От отношения человека к природе зависит богатство его духовного мира. Беден мир чувств человека, который не способен сопереживать живому, который не видит, не чувствует красоты и радости общения с природой. Плохо будет человеку, если потеряется эта связь. А истоки этой связи начинаются с детской литературы, с уроков чтения.
С детства нужно воспитывать чувство природы, в котором сконцентрировано чувство Родины и чувство ответственности за её судьбу. Ведь Родина- это, прежде всего, тот уголок, где мы родились, где выросли.От отношения человека к природе зависит богатство его духовного мира. Беден мир чувств человека, который не способен сопереживать живому, который не видит, не чувствует красоты и радости общения с природой. Плохо будет человеку, если потеряется эта связь. А истоки этой связи начинаются с детской литературы, с уроков чтения.
С детства нужно воспитывать чувство природы, в котором сконцентрировано чувство Родины и чувство ответственности за её судьбу. Ведь Родина- это, прежде всего, тот уголок, где мы родились, где выросли.
Статья
«Экологическое воспитание»
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык…
Ф. И. Тютчев.
От отношения человека к природе зависит богатство его духовного
мира. Беден мир чувств человека, который не способен сопереживать живому,
который не видит, не чувствует красоты и радости общения с природой. Плохо будет
человеку, если потеряется эта связь. А истоки этой связи начинаются с детской
литературы, с уроков чтения.
С детства нужно воспитывать чувство природы, в котором
сконцентрировано чувство Родины и чувство ответственности за её судьбу. Ведь
Родина это, прежде всего, тот уголок, где мы родились, где выросли.
Экологическая культура приобретает все большую значимость в
современном мире, т. к. одна из важнейших проблем общества, определяющая самую
возможность его дальнейшего существования, — проблема экологическая.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и
экологическое воспитание. Экологическому образованию в последнее время
уделяется достаточно много внимания: разработаны программы, существуют
учебники, учебные пособия. Цель – рассказать
«о задачах восстановления
плодородия российских почв и лесе, об опасностях недостаточно контролируемой
атомной энергетики,
использования
отработанного ядерного топлива, накопления и уничтожения химического и иного
оружия, качественных изменений гидросферы и атмосферы». Но одного экологи
захоронения радиоактивных отходов,ческого образования недостаточно: часто люди, владеющие экологическими знания
ми, ради выгоды или изза равнодушия наносят вред природе.
Система абсолютного табу не годится. Необходимы не только знания, но
нравственные принципы, налагающие запреты на опасные для человека способы
экспериментирования с природой. Нужно преодолеть отчуждение друг от друга двух
культур — гуманитарной и естественнонаучной.
По признанию ученых (Н. Моисеев, В. Степин, А. Самсонов), главная
причина экологического кризиса — кризис духовный: «У человечества есть шанс
найти выход из глобальных кризисов, но для этого придется пройти через эпоху
духовной реформации и выработки новой системы базисных ценностей». Экология
вынуждена «обращаться к области, в которой нравственное чувство существует и
формируется — внутренний мир человека».
Природа может сама выступить своей защитницей, пробуждая в человеке добрые
чувства. Для этого нужно, чтобы человек понял и оценил ее красоту. Помочь
человеку, особенно юному, увидеть красоту мира, грани бытия, о которых он не
подозревал, помогут искусство, литература. Необходимо соединение разума и
чувств, знаний и эмоций.
Своеобразный культурногенетический код российской цивилизации
отразился в отношениях человека к природе и литературе о природе, правильнее — о
человеке и природе, а точнее — о человеке в природе. Об осознании родства со всем
живым свидетельствует вся русская культура. Народные традиции бережного,
уважительного отношения не только к животному, но и к растительному миру
восходят к фольклору: человек не отделяет себя от природы и уж, конечно, не
ставит себя над ней. Достаточно вспомнить колыбельные песни, пословицы, сказки
(особенно о животных), календарнообрядовые песни, былины. Природа платит
человеку добром за добро. Природа и человек — в нерасторжимой связи.
