Статья "Формирование характера у младших школьников"
Оценка 4.8

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
психологическая работа +2
Взрослым
10.02.2017
Статья "Формирование характера у младших школьников"
Статья раскрывает особенности формирования характера детей в раннем и младшем школьном возрасте, раскрывает общее понятие характера, его черты. Уделяется внимание путям формирования характера и роли коллектива в этом. Материал статьи можно применить для педагогического лектория, а так же студентам педвузов для подготовки к экзамену.Педагогическая статья
Формирование характера у младших школьников.doc
Воспитание характера младших школьников Характер – это особенности социального поведения личности. Он отражает   уклад   жизни   личности   в   социальной   группе   и   проявляется, прежде всего, в отношениях к людям, а также к порученному делу. В   повседневной   жизни   человека   обычно   характеризуют   как эгоиста   или   коллективиста,   доброго   или   скупого,   мягкого   или   грубого, решительного   или   нерешительного,   настойчивого,   мужественного   или паникера и т.д. Этими словами подчеркивается или отношение человека к чему­либо (моральные свойства), или способ поведения (волевые качества личности).   Следовательно,   в   основе   характера   лежат   морально­волевые свойства личности.  Наиболее   актуальным   формирование   характера   становится   с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает   коренную   перестройку   всего   образа   жизни.   Ребенок   впервые сталкивается   с   рядом   строгих   правил   и   школьных   обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти   правила   и   обязанности   развивают   у   школьника   организованность, систематичность, дисциплинированность, трудолюбие.    целеустремленность,   настойчивость,   аккуратность, Именно в младшем школьном возрасте в процессе формирования характера   закрепляется   не   только   определенная   форма   поведения,  но   и соответствующий мотив этого поведения. В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток.   В   психологии   под   характером   понимают   совокупность индивидуально­своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности   в   типичных   условиях   и   выражаются   в   присущих   ей   способах деятельности в подобных условиях.  Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности,   выражающих   отношение   человека   к   действительности   и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с 2 другими   сторонами   личности,   в   частности   с   темпераментом   и способностями. Темперамент на форму проявления характера своеобразно окрашивает   те   или   иные   его   черты.   Так,   настойчивость   у   холерика выражается   кипучей   деятельностью,   у   флегматика   –   в   сосредоточенном обдумывании.   Холерик   трудиться   энергично,   страстно,   флегматик   – методично,   не   спеша.   С   другой   стороны,   и   сам   темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать   его   проявление.   С   характером   неразрывно   связаны   и способности.   Высокий   уровень   способностей   связан   с   такими   чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желанием   работать   для   его   блага,   вера   в   свои   силы   и   возможности, соединенная   с   постоянной   неудовлетворенностью   своими   достижениями, высокой   требовательностью   к   себе,   умением   критически   относиться   к своему   делу.   Расцвет   способностей   связан   с   умением   настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно,   проявлять   инициативу.   Связь   характера   и   способностей выражается   и   в   том,   что   формирование   таких   черт   характера,   как   организованность, трудолюбие, настойчивость,   происходит   в   той   же   деятельности   ребенка,   в   которой   инициативность,   решительность, формируется и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, с другой – трудолюбие как черта характера. Характер   –   это   неразрывное   целое.   Но   изучить   такое   сложное целое,   как   характер,   нельзя,   не   выделив   в   нем   отдельных   сторон   или типичных   проявлений   (черт   характера).   Общие   черты   характера проявляются   в   отношениях   личности   к   общественным   обязанностям   и долгу, к людям, к самому себе. 3 Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выделяются   такие   черты   характера,   как   трудолюбие,   добросовестность, настойчивость,     бережливость,     и     противоположные   им   –   леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает   решающее   влияние   на   формирование   его   других   личностных качеств. Д.И.Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части   остается   навсегда   слабым,   вялым   и   бесхарактерным   человеком».1 Отношение   к   людям   наглядно   выступает   в  таких   чертах   характера,  как общительность, вежливость, доброжелательность и т.д. Антиподами   этих черт   являются   замкнутость,   бестактность,   недоброжелательность.   Как утверждал В.Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают;   тот,   который   он   сам   себе   приписывает;   и,   наконец,   тот, который есть в действительности».2 В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он находиться. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение   к   самому   себе   проявляется   в   самооценке   своих действий. Трезвая самооценка – это одно из условий совершенствования личности,   помогающих   вырабатывать   такие   черты   характера,   как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими качествами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. 1 Щуркова Н.Е. Научить быть человеком [Текст]/Н.Е.Щуркова. М.,1979-стр.5. 2 Щуркова Н.Е. Научить быть человеком [Текст]/Н.Е.Щуркова. М.,1979-стр.7. 4 Нежелательна   и   другая   крайность   в   характере   человека: недооценка   своих  достоинств, робость  в высказывании   своих  позиций, в отстаивании своих взглядов.  Скромность   и   самокритичность   должны   сочетаться   с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличие известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность – одно из личных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые   качества   характера.   