Статья "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья раскрывает основные положения деятельностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, показывает необходимость обновления содержания дошкольного образования, его принципы и задачи в развитии воспитанников детского сада в различный видах деятельности.Статья "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"
Иконка файла материала статья-Деятельностный подход в образовательной деятельности.doc
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками  в соответствии с ФГОС ДО Автор: Агапова Нина Николаевна, заведующий МБДОУ детским садом № 15 «Светлячок»  Мир   вокруг   нас   изменился   –   изменились   и   дети.   Основной   задачей   их   воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.          Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Каким   же   видится   человек   грядущего   столетия?   Это,   прежде   всего   жизнеспособная, духовно­ нравственная и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми,   культурами;   способная   делать   выбор   и   отвечать   за   него   перед   собой,   семьей, Отечеством. Так выглядит портрет выпускника детского сада, стоящего на пороге школьного обучения:        ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу  и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно­ исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род  занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,  другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно  взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться  успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,  старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,  может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения  речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка  складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными  движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и  правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,  может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется  причинно­следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения  явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает  начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с  произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области  живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию  собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.1 ФГОС ДО определяет основные принципы дошкольного образования: 1 Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного   образования   (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155)1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и  дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого  ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего  образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного  образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником  (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных  видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,  методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Современная   систему   образования   разворачивается   в   сторону   воспитания   личности, способной   к   творческому   решению   жизненных   задач,   обеспечивающей   духовное совершенствование   личности;   предусматривающей   воспитание   творческого   человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных. Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Как утверждают учёные, 40% знаний человек приобретает в возрасте до 4­х лет, ещё 50% – до семи лет.  Современный   детский   сад   должен   стать   местом,   где   ребёнок   получает   возможность широкого   эмоционально­практического   самостоятельного   контакта   с   наиболее   близкими   и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством умного взрослого   ценного   опыта   познания,   деятельности,   творчества,   постижение   им   своих возможностей,   самопознание   –   вот   путь,   который   способствует   раскрытию   возрастного потенциала дошкольника.    Посредником между деятельностью и субъектом деятельности  (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески­поисковой активности.  Обновление   содержания   образования   требует   от   педагога   поиска   методов,   приемов, педагогических  технологий, активизирующих  активность, деятельность ребенка, развивающих личность   ребенка   в   процессе   различных   видов   деятельности.   Поэтому   так   востребован деятельностный подход в организации воспитательно­ образовательного процесса в ДОУ. Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя  методы,  формы, приемы  обучения. Основы  личностно ­ деятельностного  подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности   и   в   общении   с   другими   людьми,   определяет   характер   этой   деятельности   и общения. • Деятельность можно   определить,   как   специфический   вид   активности   человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.2  • Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. • Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели3   2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 3 Словарь ­ справочник воспитателя/ Авт.­сост. С. С. Степанов. ­ М.:ТЦ Сфера, 2008.Наиболее   глубокий   исследователь   проблем   психической   деятельности   в   их   единстве   с проблемами педагогики В.В. Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть   отнесены   к   деятельности.   Подлинная   деятельность   всегда   связана   с   преобразованием действительности».4 Виды деятельности (согласно ФГТ):  Игровая (ведущая)  Коммуникативная  Трудовая  Познавательно ­ исследовательская  Продуктивная  Музыкально ­ художественная  Чтение В   чем   же   заключается   деятельностный   подход   в   образовательной   деятельности   с дошкольниками? Деятельностный подход ­ это:  Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при   решении   им   специально   организованных   учебных   задач   разной   сложности   и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.  Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Ставит следующие задачи перед педагогом: • Создать   условия   для   того,   чтобы   сделать   процесс   приобретения   знаний   ребенком, мотивированным; • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; • Помогать   ребенку   сформировать   у   себя   умения   контроля   и   самоконтроля,   оценки   и самооценки. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать   те   виды   деятельности,   которые   адекватны   его   природе,   удовлетворяют   его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования,   относиться   к   самому   себе,   оценивать   себя,   выбирать   способы   своей деятельность, контролировать ее ход и результаты. Психологическое   изучение   деятельности   в   качестве   предмета   было   начато   Л.С. Выготским.   Основы   деятельностного   подхода   в   психологии   заложил   А.Н.Леонтьев   в   книге «Деятельность. Сознание. Личность».  Деятельностный   подход   в   воспитании   в   совокупности   компонентов   исходит   из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность   в   ее   многообразных   форма   непосредственно   и   опосредованно   осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно 4 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М., 1986.и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития. Суть   воспитания   с   точки   зрения   деятельностного   подхода   заключается   в   том,   что   в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации   вместе   выработанных   целей   и   задач.   Педагог   не   подает   готовые   образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный  поиск норм и законов жизни в  процессе  деятельности  и  составляет  содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе:   социальные   факторы,   инициирующие   возникновение   разнообразных   духовных потребностей   и   формирования   мотивов   общественно   полезной   и   лично   значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии;   возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов   деятельности,   общения,   активной   жизненной   позиции,   принципиальности, познавательности   в   отстаивании   своих   взглядов,   готовности   не   только   следовать   к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности. Деятельность должна быть лично значимой и общественно полезной. Принципы деятельностного подхода: • принцип субъектности воспитания; Воспитанник   ­   не   объект   воспитательно   ­   образовательного   процесса,   не   просто исполнитель,   он   –   субъект   деятельности,   посредством   которой   осуществляется   его самореализация.  Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъектности».  Какую же реальность  представляет  собой «субъект» в психологии  и педагогике?  Это понятие рассматривается в двух значениях:  1)   как субъект деятельности, способный освоить и творчески преобразовать; 2) как субъект своей жизни, внутреннего мира, способный планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни.  Жизненный   смысл   ориентации   педагогики   на   формирование   субъектности   ребенка состоит   в   следующем.   Человек   должен   совершать   ту   или   иную   деятельность,   творчески преобразовывать  ее не вследствие  влияния на него обстоятельств, а вследствие  внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. Из убеждения в его истинности,   ценности,   значимости   для   него,   общества,   для   близких.   Недостаток   всей предшествующий теории и практики воспитания состоял именно в том, что под деятельностью понимали   всякую   активность   ребенка,   главным   образом,   ­   реактивную   деятельность, осуществляемую   в   ответ   на   требования   педагога.   В   контексте   деятельностного   подхода понимается только активность самоопределяющейся  личности, то есть субъекта. Только так деятельность может рассматриваться в качестве фактора воспитания. К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души   Естественное   развитие   личности   происходит   только   в   процессе   собственной моей».   деятельности. Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию. Умению вступить в   диалог   и   его   поддерживать,   главное,   в   развитых   способностях   производить   смысловые преобразования не только в себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена субъективностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия. • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка   как   основания   периодизации   детского   развития.   Подход   в   своих   теоретических   и практических   основаниях   учитывает   научно   обоснованные   положения   о   том,   что   все психологические   новообразования   определяемой   осуществляемой   ребенком   ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.   Виды ведущей деятельности: 1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой   природой   человека   как   общественного   существа.   Ребенок   в   этот   период ориентирован   на   установление   социальных   контактов.   Благодаря   нему   у   младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий. 2. Предметно ­ манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует   умение   общественно   действовать,   тогда   на   первый   план   и   выдвигается   и становится   ведущей   предметно   ­   манипулятивная   деятельность,   в   процессе   которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей. 3. Игровая   деятельность   или   сюжетно­ролевая   игра,   присущая   детям   дошкольного возраста   (от   3до   6   лет).   Именно   в   сюжетно­ролевой   игре   ребенок   обнаруживает,   что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во­первых, как деятельность, в которой происходит   ориентация   ребенка   в   самых   общих,   функциональных   проявлениях   жизни людей,   их   социальных   функциях   и   отношениях.   Во­вторых,   на   основе   игровой деятельности   у   ребенка   происходит   возникновение   и   развитие   воображения   и символической функции. 4. Учебная   деятельность   младших   школьников   от   6   до   10­11   лет,   т.е   специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах   знания,   у   детей   формируются   основы   ориентации   в   теоретических   формах отражения действительности.5 • принцип учета сензитивных периодов развития;   Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных   и   умственных   действий.   Например,   до   3   лет   ­   сензитивный   период   речевого развития,   4,5­   5   лет   ­   развития   фонематического   слуха.   Эта   ориентация   обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания. • принцип   преодоления   зоны   ближайшего   развития   и   организация   в   ней совместной деятельности детей и взрослых; Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:  «… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя,   что   ребенок   способен   выполнить   в   сотрудничестве,   мы   определяем   развитие завтрашнего дня». • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; 5 Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). ­М., 1960.Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть   обогащение,   наполнение   наиболее   значимыми   для   ребёнка,   специфически   детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка­дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно­театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе. • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; Деятельность должна быть социально ­ значимой и общественно ­ полезной. • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;   Рефлексия ­ процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний. • принцип   нравственного   обогащения   используемых   в   качестве   средства   видов деятельности; • принцип   сотрудничества   при   организации   и   управлении   различными   видами деятельности; • принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в   целенаправленном   активном   восприятии   ребенком   изучаемых   явлений,   их осмыслении, переработке и применении. Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например, практическому общению. Психология учит, что акт деятельности всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность, то есть имеет определенную психологическую структуру. Структура деятельности: Проблема – Цель – Мотивация ­ Подбор методов решения проблемы ­ Действия – Результат ­ Контроль выполнения – Рефлексия ­ Самоанализ6 Деятельность   всегда   предметна   и   мотивирована   —   непредметной,   немотивированной деятельности   как   активного   целенаправленного   процесса   не   существует.   И   если   предмет деятельности — это то, на что она направлена, то определение мотива — это ответ на вопрос, ради чего совершается эта деятельность. Определяющей   человеческую   деятельность   характеристикой   является   ее целеположенностъ или целенаправленность. Цель деятельности, точнее, действий, входящих в нее,   есть   ее   интегрирующее   и   направляющее   начало.   Цель   характеризует   предвосхищение   в мышлении результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств. Цель деятельности связана и с ее мотивами.  Рефлексия ­ анализ субъекта собственных переживаний, выяснение характера своего «Я» и т.д. Каждый акт рефлексии — это акт осмысления, понимания. Обучать   деятельности   в   воспитательном   смысле   –   это   значит   делать   учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.   Деятельностный   подход   предполагает   открытие   перед   ребенком   всего   спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Предлагаемая структура занятия  на основании деятельностного  подхода соответствует компонентам, входящим в структуру самой деятельности: 6 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.Создание  проблемной ситуации  ­ Целевая  установка ­ Мотивирование  к деятельности (надо ­хочу­могу) ­  Проектирование решений проблемной ситуации­ Выполнение действий (заданий)­ Анализ результатов деятельности­ Подведение итогов Итак, золотые правила деятельностного подхода: • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;  • Веди ребенка от собственного опыта к общественному;  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;  • Учи анализировать каждый этап работы;  • Критикуя, стимулируй активность ребенка. Литература: 1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М., 1986. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 3. Словарь ­ справочник воспитателя. / Авт.­сост. С. С. Степанов. ­ М.: ТЦ Сфера, 2008. 4. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного   образования (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155) 5. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). ­ М.,  1960.