Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."
Оценка 5

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Оценка 5
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
04.04.2018
Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."
В статье имеются рекомендации по составлению программ элективных курсов по биологии и экологии, приведены названия курсов их характеристика. Для примера автор статьи приводит авторскую программу элективного курса "Фитодизайн" для учащихся 2-9 классов.Цель курса: рассмотреть возможности фитодизайна в условиях школы. Задачи: 1. Познакомить учащихся с экологическими основами использования фитодизайна как средства оптимизации среды обитания современного человека. 2. Показать опыт мировой практики фитодизайна и возможности его использования в условиях ЕАО. 3. Познакомить с основными направлениями деятельности по фитодизайну. 4. Сформировать комплекс практических навыков и умений по уходу за декоративными растениями, планированию и созданию экологически и эстетически обоснованных элементов фитодизайна своей жилой среды.
Элективные курсы по биологии и экологии.doc
Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы. Номоконова А.А.,  учитель биологии и географии ОГАОУ «Центр образования «Ступени»  г. Биробиджан Сегодня   в   общеобразовательных   учреждениях   профильное   обучение предусматривает     возможность     для   каждого   учащегося   обучаться   по индивидуальному учебному плану, который строиться на основе базисного и включает следующие основные блоки: 1) Базовые общеобразовательные предметы – являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. 2) Профильные   общеобразовательные   предметы  –   предметы повышенного уровня сложности,определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения,обязательные для учащихся,выбравших данный профиль. 3) Элективные   курсы  –   обязательные   курсы   по   выбору учащихся,определяемые профилем обучения. Элективные курсы по биологии и экологии для профильного обучения можно разделить на следующие типы: 1) Предметно­ориентированные  (пробные).    углубление   и   расширение   содержания   профильного Курсы данного типа предполагают углубленное изучение отдельных тем курса биологии. Оптимальная продолжительность одного курса может быть 16 – 34 часов (четверть или полугодие). Это позволит ученику за год   освоить  2­4  курса  по   разным   предметам   и   поможет   выпускнику основной школы сделать ососзнанный выбор профиля. Цель: общеобразовательного курса биологии. Задачи: ­  дать  возможность  ученику  реализовать  свой  интерес  к выбранному предмету; ­   уточнить   способность   и   готовность   ученика   осваивать   выбранный предмет на повышенном уровне; ­   создать   условия   для   подготовки   к   экзаменам   по   выбору,т.е.по наиболее вероятным предметам будущего профиля. Предметно­оринтированные   курсы   призваны   помочь   школьнику реализовать   свой   интерес   к   предмету,уточнить   свою   готовность   к изучению   предмета   на   повышенном   уровне.   Тематика   таких   курсов может быть такой: Биология: формы и уровни жизни. Экология растений ЕАО. Основы микробиологии. В здоровом теле – здоровый дух. Решение генетических задач. Анатомия и морфология растений. Анатомия человека.  создать   информационную   базу   для   ориентации   учащихся   в 2) Межпредметные (ориентационные) курсы –  должны стать основой для   ориентации   школьника   в   мире   современных   профессий.   Эти учебные   курсы   должны   познакомить   школьников   с   комплексными проблемами, выходящими за  рамки  традиционных учебных предметов. Курсы  данного типа  являются  ознакомительными, краткосрочными  и часто сменяемыми.Оптимальная продолжительность одного курса – 8­ 16 часов (одна четверть). Цель: интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Задачи:  ­ современных профессиях; ­ познакомить школьников на практике со спецификой типичных видов деятельности; ­   развивать   и   поддерживать   заинтересованность   ученика   в   какой­то выбранной им сфере деятельности; ­ обеспечить условия для рефлексии учащихся своих образовательных потребностей и соотнесения их со своими возможностями. Тематика таких курсов может быть такой: Экология человека. Влияние факторов среды на организм человека. Заповедные острова ЕАО и РФ. Генетика человека и экология. Современные направления в медицине. Тайны живой природы. Эксперимент в естественных науках. 3) Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.  Данная группа способствует социализации, профессиональному направлению   учащихся.   Тематика:   «Мир   профессий»,   «Эффективное поведение в конфликте», «Информационная культура и сетевой этикет» и другие. При выборе  и разработке курсов следует учитывать следующее: 1. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их  количество должно быть «избыточным»,т.