Под   волей   понимается   сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его   действовать   направленно.   Воля   является   способностью   человека преодолевать   препятствия,   добиваться   постоянной   цели.   Конкретно   она выступает   в   таких   чертах   характера,   как   целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать   достижению   как   общественно   полезных,   так   и антиобщественных   целей.   Для   этого   важно   определить,   каков   мотив волевого   поведения   человека.   По   волевой   активности   характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых   и   личных   качеств.   Зачастую   такие   люди,   имея   самые   хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них   искренне   переживают   свое   неумение   самостоятельно,   настойчиво   и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И.П.Павлов подчеркивал, что человек – единственная система, способная регулировать   сама   себя   в   широких   пределах,   может   т.е. самосовершенствоваться.   Слабовольные   люди   при   продуманной 5 педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо   принимать   во   внимание   индивидуальные   особенности   человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать   свою   волю,   выработать   такие   качества,   как   самообладание, активность, смелость.  Как   отмечалось,     характер   формируется,   развивается   и изменяется   в   практической   деятельности   человека,   отражает   условия   и образ его жизни.   Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает   складываться   первичный   образ   поведения,   определенные отношения к действительности. Появления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной   дошкольнику   трудовой   деятельности.   Выполняя   некоторые несложные   обязанности,   ребенок   приучается   уважать   и   любить   труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей   и   воспитателей,   их   личного   примера   у   ребенка   постепенно складываются   понятия  о  том, что  можно  и  чего  нельзя,  и это  начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.   С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера.   Ребенок   впервые   сталкивается   с   рядом   строгих   правил   и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и  обязанности  развивают у школьника организованность,   систематичность,   целеустремленность,   настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.   6 Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. Взаимоотношения в классе не возникают сами собой; они имеют свою логику изменения и развития. На первых порах обучения школьники не проявляют особого внимания друг к другу, мало общаются, не   интересуются   успехами   товарищей.   Но   постепенно   взаимоотношения детей изменяются: они начинают присматриваться друг к другу, завязывать контакты,   находить   общие   интересы.   Совместная   учебная   деятельность рождает общую устремленность, ставит общие задачи, дает возможность выделять разные точки зрения и договариваться. Со временем отношения школьников   выходят   за   рамки   учебной   деятельности.   У   них   возникают интересы,   связанные   с   внеклассной   и   внешкольной   работой,   с общественными делами.  К   концу   обучения   в   начальных   классах   у   детей   возникает стремление занять определенное место среди товарищей. Теперь не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет положение ребенка среди других. Мнение и оценка сверстников становится постепенно основными мотивами поведения школьника. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизма. Школа  – это   особое общественное  учреждение,  где,  по  словам Г.Гегеля начинается жизнь согласно общему порядку, по одинаковому для всех  правилу, где субъективный  дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует   детей,   характер   которых   нельзя   было   бы   перевоспитать   и, которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив   даже   как   будто   бы   уже   укоренившиеся   у   них   отрицательные черты. Каковы же пути воспитания характера? Необходимым   условием   воспитания   характера   является формирование   мировоззрения,   убеждений,   идеалов,   из   мировоззрения 7 вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках.   Задача   формирования   мировоззрения,   убеждений   должна решать в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла   бы   воплотиться   система   отношений   человека   к   действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.  В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную   форму   поведения,   но   и   соответствующий   мотив   этого поведения,   ставить   детей   в   такие   условия,   чтобы   их   практическая деятельность   соответствовала   их   идейному   воспитанию,   чтобы   они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых   жил   и   действовал   ребенок,   не   требовали   от   него,   например, проявления   выдержки   или   инициативности,   то   соответствующие   черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в   такие   условия,   когда   бы   он   мог   и   должен   был   проявить   мужество. Воспитание,   устраняющее   все   трудности   на   жизненном   пути   ребенка, никогда не сможет создать сильного характера.  Важнейшим средством воспитания является труд. В серьезном и общественно   значимом   труде,   связанном   с   преодолением   трудностей,   целеустремленность, воспитываются   лучшие   черты   характера   ­   коллективизм, настойчивость. Одно из главных условий правильной   организации воспитательных   мероприятий   –   тесная   согласованность   учебно­ воспитательной работы  школы с соответствующими влияниями семьи.  С поступлением ребенка в школу, с усложнением и обогащением его жизни семья начинает играть особую роль. В психолого­педагогической литературе   существует   много   свидетельств   об   умалении   авторитета 8 родителей перед авторитетом учителя. Это бесспорный факт, но верный лишь   относительно   учебного   содержания.   