Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха
Оценка 4.8

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
дефектология
5 кл
01.03.2019
Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха
Речевые средства главным образом формируют речевую активность обучающихся с нарушенным слухом. Диалог является тем средством, с помощью которого ученик приобретает и демонстрирует уровень своего речевого развития. Диалогическая речь способствует развитию мыслительных операций, творческих способностей, оценке мыслей собеседника. Словесная речь, как необходимое условие всестороннего развития ученика с нарушением слуха, расширяет познавательные возможности детей, обеспечивает их постепенный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирование всей личности учащегося, способствует развитию коммуникативных навыков, необходимых для «включения» ребёнка в общество.
Формирование диалогической речи, ....docx
Поспелова Наталья Юрьевна, учитель­дефектолог высшей категории МБОУ «Средняя школа № 5» г. Архангельска Исследовательская работа  «Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха» Цель: ­   формирование     системы   работы   по   развитию   навыков    диалогической   речи   у   учащихся   с недостатками слуха. Задачи:  ­ подбор речевого материала и тематики, направленных на социальную адаптацию учеников;  ­   выявление   форм   проведения   занятий   по   развитию   слухового   восприятия   и   формированию произношения учащихся; ­ специальная коррекционная работа по формированию диалогической речи учащихся с нарушениями слуха. Диалог   –   это   речевое   средство,   с   помощью   которого   можно   приобретать   и   демонстрировать общекультурный   и   общественный   уровень.   Диалогическая   речь   развивает   способность   мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. Овладение словесной речью – необходимое условие всестороннего развития ребёнка с нарушением слуха. Словесная речь расширяет познавательные возможности детей, обеспечивает их постепенный переход от наглядно­образного к словесно­логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирование   всей   личности   ребёнка,   способствует   развитию   коммуникативных   навыков, необходимых для «включения» ребёнка в общество. Коммуникативная  компетенция   сейчас   для  нас   является  приоритетной  целью   в развитии   речевых возможностей каждого ребенка в отдельности, учитывая и индивидуальные способности ученика. В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты между людьми с разных   сторон.   Эти   речевые   формы   обеспечивают   активность   детей   их   компетентность   и коммуникабельность. Формированию   диалогической   речи   как   средства   общения   и   коммуникативных   возможностей предшествует постоянная работа над пониманием обращённой речи и развитием самостоятельных высказываний.   Для   реализации   этой   задачи   в   содержание   программы   по   формированию произношения и развитию слухового восприятия включены упражнения по обучению диалогической речи. За пределами школы наши дети постоянно оказываются в ситуациях, требующих речевых контактов. Они должны уметь вести диалог в различных жизненных обстоятельствах: в определенном месте, по определенному поводу и с определенным собеседником или собеседниками. Поэтому  обучение умению вести  диалог  ­  важная часть коррекционной работы в школе, которая определяет следующие задачи: 1. Повышение общего культурного уровня школьников, расширение кругозора;  2. Развитие коммуникативных умений и навыков;  3. Формирование   необходимых   лексических,   грамматических,   произносительных   и   слуховых умений;  4. Обучение технике составления и ведения диалогов; Исследование  показало, что с каждым годом увеличивается число детей с тяжёлой потерей слуха, располагающих ограниченным запасом слов при недостаточном овладении грамматическим строем языка.   В   школу   поступает   ученики   из   семей   неслышащих,   воспитывающихся   в   органиченных   по речевой деятельности условиях, а также детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, не прошедших в полной мере курс по реабилитации слуховых и произносительных навыков. В нашем исследовании мы учитывали следующие параметры: 1. Состояние слуха (количество учащихся) 2.   