Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".
Оценка 4.7

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
математика
2 кл
28.11.2018
Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".
Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: Игры на уроках математики". Автор: Соколова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, школы № 10 города Красноярска. Обучение слабовидящих и слепых детей требует особой заботы, педагогической поддержки и коррекционной помощи не только со стороны родителей, но и всех педагогов, которые с ними работают. В своей статье я поделюсь своим опытом коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровью.
статья-Соколова.docx
Игры на уроках математики "Ребенок не сосуд, который нужно заполнить,  а факел, который нужно зажечь". (Франсуа Рабле) Программа   школ   слепых   и   слабовидящих   предусматривает   усвоение   учащимися определенного объема математических знаний на том же уровне, что и в массовой школе Основная задача, которая ставится перед методикой математики в школах слепых и слабовидящих,   заключается   в   разработке   таких   методических   приемов,   которые   бы позволили   сформировать   математические   знания  на   уровне  программных   требований   и способствовали умственному развитию учащихся с тяжелыми нарушениями зрения.  Большое   значение   в   использовании   приемов   работы,   направленных   на   усвоение знаний, приобретает игра  в связи с необходимостью накопления чувственных данных. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.  Ведь   игра   –   это   деятельность,   труд   и   творчество.   Дети   играя,   развиваются. Развивают ум и человеческие качества. На уроках математики активно используем игры и игровые моменты. Самое важное, чтобы цель игры совпадала с учебной задачей, которую ставишь на урок. У младших школьников наглядно­образное мышление, поэтому на уроках много наглядности. Это и сказочные герои, и герои детских мультфильмов. Они создают нужное настроение. А чтобы поддерживать интерес к математике и повышать активность на уроке, используем игры. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):  ∙ свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;  ∙ творческий, очень активный характер этой деятельности;  ∙ эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т. п.; ∙ наличие   прямых   или   косвенных   правил,   отражающих   содержание   игры,   логическую   и временную последовательность ее развития.  Игровые элементы использую на различных этапах урока:  ­ актуализации знаний;  ­ изучение нового материала;  ­ закрепление полученных знаний и умений;  ­ контроле знаний.  Также провожу уроки в игровой форме, использую деловые игры.  Систему учебно – деловых игр образуют три группы.  Первая   группа  включает   в   себя   игры,   ориентированные   на   рост   мотивации   учения, познавательного интереса, а также включение учащихся в самостоятельную деятельность. Учебно–деловые игры данной группы направлены не только на формирование знаний и умений по предмету, но и выявление и раскрытие личностного потенциала учащихся.  Вторая   группа   предполагает   игры,   требующие   от   учащихся   не   только   проявления самостоятельности,   оценку   своих   возможностей,   но   и   независимости   в   процессе достижения целей, отстаивания своей позиции.  Третья   группа  включает   в   себя   игры,   ориентированные   на   развитие   функции самореализации   личности   посредством   включения   ученика   в   ситуации   креативности   в деятельности.  По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим  группам: 1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети  выполняют действие по образцу. Например, составить узор по образцу и т.п. 2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленное на формирование вычислительных навыков ("Молчанка", "Поднимись по лесенке", "Вперед!", "В космос!" и др.) 3.   Игры,   в   которые   запрограммирована   конструирующая   деятельность   учащихся ("Контролер", "Зеленый, красный"). 4.     Игры,   включающие   элементы   поисковой   деятельности,   где   целью   игры   является формулирование   учащимися   по   рисунку,   схеме   или   опорным   словам   математического правила. Я   считаю,   что   использование   на   уроках   игровых   технологий   обеспечивает достижение эмоционального и рационального единства в обучении. Так включение в урок игровых   моментов   делает   процесс   обучения   более   интересным,   создает   у   учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.  