Статья "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
русский язык
11 кл
23.04.2017
Формативное оценивание один из модулей Кембриджской программы. Существует множество техник данного оценивания. Суть в том, что данное оценивание позволяет оценивать не ученика, а его работу. Если раньше мы обучали всех, то сейчас обучаем каждого. В своей статье я поделилась опытом использования только двух техник.
Статья Формативное оценивание на уроках русского языка.docx
Статья «Формативное оценивание на уроках русского языка»
(из опыта работы)
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд
писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель
обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с
помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей,
своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Дм. Лихачёв.
Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик. Однако в
современных условиях, когда произошла переориентация образования со
знаниевого на компетентный подход, учитель перестаёт быть просто
источником информации. Он, скорее всего, проводник в мире информации,
которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план
выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам
лишь те ценностные качества, которые присущи ему самому.
Из числа современных подходов, используемых различными системами
образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое
признание, являются подходы, основанные на конструктивистких теориях.
Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся
происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со
знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя,
сверстников, из учебников. Цель конструктивисткого преподавания состоит в
том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив
использование и применение знаний вне класса.
Урок был и остаётся основной формой организации учебного процесса в
современной школе, а учитель является стержневой фигурой в
совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения.
Исходя из ключевых идей Программы, заложенные в основу семи модулей,
современным уроком считается урок самореализации ученика. На
современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой
потенциал, выявляет и развивает свои способности. Чтобы самореализация
состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать,
зачем и для чего он изучает предмет, как и почему он с ним связан. Цели не
могут быть просто переданы ученику. Ученическое целеполагание – одно из
условий обучения. Там, где есть целеполагание, востребована и рефлексия –
осознание учеником степени соответствия полученных результатов
поставленным целям, а также способов достижения. Современный урок – это урок открытия нового. Новое на уроке – это не новая информация о чёмто.
Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Творческий,
эвристический урок – никогда не похож на другие. Предварительный план
урока может быть одним и тем же для разных классов, но результаты
учеников – всегда новые. В этом и есть смысл учительского счастья – дать
возможность каждому проявить себя посвоему, изучая одни и те же «вечные»
вопросы.
Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в
жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную
продукцию (стихи, модели, планы, проекты и др.), он и в будущем всегда
сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле».
По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию
или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт –
всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью.
К тому же дети всегда больше любят сделать чтото сами, чем смотреть или
читать про то, как это сделали другие. Образовательную продукцию можно
создать в парной и групповой работе. Основные этапы групповой работы:
создание климата, сбор материала, обсуждение в группе, создание и защита
проектов, оценивание проектов. (Галерея уроков)
В педагогическом мастерстве учителей сердцевину обучения образует их
способность точно оценивать прогресс учеников. В настоящее время
формативное оценивание стало неотъемлемой частью моих уроков.
Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью
внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних
этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать
и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с
помощью учителя. При формативном оценивании оценивается не ученик,
а его работа. А при оценивании работы, акцент делается на её положительные
стороны, а не на отрицательные.
Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа:
когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий
(или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами,
формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как
суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует
конечный продукт в реальном мире.
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности
учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности
предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Формативное оценивание дает возможность
учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и
помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а
ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Формативное оценивание используется в повседневной практике
(поурочно, ежедневно); применяется в форме, приемлемой как для учащихся,
так и для учителя. Особенности техник формативного оценивания
заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для
измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания.
Результаты такого оценивания можно применять для выработки
рекомендаций по улучшению обучения и учения.
В феврале 2013 года я приняла участие в областной онлайн ярмарке
педагогических идей среди сертифицированных учителей на базе ИПК. И там
я представила две техники формативного оценивания, которые часто
использую на уроках русского языка в казахской школе. Это техника
«Бортовые журналы» и техника «Двухчастный дневник».
По Гудлату «Бортовые журналы» – это обобщающее название различных
приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения
темы записывают свои мысли. Бортовой журнал, который использую я на
своих уроках – это альтернатива современным справочникам по русскому
языку. Ведётся он в течение длительного времени, на каждом уроке и
позволяет ученику осуществить вдумчивую рефлексию. Каждый ученик имеет
авторское право на свой журнал. Бортовой журнал представляет собой общую
тетрадь, где все страницы пронумерованы по разделам русского языка. При
оформлении использовала имеющиеся навыки учеников – это метод анкет,
которым они (особенно девочки) увлекались в 56 классах.
Для наглядности приведу пример ведения бортового журнала при
изучении темы «Сложносочиненное предложение», на изучение которой в 9
классе согласно календарнотематическому планированию отводится 7 часов.
Что нового узнал я на
Что мне известно по
Типы ССП
данной теме?
уроке?
Как использовать данный материал при дальнейшей работе? Необходимо
отметить многофункциональность данного приёма: его можно использовать
как ресурсный материал для групповой работы при подготовке и защите
проектов, что и было сделано на обобщающем уроке по данной теме. Рабочая
атмосфера, вовлечённость всех учащихся в процесс, желание защитить
проект. На уроке ученики составили три проекта «ССП с соединительными союзами», «ССП с противительными союзами», «ССП с разделительными
союзами». При оценивании проектов используется техника «Две двезды и
одно желание». Для подведения итогов можно использовать технику
«Обобщение в одном предложении». Рекомендую провести работу по
подведению трёх проектов к общему знаменателю: «Что общего и чем
отличаются данные проекты?» (Составление диаграммы Венна). Также можно
провести и творческую работу – это составление интеллекткарт, которую
ученики делают с большим удовольствием. Знания, приобретённые таким
способом, становятся инструментом.
Одним из важных аспектов в преподавании русского языка в казахской
школе является развитие речи учащихся, работа по расширению словарного
запаса учащихся. С этой целью в учебниках русского языка для 9 класса под
редакцией Н.Шманова, Н. Шаймерденова, А. Кошерова предлагаются тексты
большого объёма. Продуктивно проходит работа с текстом при использовании
приёма «Двухчастный дневник».
Двухчастный дневник (упр. № 183 на с. 141)
Цитата
Комментарий
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты, которые
произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какието воспоминания,
ассоциации с эпизодами из их собственной жизни. Справа они дают
комментарий: что заставило записать именно эту цитату. Комментарии дети
пишут свободно, так как у них имеются навыки общения в социальной сети.
Эту технику рекомендую применять при проведении изложений и сочинений.
При использовании данной техники эффективно проводится работа по
решению извечной проблемы в казахской школе – это преодоление
языкового барьера. Имея перед собой двойной дневник, даже слабые
ученики пересказывают текст большого объёма.
Результаты применения данных техник формативного оценивания:
Учитель управляет процессом обучения, отслеживает степень усвоения
материала. Обучает каждого, а не всех, как это было раньше. Повышается
мотивация к обучению. Формируется среда. Развиваются навыки
критического и творческого мышления. Внедряется культура общения.
Поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен
улучшить свои результаты.
Статья "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Статья "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Статья "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Статья "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.