Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Оценка 4.7

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Оценка 4.7
Особые потребности
doc
психологическая работа +2
Взрослым
21.06.2019
Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Осознанно слово «экзистенция», «экзистенциальная» я услышала в ноябре 2004г., когда Р. Кочюнаса приехал в г.Сургут. Хотя до этого года я была знакома с книгой Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» - это 1994г, когда я только делала первые шаги в психологии, будучи школьным педагогом-психологом. И более позднее, в 1999 г., когда в своей работе педагога-психолога использовала книгу Римаса Кочюнаса « Основы психологического консультирования», как инструкцию по применению. Но, ни одного, ни другого автора я не ассоциировала с экзистенциальной психологией.
Балабанова Экзистенциальная психология и.doc
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР М.К. Балабанова педагог­психолог Государственное казенное учреждение социального обслуживания  Краснодарского края  «Белореченский социально­реабилитационный центр для  несовершеннолетних» с. Великовечное, Белореченский район, Россия.            Итак, как я понимаю экзистенциальную психологию.          Осознанно слово «экзистенция», «экзистенциальная» я услышала в ноябре 2004г., когда Р. Кочюнаса приехал в г.Сургут. Хотя до этого года я была знакома с   книгой   Ролло   Мэя   «Искусство   психологического   консультирования»   ­   это 1994г,   когда   я   только   делала   первые   шаги   в   психологии,   будучи   школьным педагогом­психологом. И более позднее, в 1999 г., когда в своей работе педагога­ психолога   использовала   книгу   Римаса   Кочюнаса   «   Основы   психологического консультирования», как инструкцию по применению. Но, ни одного, ни другого автора я не ассоциировала с экзистенциальной психологией.            Что   же   пишут   в   словарях   об   экзистенциализме?   «Экзистенциализм (позднелатинский   –  ex(s) существования»   [5].  istentia  –   существование),   или   философия   В   следующем   источнике   такая   формулировка: «Экзистенциализм   (латинский   –  existentia  –   существование),   считает,   что предметом философии является человеческое существование, человек, который рассматривается   лишь   как   духовное   начало»   [8].   «Экзистенциальная психотерапия – собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути» [7].      Таким образом, я могу сделать вывод, что целью экзистенциальной психологии является изменение бытия человека, его жизни, а через это изменение происходит и   излечение   от   болезней   и   недугов,   которые   являются   проекцией   бытия   на физическое измерение.  А для этого он сам должен чувствовать и осознавать себя живым, имеющим в себе бесценный дар, который выделяет человека из животного мира, делает индивида Человеком.           Важным открытием для меня в экзистенциализме было то, что мне   нужны мужество и вера, чтобы соприкоснуться с собой, осознать и понять, как я живу, как строю отношения с окружающим миром. Это осознание дает мне возможность и силы нужным образом изменить жизнь. И проблема уходит, она становится  не нужна.        И нельзя не согласиться с Бьюдженталем, который  писал, что « …быть по­ настоящему   живым   –   значит   быть   приговоренным   к   постоянному   развитию, бесконечному   изменению…   Если   мы   хотим   жить   как   можно   более   полной жизнью, следует как можно более полно знать свои желания и потребности»[2].            В экзистенциальной психологии и терапии большое внимание уделяется реальности человеческой жизни, тому, чем человек живет, его настоящему, не избегая   глубин   или   высот,   возвратов   в   прошлое   или   взглядов   в   будущее. Действительно,   то,   чем   занимается   экзистенциальная   психология   —   это исследование реальности человеческой жизни, т.е. экзистенциальную психологию интересует человек в мире, в его контексте. Именно человек, а не стабильный сбор личностных качеств или конструктов. Живой, меняющийся, становящийся человек, который пребывает в мире, участвует в мире, является открытым для мира   и   поэтому   неотделим   от   мира.   