Количество   детей,   имеющих   возможность   осуществлять   коммуникацию   на   слуховом   или слухозрительном уровне (%) Это   доказывает,   что   для   успешного обучения   детей   диалогической   речи необходима   систематическая   работа, которая   направлена   на   реализацию следующих целей: 1. Научить детей вступать в контакт и поддерживать его в условиях  учебно­игровых и реальных  ситуаций общения; . Сформировать умения  пользоваться различного рода  2. опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными,  смысловыми; умения создавать их; . Описывать на элементарном уровне людей, предметы, животных и действий с ними; научить  описывать свой день; комментировать действия сверстников; . Научить детей выражать свои интересы, потребности и реагировать на интересы и  потребности собеседника; . Научить высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, прослушанном;  обмениваться мнениями об этом; . Тренировать в выразительном чтении диалога вслух и про себя. 3. 4. 5. 6. Обучение ведению диалогов в школе хорошо реализуется с использованием ИКТ: ­ компьютерных технологий (использование специальных программ) ­ FM­системы в классе  ­ электроакустической верботональной аппаратуры (для детей с тяжёлой потерей слуха). Материалы, представленные в работе, широко используются учителями­дефектологами МБОУ СШ № 5, педагогами начальной школы, воспитателями. Проведение диалогов или социальных игр основывается на следующих принципах  Активность учащихся  Данный принцип предполагает реальную включенность каждого в работу группы. Особую важность в реализации данного принципа приобретают такие методы работы, как ролевые игры, межгрупповое соревнование,   коллективные   обсуждения.   Повышению   активности   учеников   способствует доброжелательность и доверительность общего эмоционального фона. Диалогичность Данный принцип предполагает двустороннее полноценное общение как процесс обмена информацией и переживаниями, он тесно связан с принципом активности. Коммуникативная эффективность Этот принцип предполагает формирование навыков эффективного общения, умения формулировать свои   мысли,   доступно   их   излагать,   адекватно   воспринимать   реакции   и   действия   партнеров   по общению.   Ситуации   совместного   проигрывания   различных   ролей   также   способствует совершенствованию навыков коммуникации. Обогащение жизненного опыта Моделирование   различных   жизненных   ситуаций   дает   возможность   освоения   разнообразных социальных, бытовых, учебных ролей. Обыгрывание той или иной ситуации позволяет ребятам на собственном опыте «пережить » ее, решая проблемы, и выстраивать свое поведение адекватно ее условиям. Информирование Этот принцип предусматривает вооружение учащихся системой знаний в данной, выбранной теме. Информирование   осуществляется   как   прямым   способом   (предоставление   готового   словарного материала   учителем),   так   и   косвенным   путем   (ученики   сами   добывают   сведения).   Вопрос   об источниках   получения   информации   является   очень   важным.   Именно   с   незнанием   источников получения информации связаны основные трудности. Выделяют целевые и нецелевые виды диалогов. Целевые   виды   представляют   большое   количество   разновидностей:   диалогов   ­   шаблонов:   покупка проездных билетов, выбор краткого маршрута; диалогов­ договоров, диалогов ­ уговариваний и др. Нецелевые   виды   диалогов   ­   это   диалог­переживание,   диалог­обмен   впечатлениями   и   диалог­ самоцель; беседа, с помощью которой говорящие заполняют время ожиданий. Приведем другие виды диалогов:  Собственный диалог (ученики в равной мере инициативно участвуют в акте неподготовленной  речи, поэтому одинаково влияют на направленность содержания диалога).   Эффективный диалог, т.е. диалог «центробежного» типа (собеседник «я» в основном отвечает на вопросы собеседника «он». Равноправие отсутствует).   