е. у ученика должна быть  возможность реального выбора, названия курсов должно быть  привлекательным для ученика. 2. Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не  только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для  успешного освоения программы того или иного профиля. 3. В целях формирования интереса и положительной мотивации к  тому  или иному профилю содержание курсов предпрофильнойй полготовки  может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы. В процессе реализации элективных курсов по экологии можно  использовать лекции, уроки, групповую, проектную и  исследовательскую практику, игровые технологии, разработку  индивидуальных учебных планов и другие способы обучения,  развивающие самостоятельность и творческую инициативу учащихся. Элективные курсы для профильного и предпрофильного биологического образования учащихся Характер курсов Расширяют   рамки действующего профильного курса биологии Название курсов 9 класс Экология человека. Решение   задач повышенной сложности   по биологии. Название курсов 10 класс Название курсов 11 класс   по задач   Решение повышенной сложности биологии. Систиматика растений. Социальная эколгия. Анатомия морфология растений. Вопросы физиологии растений. Решение   повышенной сложности биологии.   и задач   по Углубляют действующий профильный   курс биологии Физиология животных. Общая экология. Решение генетических задач. Развитие органического   мира на Земле. Закономерности микроэволюционного процесса. Имеют практическую направленность Носят интегрированный характер Имеют профессиональну ю направленность по Основы медицинских знаний. Опыты   физиологии животных. Экология растений ЕАО. Вопросы физиологии растений. Влияние факторов среды на здоровье человека. Биология домашних животных. Природа экологические проблемы ЕАО. Фитодизайн.     и Основы биотехнологии. Основы бионики. Основы биологической химии. Биогеография животных   растений. и Основные   научные концепции происхождения жизни на Земле. Основы микробиологии. Охрана природы. Избранные   вопросы психологии. Программа элективного курса «ФИТОДИЗАЙН» профессиональной направленности  для учащихся 2­ 9 классов  Автор: Номоконова А.А., учитель биологии  ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г.Биробиджан Пояснительная  записка    Растительный   мир,   как   составляющая   социоприродного     окружения, обладает богатейшими возможностями оптимизирующего воздействия, как на внешнюю   среду   обитания,   так   и   на   внутренний   мир   человека.   Используя декоративные   растения,   можно   способствовать   созданию   благоприятных условий   воздушного,   влажностного,   микробиологического   режимов   внутри помещений   школы   и   на   ее   территории,   стимулировать   формирование положительных эмоций и способствовать повышению общего уровня здоровья всех   участников   образовательного   процесса.   Правильно   организованное взаимодействие   с   живыми   растениями   и   живой   почвой   непосредственно сказывается   на   формирование   современной   экологической   культуры учащихся. Цель: рассмотреть возможности фитодизайна в условиях школы. Задачи: 1. Познакомить   учащихся   с   экологическими   основами   использования фитодизайна как средства оптимизации среды обитания современного человека. 2. Показать   опыт   мировой   практики   фитодизайна   и   возможности   его использования в  условиях ЕАО. 3. Познакомить   с   основными   направлениями   деятельности   по фитодизайну. 4. Сформировать комплекс практических навыков и умений по уходу за декоративными растениями, планированию и созданию экологически и эстетически обоснованных элементов фитодизайна своей жилой среды. Важными   обстоятельствами   в   организации   обучения   фитодизайну выступают вовлечение всего контингента учащихся и создание условий для постепенного и непрерывного образования в этом направлении. Поэтому данный курс «Фитодизайн» (230 часов)  имеет статус спецкурса, которым охвачены учащиеся 2­9 классов. С целью формирования прочных знаний и стойких   навыков   практической   деятельности   по   фитодизайну   курс состоит из пяти  последовательных разделов в учебном плане: № 1. Комнатные растения и уход за Название раздела 2. ними Разнообразие растений 3. Основные аранжировки   комнатных   цветочные 4. Интерьерный(комнатный) дизайн 5. Декоративное   школьной (приусадебного участка)   озеленение территории Кол­во часов 60 34 68 34 34 Класс 2­4 5 6­7 8 9    Данная   последовательность   основывается   на   возможности   постепенного вовлечения   в   образовательный   процесс   элементов   социально­природного окружения,   перехода   от   использования   традиционных   средств   и   приемов организации   фитосреды     к   овладению   достижениями   мировой   практики   в этом направлении. Кроме того, указанная последовательность опирается на учет возрастных особенностей учащихся. Для начальной школы предполагается частая смена деятельности, опора на предметно­образное   мышление,   а     для   среднего   звена   программой предлагаются   формы,   требующие   значительной   концентрации   внимания. Большая   часть   обучения   фитодизайну   опирается   на   самостоятельность   в работе, проявляемую учащимися. Оптимальные формы   организации обучения: ­ групповая; ­ индивидуальная; ­  проектная деятельность (краткосрочный, длительный проекты); ­ лабораторная (практическая) работа. Основной формой обучения является урок.  