Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Оценка 4.7
Особые потребности
doc
психологическая работа +2
Взрослым
21.06.2019
Осознанно слово «экзистенция», «экзистенциальная» я услышала в ноябре 2004г., когда Р. Кочюнаса приехал в г.Сургут. Хотя до этого года я была знакома с книгой Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» - это 1994г, когда я только делала первые шаги в психологии, будучи школьным педагогом-психологом. И более позднее, в 1999 г., когда в своей работе педагога-психолога использовала книгу Римаса Кочюнаса « Основы психологического консультирования», как инструкцию по применению. Но, ни одного, ни другого автора я не ассоциировала с экзистенциальной психологией.
Балабанова Экзистенциальная психология и.doc
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР
М.К. Балабанова педагогпсихолог
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Белореченский социальнореабилитационный центр для
несовершеннолетних» с. Великовечное, Белореченский район, Россия.
Итак, как я понимаю экзистенциальную психологию.
Осознанно слово «экзистенция», «экзистенциальная» я услышала в ноябре
2004г., когда Р. Кочюнаса приехал в г.Сургут. Хотя до этого года я была знакома
с книгой Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» это
1994г, когда я только делала первые шаги в психологии, будучи школьным
педагогомпсихологом. И более позднее, в 1999 г., когда в своей работе педагога
психолога использовала книгу Римаса Кочюнаса « Основы психологического
консультирования», как инструкцию по применению. Но, ни одного, ни другого
автора я не ассоциировала с экзистенциальной психологией.
Что же пишут в словарях об экзистенциализме? «Экзистенциализм
(позднелатинский – ex(s)
существования» [5].
istentia – существование), или философия
В следующем источнике такая формулировка:
«Экзистенциализм (латинский – existentia – существование), считает, что
предметом философии является человеческое существование, человек, который
рассматривается лишь как духовное начало» [8]. «Экзистенциальная
психотерапия – собирательное понятие для обозначения психотерапевтических
подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие
личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного
внутреннего мира и выбор жизненного пути» [7].
Таким образом, я могу сделать вывод, что целью экзистенциальной психологии
является изменение бытия человека, его жизни, а через это изменение происходит и излечение от болезней и недугов, которые являются проекцией бытия на
физическое измерение. А для этого он сам должен чувствовать и осознавать себя
живым, имеющим в себе бесценный дар, который выделяет человека из животного
мира, делает индивида Человеком.
Важным открытием для меня в экзистенциализме было то, что мне нужны
мужество и вера, чтобы соприкоснуться с собой, осознать и понять, как я живу,
как строю отношения с окружающим миром. Это осознание дает мне возможность
и силы нужным образом изменить жизнь. И проблема уходит, она становится не
нужна.
И нельзя не согласиться с Бьюдженталем, который писал, что « …быть по
настоящему живым – значит быть приговоренным к постоянному развитию,
бесконечному изменению… Если мы хотим жить как можно более полной
жизнью, следует как можно более полно знать свои желания и потребности»[2].
В экзистенциальной психологии и терапии большое внимание уделяется
реальности человеческой жизни, тому, чем человек живет, его настоящему, не
избегая глубин или высот, возвратов в прошлое или взглядов в будущее.
Действительно, то, чем занимается экзистенциальная психология — это
исследование реальности человеческой жизни, т.е. экзистенциальную психологию
интересует человек в мире, в его контексте. Именно человек, а не стабильный
сбор личностных качеств или конструктов. Живой, меняющийся, становящийся
человек, который пребывает в мире, участвует в мире, является открытым для
мира и поэтому неотделим от мира. Поскольку человек и его мир являются
неразделимыми, едиными, мне кажется естественным, что невозможно понять
человека отдельно от мира, в котором он существует. Если у человека есть
трудности, проблемы, то они неизбежно влияют на его мир, на все аспекты его
мира.
Я узнала, что экзистенциальная психология имеет под собой фундамент,
основание – экзистенциальную философию, согласно которой бытие человека имеет четыре измерения: физическое, социальное, психологическое и духовное.
Человек "встречается" с миром одновременно в каждом из этих измерений и на
основе этого формирует основные свои жизненные предпосылки и установки. Мы
постоянно находимся под воздействием этих измерений наша жизнь
подчиняется физическим, природным, биологическим законам; мы неизбежно
находимся в какомнибудь социальнокультуральном контексте; наши действия
регулируют психические процессы, образ жизни зависит от характера,
особенностей выражения чувств; наши основные установки формируют и
действия мотивируют смыслы и ценности, которые обнаруживаем в своём
жизненном мире.
Другая фундаментальная особенность экзистенциальной терапии стремление
понять жизнь человека через экзистенциальные данности:
чувство бытия;
свобода, её ограниченность и ответственность за неё;
конечность человека, смерть;
экзистенциальная тревога;
экзистенциальная вина;
существование во времени;
смысл и бессмысленность.
Я поняла, что корни психологических трудностей и проблем можно увидеть,
если выявить установки по отношению к этим экзистенциальным данностям.
Терапевтические изменения происходят через понимания своей жизни и не только
понимания, а и решения и действия. Исходя из этого, ключевыми процессами
терапевтических изменений являются воля, принятие ответственности,
вовлеченность в жизнь.
Как мне показалось, притягательная сила экзистенциального подхода в психо
логии заключается в его глубокой гуманистической основе. Он сфокусирован на раскрытие в человеке «духовного измерения», опирается на общечеловеческие
ценности: практически не имеет этнических, социальных и интеллектуальных
ограничений, и органически перекликается с культурными отечественными и
медицинскими традициями.