Аффективный   диалог.   (Собеседник   «я»   ­   ведущий   диалог,   его   задача   получить   нужную информацию. «Он – выдает информацию»).  По количеству участников различают парные и групповые диалоги. Групповые   диалоги   требуют   определенные   парно­диалогические   умения.   Это   могут   быть   беседы, обсуждение темы, проблемы, дискуссии. Поэтому учителю важно сформировать такие умения как: переспросить, уточнить по ходу беседы, умение взять инициативу в свои руки. Здесь характерны черты   диалогической   и   монологической   речи,   необходимы   речевые   клише,   есть   элементы подготовленной и неподготовленной речи. Выделяем следующую структуру составления диалогов: Проектирование диалога (полный текст);  ­ вопрос – ответ ­ вопрос – контрвопрос ­ сообщение ­ вопрос ­ сообщение – ответное сообщение ­ приглашение (просьба) – соглашение (несоглашение) ­   сообщение   (приказ,   просьба)   –   эмоциональная реакция ­ просьба – сообщение ­ сообщение – просьба 1. Экспозиция   –   назвать   действующих   лиц, определить условия, выбрать обстановку;  2. Проигрывание ­ фиксирование диалога в памяти.  Составление   диалога   ­   это   процесс   освоения   учениками   характерных   особенностей   избранной ситуации. Она выражается: ­ в овладении данной избранной ситуацией (темой); ­ в формировании некоторых речевых моделей, необходимых для успешного ведения диалога; ­   в   закреплении   словарных   установок   (речевых,   межличностных   и   эмоциональных)   к   функциям выбранной темы. ­ учебной единицей при обучении диалогической речи необходимо рассматривать не реплику, а цепь, состоящую из двух или более реплик и представляющую единое смысловое и структурное целое. Формирование диалогов сложный и длительный процесс для детей с недостатком слуха. Модель формирования диалога можно представить в виде четырех этапов: Первый этап ­ подготовительный: выбор участников диалога, определение вида диалога. Второй этап – выбор темы, определение содержания; готовность, желание, эмоциональный настрой собеседников. Третий этап – словарная подготовка. Четвертый этап – совершенствование речевого материала и непосредственно структуры диалога. В  своей работе  по  обучению составлению диалогов,  мы использовали планы  для  учителей  и  для учеников. УЧИТЕЛЬ 1. Определяет тему.  2. Изучает   умения   и   навыки   учеников   по   выбранной   теме   (важно   провести   диалог, самостоятельно составленный учениками).  3. Составляет диалоги – образцы, речевые клише, модели речевого воздействия.  4. Определяет последовательность типовых диалогов.  5. Знакомит учеников с новыми словами и групповой структурой ведения диалога.  6. Комментирует   социально­культурные   особенности   речевого   общения   в   рамках   данной ситуации.  7. Читает и проигрывает диалог.  8. Отрабатывает и обращает внимание на правильность фонетического оформления речи. 9. Организовывает работу с текстом диалога, направляет ее на полное понимание и запоминание. 10. Частично   видоизменяет   речевую   ситуацию   с   целью   привнесения   элемента   аутентичности, моделирует,   трансформирует   диалог   (включает   различные   клише   из   разных   стандартных диалогов). 11. Развивает творческую деятельность учеников. 12.  Продумывает невербальные и вербальные опоры для конкретных учеников. 13. Планирует пары учеников. УЧЕНИКИ 1. Знакомятся с новыми словами и речевыми клише.  2. Отрабатывают,   сопряжённо   с   учителем   и   индивидуально   на   занятиях   по   формированию произношения   и   развитию   слухового   восприятия,   индивидуальные   реплики,   работают   над образом.  3. Учатся быстро реагировать на реплики собеседника или собеседников.  4. Разыгрывают диалоги близко к тексту или учат наизусть.  5. Составляют собственные диалоги.  