Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)
Оценка 5

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
06.12.2017
Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)
Внеурочная деятельность организуется в образовательном учреждении, чтобы создать условия для выявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Именно благодаря внеурочной деятельности ученик добивается определённых метапредметных и личностных результатов. Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные) В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Для школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.документ Word
статья 5.docx
Педагогическая мастерская. Мысли вслух. «Душою и сердцем почувствовать слово» (Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе) «Душою   и   сердцем   почувствовать   слово»(Из   опыта   организации внеурочной деятельности по литературе)  Внеурочная деятельность организуется в образовательном учреждении, чтобы создать условия  для  выявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно­нравственных ценностей и культурных традиций.  Именно   благодаря   внеурочной   деятельности   ученик   добивается определённых метапредметных и личностных результатов.   Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,   сформированность   мотивации   к   учению   и   познанию, ценностно­смысловые установки.   Метапредметные   результаты   —   освоенные   обучающимися   УУД (универсальные   учебные   действия:   познавательные,   регулятивные   и коммуникативные)  В   процессе   совместной   творческой   деятельности   учителя   и обучающегося происходит становление  личности ребенка.  Для школьников – это   способ   научиться   тому,   чему   не   может   научить   обычный   урок,   это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Для   внеурочной   деятельности   духовно­нравственной   направленности мною   разработана   программа   «Живая   классика»,   предназначенная   для учащихся   средних   классов.  Программа   позволяет   расширять   и   обогащать содержание  духовной   составляющей   предметной   области   «Литература». Ожидаемый результат: аудиозапись по фрагментам отдельных произведений, проект «Памятник литературному герою» Задачи программы: Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. «Душою и сердцем почувствовать слово» (Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)  развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;   воспитание бережного отношения к книге; введение   детей   через   литературу   в   мир   человеческих отношений,   нравственных   ценностей;   воспитание   личности   со свободным и независимым мышлением; расширение кругозора учащихся;  развитие устной речи;  развитие творческих способностей детей.   Программа «Живая классика» рассчитана на 2 года обучения, на детей среднего школьного возраста (11­13 лет).  Актуальность  программы  «Живая   классика»  связана   прежде  всего,  с тем,   что   в   современных   условиях   компьютеризации   ребёнок   перестаёт проявлять интерес к художественной литературе, не способен воспринимать слово.  В   связи   с   этим   появляется   необходимость   заинтересовать   ребёнка чтением, работой над художественными текстами.  Новизной   и   оригинальностью  программы   является   то,   что   её   основу составляют   игровые,   творческие   задания.   Особенность   занятий   состоит   в пробуждении   живого   интереса   к   литературному   творчеству,   в   воспитании грамотного компетентного читателя. Вся работа подчинена одной цели – привить интерес к чтению, к книге.  Занятия   проводятся   в   форме   бесед   по   прочитанным   произведениям, ролевых игр, творческого тренинга, работы студии аудиозаписи. Материал  для   занятий  подбирается   с   учётом   возрастных   и индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.  Так,   ребята   познакомились   с   произведениями   разных   авторов (Р.Р.Толкиен, П.П.Бажов, Ф.Г.Лорка, Л.В.Соловьёв, В.Белов, В.Бианки и др.), ставили   сценки   по   произведениям   А.С.Пушкина,   разбирались   в   тонкостях Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. «Душою и сердцем почувствовать слово» (Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе) стихосложения,   составляли   рифмы,   восстанавливали   «сломанные»   стихи, сочиняли   сами.   Они   научились   писать   синквейн.   С   удовольствием   писали небылицы.   Создавали   иллюстрации   к   понравившимся   произведениям. Интересным для ребят заданием оказалось создание сказки­коллажа.  На   каждом   занятии   проводились   конкурсы   рассказчиков,   чтецов   или исполнителей   произведений.   Занимательной   формой   работы   стала   ролевая игра   «Услышь   меня»,  в   ходе   которой   ребята   сначала   читали   фрагмент   из своей книги, затем пересказывали этот фрагмент в парах своему соседу по парте, после чего он должен был рассказать то, что услышал от соседа. В этой игре   воспитывается   и   умение   внимательно   читать,   и   способность пересказывать и слушать.  Воспитание   читательской   культуры   ­   актуальнейшая   задача   нашего времени.   Данный   курс   формирует   осмысленное   отношение   школьников   к художественной   литературе,   воспитывает   интерес   к   творческому   процессу создания собственных текстов. Первым итогом учебного года стало подведение результатов конкурса «Самый лучший читатель класса», в котором принимают участие все ученики 5 в класса. Они соревновались в количестве прочитанных книг, не вошедших в школьную программу. При этом ученики оформили читательские формуляры и   отчитывались   о   прочитанных   книгах.   