Исходя из сказанного, цели и задачи наших уроков можно сформулиро
вать следующим образом:
учить детей воспринимать природу как символ родной земли, воспитывать любовь
к окружающей нас природе,
способствовать пониманию ребятами красоты природы, умению видеть взаимосвязь
человека с природой,
содействовать воспитанию в детях действенного гуманизма, учить охранять всё
живое, помогать ему,
содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко
всему живому и прекрасному, что нас окружает,
развивать наблюдательность детей, воспитывать эстетическое восприятие природы.
Считается, что суть русской духовности воплощена в русской
литературе XIXвека. Именно в этой литературе духовный мир человека раскрывается наиболее
полно в соприкосновении с природой, произведения учат ребёнка действенному
гуманизму. Можно привести ряд произведений для подтверждения этой мысли:
Н. Г. ГаринМихайловский «Детство Тёмы», Д. Н. МаминСибиряк «Серая шейка»,
«Приёмыш», а также многие произведения 20в. : К Паустовский «Котворюга»,
«Заячьи лапы», В Бочарников : «На лесном привале», В Чаплина «Лесная кормуш
ка», А Куприн «Белый пудель», И Тургенев «Воробей», Ф. Абрамов «Из рассказов
Олёны Даниловны», Ю. Яковлев «Багульник» и другие. Все эти произведения
объединяет мысль «спеши делать добро, помоги братьям нашим меньшим».
При изучении произведений дети получают различные задания: не только
описательного характера, но и требующие задуматься, поразмыслить, высказать своё
отношение к прочитанному, оценить поведение героя, его нравственные качества,
ответить на вопрос, как бы они проявили себя в той или иной ситуации.
Часто урок превращается в диспут, в котором принимают участие
практически все ребята.
Добрые, нежные чувства пробуждает у детей поэзия. Пейзажная лирика
– обращение к душе человека с призывом увидеть красоту природы, проникнуться
духом доброжелательства. В программе коррекционной школы по чтению очень
много таких произведений. Редко кого оставят равнодушными прекрасные строки
А.С. Пушкина в стихотворениях «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», или
«Уж небо осенью дышало», или Лермонтов «Родина», «Парус», И Никитин «Русь»:
Под большим шатром
Голубых небес
Вижу даль степей зеленеется…
«Утро на берегу озера» :
Окаймлённое кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Ф И Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…», «Ещё земли печален вид,
А воды уж весной шумят…», С. Есенин: «Поёт зима аукает, мохнатый лес баюкает
стозвоном сосняка…», или «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом,
точно серебром…», И Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном прошумел по стройным
клёнам…» и другие произведения. Все они капля за каплей проникают в душу
ребёнка и приучают его всматриваться, вдумываться и любить природу.
При чтении ребятам предлагается передать различные чувства поэта: любовь,
восхищение, радость, грусть; определить, какое стихотворение по тону:спокойное
или взволнованное. Чтобы дети ярче представили прочитанное, мы часто используем
метод устного рисования. Дети очень любят этот вид работы. И,конечно же , глубже
понять произведение помогает работа с образными средствами языка:эпитетами, метафорами, олицетворением. Тогда природа «очеловечивается» и
вызывает у детей больше эмоций.
Следует обратить особое внимание на приобщение школьников к
творчеству К.Г. Паустовского и М.М. Пришвина. При всем своеобразии творчества
их объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание
понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном.
Пришвин и своими рассказамиминиатюрами, и повестью «Кладовая солнца»
развивает в детях наблюдательность, интерес к жизни природы. Наделяя животных и
растения качествами, присущими человеку, одушевляя их, писатель тем самым
приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы.
К.Г. Паустовский убежден, что нравственные основы личности человека (независимо
от возраста) определяются его взаимоотношениями с миром природы: животными и
даже растениями.
О XX веке говорят, что он «болен бесчувствием». Этот нравственный недуг
проявляется не только в отношениях к людям, но и в отношениях к природе, прежде
всего к животным. Ему подвержены в большой мере и дети.
