Статья "Экологическое воспитание младших школьников"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Иконка файла материала Экологическое воспитание школьников.docx

                                                                               Статья  Лоскутовой Ольги Александровны

                                                                               учителя начальных классов МОУ СОШ № 1

                                                                               г.Богдановича Свердловской области

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

     Внеурочная работа - это форма организации учебной деятельности учащихся, которая обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, и продолжительность ее выполнения определяется индивидуальными особенностями ребенка.

Одной из задач внеурочной деятельности по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.

Для того, чтобы внеурочные занятия были интересны и не утомляли детей после учебного процесса, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеурочная деятельность дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.

В основе построения внеурочных занятий с экологической направленностью лежат следующие установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеурочной деятельности достигается, если:

- обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;

- реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Кружковая работа во внеурочное время позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы внеурочной работы:

· проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

· экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;

· внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

· организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;

· проведение экологических праздников, КВН, устных журналов;

· ознакомление с заповедниками вблизи  своего района;

· беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;

· оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов.

Так же формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий:

·         индивидуальных,

·         групповых,

·         массовых.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы является домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В. Бианки, М. Пришвина, И. Акимушкина и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе.

К самым распространенным видам групповой внеурочной работы по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова следует относить:

- эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе.

Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.

Можно сделать вывод, что разнообразные виды работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию взаимно связаны между собой и дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.