Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся
Оценка 4.6

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Оценка 4.6
Документация
DOCX
биология +2
Взрослым
12.04.2018
Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся
Одна из центральных идей нового культурно – образовательного пространства и социально - педагогического мышления – переход от знаниевоцентристской к культуросообразной школе. Экологическая культура формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды, которые должны учитываться в процессе человеческой деятельности и является высшим уровнем формирования ответственного отношения человека к окружающей среде. В настоящее время общепризнанной целью экологического образования считается формирование экологической культуры. Именно эта цель закреплена в государственных документах. В рамках вышеперечисленного проводится работа по направлениям. 1. Научно-практическое. А)Разработана программа , которая сочетает вопросы биологии, экологии, географии и других дисциплин. Б) Среди учащихся была проведена работа по структуре и базовых понятиях, оформлению научно - исследовательских работ учащихся, была проведена научно- практическая конференция с защитой реферативных работ. Индивидуальная работа с группой заинтересованных ребят привела к сотрудничеству с преподавателями БГПУ им. Акмуллы. Исследовательская деятельность учащихся была достаточно высоко оценена на районных и городских конкурсах. В) Большое внимание уделяется формированию практических навыков и поэтому обязательным является работа с микропрепаратами, гербарным материалом и живыми объектами. 2. Культурологическое и эстетическое. Для более эффективной и плодотворной работы мною и Маркиной Л.А. был разработан культурологический аспект в преподавании биологии и экологии, который позволяет внедрить систему формирования культурно-нравственного потенциала как главного ориентира в образовательной деятельности, и обозначает более детальные воспитательные цели уроков....
статья экокультура.DOCX
Елена Александровна Багаева­  учитель биологии и химии,  « Лицей № 62»Орджоникидзевского района. Комплексный подход при формировании экологической культуры учащихся. Экологические   проблемы,   ставшие   ныне   глобальными,   затрагивают   интересы   каждого человека, каждой социальной группы. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека  за состояние природной среды.  Однако, как отмечают специалисты, современный человек не подготовлен к той мере  ответственности, к тому уровню требований, который предъявляет сегодня состояние  окружающей среды. Выпускник школы  (или инновационного заведения) слабо вооружен  знаниями в области  экологических взаимоотношений, их влияния на здоровье человека,  генофонд биосферы. Иждивенчески­потребительский образ жизни подрастающих поколений,  недостаточная мировоззренческая культура, слабое развитие творческого мышления  препятствует восприятию экологических проблем как личностно значимых. Экологические  проблемы очень актуальны и для Республики Башкортостан. Это регион, перенасыщенный  экологически небезопасными промышленными производствами, деятельность которых пагубно  влияет на здоровье населения. Переломить создавшуюся ситуацию сегодня невозможно без кардинальных изменений в сознании человека, без воспитания у него общей экологической культуры. На достижение этой цели и должны быть направлены усилия ученых, в первую очередь – педагогов. Необходим поиск   оптимальных   методов   и   приемов,   способствующих   формированию   экологически­ грамотной личности. В целях формирования у учащихся эстетического отношения к природе и на этой основе  воспитания гражданской ответственности за состояние природной среды проводятся  мероприятия по формированию экологической культуры учащихся. Цели и задачи: 1 Сформировать экологическое самосознание. 2 Учится наблюдать и объяснять явления природы. 3 Воспитание убежденности в необходимости бережного отношения к природе. 4 Способствовать развитию познавательного интереса к решению экологических  проблем. 5 Раскрыть и показать роль природы в жизни людей и их взаимодействие, а также  возрастающее воздействие человека на природу. 6 Определить степень влияния природы на развитие и размещение хозяйства и на  формирование культурологической среды для развития личности. В рамках вышеперечисленного  проводится работа по направлениям. 1. Научно­практическое. А)Разработана программа  на 3 года работы, которая сочетает вопросы биологии,  экологии, географии и других дисциплин. Б) Среди учащихся была проведена работа по оформлению, структуре и базовых понятиях  НОУ учащихся,  была проведена научно­ практическая конференция с защитой  реферативных работ. Исследовательские работы учащихся занимают призовые  места в  МАН района, с докладом выступали на конференции в БГПУ им. Акмуллы. В) Большое внимание уделяется формированию практических навыков и поэтому  обязательным является работа с микропрепаратами, гербарным материалом и живыми  объектами.          2. Культурологическое и  эстетическое.   Для   более   эффективной   и   плодотворной   работы   мною   был   разработан культурологический   аспект   в   преподавании   биологии   и   экологии,   который   позволяет внедрить   систему   формирования   культурно­нравственного   потенциала   как   главного ориентира в образовательной деятельности, и обозначает более детальные воспитательные цели уроков.           Поэтому  в своей работе используются репродукции картин, вырезки из  периодической печати, видеофильмы, также  желательным компонентом является  использование современных компьютерных технологий. Поэтому по возможности занятия  проводятся в кабинете информатики. Лаборантская кабинета биологии тоже снабжена  компьютером, на котором мы проводим занятия в микрогруппах.           Большое внимание уделяется межпредметным связям, что позволяет проводить  интересные интегрированные уроки и мероприятия, повысить интерес к биологии у тех  ребят, которые решили специализироваться по другим предметам школьной программы. Включение игровых методов в учебный процесс, а так – же использование оригинальных  биолого ­ экологических загадок, задач, шарад  дает учителю и ученикам возможность  творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на уроках и вне его.   Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально – этические нормы выступают  ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на  формирование личности подрастающего человека.  Народные традиции, аккумулируя  такие нравственные категории, как ответственность, долг, сопереживание к ближнему и  др., являются необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения  человека, обеспечивают особую психологическую среду, выступают важнейшим средством  воспитания растущих детей.          Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно – потребностной,  нравственной, духовной сферы наиболее активно проходит в деятельности по усвоению  норм человеческих отношений, морально этических и духовных ценностей. Поэтому нужно непосредственно включать школьников в эту деятельность: рассуждать о пословицах и  поговорках, анализировать приметы, находить в них закономерности и скрытый за внешней  незатейливостью смысл, использовать в ролевых театрализованных действах. Я сотрудничаю с МБОУ ДО «Эколого­биологический центр «Лидер­Эко»  Орджоникидзевского района и одно из приоритетных направлений внеурочной  деятельности является деятельностное освоение народных традиций и народного  творчества. Так ­ же изучаем стихи, песни и поэтический материал о природе. Группа  девушек заняла 3 место в районном фестивале агитбригад « Экорегион Индия».  Традиционными стали ролевые игры, агитбригады, праздник   « Золотая осень» и « Тебе,  любимый край», регулярно проводятся конкурсы  рисунков, плакатов и газет о родном  крае и  его экологических проблемах, выставки  фотографий и поделок из природного  материала         3. Эколого­ краеведческое. Беречь природу невозможно лишь рассматривая ее с экранов телевизора и компьютера,  поэтому регулярные экскурсии в парк Нефтехимиков, парк Победы , сквер Маяковского ,  на выставки растений и животных а так­ же  походы на источник «Красный ключ»,  в  пещеру и курорт Красноусольск, изучение шиханов и пригородной зоны города  Стерлитамак , город Казань и другие направления нашей России,что способствует  развитию силы, выносливости, формирует основные навыки поведения в  природе. Во время летних каникул  на базе лагеря « Росинка» Орджоникидзевского района  существует экологическая смена, где педагоги, совместно с учащимися проводят семинары и практические занятия по изучению свойств почвы, воздуха и воды. Наши дети являются  активными участниками данных заездов. Этим летом мы заняли 1 место в эколого –  краеведческой игре « Поиск» и исследовательских работах по почве и описанию  экологической карты района. Совместно с учителем географии Разетдиновой А.Г. мы  ежегодно принимаем участие эколого – туристическом слете учащихся района и уже 2 года являемся лидерами по прохождению экологической тропы. 4. Трудовое воспитание.          В народной традиции социализация молодежи, подготовка к труду и  выбору жизненного пути занимает ведущее место. В народе говорят: здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь. Хорошее состояние здоровья – это результат  беспрестанной битвы, происходящей в крови, где иммунные клетки отражают одно за  другим угрожающее вторжение патогенов и токсинов, а наряду с тем и развитие  собственных мутантов. Замечать здоровье мы начинаем тогда, когда иммунная система уже просит о помощи, когда физиологические приспособительные реакции организма  оказываются надломленными.  Здоровье детей России в значительной степени  заложено в 90­х годах ХХ века, которые характеризовались социально­ экономическими трудностями, снижением внимания к социальным  проблемам, прекращением финансирования профилактического направления  в здравоохранении и медицинской науке, реформированием системы  образования в переходный период жизни страны.   Особое внимание всегда  уделяется подросткам, так как в этом возрасте происходит рост и  формирование организма, адаптивные перестройки в психическом и  физическом развитии, определяются жизненные позиции, складывается отношение к труду, поэтому в МБОУ лицей №62 уже девятый год работает  трудовая бригада, образованная учащимися 8 – 11 классов. Целями и  задачами данной деятельности являются: 1. Через организацию опытнической работы и работы с натуральными  объектами развивать умение анализировать, сравнивать трудовые навыки  учащихся. 2. Физическое совершенствование школьников – развитие силы,  выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и  физическими возможностями. 3. Формирование навыков работы с инструментами. 4. Через работу на приусадебном участке формирование базовых значений по экологическим группам растений.    С марта по июль производится уборка территории лицея, посадка, прополка  семенного материала, высадка в грунт рассады, прополка сорняков и полив клумб,  погрузка мусора,  очистка территории, закреплённой за лицеем. Также одним из  приоритетных направлений является работа по озеленению кабинетов, коридоров, актового зала лицея и выполнение действий для формирования клумб перед зданием. Совместно с  Алексеевой Ириной Петровной учащиеся изучают основы посадки семян, высаживают  растения в грунт, поливают, пропалывают, удаляют сорняки, пересаживают и  подкармливают комнатные растения и рассматривают основы фитодизайна. Одним из  факторов, оказывающих значительное влияние на здоровье человека,  является образ жизни. Формированию активной жизненной позиции и  привитие любви к труду, помощь в очистке и озеленении территории лицея и  прилегающих улиц ­ вот основные цели и итог нашей работы.         В центре педагогических задач современной школы – формирование  личности, обладающей системой ценностных ориентаций, способной  совершать осознанный и ответственный выбор, умеющей сознательно строить свое отношение к природе, обществу, другим людям, способной к   творческой реализации в выбранной сфере деятельности.         И поэтому учебно – воспитательный процесс мы стараемся построить  таким образом, чтобы ребенок ощутил себя частью Малой Родины,  гражданином своего отечества, частицей Вселенной. И отрадно осознавать,  что имеются продолжатели данного направления – выпускники нашего лицея, которые учатся и работают в сфере экологии. Ведь еще А.Ферран сказал  что» Учителем бывает тот, кто пробуждает в нас желание учится и  доставляет нам средства к этому.»

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся

Статья "формирование экологической грамотности у обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018