Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
химия +1
Взрослым
05.02.2017
В статье описывается опыт по экологическому воспитанию на уроках химии. Это тема очень актуальна, особенно для нашего города, где имеется несколько промышленных предприятий. Большое значение вижу в использовании проектной технологии. Показаны некоторые исследовательские проекты, реализованные за последние годы. Школьники с удовольствием работают над ними.
Экологическое образование школьников .doc
Экологическое образование школьников
через исследовательскую деятельность.
Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МКОУ «СОШ №29»
г.Ревда Свердловской области.
Учение вообще есть “совместное
исследование, проводимое учителем и
учеником”.
С. Л. Рубинштейн.
В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в
различных учебных дисциплинах, таких как биология, химия, физика и др. Как
самостоятельный курс в нашей он школе не ведётся, поэтому необходимо
максимально использовать аспекты экологии на всех уроках и во внеурочное
время. Широкие возможности для экологического образования и воспитания
открываются при организации исследовательской деятельности учащихся. При
этом необходимо разрешить следующие противоречия:
между растущим потоком информации, связанной с экологической ситуацией в
мире и ограниченным временем на уроке;
между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному
овладению знаниями.
Одна из моих задач формирование экологических знаний на примере местного
краеведческого материала, воздействуя на эмоционально чувственную сферу
личности учеников.
Почему экологическое образование и воспитание является особенно важным
именно в нашем городе?
Медеплавильный Завод, старейший
Свердловские экологи утверждают, что самая главная рана на теле области, с
точки зрения загрязнения окружающей среды, — Первоуральско Ревдинский
промышленный узел. В нашем городе имеются несколько крупных заводов – это
Среднеуральский
Металлургический и Завод по Обработке Цветных Металлов. В Ревдинском
районе загрязнен воздух, в водопроводной воде содержание меди, железа
превышает ПДК, растет уровень заболеваемости органов дыхания, пищеварения,
мочевыделительной, эндокринной систем и нарушение болезней обмена веществ.
Из 10 тыс. обследованных детей больше половины страдают различными
аллергическими реакциями. С каждым годом наблюдается рост заболеваемости
населения, особенно детей. Если в 1980 г. среди всех учащихся хронические
заболевания были у 20%, то в 1990 г. — у 60%, а в 2000 г. — у 80%, Такой
быстрый скачок заболеваемости среди учащихся и всего населения нашего региона
можно объяснить ухудшением экологической обстановки.
Метизно
Ученыеэкологи подсчитали, что выбросов сернистого газа за год в Ревде и
Первоуральске бывает более 270.
В создавшихся условиях мы, педагоги, не можем остаться в стороне от
проблем города, мы должны своими средствами пытаться указать жителям и
властям города на эти проблемы и пытаться разрешить их.
Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МОУ «СОШ №29», г. Ревда Свердловской области В рамках преподавания предмета химия в связи с сокращением количества
часов недостаточно времени для экологического образования. Поэтому основная
нагрузка ложится на внеурочную деятельность.
В течение 3х последних лет моими учениками были созданы учебно
исследовательские проекты экологического содержания:
1). «Оценка качества водопроводной воды в нашем городе» (Сходнова Анастасия).
С этим проектом
Настя выступила на городской научнопрактической
конференции «Поиск и открытие» и стала призером в номинации «Исследователь
практик». Ею были разработаны рекомендации по охране воды в нашем городе на
уровне городских властей, промышленных предприятий, школ, а также каждому
жителю. Эти рекомендации были распечатаны в виде буклета и раздавались во
время акции на улицах города.
2). «Мартеновский или электродуговой: какой метод экологичнее?» (Железникова
Виолетта). С этим проектом Вита выступила на конференции «На пути в
студенчество», организованной НСММЗ и заняла 3 место, она получила
возможность получать стипендию от завода.
3). «Что делать с бытовыми отходами?» (Гибадуллин Данил, Кондратьева Вера).
Ребята выступили на городской конференции «Поиск и открытие» и получили 1
место.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся обучаются: видеть проблему;
самостоятельно ставить задачи; планировать, учитывать, контролировать,
оценивать свою работу; правильно оформлять работу, овладевать навыками
общения, что включает умение выступать перед публикой, связно излагать свои
мысли, задавать и отвечать на вопросы по проблемам выступления.
Конечно, не каждый желающий ученик, а только самостоятельный,
заинтересованный, добросовестный, имеющий определенный багаж знаний и
умений, может справиться с такой работой.
В ходе работы над проектами я увидела ряд преимуществ индивидуальных
проектов над групповыми:
1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной
четкостью.
2. Возможность работы в том темпе, который приемлем для исполнителя.
3. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности.
4. Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах работы.
5. Формирование у учащихся важных общеучебных умений и навыков
(исследовательских, презентационных, оценочных).
В ходе исследовательской деятельности учащиеся приобщаются к пониманию
глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за
состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к
получению теоретических знаний в области экологии
других наук,
способствующих решению экологических задач.
Кроме того, занятие научноисследовательской деятельностью – это хорошая
стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить
свое образование в высших учебных заведениях.
Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МОУ «СОШ №29», г. Ревда Свердловской области
Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.
Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.