Особо следует подчеркнуть непосредственную возможность ориентировки учеников на образцовую речь учителя, помощь им в преодолении трудностей и немедленную коррекцию ошибок. Работая над диалогической речью наших учеников, мы отметили: ­   неотработанность   ритмико­интонационных   навыков   (поэтому   обратили   большое   внимание   на включение   в   занятия   по   фонетической   ритмике   работу   по   совершенствованию   интонационных конструкций в диалогической речи ­ в подготовительной группе детского сада и в начальной школе). ­   ухудшение   слухопроизносительных   навыков   (неспособность   понимания   в   полной   мере   речь собеседников); ­ потерю временных и пространственных отношений (особенно у учеников начальной школы); ­   непроработанность   лексико­грамматических   навыков,   психологическую   неспособность   мгновенно вызывать из долговременной памяти эталоны лексико­грамматических конструкций в зависимости от данной речевой задачи. Поэтому   важно   на   первых   порах   обучения   формировать   у   детей   умения   отвечать   на   вопросы, высказываться в присутствии посторонних, слушать себя и других детей. Ребята должны: ­ знать и понимать систему построения диалога; ­ владеть лексическими единицами; ­ правильно оформлять грамматически и фонетически фразы; ­ уметь излагать и употреблять в пределах темы мысли; ­ воспринимать на слух собственную речь и речь собеседников; ­ чувствовать практическую необходимость использования этого вида речи в повседневной жизни. Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения. Диалог складывается из совокупности вопросов, ответов, возражений, оценок предмета разговора. Поэтому необходимо проводить такие упражнения, содержание которых составляло бы беседу. Беседы могут носить учебно­организационный характер (о домашнем задании, о предстоящем уроке, о знаменательных   датах),   а   также   могут   быть   построены   по   тематическому   плану.   Например:  (см. Приложение) Список литературы: Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. – М., 1989. Велицкий А.П. Методика исследования слуховой функции. – М.,1972. Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно­ролевым играм. – М., 1995 Выготский Л.С. Основы дефектологии. – Спб., 2003. Головчиц Л.А., Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха – М., 2004 Жукова   Н.С.,  Мастюкова   Е.М.,   Филичева   Т.Б.  Преодоление   общего   недоразвития   речи   у дошкольников. – М., 1990 Программа специальных  (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. – М., 2003 Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. – М., 1991. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха глухих. М., 1990. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М., 2001. Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно­воспитательной работы школы­интерната – Спб.,1997 Рау Ф.А., Рау Ф.Ф. Методика обучению глухонемых произношению. – М., 1948 Речицкая Е.Г.Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя дефектолога – М., 2005 Усова А.П. Роль игры в воспитании детей – М., (Приложение) Учебно­организационный словарь: Извините, можно войти в класс? Извините, можно выйти из класса? Помоги (те), пожалуйста… (решить задачу; решить пример; записать условие, ответ; застегнуть  рубашку; завязать шнурки; найти футболку и т.д.) Передай (те), пожалуйста… (книгу, тетрадь, ручку, карандаш) Дай (те), пожалуйста… (ластик, тетрадь, ручку, чистый лист бумаги, краски, цветные карандаши и  т.д.) Возьми (те), пожалуйста, кисточку (альбом, цветную бумагу, ножницы и т.д.) Повторите, пожалуйста… Доска Убрать учебники в портфель   Полить цветы Раздать (собрать) тетради Мы понимаем, что нашим ученикам может быть рекомендован широкий круг тем: моя семья, каникулы, знакомство, поход в магазин, здоровый образ жизни, планы на будущее, школа, компьютер в моей жизни, знаменитые люди, погода, времена года, животные, мои друзья и другие. Компьютер урок   Мел Дежурный Перемена Однако   при   самостоятельном   выборе   ребята   ограничиваются   такими   ситуациями,   как  «Поход   в магазин», «Прогулка в кафе», «Семья в магазине». В проведении диалога очень важно правильное и последовательное   руководство.   Выбранные   нашими   детьми   темы,   дают   право   нам   думать,   что некоторые  отношения   людей   скрыты,   понимаются   неверно.   