Игровые и занимательные упражнения можно использовать на различных этапах урока. Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры, которые можно использовать на этапе изучения нового материала, игры на этапе обобщения знаний, и игры, используемые на этапе контроля.   I Примеры игр, применяемых при объяснении нового материала: “Математическая эстафета”, «Молчанка», «Веселый счет», «Сбежавшие числа».          “Математическая эстафета” (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними) Цель   игры:   ознакомление   с   образованием   чисел   из   десятка   и   единиц,   способствовать формированию умения работать в команде. Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников.  Содержание   игры:   учитель   делит   класс   на   3   команды   по   рядам   и   проводит   игру­ соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках. Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число. При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. «Молчанка» Примеры на умножение и деление записаны на доске. Показываю пример, дети на  карточках ­ ответы. (У каждого ученика есть числовой набор). “Весёлый счёт”. (игры, требующие воспроизведения действий) Цель игры: закрепление порядка следования чисел; развивать внимание, наблюдательность. Средства   обучения:   два   больших   листа   плотной   бумаги,   на   которых   написаны   разным цветом цифры большого размера. Содержание   игры:   перед   каждой   таблицей   становится   один   из   учеников.   Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая   каждое   из   них   на   таблице.   Тот,   кто   быстрее   назовёт   числа,   считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар. С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей. 14 10 3 19 24 13 8 23 17 6 2 20 12 1 21 9 16 5 4 15 7 11 22 18 65 61 54 70 75 64 59 74 68 57 53 71 63 52 72 60 67 56 55 66 58 62 73 69 II. Игры, применяемые при закреплении материала.         На уроках закрепления нового материала важно применять игры  на воспроизведение  свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств  наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил,  свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры  может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования.   Игра «Угадай­ка»   проводится   с   целью   закрепления   последовательности   натурального ряда чисел от 1 до 10. Учитель предлагает детям отгадать число, если оно находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (Седьмое). На 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает? (Шестое). Мой сосед слева живет в восьмом домике (считая слева направо), сосед справа живет в десятом домике (считая слева направо), сосед справа  живет  в десятом  домике  (считая  слева  направо).  В каком  домике  живу  я?  ( В девятом) и т.д.  Для закрепления знаний о составе числа можно применить игры «Арифметический  лабиринт», «Открой форточку», «Наряди елочку», «Найди пару», «Войди в ворота»,  «Угадай», «Составь число», «Эстафета», «Сказка Колобок», «Арифметические весы», где  учащиеся воспроизводят состав чисел на основе сложения по памяти. III. Игры, применяемые при обобщении материала: На этапе обобщения знаний  целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной  экскурсии в лес с элементами игры.  В   процессе   работы   я   пришла   к   выводу,   что   в   педагогической   работе   большое внимание необходимо уделять игровым технологиям, в частности дидактической игре на уроке   для   получения,   усвоения   и   закрепления   новых   знаний   у   обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья.  IV Игра на этапе контроля. Говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать   уровень   подготовленности   и   индивидуальные   особенности   учащихся. Возрастными   особенностями   младших   школьников   объясняется   использование   игровых заданий   и   дидактических   игр   с   элементами   соревнования.   Это   оживляет   учебную деятельность,   повышает   интерес   и   воспитывает   веру   в   свои   силы   и   возможности.   В результате   такого   построения   уроков,   учащиеся   приучаются   работать   коллективно,   и вместе с тем, каждый самостоятельно. Мною выявлено, что дидактическая  игра позволяет не только активно включить обучающихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до обучающихся трудный материал в доступной форме.   