Типы уроков:  ­ уроки усвоения новой учебной информации; ­  уроки формирования практических умений и навыков учащихся; ­  уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;  ­ уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;  лабораторные  работы. Обучение   по   данной   программе     предусматривает     проведение   игр, викторин, практических  работ  по   озеленению   здания  школы, школьного двора. Психологические преимущества коллективной работы очевидны в том, что  коллектив  благотворно   влияет  на  индивидуума, качественно  и количественно расширяя кругозор, улучшая наблюдательность и обогащая суждения,   устраняя   односторонность.   Программой   предусмотрено самостоятельное   творчество     учащихся   при     выполнении   проектов.   Все задания направлены на развитие  творческого потенциала  личности. СОДЕРЖАНИЕ  Введение Роль декоративных растений в создании благоприятной среды обитания человека.   Понятие   о   фитодизайне   и   его   основных   направлениях   – цветочной   аранжировке,   интерьерному   озеленению,   декоративному садоводству. Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними (2 класс) Понятие   о   комнатных   растениях   и   их   происхождении.   Особенности строения растений. Органы растений и их декоративные качества. Содержание   растений   в   жилых   помещениях.   Посуда   для   выращивания, необходимые инструменты и оборудование. Приемы ухода за растениями: пересадка,   перевалка,   обрезка,   полив,   подвязка,   подкормка,   обмывание («баня»). Размножение комнатных растений. Способы вегетативного размножения: стеблевыми, клубнями, луковицами. Тля и паутинный клещ – вредители комнатных растений и безопасные меры борьбы   с   ними   (опрыскивание,»баня»,   использование   мыльного   и чесночного раствора). Проекты:  № 1 «Путешествие с комнатными растениями» (презентация  одного из   комнатных   растений   по     выбору   учащегося   или   группы   учащихся, сопроводив рассказом, фотографиями, рисунками по алгоритму). № 2 «Выращивание комнатных растений» При изучении данного раздела учащиеся  2 класса ­   должны   знать:     способы   вегетативного   размножения   растений, простейшие   и   безопасные   приемы   борьбы   с   вредителями   растений   в комнатных условиях;  должны   уметь:  выращивать   растение   из   черенка   и   правильно   его формировать. Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними (3 ­ 4 классы)    контраста   форм, Понятие   о   жизненной   форме   растений   как   приспособлении   к существованию в определенных условиях. Распространенные   жизненные формы   декоративных   растений:   древесные.   Травянистые,   луковичные, клубневые, ампельные, суккулентные растения.   Правила   и   приемы   размещения   растений   в   помещениях   с   учетом освещения, температурного режима, влажности воздуха. Защита растений от неблагоприятного воздействия среды. Составление  композиций из комнатных растений. Правила использования цветковых   сочетаний,   пропорциональности   в растительных группах. Учет экологических требований разных видов растений при их совместном выращивании. Проектное   задание:  составить   композицию   из   выращенных   заранее растений для оформления помещения, обосновав свой выбор. При изучении данного раздела учащиеся  3 ­4 класса ­  должны знать:  жизненные   формы   растений,   правила   экологической совместимости   при   совместном   выращивании,   правила   и   приемы размещения растений в помещениях;  должны   уметь:  составлять   композиции   их   горшечных   растений, учитывая их происхождение и отношения к условиям содержания. Раздел 2. Разнообразие комнатных растений  (5 класс) пустынь.   субтропиков, Разнообразие растений по их географическому происхождению. Растения тропиков,   Характеристика   условий   их естественного произрастания. Характеристика   самых   распространенных   видов   влажно­тропических областей:   фикусы,   бегонии,   монстера,   бальзамины.   