Отрицательную   роль   играет   и недостаточное общение с детьми и взрослыми. Отсюда наблюдается тенденция к однообразному, механическому   повтору   выбранных   ситуаций.   Предлагаем   примерные   темы   диалогов   в   начальной школе. Тематические диалоги Тема: Знакомство Анкета Фамилия, имя Возраст Адрес Класс (школа) Сведения о семье словарь Меня зовут (моё имя) … Моя фамилия … Мне … лет Я живу … (мой адрес) Мою маму зовут (моего папу, мою бабушку  зовут …) Увлечения, интересы У меня есть старший брат. Его зовут … В моей семье  … человек. Я люблю играть (на компьютере, читать, гулять и т.д.) ­ Как тебя зовут? ­ Давай (те) с тобой (с Вами) познакомимся. ­ Будем знакомы. Меня зовут … ­ Я хочу с тобой познакомиться. ­ Как Вас зовут? ­ Как твоя (Ваша) фамилия? Знакомство через посредника ­ Хочу тебя (Вас) познакомить с (моей подругой, моей одноклассницей, моим другом, моим одноклассником) ­ Это мои родители … ­ Разреши (те) представить моего друга (мою подругу и т.д.) ­ Познакомьтесь, пожалуйста, это моя мама (учительница, подруга …) ­ Познакомь (те), пожалуйста, меня со своим другом (со своей подругой …) ­ Представь меня своему другу  (своей подруге) ­ Мне очень приятно с тобой (с Вами) познакомиться. Меня зовут … ­ Я рад (а) нашему знакомству … ­ Я очень рад познакомиться с тобой (с Вами) Ответные реплики Примерные диалоги Учитель ­ Здравствуй! ­ Меня зовут … … . А тебя как зовут? ­ Как твоя фамилия? ­Сколько тебе лет? ­ В каком классе ты учишься? ­ Расскажи о своей семье ­ Чем ты любишь заниматься? Ученик ­ Привет ­ Как тебя зовут? ­ А меня зовут … ­ Мне … лет. А тебе сколько лет? ­ У тебя есть сестра? ­ Нет. ­ Я люблю … . А ты? ­ Пока ученик ­ Здравствуйте ­ Меня зовут … ­ Моя фамилия … ­ Мне … лет. ­ Я учусь в … классе. ­ В моей семье … человек. Маму зовут …  .Папу зовут … ­ Я люблю … ­ Здравствуй ­ Меня зовут … А тебя? ­ Сколько тебе лет? ­ Мне … лет. ­ Нет, у меня есть брат. А  у тебя? ­ Что ты любишь делать? ­ Я люблю … ­ До свидания. Тема: Одноклассник заболел  Словарь  Что у тебя болит? (Как ты себя чувствуешь?) Высокая температура (насморк, кашель, сильные боли в животе) Болит горло. У меня ангина Болит голова. У меня грипп Задание на дом (домашнее задание) Школьные мероприятия: ­ соревнования по футболу (баскетболу, плаванию) ­ экскурсия в музей (в парк) ­ контрольная работа по математике (диктант) ­ школьный праздник (праздник осени, праздник букваря, Новый год) Выздоравливай (поправляйся, приходи скорее в школу)  ­ Привет, … ­ Что случилось? ­ Привет, … ­ У меня болит рука (я ударился, я сломал руку) Примерные диалоги ­ Нет, не очень ­ Спасибо, положи на стол. Возьми себе грушу. ­ Не знаю (скоро, через неделю) ­ …, рука сильно болит? ­ Я принёс тебе фрукты ­ Когда ты придёшь в школу ­ Выздоравливай. До свидания. ­ Здравствуй, … ­ Почему ты не приходишь в школу? ­ Что у тебя болит? ­ Как ты себя чувствуешь сейчас? ­ Учительница попросила передать тебе домашнее задание ­ Выздоравливай и приходи быстрее в школуСпасибо. Это очень хорошо. До свидания. ­ Привет ­ Я заболел (а) ­ У меня кашель, насморк, болит горло и голова ­ Была 38 и 5, но теперь нормальная. Что нового в школе? Тема: на кухне  Словарь обед, кастрюля, половник, нож, сковорода суп, борщ, щи, бульон картошка, лук, морковь, помидоры варить, жарить, солить, пробовать, нарезать, вымыть, помогать кипит, закипает, закипела горячо Примерный диалог Бабушка ­ Полина, будем готовить обед ­ Вымой овощи (лук, картошку, свёклу, морковь) ­ Я буду их резать. Посмотри, кипит вода (бульон) делать? в кастрюле или нет? Только осторожно, кастрюля горячая – Бабушка, вода закипела. Что будешь делать? ­ Я буду класть овощи ­ А ты доставай тарелки и накрывай на стол ­ Можно, вот, возьми соль ­ Тогда подай ложки, будем обедать внучка ­ Я буду тебе помогать ­ Бабуля, я вымыла овощи. А что ты будешь  ­ А мне что делать? ­ А можно я посолю борщ? ­ Я всё сделала Для развития диалогических форм речи полезно ­организовывать инсценировки,  ­предлагать продолжить разговор, когда даны начальные реплики или конец диалога; ­   практиковать   составление   текстов   разговора   при   опоре   на   наглядно   воспринимаемую   ситуацию (например, по картинке); на основе прослушанного текста. Примерные упражнения: Закончи фразу: Вариант 1. ­ Не выключай, пожалуйста, телевизор. ­ Прости, я думала, что ты _____________________ (читаешь, смотришь и т.