Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Оценка 4.6

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
Взрослым
06.04.2019
Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
В исследовании предпринята попытка выделения этикетно-речевой компетенции, представлен анализ искомого понятия , сформулирована его дефиниция. Отмечается, что, являясь метапредметной, этикетно-речевая компетенция играет важную роль как в учебной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста. Будущему специалисту необходимо знание этикетных формул для использования в той или иной профессиональной ситуации
Статья Этикетно-речевая комп.doc
Этикетно­речевая компетенция студентов высшей школы Современное   образование   построено   на   компетентностном   подходе, который предполагает усвоение студентом не отдельных друг от друга знаний и   умений,   а   овладение   ими   в   комплексе,   таким   образом  в   компетенции «интегрируется когнитивный, предметно­практический и личностный опыт», при   этом   «компетентность,   выступая   результатом   обучения,   не   прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного   и   деятельностного   опыта»   [2,   с.   12].   Под   компетенцией   мы понимаем   «сознательное   или   интуитивное   знание   системы   языка   для построения грамматически и семантически правильных предложений»  [5, с. 27].  Компетенция   предполагает  соответствие   речи   нормативности (правильности, точности, чистоты, уместности) и выразительности (ясности, богатству   языка,   логичности,   эмоциональности,   индивидуальности).  Ю.В. Рождественский добавляет к нормативности речи полноту и краткость. «Под полнотой   понимается   исчерпывающее   изложение   мыслей,   которые   желал выразить   создатель   речи   для   получателя…   Под   краткостью   понимается наиболее экономное воплощение полноты, когда замысел выражен наиболее экономными средствами» [4, с. 232 ­ 233].  Этикетно­речевая  компетенция   проявляется   «в   свободном   владении речевой   деятельностью  на   уровне  содержания   и  построения   высказывания, формулирования мыслей посредством языка в момент порождения речи. Это способность   и   готовность   к   использованию   речи   как   средства   общения, познания, хранения и воспроизведения информации с соблюдением ситуации общения,   национально­культурных   особенностей,   этикетных   норм, социального поведения носителей языка: их обычаев, стереотипов, культуры; невербальных   средств     просодики   и   проксемики, (кинесики, экстралингвистики)» [6, с. 134]. Формирование   этикетно­речевой   компетенции   у   студентов профессионально­педагогического вуза, будущих педагогов, представляется для   нас   весьма   значимым   и   актуальным.  Владение   этикетно­речевой компетенцией принципиально важно для будущих специалистов, т.к. не всегда можно добиться хороших результатов благодаря только знаниям, умениям, старанию,   терпению.   Профессионализм   очень   часто   проявляется   в соблюдении этикетно­речевых правил, особенно для специалистов категории человек – человек (преподавателей, мастеров производственного обучения, психологов,   юристов,   менеджеров   и   др.).   Выпускники   вуза   должны разбираться   не   только   во   всех   нюансах   своей   специальности   и   владеть   ее языком, но и знать этикетные правила поведения и речи в профессиональной среде, уметь вести себя в соответствии с этикетными нормами в различных профессионально ориентированных ситуациях, излагать свои мысли кратко, точно выбирая слова. Будущему   специалисту   необходимо   знание,   во­первых,   этикетных формул   для   использования   в   той   или   иной   профессиональной   ситуации: поздравление   наставника,   благодарность   партнерам,   извинение   перед клиентом, обращение с просьбой к мастеру, приглашение посетителя и др. Во­ вторых, невербальных средств общения: кинесики, проксемики, просодики и экстралингвистики.   Кинесика   (мимика   и   жесты)   может   иметь   различную окраску: нейтральную, ритуально­торжественную, фамильярно­вульгарную. С помощью   мимики,   улыбки,   направления   взгляда   говорящий   выражает   свое отношение к собеседнику и теме беседы. Многообразие мимических движений и   их   сочетаний   дает   возможность   педагогу   выразить   свое   эмоциональное   его   ответу, состояние   и   отношение   к   конкретному   студенту, продемонстрировать интерес, понимание или равнодушие.  Опыт показывает, что   студенты   отдают   предпочтение   эмоциональным   преподавателям   с доброжелательным выражением лица. Жесты  регулируют вербальное поведение говорящего и слушающего и управляют   им;   отображают   в   коммуникативном   акте   актуальные   речевые действия,   передают   адресату   смысловую   информацию,   а   также   отражают психологическое   состояние   говорящего.   Большую   роль   играют   жесты   в обеспечении   внимания   студентов,   что   является   важнейшим   условием эффективного   обучения.   Эмоциональная   насыщенность   жеста   приковывает внимание   аудитории,   поэтому   педагогами   активно   используются   жесты указания,   имитации,   подчеркивания   и   т.д.  Жест   способствует   активизации различных   познавательных   процессов:   восприятия,   памяти,   мышления   и воображения.   