Особенности   их содержания в комнатах. Растения   субтропического   происхождения:   аспарагус,   пеларгонии   и   их выращивание в помещении. Выращивание   в   комнатных   условиях   распространенных   растений   из пустынных районов: молочай, алоэ, толстянки. Влияние комнатных растений на состояние воздушной среды помещений. Фитонцидность растений. Растения биофильтры. Влияние растений на здоровье человека. Проектное   задание:  оформить   паспорт     трем   комнатным   растениям разных видов и различного происхождения. Раздел 3. Основы цветочной аранжировки (6 класс) Краткая   история   развития   цветочной   аранжировки.   Использование цветочных композиций в античности, средних веках и настоящее время. Основные   правила   и   закономерности   создания   цветочных   композиций. Использование цвета. Гармония цвета ,нтюанс, контраст, цветовой круг. Форма и пропорции. Фокус и масштаб. Линии в композиции. Виды   цветочных   композиций.   Букет,   венок,   бутоньерка,   гирлянда. Использование цветов в оформлении залов, витрин, стола, подарка. Правила цветочного этикета в разных странах и народах. Проектное   задание:  изготовить   бутоньерку   из   живого,   сухого, искусственного или комбинированного материала с ее презентацией При изучении данного раздела учащиеся  6  класса ­ должны знать:  историю развития цветочной аранжировки, основные элементы создания цветочных композиций и способы размещения цветов в композиции;  должны уметь; составлять цветочную композицию, составлять букет, бутоньерку.  Раздел 3. Основы цветочной аранжировки (7 класс) Приемы сбора, сушки и   хранения для сухих композиций. Особенности сушки   материала   в   воздухе,   вате,   песке.   Фиксация   в   глицериновом растворе. Обработка растительного материала; отбеливание, окраска и т.д. Приемы продления жизни срезанных цветов. Вазы, их формы и сочетания с растительным материалом. Изготовление заменителей ваз. Вспомогательные средства и материалы аранжировки. Способы   крепления   материала   и   композиции:   сухой   букет,   новогодние композиции, фантазийные цветы и цветки. Проектное   задание:  изготовить   композицию   по   заданию   (сухой   или фантазийный букет) определенной формы (округлой, треугольной). При изучении данного раздела учащиеся  7  класса ­ должны знать: основные правила обработки цветочного материала,  приемы фиксации растительного материала; ­ должны уметь: фиксировать  растительный и цветочный материал,  составлять сезонные букеты, подготавливать к работе живой растительный  и цветочный материал.                                                     Раздел 4. Интерьерный (комнатный) фитодизайн (8  класс) Растения в доме в прошлом и в настоящем времени. Экологическая и эстетическая роль фитодизайна. Типы помещений – жилые, служебные и производственные. Возможности содержания   в   них   растений.   Основные   средообразующие   факторы   и   их распределение в помещениях. Жилой   дом   и   его   функциональные   помещения:   прихожая,   кухня,   зал, спальня. Способы культивирования растений. Горшечная и контейнерная культуры. Элементы   фитодизайна   в   доме.   Зеленое   окно,   зеленая   люстра,   зеленый островок, микросадик. Техника создания элементов фитодизайна и уход за ними. Проект  № 3 «Аптека на подоконнике»  Учащимся   необходимо   вырастить   лекарственные   растения   на   окне   с использованием   элементов   интерьерного   фитодизайна   и   с   учетом биологических особенностей растений и типа помещения. При изучении данного раздела учащиеся  8   класса ­   должны   знать:  роль   растений   в   интерьере,   основные   элементы интерьерного   фитодизайна,   правила   и   закономерности   создания интерьерных композиций из комнатных растений;  должны   уметь:  составлять   интерьерные   композиции   с   учетом биологических особенностей растений и типа помещений.  Раздел 5. Декоративное озеленение приусадебного участка  (школьной территории). (9класс) Сельский двор и дачные усадьбы  в ЕАО и  их  структура. Примеры усадеб других   регионов   России.   Функциональные   зоны   усадьбы:   жилая, Особенности   посадки, хозяйственная,   рекреационная,   декоративная;   основные   принципы устройства зон. Древесные   растения   на   приусадебном   участке,   основные   породы   и   их биологические   свойства.   выращивания   и размножения древесных растений. Создание   декоративных   элементов   из   древесных   растений:   зеленая изгородь,   декоративные   древесно­кустарниковые   группы.   Правила создания и размещения декоративных древесных групп на приусадебном участке. Травянистые   растения   и   их   биологическое   разнообразие:   однолетние, двулетние,многолетние,луковичные,клубневые,корневищные, почво­ покровные. Основные   культуры   декоративных   травянистых   растений   ЕАО   и   их выращивание   (летние   –бархатцы   и   др.   ,не   зимующие     многолетники   – гладиолусы,  георгины  и  др., зимующие  многолетники –  дельфиниумы  и др.). Технологии выращивания  травянистых растений. Перспективные   растения   природной   флоры   и   их   выращивание   (астра, водосбор, ирис и др.). Элементы   растительного   оформления   дачного   участка:   газон,   клумба, рабатка,   миксбордер.   