д.) ­Читаю и смотрю программу (фильм). ­ Какую (какой) ты смотришь программу (фильм)? ­ ________________________, очень интересно. Вариант 2. ­ ______, привет! Ты был на стадионе? Я и не знал, что ты ____________ (занимаешься спортом, любишь плавать, играешь в теннис и т.д.)  ­ _______, привет! Да, я люблю ______________________ . ­ А еще какой вид спорта ты любишь? ­ Летом ­ ______, зимой ______ . Без спорта _______ (скучно жить, мало друзей) Вариант 3. ­ Познакомься, пожалуйста, это моя _________ (мама, бабушка). Её зовут _______ . ­ Здравствуйте, мне очень приятно (я очень рад).  ­ ________, пойдем с нами в _______ (в кафе, в кино, в парк). ­ Нет, спасибо, я не могу пойти, потому, что___________ (мне надо делать уроки, меня ждёт мама и т.д.) Вариант 4 ­ Бабушка, мы пойдём с тобой в ____________ (Макдоналдс, кафе­мороженое, Шоколадницу и т.д.)? ­ Да, конечно (вечером, в субботу, через час и т.д.) ­ Заказывать я буду все сам. ­ Для меня закажи ______________ (мороженое, кофе, сок, чизкейк и т.д.) ­ Знаю, знаю ты любишь:__________ . Диалог по заданному началу или концовке Вариант 1 А)­ Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, проездной билет ­ На какой вид транспорта? (автобус, троллейбус, трамвай, метро) ­ Мне нужен ________. ­ ___________________ . Б) ­ _____________________ ­ _______________________ ­ Возьмите ваш билет. Он стоит 900 рублей. ­ Спасибо, до свидания. Вариант 2. (сумка, пакет, кошелёк, погода на улице – одежда, зонт) А) ­ _________, иди в магазин и купи (молока, хлеба, масла, конфет и т.д.) ­ Можно я куплю __________ (мороженое, киндер­сюрприз, чипсы и т.д.)? ­ Хорошо. Не забудь купить __________________ .  ­ _____________________ Б) ­ _____________________. ­ _______________________ . ­ Дай мне кошелёк и пакет. ­ Возьми на тумбочке в прихожей. Не забудь зонт, на улице дождь. ­ _______________________ Беседа учеников на основе прослушанного текста Пожар в музее. Меня зовут Юлия Драгинская. Я директор музея. Каждый день к нам приходит много посетителей.  Я была в своём кабинете, когда услышала пожарную сирену. Вышла в коридор и услышала крики: «Пожар! Пожар!»   Я   испугалась,   но   нужно   было   вызвать   пожарных.   Набрала   номер   01,   сообщила   о   пожаре.   Потом объявила   по   радио:   «Внимание!   Внимание!   В   здании   пожар!   Сохраняйте   спокойствие,   направляйтесь   к запасному выходу!» Пожарная машина приехала быстро. Пожар потушили. Никто не пострадал. ­ Юлия, кем Вы работаете в музее? ­ Я директор музея. ­ Что случилось в Вашем музее? ­ Произошёл пожар в подвальном помещении (в зале второго этажа) ­ Вам было страшно? ­ Конечно, я испугалась. ­ Что Вы сделали? (как Вы себя повели?; Ваши действия?) ­ Я позвонила в пожарную службу (я вызвала пожарных) и сделала объявление по радио. ­ Среди посетителей были пострадавшие? (Пострадали музейные экспонаты) ­ Спасибо, всё закончилось хорошо (всё обошлось). Упражнения: ­ докажи, что книгу…….. стоит прочесть; ­ объясни, почему ты не любишь математику; ­ узнай как можно больше о предмете (чей, чья, чье, чьи); Особая роль отводится работе по формированию интонации. Экспериментальная работа Самостоятельно составленные диалоги Самостоятельно  составленные  диалоги,  отличаются  большим   количеством  ошибок,  все   зависит  от уровня речевого развития ребенка. Предлагаем примеры отработанных диалогов. Диалог: знакомство  ­ Здравствуй, парень! ­ Здорово! ­ Давай с тобой познакомимся ­ Давай ­ Меня зовут … . А тебя? ­ Я … …. . ­ Как называется твой смартфон? ­ Nokia ­ А какая у тебя игра? ­ У меня «варфейс». А у тебя? ­ У меня «танки» ­ Покажи, как играть в «танки»? ­ Позволь, обменяемся телефонами? ­ А зачем? ­ Я хочу поиграть в твою игру. ­ Хорошо. А ты дай мне свой телефон, я поиграю в «танки» Мальчики обмениваются телефонами и играют ­ Ну, хватит, мы уже играем целый час. Спасибо за игру, мне пора домой. Завтра увидимся ­ Хорошо. Мне очень приятно с тобой познакомиться. ­ Я тоже рад знакомству Диалог: разговор друзей  ­ Привет ­ Привет ­ Как дела? ­ Спасибо, всё хорошо. А у тебя? ­ У меня тоже всё хорошо ­ Ты смотрел вчера по телевизору футбол? ­ Нет, я смотрел смешную передачу «уральские пельмени» ­ А я смотрел футбол. Играли «Спартак и «Динамо». ­ Кто выиграл? ­ «Спартак» ­ Какой счёт? ­ 4:0 ­ Молодцы! ­ А твоя передача интересная? ­ Да, очень смешно! ­ Во сколько начинается? Я тоже буду смотреть. ­ В 18 часов 30 минут ­ Ну, ладно, пока! ­ До встречи! Диалог: разговор друзей  ­ Привет ­ Привет ­ Как дела? ­ У меня всё хорошо. А у тебя? ­ У меня тоже всё хорошо. ­ Как ты провёл зимние каникулы? ­ Хорошо! Мы с родителями ездили в Крым к бабушке и дедушке. А ты чем занимался на каникулах? ­ Я был дома. Смотрел телевизор, делал уроки, гулял. Как ты встретил Новый год? ­ Очень весело. Мы ходили в гости. А ты? ­ Тоже весело. К нам приходили гости, мы жарили шашлык на улице. ­ Что тебе подарили? ­ Мне подарили новые аппараты и телефон. А тебе? ­ Мне подарили деньги. Хочу купить планшет. ­ Здорово. Я люблю Новый год. ­ Я тоже люблю. Ну, пока! ­ До встречи Диалог: День рождения мамы  Сёстры Маша и Настя решили устроить праздник для мамы в день её рождения. Они долго обсуждали, как это сделать. Маша: ­ А может, давай, сделаем сюрприз маме? Уберём квартиру и нарядимся, как следует. Настя: ­ Хорошо! Просто замечательно! Мама будет рада. А знаешь, давай ещё приготовим торт. Маша: ­ Отличная идея! Давай браться за работу. И вот они приступили к работе. Маша убирала квартиру, Настя готовила тесто для торта. Настя: ­ Как мне тяжело! Маша, иди сюда, помоги мне. Давай готовить тесто вдвоём. Маша: ­ Хорошо, приду через пять минут. И они стали готовить торт вместе. Маша включала духовку, а Настя украшала торт клубничками и вишнями. Закончив работу, Маша сказала Насте: Маша: ­ Давай нарядимся, накроем стол скатертью и поставим вазу с  орхидеями. Настя: ­ О! Да! Ведь это любимые мамины цветы! Давай.  Они надели нарядные платья, украсили стол и стали ждать возвращения мамы.  И вот мама пришла. Сёстры обрадовались, обняли и поцеловали её. Мама сказала им: Мама: ­ Ах! Что за чудо! Какие вы нарядные! Вы приготовили торт?! Молодцы! Мама поцеловала девочек. Все сели за стол и стали пить чай с тортом. Отклонения в слуховом восприятии и возникающие вследствие этого недоразвитие речи определяют особые условия общения с окружающими людьми. Нарушения общения создает проблемы в развитии познавательной деятельности ребенка. В связи с этим важнейшей задачей специальной школы является развитие связной речи учащихся как средства   общения   и   развития   мышления.   Для   реализации   этой   задачи   в   программу   обучения слабослышащих детей включены различные формы специальных занятий по развитию слуха и речи. Они призваны приблизить уровень практического владения языком к норме, т.е. научить школьников пользоваться речью как средством общения и сообщения. Одна   из   форм   таких   занятий   –   групповые   занятия.   Именно   на   групповых   занятиях   появляется возможность активизировать речь детей, придать ей коммуникативную направленность. Такая форма занятий способствует развитию остаточного слуха и воспитывает у детей культуру общения друг с другом. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ Тема занятия: ­звуки Ц, Ч; ­восприятие на слух диалогов  Цели:­ обучение восприятию на слух диалогической речи; ­ закрепление правильного произношения звуков Ц, Ч; ­ развитие коммуникативных навыков, необходимых для социализации в слышащем обществе; ­ формирование навыков контроля и самоконтроля за произношением; ­ воспитание умения соблюдать этические нормы общения. Орг. момент: Слушайте внимательно меня и друг друга. Старайтесь говорить правильно. Правильно говорим звуки Ц, Ч. Тема занятия «Беседа». ПРОИЗНОШЕНИЕ Прочитайте  слова  и предложения, которые  встретятся во  время занятия. Говорите  правильно, соблюдайте ударение. ­ Как ты себя чувствуешь? ­ Здравствуйте, поздороваться, попрощаться, позвонить, звонит, беседа, собеседник. Материал на слух (экран) ­ Какие правила орфоэпии встречаются в словах: здравствуйте, чувствуешь, попрощаться, поздороваться? (непроизносимые согласные, окончания «ться», «тся» говорим как «ца») ­ Напомните, пожалуйста, что такое «беседа»? (разговор) ­ Как мы называем человека, с которым разговариваем? (собеседник) СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ­ Сегодня мы с вами – собеседники. Мы будем беседовать. ­ Но сначала вспомним, какие правила нужно соблюдать Ученики читают правила и комментируют их. 1. Говори внятно.  