Отсюда   можно   сделать   вывод   о   том,   что   использование   игры   необходимо   при обучении   детей   школьного   возраста   с   нарушениями   интеллекта   на   данном   конкретном уроке. Дидактическая   игра   может   быть   использована   как   и   на   этапах   повторения   и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов обучающихся. Литература:  1. Селевко   Г.   К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное   пособие.   –   М.: Народное образование, 1998.  2.В.Г.Коваленко Дидактические игры на уроках математики. Просвещение, 1990. 3. Перова М.Н.  Методика преподавания математики в специальной (коррекционной)  школе VIII вида: Учебник для студентов дефект. факультетов педвузов .­ 4­е изд.,  перераб.­ М.: Владос, 2001. 4. Перова М.Н.  Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996  Применение игры на уроках Приложение  Математическая зарядка Данная   игра   позволяет   оперативно   проверить   знания   большого   количества   учеников. Учащиеся либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают.   Допустим,   идет   проверка   навыков   вычислений   с   дробями.   Учитель   читает задания или демонстрирует их на листе бумаги. Первый вариант отвечает за правильные дроби,   второй   –   за   неправильные.   Если   в   результате   получилась   правильная   дробь,   то сигналит первый вариант, если неправильная – второй.  Игра «Третий лишний» Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое­то общее свойство, а третий – нет. Например:  ∙ гектар, сотка, метр;  ∙ ярд, тонна, центнер;  ∙ конус, квадрат, круг;  ∙  треугольник, прямоугольник, квадрат;  ∙  прямая, отрезок, угол;  ∙  0,7; 2,1; 0,6;  Игра «Аукцион» На торги выносятся задания по какой­ либо теме. Например: «Действия с десятичными дробями». В игре участвуют 4 – 5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.  Игра «Какой отрезок длиннее?» Содержание игры: Игра состоит в определении длины отрезков на глаз. С помощью линейки ученик должен  проверить, на сколько он ошибся. (Может быть дано задание определить на глаз длину и ширину учительского стола, доски, подоконника, оконной рамы, двери и т. д. с  последующей проверкой.) Игра «Кто точнее?» Содержание игры: 1. Учащимся предлагается полоска бумаги. Они должны определить длину и ширину полоски на глаз, а потом проверить. На глаз, с  последующей проверкой, учащиеся определяют длину и ширину тетради, учебника,  карандаша. Желательно провести соревнование между двумя командами. Кто допустит  меньше ошибок и неточностей, является победителем. Игра «Танграм» Оборудование: Рисунки, составленные из геометрических фигур, полученных при делении  квадрата на части. Содержание: Танграм – это старинная игра. Учитель предлагает ученикам рисунок из  геометрических фигур. До проведения игры он объясняет ее правила: 1. Кусочки квадрата не должны хотя бы частью прикрывать друг друга. 2. В состав каждого рисунка должны входить все семь частей квадрата. Некоторые рисунки (по одному на уроке) ученики составляют по образцу, другие – по  представлению. С целью контроля учитель вывешивает составляемый детьми рисунок на  магнитной доске. 4 6 5 2 7 1 4 7 6 3 5 1 2 6 5 4 7 1 2 3 6 7 1 4 5 22222222222 2 «Составьте примеры». Содержание игры. Должны быть выполнены следующие задания:  а) Составить два примера на сложение и вычитание, чтобы сумма ответов равнялась 50. б) Составить два примера, чтобы разность их ответов равнялась  45. в)  Составить три примера на любые арифметические действия, чтобы сумма ответов их  равнялась 76. «Сложить и вычесть». Содержание игры. У учителя в руке картонный круг. С одной стороны желтый, с другой стороны – зеленый. На той и на другой стороне записано число 56. Учитель объясняет, что когда   он   покажет   круг   желтой   стороной   и   назовет   число,   то   названное   число   надо прибавить   к   56.   А   когда   учитель   покажет   круг   зеленой   стороной   и   назовет   число,   то названное   число   надо   будет   вычесть   из   56.   Суммы   и   разности,   получаемые   при   этом, записываются   в   тетрадях,   в   строках,   отведенных   для   выполнения   задания.   Проверка. Учащиеся по очереди зачитывают ответы. Ошибки исправляются. Учитель начальных классов  Соколова Е.Г. КГБОУ «Красноярская школа №10»

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".

Статья для слепых и слабовидящих детей по теме: "Игры на уроках математики".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018