Поскольку   человек   и   его   мир   являются неразделимыми,   едиными,   мне   кажется   естественным,   что   невозможно   понять человека   отдельно   от   мира,   в   котором   он   существует.   Если   у   человека   есть трудности, проблемы, то они неизбежно влияют на его мир, на все аспекты его мира.    Я узнала, что экзистенциальная психология имеет под собой фундамент, основание   –   экзистенциальную   философию,   согласно   которой   бытие   человека имеет четыре измерения: физическое, социальное, психологическое и духовное. Человек "встречается" с миром одновременно в каждом из этих измерений и на основе этого формирует основные свои жизненные предпосылки и установки. Мы постоянно   находимся   под   воздействием   этих   измерений   ­   наша   жизнь подчиняется   физическим,   природным,   биологическим   законам;   мы   неизбежно находимся в каком­нибудь социально­культуральном контексте; наши действия регулируют   психические   процессы,   образ   жизни   зависит   от   характера, особенностей   выражения   чувств;   наши   основные   установки   формируют   и действия   мотивируют   смыслы   и   ценности,   которые   обнаруживаем   в   своём жизненном мире.      Другая фундаментальная особенность экзистенциальной терапии ­ стремление понять жизнь человека через экзистенциальные данности:  чувство бытия;   свобода, её ограниченность и ответственность за неё;    конечность человека, смерть;   экзистенциальная тревога;    экзистенциальная вина;   существование во времени;    смысл и бессмысленность.       Я поняла, что корни психологических трудностей и проблем можно увидеть, если   выявить   установки   по   отношению   к   этим   экзистенциальным   данностям. Терапевтические изменения происходят через понимания своей жизни и не только понимания, а и решения и действия. Исходя   из этого, ключевыми процессами терапевтических   изменений   являются   воля,   принятие   ответственности, вовлеченность в жизнь.      Как мне показалось, притягательная сила экзистенциального подхода  в психо­ логии заключается в его глубокой гуманистической основе. Он сфокусирован на раскрытие в человеке   «духовного измерения», опирается на общечеловеческие ценности:   практически   не   имеет   этнических,   социальных   и   интеллектуальных ограничений,   и   органически   перекликается   с   культурными   отечественными   и медицинскими традициями. Экзистенциалъность в моей профессиональной работе.        Первое, что я усвоила – это то, что  одним из постулатов экзистенциальной психологии является – положение об индивидуальной неповторимости личности. Оно доведено до отрицания любых диагностических схем и классификаций, а также   любых   психологических   теорий   личности   и   ее   психопатологических нарушений. По убеждению экзистенциалистов, для каждого пациента необходимо разрабатывать отдельную теорию, соответствующую только его случаю [1].      До знакомства с экзистенциальной психологией/терапией я боялась проводить консультации.   Переживала   о   том,   что   вдруг   меня   о   чем­то   спросят, посоветуются,   и   я   этого   не   знаю.     Поэтому   у   меня   всегда   были   наготове стандартные, общие рекомендации. Да и в основном ко мне обращались как к манипулятору:   «скажите/   сделайте   с   ним/ней,   что­нибудь».   Все   кто   ко   мне обращался, хотели волшебства: не изменяясь, не меняя своего отношения к кому или  чему­либо, ждали каких ­ то изменений, только от взмаха моей «волшебной палочки» ­ рекомендации, советы или то, что они называли «сделать, что­нибудь». И   я   шла   у   них   на   поводу.   Вооружившись   батареей   методик,   я   брала ответственность на себя и давала направо и налево советы, рекомендации. И для меня, и для других это было удобной позицией: «так показали методики, он такой и тут ничего «не попишешь». Я боялась живых контактов, чувств. Прячась за методиками, я боялась быть естественной, быть живой. Но самое главное было то, что мне это не нравилось.      Из книги Р.Мэя «Искусство психологического консультирования»  я узнала о принципах   консультирования:   свобода   личности,   индивидуальность   личности, социальная   интегрированность,   духовная   напряженность.   