Статья «Экологическое воспитание»

  • Семинары
  • doc
  • 23.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

От отношения человека к природе зависит богатство его духовного мира. Беден мир чувств человека, который не способен сопереживать живому, который не видит, не чувствует красоты и радости общения с природой. Плохо будет человеку, если потеряется эта связь. А истоки этой связи начинаются с детской литературы, с уроков чтения. С детства нужно воспитывать чувство природы, в котором сконцентрировано чувство Родины и чувство ответственности за её судьбу. Ведь Родина- это, прежде всего, тот уголок, где мы родились, где выросли.От отношения человека к природе зависит богатство его духовного мира. Беден мир чувств человека, который не способен сопереживать живому, который не видит, не чувствует красоты и радости общения с природой. Плохо будет человеку, если потеряется эта связь. А истоки этой связи начинаются с детской литературы, с уроков чтения. С детства нужно воспитывать чувство природы, в котором сконцентрировано чувство Родины и чувство ответственности за её судьбу. Ведь Родина- это, прежде всего, тот уголок, где мы родились, где выросли.
Иконка файла материала Экологическое воспитание.doc
Статья  «Экологическое воспитание»                                                   Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик­ В ней есть душа, В ней есть свобода,  В ней есть любовь, В ней есть язык… Ф. И. Тютчев. От   отношения   человека   к   природе   зависит   богатство   его   духовного мира.   Беден   мир   чувств   человека,   который   не   способен   сопереживать   живому, который не видит, не чувствует красоты и радости общения с природой. Плохо будет человеку,  если потеряется  эта  связь.  А истоки этой связи  начинаются  с детской литературы, с уроков чтения. С   детства   нужно   воспитывать   чувство   природы,   в   котором сконцентрировано   чувство   Родины   и   чувство   ответственности   за   её   судьбу.   Ведь Родина­ это, прежде всего, тот уголок, где мы родились, где выросли.         Экологическая   культура   приобретает     все   большую   значимость   в современном мире, т. к. одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существования, — проблема экологическая. Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое   воспитание.   Экологическому   образованию   в   последнее   время уделяется   достаточно   много   внимания:   разработаны   программы,   существуют учебники,   учебные   пособия.   Цель   –   рассказать     «о   задачах   восстановления плодородия российских почв и лесе, об опасностях недостаточно контролируемой атомной   энергетики,   использования отработанного ядерного топлива, накопления и уничтожения химического и иного оружия, качественных изменений гидросферы и атмосферы». Но одного экологи­   захоронения   радиоактивных   отходов,ческого образования недостаточно: часто люди, владеющие экологическими знания­ ми, ради выгоды или из­за равнодушия наносят вред природе. Система абсолютного табу не годится. Необходимы не только знания, но нравственные   принципы,   налагающие   запреты   на   опасные   для   человека   способы экспериментирования с природой. Нужно преодолеть отчуждение друг от друга двух культур — гуманитарной и естественнонаучной. По признанию ученых (Н. Моисеев, В. Степин, А. Самсонов), главная причина экологического кризиса — кризис духовный: «У человечества есть шанс найти выход из глобальных кризисов, но для этого придется пройти через эпоху духовной реформации и выработки новой системы базисных ценностей». Экология вынуждена «обращаться к области, в которой нравственное чувство существует и формируется — внутренний мир человека». Природа может сама выступить своей защитницей, пробуждая в человеке добрые чувства.   Для   этого   нужно,   чтобы   человек   понял   и   оценил   ее   красоту.   Помочь человеку, особенно юному, увидеть красоту мира, грани бытия, о которых он не подозревал,   помогут   искусство,   литература.   Необходимо   соединение   разума   и чувств, знаний и эмоций. Своеобразный   культурно­генетический   код   российской   цивилизации отразился в отношениях человека к природе и литературе о природе, правильнее — о человеке и природе, а точнее — о человеке в природе. Об осознании родства со всем живым   свидетельствует   вся   русская   культура.   