Статья «Экономическое воспитание детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
Оценка 5
Особые потребности
docx
математика +1
5 кл—9 кл
24.04.2018
Экономическое воспитание - это многогранный процесс воздействия на человека повседневной экономической жизни, под влиянием которой формируются определенные отношения к труду, собственному производству, распределению материальных и культурных благ. Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с нарушением интеллекта в жизненно важных экономических вопросах. Уроки математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, подготовят обучающихся к самостоятельной жизни. В статье раскрывается содержание, формы и методы экономического воспитания детей с нарушением интеллекта.В статье раскрывается содержание, формы и методы экономического воспитания детей с нарушением интеллекта.
статья_экономическое воспитание.docx
Богданова Е.В.,
зам. директора по УВР, учитель
МКОУ «ОШ №5» г. Глазова
«Экономическое воспитание детей с нарушением интеллекта на уроках
математики»
Экономическое воспитание это многогранный процесс воздействия
на человека повседневной экономической жизни, под влиянием которой
формируются определенные отношения к труду, собственному производству,
распределению материальных и культурных благ.
Актуальность экономического воспитания в современных условиях
очевидна. Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с
нарушением интеллекта в жизненно важных вопросах – как пользоваться
средствами связи, устроиться на работу, получить необходимое медицинское
обследование, распределить бюджет и многое другое. Им приходится
сталкиваться с более жесткими экономическими условиями изза слабой
конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих
обстоятельств.
С элементами экономики обучающиеся с умственной отсталостью 59
классов наиболее часто встречаются на уроках математики. Уроки
математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса
формирования личности и недостатков познавательной деятельности,
подготовят обучающихся к самостоятельной жизни.
Содержание экономического воспитания:
1. Формирование представлений о труде как ведущей категории
экономической науки.
2. Формирование представлений о деньгах, семейном бюджете, видах банков,
кредитов, коммунальных услуг, кредитных карт (так же,
что такое
стоимость, инфляция, аванс, убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа,
банкрот, бартер, конкуренция, продукция, ферма, ярмарка и т.д.)
3. Знакомство с рекламой.
4. Полезные навыки и привычки в быту(выключить свет, когда выходишь из
помещения, о бережном отношении к воде и т.п.). 5. Формирование у ребят экономического мышления в процессе практических
заданий или в реальной действительности.
Работа рассчитана на пять лет целенаправленной, систематической и
последовательной работы по экономическому воспитанию по разделам:
«Экономика», «Потребности», «Труд», «Деньги», «Товар», «Реклама»,
«Выгода и убыток», «Бартер», «Бизнес и капитал».
Формы, методы экономического воспитания.
Использование различных методов и форм дает педагогу возможность
проявить творчество, индивидуальность и сделать процесс познания
экономически интересным и доступным. Главное – говорить ученику с
нарушением интеллекта о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Поэтому приоритет закрепляется за такими формами и методами, которые
интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития,
действительны и значимы для ребёнка, такие как:
1.
Словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж, работа с
пословицами, с загадками, сказками и др. Интересны и удачны авторские
сказки, каждая из которых представляет как бы минипрограмму
ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров могут
быть книги Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика
для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», «Сказка о царице
Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»,
которые были использованы в работе.
2. Практические методы: упражнения, тренировки, тесты, экономические
задачи, разыгрывание различных ситуаций и др. Большую роль в овладении
экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании
которых идет речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении ее
богатств, об условиях труда и его оплаты. Например, задача: За один день
мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, если проработает
20 дней?
3. Наглядные методы: иллюстрирование, показ, предъявление материала
и др. В своей работе я использую такие задания, которые выступают как
самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на
поставленные вопросы экономического содержания. Например: Есть такая
русская поговорка: «Меняю шило на мыло». Как называется такой обмен
товарами без денег? Решение примера будет ответом на этот вопрос: 63+(57
19)= … (товар 100, деньги – 98, бартер 101)
На уроках широко использую различные игры (имитационные, сюжетно
ролевые, настольные, деловые, компьютерные), конкурсы, загадки, ребусы и
кроссворды, тесты, головоломки, рифмованные задания, словарь терминов,
задания связанные с историей и литературой, задания творческого характера.
Таким образом, систематическое решение задач с экономическим
содержанием на уроках математики помогает преодолеть имеющийся разрыв
между потребностями жизни и педагогическим процессом, так как
посредством экономических знаний школа готовит обучающихся к жизни.
В итоге, обучающиеся знают основные экономические понятия и темы,
которым было уделено внимание на уроках математики. Учатся соизмерять
свои потребности и возможности. Осознают свою значимость для своей семьи
в будущем и знакомы с ответственностью за свои поступки, которые могут
положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении
семьи.
Литература
1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с
умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология. 2000. №5.
2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной
школе, М.: Вако, 2007
3. Колосова Е.Е. «Программа по математике с элементами экономики для
учащихся 1012 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида". Коррекционная педагогика. 2006. №3.
4. Стариченко Т.Н. Программнометодические материалы по курсу
«Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.:
Издательство НЦ ЭНАС, 2003. 184 с. – (Коррекционная школа).
Статья «Экономическое воспитание детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
Статья «Экономическое воспитание детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
Статья «Экономическое воспитание детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
Статья «Экономическое воспитание детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.