Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описывается опыт по экологическому воспитанию на уроках химии. Это тема очень актуальна, особенно для нашего города, где имеется несколько промышленных предприятий. Большое значение вижу в использовании проектной технологии. Показаны некоторые исследовательские проекты, реализованные за последние годы. Школьники с удовольствием работают над ними.
Иконка файла материала Экологическое образование школьников .doc
Экологическое образование школьников  через исследовательскую деятельность. Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МКОУ «СОШ №29»  г.Ревда Свердловской области. Учение вообще есть “совместное  исследование, проводимое учителем и  учеником”.                                   С. Л. Рубинштейн.        В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, таких как биология, химия, физика и др. Как самостоятельный   курс   в   нашей   он   школе   не   ведётся,   поэтому   необходимо максимально   использовать   аспекты   экологии   на     всех   уроках   и  во   внеурочное время.   Широкие   возможности   для   экологического   образования   и   воспитания открываются при организации   исследовательской  деятельности учащихся. При этом необходимо разрешить следующие противоречия:  ­ между растущим потоком информации, связанной с экологической ситуацией в мире  и  ограниченным временем на уроке; ­ между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному овладению знаниями.  Одна из моих задач ­ формирование экологических знаний на примере местного краеведческого   материала,   воздействуя   на   эмоционально   чувственную   сферу личности учеников.        Почему экологическое образование и воспитание является особенно важным именно в нашем городе?   Медеплавильный   Завод,   старейший       Свердловские экологи утверждают, что самая главная рана на теле области, с точки   зрения   загрязнения   окружающей   среды,   —   Первоуральско   ­   Ревдинский промышленный узел. В нашем городе имеются несколько крупных заводов – это Среднеуральский     ­ Металлургический   и   Завод   по   Обработке     Цветных   Металлов.   В   Ревдинском районе     загрязнен   воздух,   в   водопроводной   воде   содержание   меди,   железа превышает ПДК, растет уровень заболеваемости органов дыхания, пищеварения, мочевыделительной, эндокринной систем и нарушение болезней обмена веществ. Из   10   тыс.   обследованных   детей   больше   половины   страдают   различными аллергическими реакциями.   С каждым годом наблюдается рост заболеваемости населения,   особенно   детей.   Если   в   1980   г.   среди   всех   учащихся   хронические заболевания были у 20%, то в 1990 г. — у 60%, а в 2000 г. — у 80%, Такой быстрый скачок заболеваемости среди учащихся и всего населения нашего региона можно объяснить ухудшением экологической обстановки.   Метизно   Ученые­экологи подсчитали, что выбросов сернистого газа   за год в Ревде и Первоуральске бывает более 270.             В  создавшихся  условиях  мы,  педагоги, не можем  остаться в стороне от проблем   города,   мы     должны   своими   средствами   пытаться   указать   жителям   и властям города на эти проблемы и пытаться разрешить их.  Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МОУ «СОШ №29», г. Ревда Свердловской областиВ рамках преподавания предмета химия в связи с   сокращением количества часов  недостаточно времени для экологического образования. Поэтому основная нагрузка ложится на внеурочную деятельность.  В   течение   3­х   последних   лет   моими   учениками   были   созданы   учебно­ исследовательские проекты экологического содержания: 1). «Оценка качества водопроводной воды в нашем городе» (Сходнова Анастасия). С   этим   проектом     Настя   выступила   на   городской   научно­практической конференции  «Поиск и открытие» и стала призером в номинации «Исследователь­ практик». Ею были разработаны рекомендации по охране воды в нашем городе на уровне городских властей, промышленных предприятий,  школ, а также каждому жителю. Эти рекомендации были распечатаны в виде буклета и раздавались во время акции на улицах города. 2). «Мартеновский или электродуговой: какой метод экологичнее?» (Железникова Виолетта).   С     этим   проектом   Вита   выступила   на     конференции     «На   пути   в студенчество»,   организованной   НСММЗ   и   заняла   3   место,   она   получила возможность получать стипендию от завода. 3). «Что делать с бытовыми отходами?» (Гибадуллин Данил, Кондратьева Вера). Ребята выступили на городской конференции «Поиск и открытие» и получили 1 место.     В ходе исследовательской деятельности учащиеся обучаются: видеть проблему; самостоятельно   ставить   задачи;   планировать,   учитывать,   контролировать, оценивать   свою   работу;   правильно   оформлять   работу,   овладевать   навыками общения, что включает умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, задавать и отвечать на  вопросы по проблемам выступления.           Конечно,   не   каждый     желающий     ученик,   а   только   самостоятельный, заинтересованный,   добросовестный,     имеющий   определенный   багаж   знаний   и умений, может справиться с такой работой.      В   ходе   работы   над   проектами   я   увидела   ряд   преимуществ   индивидуальных проектов над групповыми: 1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью. 2. Возможность работы в том темпе, который приемлем для исполнителя. 3. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности. 4. Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах работы. 5.   Формирование   у   учащихся   важных   общеучебных   умений   и   навыков (исследовательских, презентационных, оценочных).         В ходе исследовательской деятельности  учащиеся приобщаются к пониманию глобальных   экологических   проблем,   у   них   появляется   ответственность   за состояние   окружающей   среды,   за   здоровье   людей,   усиливается   стремление   к получению   теоретических   знаний   в   области   экологии     других   наук, способствующих решению экологических задач.          Кроме того, занятие научно­исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МОУ «СОШ №29», г. Ревда Свердловской области

Посмотрите также