Жесты   иллюстрируют   речь   педагога,   с   их   помощью осуществляется   активизация   зрительного   восприятия,   памяти,   наглядно­ образного   мышления.   С   помощью   жеста   прослеживается   обратная   связь: вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и др., повышается ее интенсивность:   жесты   одобрения,   оценки   или   завершения   контакта.   Жест выступает   важным   компонентом   обратной   связи,   без   понимания   которого затрудняется   адекватная   оценка   педагогом   состояния   студента,   его понимание темы. Немалую   роль   в   этикетно­речевой   компетенции   играет   организация пространства (этикетная проксемика), основанная на взаимном расположении собеседников в пространстве, позах, допустимых в конкретной ситуации. В зависимости   от   профессиональной   деятельности   этикетная   проксемика преподавателя­лектора, мастера   производственного  обучения,  парикмахера, инженера отличается. Если парикмахер имеет доступ в интимную зону (от 0,15 до 0,2 м.), то для инженера такая зона является недопустимой, она может колебаться   от   0,75до   1,2   м.   Зона   для   преподавателя­лектора   зависит   от аудитории (от 2,0 до 5,0 м.). Невербальные   средства   включают   ритмико­интонационные   стороны речи:   высоту,   громкость   голосового   тона,   тембр   голоса,   силу   ударения (просодику), а также паузы, кашель, смех, вздох и др. (экстралингвистику), которые важны для специальностей типа человек – человек. Просодикой и экстралингвистикой регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения,   они   дополняют,   замещают  или   предвосхищают   речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Невербальные   аспекты   общения   играют   существенную   роль   и   в регулировании   взаимоотношений,   установлении   контактов,   во   многом определяют   эмоциональную   атмосферу   и   самочувствие   людей,   занятых конкретной   профессиональной   деятельностью.  Необходимо   понимать,   что невербальные сигналы не всегда соответствуют словам человека, которые они сопровождают. Если соответствия присутствуют, они усиливают вербальную информацию,  а   если   отсутствуют,   более   предпочтительной   является ориентация на невербальные знаки вследствие того, что их информативность примерно   в   пять   раз   выше,   чем   слов.   От   умения   интерпретировать   язык телодвижений   во   многом   зависит   возможность   заинтересовать   обучаемого своей   дисциплиной,   клиента   ­   своей   продукцией   или   услугами, квалифицированно   провести   презентацию   товара,   добиться   оформления заказа   или   заключения   контракта.  Соблюдение   этикетно­речевых   правил отражает  профессионализм,  способствует  успеху   в  деловых  отношениях, а несоблюдение свидетельствует о низкой компетенции специалиста. Этикетно­ речевые  знания   предполагают   осведомленность   будущих   специалистов относительно   корпоративного   имиджа,   взаимоотношений   в   коллективе, внешнего   вида   и   др.,   выполнение   которых   является   залогом   успешной профессиональной деятельности. В нашем представлении, развитие этикетно­речевого компетенции – это процесс  овладения  невербальным речеповедением  и  вербальным общением, которые  подлежат   усвоению   в   объеме,   необходимом   и   достаточном   для решения задач профессионального взаимодействия в процессе коммуникации. Например, во время устройства на работу  среди требований к кандидату на вакантное   место,   кроме   высшего   образования   и   некоторых   специальных компетенций,   работодатели   указывают   на   владение   будущим   работником умений вести лекцию, семинар и др., наличие опыта написания разъяснений, положений, регламентирующих   деятельность   предприятия,   регламентов, технических     заданий,   документов,  уверенное   владение письменной речью, навыки эффективной коммуникации и др. Так,   для  специалиста   группы   продаж   важно  привлечение   клиентов, умение   делать   презентации   любого   продукта,   вести   переговоры   с потенциальными партнерами и др. Для   специалиста   –   маркетолога   важны   коммуникабельность,   умение организовать   участие   предприятия   во   внешнем   информационном пространстве:   выставках,   тематических   семинарах,   круглых   столах,   давать экспертные комментарии и интервью в СМИ, отличное владение письменной речью: сбор информации о деятельности предприятия с целью ее освещения в общественно­политических СМИ. Для   специалистов   всех   уровней   –  коммуникабельность:   курирование проектов   по   внедрению   нового   продукта   и   его   продвижению, консультирование клиентов и др. Представляется   необходимой   и  социально   значимой   задача формирования   этикетно­речевой   компетенции   у   будущих   специалистов, которая связана с проблемой профессиональной компетенции. Мы обучаем студентов умению строить речевое произведение в зависимости от специфики речевой   ситуации,  что   позволяет   моделировать   профессионально   значимые тексты,   которые   могут   быть   востребованы   в   практике   профессионального общения.   