Статья Дополнительное образование как социокультурный стержень подрастающего поколения. Сетевое образовательное партнёрство – как технология образовательного взаимодействия будущего.
Статья Дополнительное образование как социокультурный стержень подрастающего поколения. Сетевое образовательное партнёрство – как технология образовательного взаимодействия будущего.
Оценка 4.9
Семинары
doc
экология +1
Взрослым
16.02.2018
В работе представлены методические аспекты по организации межведомственного взаимодействия (социального партнёрства) как одного из направлений модернизации российского образования. Освещены вопросы и приоритетные направления, реализуемые в рамках социального партнёрства.
Современность темы и обсуждения социокультурных процессов, характерных для дополнительного образования детей, обусловлена тем, что социальные практики в рамках социального партнерства являются приоритетом жизненного успеха, обеспечивая развитие и конкурентоспособность подрастающего поколения. Особое внимание уделено реализации личностного развития, социализации и профессионального самоопределения учащихся в рамках социального партнерства детей и взрослых.
Материалы адресованы педагогическим работникам общего и дополнительного образования.Статья по организации межведомственного взаимодействия (социального партнерства) в образовании
Денисова Е.Е. Липецк статья.doc
Дополнительное образование как социокультурный стержень
подрастающего поколения.
Сетевое образовательное партнёрство – как технология образовательного
взаимодействия будущего.
Авторсоставитель: Денисова Елена Евгеньевна,
методист ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» Липецкой области
Аннотация
В работе представлены методические аспекты по организации межведомственного
взаимодействия (социального партнёрства) как одного из направлений модернизации
российского образования. Освещены вопросы и приоритетные направления, реализуемые
в рамках социального партнёрства.
Современность темы и обсуждения социокультурных процессов, характерных для
дополнительного образования детей, обусловлена тем, что социальные практики в рамках
социального партнерства являются приоритетом жизненного успеха, обеспечивая развитие
и конкурентоспособность подрастающего поколения. Особое внимание уделено реализации
личностного развития, социализации и профессионального самоопределения учащихся в
рамках социального партнерства детей и взрослых.
Материалы адресованы педагогическим работникам общего и дополнительного
образования.
Концепция дополнительного образования рассматривает в качестве важнейшей
задачи образовательной политики государства в сфере дополнительного образования
«организацию всестороннего партнерства».
Решение этой государственной задачи требует от учреждений общего и
дополнительного образования разработки новых программ развития, направленных на
установление контактов вне «официальных» практик и институтов образования.
Стремительные политические, социальноэкономические изменения, происходящие
сегодня в обществе, диктуют новые требования к формам организации воспитательного
процесса в образовательных учреждениях, в основе которого приоритетная роль
принадлежит социальному партнерству.
Исходя из этого, социальное партнёрство в интересах ребёнка, его оптимальных
механизмов управления, включая и образовательную региональную политику в сфере
дополнительного образования детей должны опираться не столько на экономическую
целесообразность, сколько на взаимодействие, ответственность сторон перед обществом и
взаимное доверие представителей различных социальных институтов общества.
В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как
стратегический ресурс социальноэкономического развития региона, страны в целом,
«место встречи» социальных партнёров, участников социального взаимодействия.
Дополнительное образование детей представляет собой уникальную площадку, на
которой корпоративная солидарность – благо. Благодаря вариативным программам
дополнительного образования, интересы семьи, педагогов, детей совпадают.
Чем лучше, будет каждому участнику взаимодействия, тем качественнее будут
развиваться процессы, изменения системы учреждения дополнительного образования детей
и взрослых.
Определение факторов, противодействующих и способствующих интенсивности
изменений, является задачей сегодняшнего дня.
1 Очевидной, становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов
системы дополнительного образования. Организация социального партнёрства, с этой
точки зрения, может рассматриваться как особый тип совместной деятельности,
характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и
долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон
за результат развития всех субъектов образования».