Проблема нравственного формирования личности в литературе 60х — 80х годов,
входящей в круг чтения детей и подростков, занимает ведущее место, и природа
рассматривается как одно из важнейших средств воспитания гуманизма.
В литературе этого периода просматриваются два аспекта темы: сохранение
народных традиций в утверждении единства человека и природы и снижение
духовного начала, нарастание потребительства, ведущего к хищничеству. Часто оба
аспекта присутствуют в одном произведении, способствуя созданию более полной
жизненной картины.
В Астафьев в своём рассказе «Белогрудка» напоминает о народной
заповеди: «не навреди живому». Вы, наверное, помните этот рассказ о том, как
ребята ради забавы забрали из гнезда куницы детёнышей, и как те потом погибли:
одного съела собака, других, поленившись отнести в гнездо, они бросили в овраге, и
их съела лиса. Этот рассказ очень нравится ребятам, они от всей души сочувствуют
Белогрудке, оправдывают её , когда она мстит людям. Но все эти чувства
сиюминутны , к сожалению. Все вы не раз убеждались, насколько дети нашей школы
жестоки по свое природе. Охваченные единым порывом, они вполне искренне будут
сочувствовать животным, осуждать жестокость и равнодушие людей на уроке, а в
жизни… Заставляют ребят задуматься об отношении к животным и такие
произведения, как « Дачники» Э. Асадова:
Что ж, поиграли – и с глаз долой!
Кончилось лето, и кончились чувства.
Бездумно меняться вот так душой
Непостижимейшее искусство!Большую озабоченность вызывают сами подростки, их будущность.
И упрёк не столько самим подросткам, сколько взрослым: при попустительстве,
равнодушии, а иногда и одобрении формируется у ребят бездушное отношение к
животным. Возьмём рассказы из сборника В. Астафьева «Затеси». В рассказе
«Хвостик» маленький ребёнок заливается от смеха, что же он увидел? Мёртвого
суслика, которого весёлые гуляки засунули в консервную банку. Каким он вырастет,
этот ребёнок? Рассказ из этого же сборника «Костёр на берегу речки» . Таксист
называет чокнутыми людей, убирающих мусор возле рощи: «Да разве за нами, за
поганцами, всё приберёшь? Идиоты!» И совсем печален рассказ «И милосердия…»,
в котором руками маленькой девочки убивались голуби, и её отец не видел в этом
ничего предосудительного. Астафьев утверждает: кто безжалостен, жесток к
природе, тот безжалостен и жесток и к человеку… А С. Михалков в своём
стихотворении призывает: «Будь Человеком, человек ты на земле своей!»
... Трудно даже предугадать, что потеряем мы, если первозданной природы не
станет...
... Тысячи лет пели для нас птицы — не напрасно же? Тысячи лет радовали и
удивляли нас звери, деревья, закаты. Только вслушайтесь в народные выражения:
«душой отдохнули в лесу», «набраться в лесу новых сил», «заново родиться, гуляя по
лесу». Несчастный ребёнок, который не сидел у костра, не падал в крапиву, не нюхал
клевера — ему и вспомнить будет нечего!
Природа — часть детства, в котором, как известно, закладывается наше взрослое
будущее.
Любовь к природе заложена в каждом ребёнке. И если пестики и тычинки, описанные
ботаником,
то рассказы
писателей«природников» обращаются к сердцу и часто его пробуждают. В. Бианки
писал: «... Пусть сама природа не мыслит — она нас наталкивает на размышления...».
«Приведём в порядок шар земной» — хочется закончить словами Н. Сладкова:
«Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и
большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь. И нигде её, может быть,
больше нет.
А мы её часто не бережём...
далеко не всегда будят это чувство,
Мы уничтожаем вокруг себя первозданную красоту. А ведь никакие
произведения искусства не заменят картины дикой природы!....»
На своих уроках мы учим любить и беречь свою планету так, как любил
её герой сказки А. де Сент Экзюпери Маленький Принц и помнить: ты всегда в
ответе за тех, кого приручил.