Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
Взрослым
06.04.2019
В исследовании предпринята попытка выделения этикетно-речевой компетенции, представлен анализ искомого понятия , сформулирована его дефиниция. Отмечается, что, являясь метапредметной, этикетно-речевая компетенция играет важную роль как в учебной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста. Будущему специалисту необходимо знание этикетных формул для использования в той или иной профессиональной ситуации
Статья Этикетно-речевая комп.doc
Этикетноречевая компетенция студентов высшей школы
Современное образование построено на компетентностном подходе,
который предполагает усвоение студентом не отдельных друг от друга знаний
и умений, а овладение ими в комплексе, таким образом в компетенции
«интегрируется когнитивный, предметнопрактический и личностный опыт»,
при этом «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо
вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения
личностного и деятельностного опыта» [2, с. 12]. Под компетенцией мы
понимаем «сознательное или интуитивное знание системы языка для
построения грамматически и семантически правильных предложений» [5, с.
27].
Компетенция предполагает
соответствие речи нормативности
(правильности, точности, чистоты, уместности) и выразительности (ясности,
богатству языка, логичности, эмоциональности, индивидуальности). Ю.В.
Рождественский добавляет к нормативности речи полноту и краткость. «Под
полнотой понимается исчерпывающее изложение мыслей, которые желал
выразить создатель речи для получателя… Под краткостью понимается
наиболее экономное воплощение полноты, когда замысел выражен наиболее
экономными средствами» [4, с. 232 233].
Этикетноречевая компетенция проявляется «в свободном владении
речевой деятельностью на уровне содержания и построения высказывания,
формулирования мыслей посредством языка в момент порождения речи. Это
способность и готовность к использованию речи как средства общения,
познания, хранения и воспроизведения информации с соблюдением ситуации
общения,
национальнокультурных особенностей,
этикетных норм,
социального поведения носителей языка: их обычаев, стереотипов, культуры;
невербальных средств
просодики и
проксемики,
(кинесики,
экстралингвистики)» [6, с. 134]. Формирование этикетноречевой компетенции у студентов
профессиональнопедагогического вуза, будущих педагогов, представляется
для нас весьма значимым и актуальным. Владение этикетноречевой
компетенцией принципиально важно для будущих специалистов, т.к. не всегда
можно добиться хороших результатов благодаря только знаниям, умениям,
старанию, терпению. Профессионализм очень часто проявляется в
соблюдении этикетноречевых правил, особенно для специалистов категории
человек – человек (преподавателей, мастеров производственного обучения,
психологов, юристов, менеджеров и др.). Выпускники вуза должны
разбираться не только во всех нюансах своей специальности и владеть ее
языком, но и знать этикетные правила поведения и речи в профессиональной
среде, уметь вести себя в соответствии с этикетными нормами в различных
профессионально ориентированных ситуациях, излагать свои мысли кратко,
точно выбирая слова.
Будущему специалисту необходимо знание, вопервых, этикетных
формул для использования в той или иной профессиональной ситуации:
поздравление наставника, благодарность партнерам, извинение перед
клиентом, обращение с просьбой к мастеру, приглашение посетителя и др. Во
вторых, невербальных средств общения: кинесики, проксемики, просодики и
экстралингвистики. Кинесика (мимика и жесты) может иметь различную
окраску: нейтральную, ритуальноторжественную, фамильярновульгарную. С
помощью мимики, улыбки, направления взгляда говорящий выражает свое
отношение к собеседнику и теме беседы. Многообразие мимических движений
и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное
его ответу,
состояние и отношение к конкретному студенту,
продемонстрировать интерес, понимание или равнодушие. Опыт показывает,
что студенты отдают предпочтение эмоциональным преподавателям с
доброжелательным выражением лица. Жесты регулируют вербальное поведение говорящего и слушающего и
управляют им; отображают в коммуникативном акте актуальные речевые
действия, передают адресату смысловую информацию, а также отражают
психологическое состояние говорящего. Большую роль играют жесты в
обеспечении внимания студентов, что является важнейшим условием
эффективного обучения. Эмоциональная насыщенность жеста приковывает
внимание аудитории, поэтому педагогами активно используются жесты
указания, имитации, подчеркивания и т.д. Жест способствует активизации
различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и
воображения. Жесты иллюстрируют речь педагога, с их помощью
осуществляется активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно
образного мышления. С помощью жеста прослеживается обратная связь:
вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и др., повышается ее
интенсивность: жесты одобрения, оценки или завершения контакта. Жест
выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого
затрудняется адекватная оценка педагогом состояния студента, его
понимание темы.