Народные   традиции   бережного, уважительного   отношения   не   только   к   животному,   но   и   к   растительному   миру восходят   к   фольклору:   человек   не   отделяет   себя   от   природы   и   уж,   конечно,   не ставит себя над ней. Достаточно вспомнить колыбельные песни, пословицы, сказки (особенно   о   животных),   календарно­обрядовые   песни,   былины.   Природа   платит человеку добром за добро. Природа и человек — в нерасторжимой связи. Исходя из сказанного, цели и задачи наших уроков можно  сформулиро­ вать следующим образом: ­ учить детей воспринимать природу как символ родной земли, воспитывать любовь к окружающей нас природе, ­ способствовать пониманию ребятами  красоты природы, умению видеть взаимосвязь человека с природой, ­содействовать   воспитанию   в   детях   действенного   гуманизма,   учить   охранять   всё живое, помогать ему, ­   содействовать   воспитанию   чувства   доброты,  сопереживания,   сопричастности   ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, ­ развивать наблюдательность детей, воспитывать эстетическое восприятие природы. Считается,   что   суть   русской   духовности   воплощена   в   русской литературе XIXвека.   Именно   в   этой   литературе   духовный   мир   человека   раскрывается   наиболее полно   в   соприкосновении   с   природой,   произведения   учат   ребёнка   действенному гуманизму. Можно привести ряд произведений для подтверждения этой мысли: Н. Г. Гарин­Михайловский «Детство Тёмы», Д. Н. Мамин­Сибиряк «Серая шейка», «Приёмыш», а также многие произведения 20в. : К Паустовский «Кот­ворюга»,  «Заячьи лапы», В Бочарников : «На лесном привале», В Чаплина «Лесная кормуш­ ка», А Куприн «Белый пудель», И Тургенев «Воробей», Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны   Даниловны»,   Ю.   Яковлев   «Багульник»   и   другие.   Все   эти   произведения объединяет мысль «спеши делать добро, помоги братьям нашим меньшим».    При изучении произведений дети получают различные задания: не только описательного характера, но и  требующие задуматься, поразмыслить, высказать своё отношение к прочитанному, оценить поведение героя, его нравственные качества, ответить на вопрос, как бы они проявили себя  в той или иной ситуации.  Часто   урок   превращается   в   диспут,   в   котором   принимают   участие практически все ребята.  Добрые, нежные чувства пробуждает у детей поэзия. Пейзажная лирика – обращение к душе человека с призывом увидеть красоту природы, проникнуться духом   доброжелательства.   В   программе   коррекционной   школы   по   чтению   очень много таких произведений. Редко кого оставят равнодушными прекрасные строки  А.С. Пушкина в стихотворениях «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», или «Уж небо осенью дышало», или  Лермонтов «Родина»,  «Парус», И Никитин «Русь»: Под большим шатром Голубых небес­ Вижу­ даль степей зеленеется… «Утро на берегу озера» :    Окаймлённое кустами Молодых ракит, Разноцветными огнями Озеро блестит. Ф И Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…», «Ещё земли печален вид,  А воды уж весной шумят…», С. Есенин: «Поёт зима­ аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка…», или «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…», И Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном прошумел по стройным клёнам…»   и   другие   произведения.   Все   они   капля   за   каплей   проникают   в   душу ребёнка и приучают его всматриваться, вдумываться и любить природу. При   чтении   ребятам   предлагается   передать   различные   чувства   поэта:   любовь, восхищение, радость, грусть; определить, какое стихотворение по тону:спокойное или взволнованное. Чтобы дети ярче представили прочитанное, мы часто используем метод устного рисования. Дети очень любят этот вид работы. И,конечно же , глубже понять произведение помогает работа с образными средствами языка:эпитетами,   метафорами,   олицетворением.   Тогда   природа   «очеловечивается»   и вызывает у детей больше эмоций. Следует   обратить   особое   внимание   на   приобщение   школьников   к творчеству К.Г. Паустовского и М.М. Пришвина. При всем своеобразии творчества их объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Пришвин   и   своими   рассказами­миниатюрами,   и   повестью   «Кладовая   солнца» развивает в детях наблюдательность, интерес к жизни природы. Наделяя животных и растения   качествами,   присущими   человеку,   одушевляя   их,   писатель   тем   самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы. К.