Осознанно слово «экзистенция», «экзистенциальная» я услышала в ноябре 2004г., когда Р. Кочюнаса приехал в г.Сургут. Хотя до этого года я была знакома с книгой Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» - это 1994г, когда я только делала первые шаги в психологии, будучи школьным педагогом-психологом. И более позднее, в 1999 г., когда в своей работе педагога-психолога использовала книгу Римаса Кочюнаса « Основы психологического консультирования», как инструкцию по применению. Но, ни одного, ни другого автора я не ассоциировала с экзистенциальной психологией.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР
М.К. Балабанова педагогпсихолог
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Белореченский социальнореабилитационный центр для
несовершеннолетних» с. Великовечное, Белореченский район, Россия.
Итак, как я понимаю экзистенциальную психологию.
Осознанно слово «экзистенция», «экзистенциальная» я услышала в ноябре
2004г., когда Р. Кочюнаса приехал в г.Сургут. Хотя до этого года я была знакома
с книгой Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» это
1994г, когда я только делала первые шаги в психологии, будучи школьным
педагогомпсихологом. И более позднее, в 1999 г., когда в своей работе педагога
психолога использовала книгу Римаса Кочюнаса « Основы психологического
консультирования», как инструкцию по применению. Но, ни одного, ни другого
автора я не ассоциировала с экзистенциальной психологией.
Что же пишут в словарях об экзистенциализме? «Экзистенциализм
(позднелатинский – ex(s)
существования» [5].
istentia – существование), или философия
В следующем источнике такая формулировка:
«Экзистенциализм (латинский – existentia – существование), считает, что
предметом философии является человеческое существование, человек, который
рассматривается лишь как духовное начало» [8]. «Экзистенциальная
психотерапия – собирательное понятие для обозначения психотерапевтических
подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие
личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного
внутреннего мира и выбор жизненного пути» [7].
Таким образом, я могу сделать вывод, что целью экзистенциальной психологии
является изменение бытия человека, его жизни, а через это изменение происходити излечение от болезней и недугов, которые являются проекцией бытия на
физическое измерение. А для этого он сам должен чувствовать и осознавать себя
живым, имеющим в себе бесценный дар, который выделяет человека из животного
мира, делает индивида Человеком.
Важным открытием для меня в экзистенциализме было то, что мне нужны
мужество и вера, чтобы соприкоснуться с собой, осознать и понять, как я живу,
как строю отношения с окружающим миром. Это осознание дает мне возможность
и силы нужным образом изменить жизнь. И проблема уходит, она становится не
нужна.
И нельзя не согласиться с Бьюдженталем, который писал, что « …быть по
настоящему живым – значит быть приговоренным к постоянному развитию,
бесконечному изменению… Если мы хотим жить как можно более полной
жизнью, следует как можно более полно знать свои желания и потребности»[2].
В экзистенциальной психологии и терапии большое внимание уделяется
реальности человеческой жизни, тому, чем человек живет, его настоящему, не
избегая глубин или высот, возвратов в прошлое или взглядов в будущее.
Действительно, то, чем занимается экзистенциальная психология — это
исследование реальности человеческой жизни, т.е. экзистенциальную психологию
интересует человек в мире, в его контексте. Именно человек, а не стабильный
сбор личностных качеств или конструктов. Живой, меняющийся, становящийся
человек, который пребывает в мире, участвует в мире, является открытым для
мира и поэтому неотделим от мира. Поскольку человек и его мир являются
неразделимыми, едиными, мне кажется естественным, что невозможно понять
человека отдельно от мира, в котором он существует. Если у человека есть
трудности, проблемы, то они неизбежно влияют на его мир, на все аспекты его
мира.
Я узнала, что экзистенциальная психология имеет под собой фундамент,
основание – экзистенциальную философию, согласно которой бытие человекаимеет четыре измерения: физическое, социальное, психологическое и духовное.
Человек "встречается" с миром одновременно в каждом из этих измерений и на
основе этого формирует основные свои жизненные предпосылки и установки. Мы
постоянно находимся под воздействием этих измерений наша жизнь
подчиняется физическим, природным, биологическим законам; мы неизбежно
находимся в какомнибудь социальнокультуральном контексте; наши действия
регулируют психические процессы, образ жизни зависит от характера,
особенностей выражения чувств; наши основные установки формируют и
действия мотивируют смыслы и ценности, которые обнаруживаем в своём
жизненном мире.
Другая фундаментальная особенность экзистенциальной терапии стремление
понять жизнь человека через экзистенциальные данности:
чувство бытия;
свобода, её ограниченность и ответственность за неё;
конечность человека, смерть;
экзистенциальная тревога;
экзистенциальная вина;
существование во времени;
смысл и бессмысленность.
Я поняла, что корни психологических трудностей и проблем можно увидеть,
если выявить установки по отношению к этим экзистенциальным данностям.
Терапевтические изменения происходят через понимания своей жизни и не только
понимания, а и решения и действия. Исходя из этого, ключевыми процессами
терапевтических изменений являются воля, принятие ответственности,
вовлеченность в жизнь.
Как мне показалось, притягательная сила экзистенциального подхода в психо
логии заключается в его глубокой гуманистической основе. Он сфокусирован нараскрытие в человеке «духовного измерения», опирается на общечеловеческие
ценности: практически не имеет этнических, социальных и интеллектуальных
ограничений, и органически перекликается с культурными отечественными и
медицинскими традициями.