Для реализации сетевого образовательного взаимодействия в работе образовательной
организации необходимо:
проанализировать ключевые проблемы, разработать подходы к их разрешению
через внедрение механизма создания программ развития;
проанализировать теоретические положения, нормативную документацию, выявить
путем анализа и обобщения функционирования детских объединений обучающихся,
провести мониторинг исследования, позволяющий увидеть динамику изменений;
разработать модель сетевого взаимодействия (социального партнёрства) на
муниципальном или региональном уровне;
на основе проведенного анализа сделать выводы и разработать рекомендации по
повышению эффективности управленческой деятельности.
«Партнёрство» – это взаимодействие участников образовательного процесса, с одной
стороны, с другой, социальное партнёрство в системе образования – это отношения между
коллективными субъектами, заинтересованными на определённом этапе взаимодействия в
эффективности образовательной практике.
Социальное партнёрство может рассматриваться как социокультурное явление,
потому что в нём отражены традиции конкретного этапа культурного развития общества.
Сущность социального партнёрства заключается в равноправном взаимодействии
социальных (административноправовых, гражданских, культурных и образовательных
учреждений), производственных субъектов и бизнесструктур, направленные на
целесообразное выполнение профессиональнообразовательной миссии образовательным
учреждением системы дополнительного образования детей.
Признание Правительством РФ ценности дополнительного образования как
важного ресурса обеспечения прав человека на свободное личностное развитие и
профессиональное самоопределение – свидетельство государственной важности решения
проблем образования и социализации человека.
Модернизация системы образования, происходящая сегодня, способствует
перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы
работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить социальную активность
школьников.
Учреждения дополнительного образования обладают большим воспитательным
потенциалом. В настоящий момент активно разрабатываются, внедряются, реализуются
различные модели организации воспитательного пространства молодежи в учреждениях
дополнительного образования, в основе которых заложены ценностный, личностно
ориентированный подходы.
Реализация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования
детей выступает как одно из важных направлений деятельности организации и в тоже
время реализация этой работы возможна только при целостной организации социального
партнерства.
Социальное партнерство – ключевая задача преобразований сферы дополнительного
образования. Задача развития социального партнерства в сфере дополнительного
образования детей является системообразующей в обновлении и повышении его
качества.
2 Об этом свидетельствует обозначенная в Концепции миссия дополнительного
образования, которое должно превратиться в «подлинный системный интегратор
открытого
образования», обеспечивающего конкурентоспособность
личности, общества и государства, и превратить жизненное пространство школьников в
мотивирующее пространство, определяющее их самоактуализацию и самореализацию.
вариативного
Построение открытого вариативного образования требует интеграции программ,
структур, организаций, взаимодействия субъектов образования на добровольных и
взаимовыгодных условиях, то есть на принципах социального партнерства и партнерских
отношений.
Социальная успешность определяется готовностью школьников
осуществлять различные социальные практики в рамках партнерства, которые
способствуют приобретению опыта позитивной деятельности, развивают
умение моделировать
социально ценные стратегии своей
жизнедеятельности. Социализация дает возможность понимать себя и
интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
Социализация основана на передаче (трансляции) социального (культурного) опыта
от взрослых и его усвоении.
Социальное партнерство как особый тип совместной деятельности является
условием решения большинства задач, поставленных в Концепции:
1) миссия дополнительного образования,
2) механизм запуска инновационных процессов,
3) специфика управления в системе дополнительного образования.
Миссия дополнительного
неотъемлемой
образования (как
части общего
образования) ориентирует на личностное развитие детей на основе субъектно
деятельностного и компетентностного подходов и на поддержку индивидуализации и
самореализации человека за счет:
свободного личностного выбора деятельности, определяющей индивидуальное
развитие человека;
− вариативности содержания и форм организации образовательного процесса;
− доступности глобального знания и информации для каждого;
− адаптивности к возникающим изменениям.