Г. Паустовский убежден, что нравственные основы личности человека (независимо от возраста) определяются его взаимоотношениями с миром природы: животными и даже растениями.              О XX веке говорят, что он «болен бесчувствием». Этот нравственный недуг проявляется не только в отношениях к людям, но и в отношениях к природе, прежде всего к животным. Ему подвержены в большой мере и дети. Проблема нравственного формирования личности в литературе 60­х — 80­х годов, входящей в круг чтения детей и подростков, занимает ведущее место, и природа рассматривается как одно из важнейших средств воспитания гуманизма. В   литературе   этого   периода   просматриваются   два   аспекта   темы:   сохранение народных   традиций   в   утверждении   единства   человека   и   природы   и   снижение духовного начала, нарастание потребительства, ведущего к хищничеству. Часто оба аспекта присутствуют в одном произведении, способствуя созданию более полной жизненной картины. В   Астафьев   в   своём   рассказе   «Белогрудка»   напоминает   о   народной заповеди: «не   навреди  живому».  Вы,  наверное,  помните  этот  рассказ­  о  том,  как ребята ради забавы забрали из гнезда куницы детёнышей, и как те потом погибли: одного съела собака, других, поленившись отнести в гнездо, они бросили в овраге, и их съела лиса. Этот рассказ очень нравится ребятам, они от всей души сочувствуют Белогрудке,   оправдывают   её   ,   когда   она   мстит   людям.   Но   все   эти   чувства сиюминутны , к сожалению. Все вы  не раз убеждались, насколько дети нашей школы жестоки по свое природе. Охваченные единым порывом, они вполне искренне будут сочувствовать животным, осуждать жестокость и равнодушие людей на уроке, а в жизни…   Заставляют   ребят   задуматься   об   отношении   к   животным   и   такие произведения, как « Дачники» Э. Асадова: Что ж, поиграли – и с глаз долой! Кончилось лето, и кончились чувства. Бездумно меняться вот так душой­ Непостижимейшее искусство!Большую озабоченность вызывают сами подростки, их будущность. И   упрёк   не   столько   самим   подросткам,   сколько   взрослым:   при   попустительстве, равнодушии, а иногда и одобрении формируется у ребят бездушное отношение к животным.   Возьмём   рассказы   из   сборника     В.   Астафьева   «Затеси».   В   рассказе «Хвостик» маленький ребёнок заливается от смеха, что же он увидел? Мёртвого суслика, которого весёлые гуляки засунули в консервную банку. Каким он вырастет, этот ребёнок? Рассказ из этого же сборника «Костёр на берегу речки» . Таксист называет чокнутыми людей, убирающих мусор возле рощи: «Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь?  Идиоты!» И совсем печален рассказ «И милосердия…», в котором руками маленькой девочки убивались голуби, и её отец не видел в этом ничего   предосудительного.   Астафьев   утверждает:   кто   безжалостен,   жесток   к природе,   тот   безжалостен   и   жесток   и   к   человеку…   А   С.   Михалков   в   своём стихотворении призывает: «Будь Человеком, человек ты на земле своей!» ...   Трудно   даже   предугадать,   что   потеряем   мы,   если   первозданной   природы   не станет... ...   Тысячи   лет   пели   для   нас   птицы   —   не   напрасно   же?   Тысячи   лет   радовали   и удивляли нас звери, деревья, закаты. Только вслушайтесь в народные выражения: «душой отдохнули в лесу», «набраться в лесу новых сил», «заново родиться, гуляя по лесу». Несчастный ребёнок, который не сидел у костра, не падал в крапиву, не нюхал клевера — ему и вспомнить будет нечего! Природа — часть детства, в котором, как известно, закладывается наше взрослое будущее. Любовь к природе заложена в каждом ребёнке. И если пестики и тычинки, описанные ботаником,   то   рассказы писателей­«природников» обращаются к сердцу и часто его пробуждают. В. Бианки писал: «... Пусть сама природа не мыслит — она нас наталкивает на размышления...». «Приведём в порядок шар земной» — хочется закончить словами Н. Сладкова: «Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь. И нигде её, может быть, больше нет. А мы её часто не бережём...   далеко   не   всегда   будят   это   чувство, Мы   уничтожаем   вокруг   себя   первозданную   красоту.   А   ведь   никакие произведения искусства не заменят картины дикой природы!....» На своих уроках мы учим любить и беречь свою планету так, как любил её герой сказки А. де Сент­ Экзюпери ­   Маленький Принц и  помнить: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.