Лидером   стал   Исмагилов   Рустам, который сдал 18 формуляров. Вторым результатом   стал   проект «Литература в детских голосах», в рамках которого формируется   банк фонотеки   по литературным сказкам, вошедшим   в   программу   по   литературе   в   5   классе.   Это   аудиозапись   по фрагментам   нескольких     сказок   из   школьной   программы.     Ребята   сами озвучивают выбранные фрагменты, задают вопросы по ним. Кроме того, ребята защищали свои проекты, участвовали в конкурсах и олимпиадах по предмету, в школьных НПК. Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. «Душою и сердцем почувствовать слово» (Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе) 2012­2013­2014 Итогом   внеурочной   деятельности   в   7   б   классе   стали   научно­ исследовательские и учебно­исследовательские работы по русскому языку и литературе. Работы в области литературы выбраны в связи с объявлением в России в 2015 году Года литературы. Хакимова   Айгуль   выступила   с  научно­исследовательской   работой   по русскому   языку   «Осторожно:   мультфильмы!»   на   районной   НПК   «Шаг   в будущее­2015»   (заняла   1   место),   на   республиканской   конференции школьников в рамках Малой академии наук  (заняла 3 место). Эта же ученица выступила с научным исследованием по литературе  «Сквозь призму Кавказа. Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова» на республиканской НПК «Ломоносовские чтения­2015».  Васильева Яна защитила свою научно­исследовательскую работу «Образ Бородинского сражения в стихотворениях разных авторов» на районной НПК «Шаг в будущее», заняла 3 место. К концу учебного года подготовлены мини­проекты в рамках общего проекта   «Портрет   литературного   героя».     Каждый   ученик   выбрал   одного литературного героя из произведения русской или зарубежной литературы. Работая над проектом, ребята не только читали произведения, они учились высказывать   своё  мнение   о   герое,  применяя   научные   методы:   наблюдение, сопоставление, обобщение.  Кроме   того,   ученики   7   класса   принимали   участие   в   творческих конкурсах   по   предмету,   сочиняли   стихи,   выступали   в   конкурсах   чтецов (Алина и Айгуль – Мустаевские чтения, Леонард – лермонтовский конкурс), достойно выступили на предметных олимпиадах, показав хорошие результаты (1 место по литературе, 2 место по русскому языку). Таким   образом,   реализация   программы   внеурочной   деятельности обеспечивает восприятие и усвоение знаний, создаёт условия для развития Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. «Душою и сердцем почувствовать слово» (Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе) личности   ребёнка,   для   роста   его   самореализации,   самоопределения   в современной образовательной среде. По русскому языку 5б­6б­7б На   подготовительном   этапе   проведена   работа,  связанная   с  решением лингвистических   задач.   Учащимся   были   предложены   тексты   научного, художественного   и   публицистического   стилей   с   целью   определения   темы, основной   мысли,   художественных   особенностей.   В   процессе   работы   с текстами учащиеся приобретали опыт грамотного письма, выполняли задания повышенной   трудности.   Они     учились   рассматривать   отдельное   слово (концепт) с точки зрения разных разделов  лингвистики.  В   ходе   выполнения   анализа   текста   учащиеся   выбрали   темы   для собственных   учебных исследований, поставили перед собой цели и задачи самостоятельной   исследовательской   работы.   Исследования   проводились самостоятельно под руководством учителя.  Конечным   результатом   внеурочной   деятельности   стали     16   учебных исследований в области русского языка и литературы.  Эти   работы   пополнили   проект   «Энциклопедия   слова»,   начатый   в предыдущем, 2012­2013 учебном году.  Каждая   работа     является   завершённым   исследованием   отдельного концепта,   состоит   из   следующих   этапов:   целеполагание,   определение актуальности   исследования,   выдвижение   гипотезы,   изучение   слова   во   всех областях   языка   и   речи,   выполнение   творческой   части   работы   (сочинение­ рассуждение, стихотворение, синквейн, иллюстрация) и подведение итогов.   Все  работы  были  представлены  учениками  на  внеурочных  занятиях. Итогом   стала   защита   каждого   исследования.     Ребята   не   только   слушали внимательно выступления друг друга, но и активно участвовали в обсуждении результатов исследований. Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. «Душою и сердцем почувствовать слово» (Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе) Из выполненных шестиклассниками работ пять было представлено на конференциях разного уровня: 1. Районная НПК «Шаг в будущее». Хакимова Айгуль представила свою работу «От Моськи до Кусаки» (образ собаки в русской литературе). 1 место 2. Городская НПК «Ломоносовские  чтения» (г.Давлеканово). Хакимова Айгуль, Васильева Яна представили работу «Образ Бородина в произведениях разных авторов». 2 место 3.   Республиканская   НПК   «Щербаковские   чтения­2014».   Осипов Даниил,   Зиякаев   Леонард   представили   работу   «Лирическое   наследие С.Т.Аксакова. Образ Родины в его стихах». Победа в номинации 4.   Республиканская   НПК   «Ломоносовские   чтения­2014» (г.Стерлитамак).   Хакимова   Айгуль   представила   работу   «Осторожно: мультфильмы!». Поощрительный приз юному исследователю 5. Республиканский фольклорный фестиваль (г.Стерлитамак). Хакимова Айгуль   представила   работу   «Фольклорные   традиции   в   творчестве А.П.Чехова».  Шевяхова Э.Ш., учитель МБОУ СОШ №4 с.Раевский

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)

Статья «Душою и сердцем почувствовать слово»(Из опыта организации внеурочной деятельности по литературе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017