Правила   и   технологии   создания   декоративных растительных элементов. Малые архитектурные формы: арка, пергола, трельяж, беседка. Садовая   мебель.   Дорожки   и   помещения,   подпорные   стенки.   Виды   и технологии создания. Основы проектирования декоративного оформления приусадебного участка. Проект № 4 «Двор моей мечты»  Проект   направлен   на   создание   оформления   приусадебного   участка: учащиеся   составляют   планировочные   схемы,   описание   декоративных элементов фитодизайна, определяют  потребность  посадочного материала и  затраты  на  проведение   работ.  При   выполнении   проекта   используются компьютерные программы. Примерный  тематический план Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними  Тема (2 класс – 26 часов) Теория Введение Строение декоративных растений Особенности   содержания   растений   в помещениях Уход за комнатными растениями 1 1 2 2 № 1. 2. 3. 4. Практические работы (лабораторные) ­ 2 2 2 Всего 1 3 4 4 5. 6. 7. 8. 9. №   способы   размножения Основные комнатных растений Защита растений от вредителей Защита растений от болезней Профилактический   осмотр   комнатных растений в кабинете  Работа над проектным заданием Итого: 1 1 1 ­ 1 10 3 1 1 2 5 18 4 1 1 2 6 26 Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними  Тема (3 ­ 4 классы – 34 часа) Теория Практические работы (лабораторные) Всего 1. Жизненные формы комнатных растений 2. 3. 4. 5. Размещение и подбор цветочных растений Размещение растений в комнате Аранжировка (составление композиций) Профилактический   осмотр   растений   в школе Работа над проектными заданиями Итого: 6 1 1 1 1 6 2 2 2 6 6 12 3 3 3 6 7 34 6. № 1. 2. 3. 4. № 1. 2. Раздел 2. Разнообразие комнатных растений  Тема  (5 класс – 34 часа) Теория Практические работы (лабораторные) Всего Характеристика природных условий мест естественного произрастания растений. Разнообразие комнатных растений Профилактический   осмотр   и   уход   за растениями   в   интерьере   кабинета биологии, школы. Работа над проектными заданиями Итого: 1 10 1 10 6 6 1 20 6 7 34 Раздел 3. Основы цветочной аранжировки  Тема (6 класс – 34 часа ) Теория История   развития   аранжировки Основные   правила   создания   цветочных   цветочной 2 3 Практические работы (лабораторные) 3 Всего 2 6 3. 4. 5. 6. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. композиций Виды   цветочной   аранжировки   и   их использование Правила цветочного этикета Профилактический   осмотр   растений   в школе Работа над проектными заданиями Итого: 4 2 2 8 2 3 5 12 4 3 7 34 Раздел 3. Основы цветочной аранжировки  (7 класс­ 34 часа) Тема Теория Практические работы (лабораторные) Всего Приемы   фиксации   растительного материала Основные правила обработки и хранения растительного материала Вазы и их заменители.  Способы   размещения   цветов   в композициях Сезонные  букеты и композиции Работа над проектными заданиями Итого: 2 1 4 1 4 4 1 8 1 5 3 6 2 12 2 9 3 34                                        Раздел 4. Интерьерный (комнатный) фитодизайн  Тема (8 класс ­ 34 часа ) Теория Практические работы (лабораторные) Всего № 1. 2. 3. 4. 5. Экологические   факторы   содержания растений в домашних условиях Квартира – как экосистема Элементы фитодизайна  Профилактический   осмотр   растений   в школе, в школьном дворе. Работа над проектными заданиями Итого: 2 1 6 2 4 6 6 7 4 5 12 6 7 34 Раздел 5. Декоративное озеленение приусадебного участка № Тема  (школьной территории)  (9класс – 34 часа ) Теория Практические Всего 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   и     Сельский двор и дачные усадьбы  в ЕАО, их зонирование. Древесные   растения   на   приусадебном участке,   основные   породы   и   их биологические свойства. Травянистые растения биологическое разнообразие Основные цветочные культуры. Элементы   растительного   оформления дачного участка Основы проектирования дачного участка Профилактический   осмотр   растений   в школе, в школьном дворе. Работа над проектным заданием Итого: их 2 2 2 4 4 2 работы (лабораторные) 1 2 2 2 2 2 5 4 3 4 6 6  4 2 5 34 Литература: 1.Авдеева Е.Н. Русский  ландшафтный дизайн. Под редакцией Н.П.Титовой –М.:ОЛМА­ ПРЕСС,2000. 2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.­М.:Просвещение,1986. 3.Минг В.К. Засушенные цветы.­М.,1998. 4. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на болконе.­Л.:Агропромиздат,1985. 5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях.­М.:Кладезь,1996. 6. Хессайон Д.Г. Все о саде, за которым  легко  ухаживать.­М.:Кладезь,1999. 7. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов.­М.:Кладезь,1997.

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы."

Статья "Элективные  курсы  по биологии и экологии:  виды, тематика, программы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018