Немалую роль в этикетноречевой компетенции играет организация
пространства (этикетная проксемика), основанная на взаимном расположении
собеседников в пространстве, позах, допустимых в конкретной ситуации. В
зависимости от профессиональной деятельности этикетная проксемика
преподавателялектора, мастера производственного обучения, парикмахера,
инженера отличается. Если парикмахер имеет доступ в интимную зону (от
0,15 до 0,2 м.), то для инженера такая зона является недопустимой, она может
колебаться от 0,75до 1,2 м. Зона для преподавателялектора зависит от
аудитории (от 2,0 до 5,0 м.).
Невербальные средства включают ритмикоинтонационные стороны
речи: высоту, громкость голосового тона, тембр голоса, силу ударения
(просодику), а также паузы, кашель, смех, вздох и др. (экстралингвистику), которые важны для специальностей типа человек – человек. Просодикой и
экстралингвистикой регулируется поток речи, экономятся языковые средства
общения, они дополняют, замещают или предвосхищают речевые
высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в
регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом
определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие людей, занятых
конкретной профессиональной деятельностью. Необходимо понимать, что
невербальные сигналы не всегда соответствуют словам человека, которые они
сопровождают. Если соответствия присутствуют, они усиливают вербальную
информацию, а если отсутствуют, более предпочтительной является
ориентация на невербальные знаки вследствие того, что их информативность
примерно в пять раз выше, чем слов. От умения интерпретировать язык
телодвижений во многом зависит возможность заинтересовать обучаемого
своей дисциплиной, клиента своей продукцией или услугами,
квалифицированно провести презентацию товара, добиться оформления
заказа или заключения контракта. Соблюдение этикетноречевых правил
отражает профессионализм, способствует успеху в деловых отношениях, а
несоблюдение свидетельствует о низкой компетенции специалиста. Этикетно
речевые знания предполагают осведомленность будущих специалистов
относительно корпоративного имиджа, взаимоотношений в коллективе,
внешнего вида и др., выполнение которых является залогом успешной
профессиональной деятельности.
В нашем представлении, развитие этикетноречевого компетенции – это
процесс овладения невербальным речеповедением и вербальным общением,
которые подлежат усвоению в объеме, необходимом и достаточном для
решения задач профессионального взаимодействия в процессе коммуникации.
Например, во время устройства на работу среди требований к кандидату на
вакантное место, кроме высшего образования и некоторых специальных компетенций, работодатели указывают на владение будущим работником
умений вести лекцию, семинар и др., наличие опыта написания разъяснений,
положений,
регламентирующих деятельность предприятия,
регламентов,
технических
заданий,
документов,
уверенное владение
письменной речью, навыки эффективной коммуникации и др.
Так, для специалиста группы продаж важно привлечение клиентов,
умение делать презентации любого продукта, вести переговоры с
потенциальными партнерами и др.
Для специалиста – маркетолога важны коммуникабельность, умение
организовать участие предприятия во внешнем информационном
пространстве: выставках, тематических семинарах, круглых столах, давать
экспертные комментарии и интервью в СМИ, отличное владение письменной
речью: сбор информации о деятельности предприятия с целью ее освещения в
общественнополитических СМИ.
Для специалистов всех уровней – коммуникабельность: курирование
проектов по внедрению нового продукта и его продвижению,
консультирование клиентов и др.
Представляется необходимой и
социально значимой задача
формирования этикетноречевой компетенции у будущих специалистов,
которая связана с проблемой профессиональной компетенции. Мы обучаем
студентов умению строить речевое произведение в зависимости от специфики
речевой ситуации, что позволяет моделировать профессионально значимые
тексты, которые могут быть востребованы в практике профессионального
общения. Для этого выбираются устные диалогические профессиональные
жанры, к которым специалисты, связанные, например, с педагогикой
(объяснение нового материала, ответ на вопрос, беседа и др.), экономикой
(отчет, анализ ситуации на рынке, переговоры) или машиностроением
(объяснение производственной задачи, распоряжение, диалог и др.)