Обеспечение такой поддержки решает задачи:
персонализация образования, дающей право на пробы и ошибки, участие в
разнообразных социальных практиках, возможность смены образовательных программ,
педагогов и организаций, возможность выбора себе педагога, наставника, тренера,
способствующей социальнопрофессиональному самоопределению детей, реализации
личных жизненных замыслов и притязаний;
равенства в получении необходимого объема и качества образовательных
ресурсов и альтернативных возможностей развития для социально незащищенных
детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и находящимися в трудной
жизненной ситуации.
Механизм запуска инновационных процессов в дополнительном образовании
также обусловливается принципом открытого образования, работающего на развитие
человеческого потенциала и требующего обновления содержания дополнительного
образования через:
− создание моделей инновационных гибких, вариативных образовательных
программ;
− разработку содержания образования с учетом новых направлений,
возникающих в сферах науки, искусства, культуры, социальной деятельности;
3 − создание моделей досуговых и социальных программ, направленных на
формирование позитивных ценностей, развитие гражданских установок и компетенций;
− разработку моделей общеразвивающих программ для разных категорий и
групп детей;
− формирование модели независимой оценки качества и дополнительных
общеобразовательных программ;
расширения образовательного пространства за счет:
− взаимодействия с социальнопрофессиональными и культурнодосуговыми
общностями взрослых и сверстников;
− включения в образовательный процесс актуальных явлений социокультурной
реальности;
− создания условий для реализации общественных инициатив, проектов.
Решению этой задачи могут служить следующие управленческие механизмы:
− межведомственная и межуровневая кооперация;
− создание интегрированных организаций социальной сферы;
− партнерство организаций дополнительного и общего образования, государства,
бизнеса, институтов гражданского общества, семьи,
− открытый государственнообщественный характер управления;
− контроль качества реализации программ и распределения бюджетных
ресурсов;
− создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и
повышение качества услуг;
− разработка инструментов оценки достижений детей и подростков,
способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и
дополнительном образовании.
Какие компетенции необходимы разработчикам организации партнерских
отношений. Это прежде всего:
1) владение элементарными знаниями о теории социального партнерства;
2) оперирование методикой проектирования социального партнерства;
3) осознанный выбор существующих моделей партнерства для решения
управленческих задач.
Открытость образовательного учреждения выражается в построении, прежде
всего, системы социального партнерства: кооперативных связей с другими сферами
общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки,
направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом
плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров.
Эти связи качественно отличают его от других форм взаимодействия: шефства,
спонсорства, попечительства.
Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное
учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером.
Миссия партнерства в обществе – выполнять стратегическую функцию
достижения согласия между всеми сторонами взаимодействия.
Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от
социальных партнеров на конкретные результаты деятельности образовательного
учреждения.
Успех в формировании системы социального партнерства в образовании в
значительной степени зависит от самих образовательных учреждений, инициативности,
энергии руководителей, понимания ими всей важности партнерства, способности
убедить в его необходимости и вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров
4 рынке
на
последовательность этапов организации этого процесса.
образовательных
услуг.
Кроме того, необходимо выстроить
Таким образом, дополнительное образование становится сферой социального
партнёрства детей и взрослых, в котором пересекаются интересы всех участников.
В процессе анализа теоретических подходов к проблеме формирования системы
социального партнёрства, анализируя принципы, подходы, можно сделать вывод, что
сетевое социальное партнёрство является технологией образовательного взаимодействия
будущего.
5
Статья Дополнительное образование как социокультурный стержень подрастающего поколения. Сетевое образовательное партнёрство – как технология образовательного взаимодействия будущего.
Статья Дополнительное образование как социокультурный стержень подрастающего поколения. Сетевое образовательное партнёрство – как технология образовательного взаимодействия будущего.
Статья Дополнительное образование как социокультурный стержень подрастающего поколения. Сетевое образовательное партнёрство – как технология образовательного взаимодействия будущего.
Статья Дополнительное образование как социокультурный стержень подрастающего поколения. Сетевое образовательное партнёрство – как технология образовательного взаимодействия будущего.
Статья Дополнительное образование как социокультурный стержень подрастающего поколения. Сетевое образовательное партнёрство – как технология образовательного взаимодействия будущего.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.