Экзистенциалъность в моей профессиональной работе.
Первое, что я усвоила – это то, что одним из постулатов экзистенциальной
психологии является – положение об индивидуальной неповторимости личности.
Оно доведено до отрицания любых диагностических схем и классификаций, а
также любых психологических теорий личности и ее психопатологических
нарушений. По убеждению экзистенциалистов, для каждого пациента необходимо
разрабатывать отдельную теорию, соответствующую только его случаю [1].
До знакомства с экзистенциальной психологией/терапией я боялась проводить
консультации. Переживала о том, что вдруг меня о чемто спросят,
посоветуются, и я этого не знаю. Поэтому у меня всегда были наготове
стандартные, общие рекомендации. Да и в основном ко мне обращались как к
манипулятору: «скажите/ сделайте с ним/ней, чтонибудь». Все кто ко мне
обращался, хотели волшебства: не изменяясь, не меняя своего отношения к кому
или чемулибо, ждали каких то изменений, только от взмаха моей «волшебной
палочки» рекомендации, советы или то, что они называли «сделать, чтонибудь».
И я шла у них на поводу. Вооружившись батареей методик, я брала
ответственность на себя и давала направо и налево советы, рекомендации. И для
меня, и для других это было удобной позицией: «так показали методики, он такой
и тут ничего «не попишешь». Я боялась живых контактов, чувств. Прячась за
методиками, я боялась быть естественной, быть живой. Но самое главное было
то, что мне это не нравилось.
Из книги Р.Мэя «Искусство психологического консультирования» я узнала о
принципах консультирования: свобода личности, индивидуальность личности, социальная интегрированность, духовная напряженность. Из этих слагаемых
личности Р.Мэй сформулировал определение понятия личности: «… личность –
это осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном
индивидууме, наделенном духовным началом» [4].
В своей работе я стала придерживаться данных слагаемых личности. Я делала
первые шаги в попытке подвести всех участников педагогического процесса к
принятию ответственности за свои поступки, «обрести свое истинное «Я» и
найти в себе мужество стать этим «Я»» [4], вдохнуть в них мужество, которое
поможет освободиться от чувства неполноценности и направить их стремление в
социально полезное русло. И самое главное, помочь освободиться от чувства
вины, принять и сделать устойчивым духовное напряжение.
И еще, благодаря Р.Мэю я осознала, что человек не может быть просчитан,
его жизнь не объясняется никакими внешними и личностными причинами. Как
отмечал Р.Мэй «Личность никогда не бывает статичной. Она подвижна, она
постоянно изменяется. Поэтому не стоит говорить о внутриличностном
«равновесии» или «балансе», поскольку это подразумевает, что личностные
напряжения можно отрегулировать раз и навсегда, т.е. сделать личность
статичной. А в царстве психики стать статичным значит умереть. Если
прибегнуть к метафоре, то жить не значит настроить себя как приемник, на одну
волну и пусть работает, а постоянно ловить меняющуюся волну, т.е. новые
переживания каждого дня, волну, идущую к нам из бесконечно созидающей
жизни, всегда новой и разнообразной» [4].
Как инструкцию по применению, я использовала еще одну книгу – Р. Кочюнаса
« Основы психологического консультирования». Хочу напомнить, что эти две
первые книги в моей профессиональной библиотеке появились в 90х годах, когда
доступной нам литературы по консультированию было очень мало. Поэтому эти
две книги для меня являлись инструкциями по применению. Итак, все разделы книги Р. Кочюнаса для меня были ценными: и общие
проблемы психологического консультирования, и консультативный контакт, и
личность консультанта, и этические принципы. Но главными разделами книги
для меня были разделы о процессе и специальных проблем психологического
консультирования.
Я узнала, что процесс консультирования состоит из нескольких стадий и
неважно, если это даже единичная встреча с клиентом. Особое внимание надо
уделить первой встрече с клиентом. Как пишет Р. Кочюнас «Клиент приходит за
психологической помощью с двумя сильными чувствами – страхом и надеждой.
Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду» [3]. И я помогала
клиентам укрепиться в надежде и снизить страх.
Прогрессом в моей работе стало то, что я, как рекомендовал Римас, искренна
с клиентами. Я уже не прячусь за профессиональной ролью, я стала сама собой,
что для меня является большим мужеством. Для меня важным условием терапии
является контакт с клиентом. В своей работе я обращаю основное внимание на
поддержание устойчивой эмоциональной связи с клиентом, через достоверность и
правдивость собственных переживаний, и их передачи ему (клиенту).
Я оценила важность исследования жизни клиента в четырех измерениях:
физическом, социальном, психологическом и духовном. Работая с клиентами, я
увидела, как трудности в одном измерении тесно связаны с проблемами в другом.
Литература:
1. Ахмедов Т.И. Введение в общую психотерапию. – М., 2005.
2. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами
в гуманистической терапии /Пер.с англ. А.Б.Фенько. – М., 2005.
3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
4. Мэй Р.Искусство психологического консультирования /Пер. с англ.
Т.К.Кругловой. – М., 1994.
5. Новейший философский словарь /Сост. А.А.Грицанов. – Мн., 1998. 6. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль .Хаос. Мудрость.
Пер.с англ. – М.,2003.
7. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – Питер,
2006.
8. Современный словарь иностранных слов: /Издво «Рус.яз.» М.,1993.
Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.