2. Внимательно слушай собеседника.  3. Поздоровайся  4. В конце разговора не забудь попрощаться.  Хочу  предложить   вам  игру:  ваш   одноклассник   долго   болеет   и  не   приходит   в   школу.  Что   сделают   хорошие товарищи? ­ Позвонят, узнают, как здоровье. Передадут домашнее задание. ­ На табличках варианты вопросов и ответов. Вы можете выбрать или предложить свои. Ученики выбирают для себя роли. Составляют и проводят диалог. Затем с опорой на таблички. Далее, ребята меняются ролями и говорят без опоры на таблички. ВАРИАНТЫ ДИАЛОГОВ: 1. Здравствуй,  …  ­ привет ­ почему ты не приходишь в школу? ­я болею ­ что у тебя болит? ­ у меня высокая температура, кашель, насморк ­ как ты себя чувствуешь сейчас? ­ не очень хорошо ­ учительница попросила передать тебе домашнее задание, запиши ­ одну минуту, я возьму ручку и дневник. Слушаю тебя ­ записывай: математика …., русский язык … , чтение … ­ спасибо, я все записал ­ выздоравливай и приходи быстрее в школу ­ до свидания 2. – добрый день, … ­ привет ­ как твои дела? ­ спасибо, все хорошо. А как ты себя чувствуешь? ­ уже лучше. Расскажи, какие новости в школе? ­ у нас были соревнования по футболу, мы заняли первое место. ­ здорово! Скажи мне, пожалуйста, задание на дом ­ подожди минуту, я возьму дневник. Записывай: … ­ спасибо, я все записал ­ выздоравливай, до встречи ИТОГИ ЗАНЯТИЯ ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (фрагмент) Тема занятия: ­ логическое ударение; ­темп, интонация; ­формулы речевого этикета; ­текст – диалог « Слова благодарности»; ­ слайды «Самый­ самый» Цель занятия: ­ соблюдение темпа разговорной речи при произнесении фраз; ­ воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога; ­ расширение кругозора; ­ тренировка слуха на незнакомом речевом материале. Ход занятия: Послушай, назови слово с противоположным значением (слова­ антонимы) Мокрый­ Твердый­ Острый­ Близкий ­ …. , высокий ­ …. , круглый ­ …. , быстрый ­ …. , вчерашний ­ …. , ночной ­ …. , утро ­ …. , день ­ …. . Повтори вопрос с нужной интонацией: О каком писателе тебе хотелось бы рассказать? В каких случаях говорим «спасибо»? Кого из своих друзей можешь назвать вежливым? Составьте диалог, используя формулы благодарности в следующих ситуациях: Вас поздравили с днем рождения … Вам вернули сумку, которую вы забыли в магазине … Вам дали полезный совет в трудных обстоятельствах … Вас тепло приняли, когда вы были в гостях … Если вы опоздали на занятие, вы должны извиниться и объяснит причину своего опоздания. Послушайте, как это делает Дима: ­ Простите, можно войти? ­ Входи, лучше поздно, чем никогда. ­ Извините, пожалуйста, что я опоздал. Я вышел вовремя, но очень долго не было автобуса, и мне пришлось идти пешком. ­Хорошо, садись. Постарайся больше не опаздывать. Как можно объяснить причину опоздания? ­Я проспал. Вчера занимался до двух часов ночи. ­У меня остановились часы. ­Оказывается, мои часы отстают на 15 минут. ­У меня сломался будильник и я проспал. ­ Я забыл дома тетрадь и мне пришлось вернуться. Придумай ситуации, в которых можно ответить на выражение благодарности данными ниже словами: ­ … (в магазине) Пожалуйста ­ … (в транспорте) Не за что ­ … (в школе) Мне было не трудно это сделать ­ … (в гостях) И вам тоже спасибо ­ … (на кухне) На здоровье Работа со слайдами «Самый ­ самый». Знакомство с рекордами в мире животных.

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха

Статья Формирование диалогической речи, как условие успешной интеграции и социализации детей с нарушениями слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019