Статья "Этно - культурное воспитание школе".

  • Семинары
  • docx
  • 02.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья содержит материал о том как развивается в наше время в школах этно- культурное воспитание в школе. Дети должны не только слушать и исполнять музыкальные произведения русские, но также мы должны детей знакомить с произведениями разных народов , а в особенности соседних. С которыми проживаем совершенно рядом. Допустим как предполагается в статье русский и хакасский народы. Также знакомство с музыкальными произведениями и музыкальными инструментами.
Иконка файла материала Этно - культурное воспитание школе..docx
Этно ­ культурное воспитание  школе. Необъятна   и   уникальна   традиционная   культура   каждого   народа.   Тысячелетиями формировалось мировоззрение, уклад жизни, нормы этики и морали, народное искусство, народная   философия,   национальная   кухня.   Традиционные   знания   передавались   из поколения в поколение, «из уст в уста».  Такой способ передачи информации естественен. Но сегодня подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно­экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть своей жизни проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабляются, разрываются связи с родителями, семьей, родом, народной культурой,   что   наносит   непоправимый   урон   нравственному   и   патриотическому становлению подрастающего поколения. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль, поэтому роль посредника   между   культурой   и   ребенком   выполняет   общеобразовательная   школа.   Как современного   ребёнка,   оторванного   от   своих   корней,   приобщить   к   этнокультурным традициям? Стремление   обратиться   к   традиционной   культуре   –   естественная   реакция   на фронтальный натиск массовой культуры. Этнографические занятия на уроках музыки,  и во внеклассной работе с классом   помогают приобщить ребенка к ценностям традиционной народной культуры. Реконструкция традиционных праздников – одно из направлений этнокультурного компонента   в   нашей   школе.     В   процессе   восстановления   того   или   иного   праздника проводится работа по сбору дополнительного материала разучиваются необходимые песни, пляски   и   игры,   составляется   структурная   основа   праздника.     Как   показывает педагогическая практика это направление   наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни русского народа. Современное   состояние   «экологии   культуры»   и   «экологического   сознания» человека   характеризуется   прежде   всего   тем,   насколько   сохранен   фонд   традиционной культуры. Чем он богаче, тем богаче и ценнее культурная сокровищница хакасского народа, тем более   нравственно   здоровым   будет   наше   подрастающее   поколение.   Календарные обрядовые песни, хороводы, частушки широко используются в нашей школе на внутри школьных мероприятиях, таких как «Проводы зимы», «Жаворонки весну кличут», «Зосима», «Осенины», «Дни здоровья», «Колядки», «Рождественские посиделки»В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам народного календаря. На уроках музыки я стараюсь дать как можно больше материала о народных инструментах, начиная с древнейших ударных шумовых, заканчивая инструментами, которые можно найти в каждой семье: ложки, погремушки балалайки и др. Очень важным  аспектом в этнокультурном воспитании является поиск информации. Возможность самостоятельно найти нужную информацию активизирует познавательную активность школьников. Для этого широко используются информационные ресурсы сети Интернет. Кроме того, привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников, повышает интерес к этнографии. Таким образом, активные методы обучения с использованием информационных технологий позволяют изменить роль учащихся, превратив их из пассивных слушателей в активных участников учебно­ воспитательного процесса. Стремление обратиться к традиционной культуре – естественная реакция на фронтальный натиск массовой культуры. Этнографические занятия не только на уроках музыки, но  и во внеклассной работе с классом с использованием ИКТ помогают приобщить ребенка к ценностям традиционной народной культуры. Украшением любого праздника являются презентации созданные самими учащимися. В нашей школе уже имеется своеобразный архив таких презентаций. Заключение Народная музыка не записывается (и поэтому не сочиняется), ей обучаются по памяти, слушая   игру   или   пение   других   музыкантов,   и   носителями   ее   являются   не   музыканты­ профессионалы,   а   самоучки.   Переходя   от   исполнителя   к   исполнителю   в   процессе коллективного   сотворчества,   народная   песня   подвергается   изменениям,   возникают   ее варианты. Приведенная дефиниция отделяет народную музыку от других видов музыки, подчеркивая   не   городской,   сельский   ее   характер   и   непрофессиональные   методы исполнения.Народную   музыку   можно   также   определять   через   связь   с   определенной   этнической общностью,   в   которой   она   бытует.   Данные   характеристики   народной   музыки   верны особенно по отношению к сельской культуре Западной Европы до 20 в. Однако в конце 20 в.   подобные   определения   перестали   отражать   статус   народной   музыки   и   народных музыкантов во всем мире. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым   народная   музыка   создается,   познается,   распространяется   и   используется   как музыкантами, так и публикой. Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в   сельских   регионах,   в   печатных   сборниках   и   в   памяти   народных   музыкантов,   она исполняется   как   образованными   музыкантами­профессионалами,   так   и   крестьянами   и любителями, звучит на компакт­дисках и в Интернете, а также в живом исполнении. Поэтому   современное   определение   должно   учитывать   эту   новую   ситуацию.     Народная музыка в начале 21 в. – это музыка, которая часто (но не всегда) передается путем устной традиции и отличается от западной классической и популярной музыки скорее по функции, чем   по   средствам   выражения.   Народные   музыканты   могут   быть   такими   же   высокими профессионалами, как и академические музыканты или звезды поп­музыки, но чаще всего они исполняют музыку для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия. Поэтому занимаясь этнографией в школе мы  пытаемся восстановить ту неразрывную часть нашей   культуры,   которая     передавалась   и   будет   передаваться   через   устное   народное творчество называемое­ фольклором! Используемая литература: «Первая энциклопедия музыки» Э.Дейнс «Дудочка и барабан» И.Чукаш «Про свирель, гудок и бубен» детская энциклопедия русских музыкальных инструментов Т.Петрова