Для   этого   выбираются   устные   диалогические   профессиональные жанры,   к   которым   специалисты,   связанные,   например,   с   педагогикой (объяснение нового материала, ответ на вопрос, беседа и др.), экономикой (отчет,   анализ   ситуации   на   рынке,   переговоры)   или   машиностроением (объяснение   производственной   задачи,   распоряжение,   диалог   и   др.) обращаются   постоянно.   Устная   форма   языка   в   профессиональной деятельности   чаще   всего   является   основной,   но   и   более   сложной,   по сравнению   с   письменной,   поэтому   устные   жанры   требуют   специального изучения. Специалист,   владеющий   профессиональными   компетенциями,   должен уметь  осуществлять   речевое   общение   в   письменной   и   устной   форме   в социально  и   профессионально  значимых   сферах:   социокультурной,  научно­ практической, профессионально­деловой, уметь трансформировать вербально и невербально представленный материал в соответствии с профессиональной коммуникативной   задачей,   осуществлять   переход   от   одного   типа   речевого высказывания к другому (от описания к повествованию и рассуждению т.д.). Для   формирования   этикетно­речевой   компетенции   мы   предлагаем использовать ряд заданий, связанных «с формированием умения порождать тексты различных типов и жанров» [1, с. 59 ­ 60], анализировать ситуации речевой   коммуникации   и   разыгрывать   такие   ситуации,   например: проанализируйте   коммуникативную   ситуацию   и   речевое   поведение участников (мотив, цель общения, что и как сообщается, учитываются ли условия общения, почему достигнута или не достигнута цель). Разыграйте речевую   ситуацию   с   вариантами   позитивного   речевого   поведения. Обратите внимание на невербальные средства общения. Знакомим   студентов   с   «официальным   знакомством»,   предлагаем разработать   рекомендации   для   эффективного   знакомства,   а   затем   даем задания по использованию этих рекомендаций на практике. После выполнения заданий целесообразно вернуться к тексту рекомендаций и определить, все ли было учтено при их составлении. Задания на использование в речи этикетных формул могут быть следующие:  1.  Ваш коллега по работе выбирает Ты­ общение. Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения? 2. Какие формулы речевого этикета вы используете при обращении к пожилому   коллеге,   чтобы   узнать,   как   составить   бизнес   ­   план;   к секретарю   директора,   чтобы   узнать   решение   по   вашему   заявлению;   к подчиненному, чтобы узнать, какой объем работы уже выполнен.  3. Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете,   что   гостями   церемонии   открытия   нового   бизнес   –   центра являются   бизнесмены,   политики,   журналисты?   Какое   обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора, охраннику, уборщице и др.? 4. Составьте свою визитную карточку. Познакомьтесь  с деловым партнером, используя визитную карточку.  5. Ответьте на вопрос: учитываете ли вы в этикетных ситуациях компоненты речевой ситуации и, в частности, кто ваш адресат? а) да, это зависит от адресата; б) да, это зависит от речевой ситуации; в) нет, мое речевое поведение не зависит от ситуации и собеседника [3, c.81]. Предлагаемые нами задания могут быть использованы для студентов любых   специальностей   и   направлены   на   развитие   этикетно­речевой компетенции для того, чтобы обучаемый сумел избежать ошибок, оказавшись впоследствии   в   подобной   коммуникативной   ситуации,   мог   максимально объективно   соотнести   собственные   убеждения   и   ситуацию   общения, определил собственное речевое поведение. [3, c. 79].  Таким   образом,   формирование   этикетно­речевой   компетенции   у студентов  профессионально­педагогического   вуза   является   необходимым условием   формирования   профессиональных   компетенций.   Формирование данной   компетенции   является   запланированным   и   прогнозируемым процессом,   для   этого   используются   специально   подготовленные   задания, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью студента. Литература 1.   Евтюгина   А.А.   Формирование   профессионально­речевой образованности студентов педагогических вузов. Диссерт на соиск. учен. степ. доктора пед. наук. ­ Екатеринбург, 2007. – 371 с. 2.  Кукуев  А.И., Шевченко  В.А.  Современные подходы в  образовании: учебно­методическое   пособие.  Ростов­на­Дону.  Международный   журнал экспериментального образования. 2010. №3. с. 10­12. 3.   Курцева   З.И.   Коммуникативно­нравственное   развитие   учащихся   в системе непрерывного риторического образования. – М.: МИОО, 2007. – 127с. 4. Рождественский Ю.В. Теория риторики. / 2­е изд. М.: Добросвет, 1999. ­ 482с. 5.   Стурикова   М.В.  Коммуникативная   компетенция:   к   вопросу   о дефиниции   и   структуре  / образовании. 2015. №      6. С. 27­32.   Инновационные   проекты   и   программы   в 6.   Стурикова   М.В.  К   вопросу   о   структурных   компонентах коммуникативной компетенции /    Социокультурное пространство России и     зарубежья: общество, образование, язык. 2016. №      5. С. 129­135.

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"

Статья "Этикетно-речевая компетенция студентов высшей школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019