обращаются постоянно. Устная форма языка в профессиональной деятельности чаще всего является основной, но и более сложной, по
сравнению с письменной, поэтому устные жанры требуют специального
изучения.
Специалист, владеющий профессиональными компетенциями, должен
уметь осуществлять речевое общение в письменной и устной форме в
социально и профессионально значимых сферах: социокультурной, научно
практической, профессиональноделовой, уметь трансформировать вербально
и невербально представленный материал в соответствии с профессиональной
коммуникативной задачей, осуществлять переход от одного типа речевого
высказывания к другому (от описания к повествованию и рассуждению т.д.).
Для формирования этикетноречевой компетенции мы предлагаем
использовать ряд заданий, связанных «с формированием умения порождать
тексты различных типов и жанров» [1, с. 59 60], анализировать ситуации
речевой коммуникации и разыгрывать такие ситуации, например:
проанализируйте коммуникативную ситуацию и речевое поведение
участников (мотив, цель общения, что и как сообщается, учитываются ли
условия общения, почему достигнута или не достигнута цель). Разыграйте
речевую ситуацию с вариантами позитивного речевого поведения.
Обратите внимание на невербальные средства общения.
Знакомим студентов с «официальным знакомством», предлагаем
разработать рекомендации для эффективного знакомства, а затем даем
задания по использованию этих рекомендаций на практике. После выполнения
заданий целесообразно вернуться к тексту рекомендаций и определить, все ли
было учтено при их составлении. Задания на использование в речи этикетных
формул могут быть следующие: 1. Ваш коллега по работе выбирает Ты
общение. Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы
можете подчеркнуть дистанцию официального общения?
2. Какие формулы речевого этикета вы используете при обращении к
пожилому коллеге, чтобы узнать, как составить бизнес план; к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению; к
подчиненному, чтобы узнать, какой объем работы уже выполнен.
3. Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если
знаете, что гостями церемонии открытия нового бизнес – центра
являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение
уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к
секретарю в приемной директора, охраннику, уборщице и др.?
4. Составьте свою визитную карточку. Познакомьтесь с деловым
партнером, используя визитную карточку.
5. Ответьте на вопрос: учитываете ли вы в этикетных ситуациях
компоненты речевой ситуации и, в частности, кто ваш адресат? а) да,
это зависит от адресата; б) да, это зависит от речевой ситуации; в) нет,
мое речевое поведение не зависит от ситуации и собеседника [3, c.81].
Предлагаемые нами задания могут быть использованы для студентов
любых специальностей и направлены на развитие этикетноречевой
компетенции для того, чтобы обучаемый сумел избежать ошибок, оказавшись
впоследствии в подобной коммуникативной ситуации, мог максимально
объективно соотнести собственные убеждения и ситуацию общения,
определил собственное речевое поведение. [3, c. 79].
Таким образом, формирование этикетноречевой компетенции у
студентов профессиональнопедагогического вуза является необходимым
условием формирования профессиональных компетенций. Формирование
данной компетенции является запланированным и прогнозируемым
процессом, для этого используются специально подготовленные задания,
связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью студента.
Литература
1.
Евтюгина А.А.
Формирование профессиональноречевой
образованности студентов педагогических вузов. Диссерт на соиск. учен. степ.
доктора пед. наук. Екатеринбург, 2007. – 371 с. 2. Кукуев А.И., Шевченко В.А. Современные подходы в образовании:
учебнометодическое пособие. РостовнаДону. Международный журнал
экспериментального образования. 2010. №3. с. 1012.
3. Курцева З.И. Коммуникативнонравственное развитие учащихся в
системе непрерывного риторического образования. – М.: МИОО, 2007. – 127с.
4. Рождественский Ю.В. Теория риторики. / 2е изд. М.: Добросвет, 1999.
482с.
5. Стурикова М.В.
Коммуникативная компетенция: к вопросу о
дефиниции и структуре /
образовании. 2015. № 6. С. 2732.
Инновационные проекты и программы в
6. Стурикова М.В.
К вопросу о структурных компонентах
коммуникативной компетенции / Социокультурное пространство России и
зарубежья: общество, образование, язык. 2016. № 5. С. 129135.
Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.