапова Нина Николаевна,
заведующий МБДОУ детским садом № 15 «Светлячок»
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания
становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка,
не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде
всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия
и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная,
духовно нравственная и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в
сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой,
людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей,
Отечеством.
Так выглядит портрет выпускника детского сада, стоящего на пороге школьного
обучения:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно
исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную
и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.1
ФГОС ДО определяет основные принципы дошкольного образования:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ
министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155)1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Современная систему образования разворачивается в сторону воспитания личности,
способной к творческому решению жизненных задач,
обеспечивающей духовное
совершенствование личности; предусматривающей воспитание творческого человека,
способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог
раскрыть свой творческий потенциал. Как утверждают учёные, 40% знаний человек приобретает
в возрасте до 4х лет, ещё 50% – до семи лет.
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность
широкого эмоциональнопрактического самостоятельного контакта с наиболее близкими и
значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством умного
взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих
возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного
потенциала дошкольника.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать
личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и
обучения, но в большей степени – средством возбуждения творческипоисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов,
педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих
личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован
деятельностный подход в организации воспитательно образовательного процесса в ДОУ.
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя,
определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно деятельностного подхода
были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.
Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в
деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и
общения.
• Деятельность можно определить, как специфический вид активности человека,
направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого
себя и условия своего существования.2
• Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в
воздействии на нее. Складывается из действий.
• Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной
цели3
2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
3 Словарь справочник воспитателя/ Авт.сост. С. С. Степанов. М.:ТЦ Сфера, 2008.Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с
проблемами педагогики В.В. Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут
быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием
действительности».4
Виды деятельности (согласно ФГТ):
Игровая (ведущая)
Коммуникативная
Трудовая
Познавательно исследовательская
Продуктивная
Музыкально художественная
Чтение
В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с
дошкольниками?
Деятельностный подход это:
Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка
при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и
проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие
виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него
установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Ставит следующие задачи перед педагогом:
• Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком,
мотивированным;
• Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе
средства, ее достижения;
• Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и
самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью
как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. То
есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы
рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных
видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и
конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его
потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится
Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического
преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей
деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С.
Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н.Леонтьев в книге
«Деятельность. Сознание. Личность».
Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из
представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что
деятельность в ее многообразных форма непосредственно и опосредованно осуществляет
изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно
4 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М., 1986.и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования
деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в
центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в
реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы
нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами,
совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание
воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе:
социальные факторы,
инициирующие возникновение разнообразных духовных
потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой
созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии;
возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности,
требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов
субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности,
познавательности в отстаивании своих взглядов, готовности не только следовать к
намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и
смыслы уже в процессе деятельности.
Деятельность должна быть лично значимой и общественно полезной.
Принципы деятельностного подхода:
• принцип субъектности воспитания;
Воспитанник не объект воспитательно образовательного процесса, не просто
исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его
самореализация. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъектности».
Какую же реальность представляет собой «субъект» в психологии и педагогике? Это
понятие рассматривается в двух значениях:
1) как субъект деятельности, способный освоить и творчески преобразовать;
2) как субъект своей жизни, внутреннего мира, способный планировать, выстраивать,
оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни.
Жизненный смысл ориентации педагогики на формирование субъектности ребенка
состоит в следующем. Человек должен совершать ту или иную деятельность, творчески
преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего
побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. Из убеждения в его
истинности, ценности, значимости для него, общества, для близких. Недостаток всей
предшествующий теории и практики воспитания состоял именно в том, что под деятельностью
понимали всякую активность ребенка, главным образом, реактивную деятельность,
осуществляемую в ответ на требования педагога. В контексте деятельностного подхода
понимается только активность самоопределяющейся личности, то есть субъекта. Только так
деятельность может рассматриваться в качестве фактора воспитания.
К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души
Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной
моей».
деятельности.
Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению,
взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию. Умению вступить
в диалог и его поддерживать, главное, в развитых способностях производить смысловые
преобразования не только в себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена
субъективностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия.
• принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности
ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и
практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все
психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей
деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
Виды ведущей деятельности:
1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с
первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается
самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период
ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца
формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими
людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
2. Предметно манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского
возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом
отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и
становится ведущей предметно манипулятивная деятельность, в процессе которой
ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде
всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
3. Игровая деятельность или сюжетноролевая игра, присущая детям дошкольного
возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетноролевой игре ребенок обнаруживает, что
окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие
отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только
свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, вопервых, как деятельность, в которой
происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни
людей, их социальных функциях и отношениях. Вовторых, на основе игровой
деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и
символической функции.
4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 1011 лет, т.е специальная
деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности
дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями.
Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных
сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах
отражения действительности.5
• принцип учета сензитивных периодов развития;
Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые
они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности,
предметных и умственных действий. Например, до 3 лет сензитивный период речевого
развития, 4,5 5 лет развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает
необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как
предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов
обучения и воспитания.
• принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней
совместной деятельности детей и взрослых;
Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:
«… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня,
исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие
завтрашнего дня».
• принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
5 Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1960.Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца),
основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то
есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими
дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные
для ребёнкадошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками,
экспериментирование, предметная, изобразительная, художественнотеатральная деятельность,
детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
• принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей
деятельности;
Деятельность должна быть социально значимой и общественно полезной.
• принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
• принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
• принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
Рефлексия процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний,
анализ субъекта собственных переживаний.
• принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов
деятельности;
• принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами
деятельности;
• принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается
в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их
осмыслении, переработке и применении.
Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например, практическому общению.
Психология учит, что акт деятельности всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную
обусловленность, то есть имеет определенную психологическую структуру.
Структура деятельности:
Проблема – Цель – Мотивация Подбор методов решения проблемы Действия – Результат
Контроль выполнения – Рефлексия Самоанализ6
Деятельность всегда предметна и мотивирована — непредметной, немотивированной
деятельности как активного целенаправленного процесса не существует. И если предмет
деятельности — это то, на что она направлена, то определение мотива — это ответ на вопрос,
ради чего совершается эта деятельность.
Определяющей человеческую деятельность характеристикой является ее
целеположенностъ или целенаправленность. Цель деятельности, точнее, действий, входящих в
нее, есть ее интегрирующее и направляющее начало. Цель характеризует предвосхищение в
мышлении результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств. Цель
деятельности связана и с ее мотивами.
Рефлексия анализ субъекта собственных переживаний, выяснение характера своего «Я»
и т.д. Каждый акт рефлексии — это акт осмысления, понимания.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение
мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в
том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра
возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной
возможности.
Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода соответствует
компонентам, входящим в структуру самой деятельности:
6 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.Создание проблемной ситуации Целевая установка Мотивирование к деятельности (надо
хочумогу) Проектирование решений проблемной ситуации Выполнение действий (заданий)
Анализ результатов деятельности Подведение итогов
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М., 1986.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
3. Словарь справочник воспитателя. / Авт.сост. С. С. Степанов. М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
года № 1155)
5. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.,
1960.