Экзистенциалъность в моей профессиональной работе.
Первое, что я усвоила – это то, что одним из постулатов экзистенциальной
психологии является – положение об индивидуальной неповторимости личности.
Оно доведено до отрицания любых диагностических схем и классификаций, а
также любых психологических теорий личности и ее психопатологических
нарушений. По убеждению экзистенциалистов, для каждого пациента необходимо
разрабатывать отдельную теорию, соответствующую только его случаю [1].
До знакомства с экзистенциальной психологией/терапией я боялась проводить
консультации. Переживала о том, что вдруг меня о чемто спросят,
посоветуются, и я этого не знаю. Поэтому у меня всегда были наготове
стандартные, общие рекомендации. Да и в основном ко мне обращались как к
манипулятору: «скажите/ сделайте с ним/ней, чтонибудь». Все кто ко мне
обращался, хотели волшебства: не изменяясь, не меняя своего отношения к кому
или чемулибо, ждали каких то изменений, только от взмаха моей «волшебной
палочки» рекомендации, советы или то, что они называли «сделать, чтонибудь».
И я шла у них на поводу. Вооружившись батареей методик, я брала
ответственность на себя и давала направо и налево советы, рекомендации. И для
меня, и для других это было удобной позицией: «так показали методики, он такой
и тут ничего «не попишешь». Я боялась живых контактов, чувств. Прячась за
методиками, я боялась быть естественной, быть живой. Но самое главное было
то, что мне это не нравилось.
Из книги Р.Мэя «Искусство психологического консультирования» я узнала о
принципах консультирования: свобода личности, индивидуальность личности,социальная интегрированность, духовная напряженность. Из этих слагаемых
личности Р.Мэй сформулировал определение понятия личности: «… личность –
это осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном
индивидууме, наделенном духовным началом» [4].
В своей работе я стала придерживаться данных слагаемых личности. Я делала
первые шаги в попытке подвести всех участников педагогического процесса к
принятию ответственности за свои поступки, «обрести свое истинное «Я» и
найти в себе мужество стать этим «Я»» [4], вдохнуть в них мужество, которое
поможет освободиться от чувства неполноценности и направить их стремление в
социально полезное русло. И самое главное, помочь освободиться от чувства
вины, принять и сделать устойчивым духовное напряжение.
И еще, благодаря Р.Мэю я осознала, что человек не может быть просчитан,
его жизнь не объясняется никакими внешними и личностными причинами. Как
отмечал Р.Мэй «Личность никогда не бывает статичной. Она подвижна, она
постоянно изменяется. Поэтому не стоит говорить о внутриличностном
«равновесии» или «балансе», поскольку это подразумевает, что личностные
напряжения можно отрегулировать раз и навсегда, т.е. сделать личность
статичной. А в царстве психики стать статичным значит умереть. Если
прибегнуть к метафоре, то жить не значит настроить себя как приемник, на одну
волну и пусть работает, а постоянно ловить меняющуюся волну, т.е. новые
переживания каждого дня, волну, идущую к нам из бесконечно созидающей
жизни, всегда новой и разнообразной» [4].
Как инструкцию по применению, я использовала еще одну книгу – Р. Кочюнаса
« Основы психологического консультирования». Хочу напомнить, что эти две
первые книги в моей профессиональной библиотеке появились в 90х годах, когда
доступной нам литературы по консультированию было очень мало. Поэтому эти
две книги для меня являлись инструкциями по применению.Итак, все разделы книги Р. Кочюнаса для меня были ценными: и общие
проблемы психологического консультирования, и консультативный контакт, и
личность консультанта, и этические принципы. Но главными разделами книги
для меня были разделы о процессе и специальных проблем психологического
консультирования.
Я узнала, что процесс консультирования состоит из нескольких стадий и
неважно, если это даже единичная встреча с клиентом. Особое внимание надо
уделить первой встрече с клиентом. Как пишет Р. Кочюнас «Клиент приходит за
психологической помощью с двумя сильными чувствами – страхом и надеждой.
Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду» [3]. И я помогала
клиентам укрепиться в надежде и снизить страх.
Прогрессом в моей работе стало то, что я, как рекомендовал Римас, искренна
с клиентами. Я уже не прячусь за профессиональной ролью, я стала сама собой,
что для меня является большим мужеством. Для меня важным условием терапии
является контакт с клиентом. В своей работе я обращаю основное внимание на
поддержание устойчивой эмоциональной связи с клиентом, через достоверность и
правдивость собственных переживаний, и их передачи ему (клиенту).
Я оценила важность исследования жизни клиента в четырех измерениях:
физическом, социальном, психологическом и духовном. Работая с клиентами, я
увидела, как трудности в одном измерении тесно связаны с проблемами в другом.
Литература:
1. Ахмедов Т.И. Введение в общую психотерапию. – М., 2005.
2. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами
в гуманистической терапии /Пер.с англ. А.Б.Фенько. – М., 2005.
3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
4. Мэй Р.Искусство психологического консультирования /Пер. с англ.
Т.К.Кругловой. – М., 1994.
5. Новейший философский словарь /Сост. А.А.Грицанов. – Мн., 1998.6. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль .Хаос. Мудрость.
Пер.с англ. – М.,2003.
7. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – Питер,
2006.
8. Современный словарь иностранных слов: /Издво «Рус.яз.» М.,1993.