Из   этих   слагаемых личности Р.Мэй сформулировал определение понятия личности: «… личность – это   осуществление   процесса   жизни   в   свободном,   социально   интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом» [4].      В своей работе я стала придерживаться данных слагаемых личности. Я делала первые шаги в попытке подвести всех участников педагогического процесса к принятию   ответственности   за   свои   поступки,     «обрести   свое   истинное   «Я»  и найти в себе мужество стать этим «Я»» [4], вдохнуть в них мужество, которое поможет освободиться от чувства неполноценности и направить их стремление в социально   полезное   русло.  И   самое   главное,   помочь   освободиться   от   чувства вины, принять и сделать устойчивым  духовное напряжение.       И еще, благодаря  Р.Мэю я осознала, что человек не может быть просчитан, его жизнь не объясняется никакими внешними и личностными причинами. Как отмечал   Р.Мэй   «Личность   никогда   не   бывает   статичной.   Она   подвижна,   она постоянно   изменяется.   Поэтому   не   стоит   говорить   о   внутриличностном «равновесии»   или   «балансе»,   поскольку   это   подразумевает,   что   личностные напряжения   можно   отрегулировать   раз   и   навсегда,   т.е.   сделать   личность статичной.   А   в   царстве   психики   стать   статичным   значит   умереть.   Если прибегнуть к метафоре, то жить не значит настроить себя как приемник, на одну волну   и   пусть   работает,   а   постоянно   ловить   меняющуюся   волну,   т.е.   новые переживания   каждого   дня,   волну,   идущую   к   нам   из   бесконечно   созидающей жизни, всегда новой и разнообразной» [4].      Как инструкцию по применению, я использовала еще одну книгу – Р. Кочюнаса « Основы психологического консультирования».   Хочу напомнить, что эти две первые книги в моей профессиональной библиотеке появились в 90­х годах, когда доступной нам литературы по консультированию было очень мало. Поэтому эти две книги для меня являлись инструкциями по применению. Итак, все разделы книги Р. Кочюнаса для меня были ценными: и общие проблемы   психологического   консультирования,   и   консультативный   контакт,   и личность консультанта, и этические принципы. Но главными разделами   книги для  меня  были   разделы   о  процессе   и  специальных   проблем   психологического консультирования.          Я узнала, что процесс консультирования состоит из нескольких стадий и неважно, если это даже единичная встреча с клиентом. Особое внимание надо уделить первой встрече с клиентом. Как пишет Р. Кочюнас «Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами – страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду» [3]. И я     помогала клиентам укрепиться в надежде и снизить страх.      Прогрессом в моей работе стало то, что я, как рекомендовал Римас,   искренна с клиентами. Я уже не прячусь за профессиональной ролью, я стала сама собой, что для меня является большим мужеством. Для меня важным условием терапии является контакт с клиентом. В своей работе  я обращаю основное внимание на поддержание устойчивой эмоциональной связи с клиентом, через достоверность и правдивость собственных переживаний, и их передачи ему (клиенту).          Я оценила важность исследования жизни клиента в четырех измерениях: физическом, социальном, психологическом и духовном. Работая с клиентами, я увидела, как трудности в одном измерении тесно связаны с проблемами в другом.      Литература: 1.   Ахмедов Т.И. Введение в общую психотерапию. – М., 2005. 2.   Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии /Пер.с англ. А.Б.Фенько. – М., 2005. 3.   Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. 4.   Мэй Р.Искусство психологического консультирования /Пер. с англ.  Т.К.Кругловой. – М., 1994. 5.   Новейший философский словарь /Сост. А.А.Грицанов. – Мн., 1998. 6.   Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль .Хаос. Мудрость.­  Пер.с англ. – М.,2003. 7.   Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – Питер,  2006. 8.   Современный словарь иностранных слов: /Изд­во «Рус.яз.» ­ М.,1993.

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2019