Учитель   как   представитель общества,   как   носитель   общего   знания   в   глазах   ребенка   авторитетен абсолютно, но не может заменить родителей, тем более ошибаться в том, в чем он ошибаться не должен по определению.  Семья же должна делать усилия по отождествлению с ребенком в его  заботах  и  делах.  В новой  жизни  отец  и  мать,  все  близкие  призваны помочь сыну или дочери успешно войти в школьную обстановку, освоить новые правила, овладеть новыми умениями и навыками. Ребенок нуждается в   любви   и   поддержке   родителей.   Он   ждет   уважения   к   его   новым обязанностям. Он ожидает от близких интереса к его школьным делам – похвалы   за   достигнутые   успехи,   помощи   при   затруднениях.   Родители вместе с педагогом должны найти единую линию воспитания, учитывающую требования школы и индивидуальные особенности ребенка. Вместе с тем внимание   к   ребенку   нужно   сочетать   с   показом   ему   не   менее   важных интересов  и  забот   других  ее  членов.  Он   должен  считаться  с  ними  и  не ставить свои учебные дела в центр забот всех членов семьи. На воспитание характера влияют литература и искусство.  Образы литературных   героев   и   их   поведение   часто   служат   для   школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.  На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что ему говорят. Как учитель относиться   к   работе,   как   он   следует   общественным   нормам   поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы – все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.   Важную роль для   воспитания   характера   играет   живое   слово   учителя,   воспитателя,   с которым   он   обращается   к   ребенку.   Значительное   место   занимают,   в частности   этические,  или   моральные,  беседы.  Их   цель  –  формировать   у 9 детей   правильные   моральные   представления   и   понятия.   У   младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно   важна   необходимость   индивидуального   подхода   в воспитании   характера.   Индивидуальный   подход   требует   выбора   и осуществления   таких   воспитательных   мероприятий,   которые соответствовали   бы   особенностям   личности   школьника   и   состоянию,   в котором он в данное время находится. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия   в   воспитательных   мероприятиях,   которые   должны   быть осуществлены   учителем   в   ответ   на   тот   или   иной   поступок   учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у   каждого   ребенка   в   области   его   интересов,   отношений   к   людям,   к отдельным   видам   деятельности   и   т.д.   Всемерно   развивая   уже   имеющие ценные   черты,   поощряя   положительные   поступки,   педагог   легче   может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.     Результатом   развития   характера   у   младших   школьников является   чувство   ответственности.   Ответственность   –   один   из   самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют «качеством высшего порядка» из­за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и   мировоззренческой   сторонами   личности.   Это   качество   выражает склонность   личности   придерживаться   в   своем   поведении   общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом.  Ответственность   в   психологической   литературе   –   волевое качество,   связанное   с   морально­ценностной   ориентацией   личности. Существенными   признаками   этого   качества   являются   точность, пунктуальность,   верность   личности   в   исполнении   обязанностей   и   ее готовность отвечать за последствия своих действий.  10 Ответственность   у   человека   формируется   в   школьные   годы,   а именно   в   младшем   школьном   возрасте.   Насколько   развита   будет ответственность у ребенка в этом возрасте, настолько серьезно он будет относиться к поставленным перед ним задачам, окружающим его людям, событиям. Уровень развития ответственности у человека напрямую связан с отношением   к   нему   окружающих,   доверием   и   уважением.   Поэтому основная задача школы и родителей воспитать чувство ответственности за все. Что он делает, за все, что должен сделать. Уже в младшем школьном возрасте   ребенок   должен   четко   дифференцировать   такие   понятия   как «хочу»   и   «должен».   У   младших   школьников   еще   довольно   трудно   это сделать, так как у них нет ни жизненного опыта, ни ситуаций, в которых «хочу» и «должен» вступали бы в яростный конфликт.  До того времени, когда   ребенок   пошел   в   школу,   за   него   все   решали   родители, ответственность   как   бы   переносилась   с   личности   ребенка   на   личность родителя. И только в школе потребность в самоконтроле, ответственности и силе воли становиться перед ребенком, и он, в свою очередь, должен поступить   и   вести   себя,   как   того   требуют   обстоятельства,   он   должен самостоятельно «загонять» себя в рамки и контролировать. Для только что поступившего в школу, это очень трудно, и эта трудность, скорее, основана на необходимости нести ответственность и непонимании надобности этой ответственности, нежели на нехотении быть ответственным.  Воспитывая   ребенка,   взрослый   должен   помнить,   что   процесс воспитания надо контролировать, разумно претворяя в жизнь, что любая ошибка   взрослого,   допущенная   либо   в   процессе   воспитания ответственности, либо какого­нибудь другого качества, в будущем может привести   к   деформации   личности,   к   появлению   в   обществе   человека, неспособного   жить   в   социуме,   слишком   конфликтного   или   слишком мягкого, что, естественно, отразится на самом человеке.  11 Ответственность хороша, когда ребенок разумно к ней подходит, когда может дифференцировать ситуации, а этому ребенка должен научить старший.   Родитель   в   процессе   общения   с   ребенком,   в   процессе   его воспитания передает ему жизненный опыт. Таким   образом,   способность   ребенка   быть   ответственным, адекватно   реагировать   на   ситуации   всецело   зависит   от   воспитывающих людей. Подводя   итог   сказанному,   можно   сделать   вывод   о   том,   что большую   роль   в   воспитании   характера   у   младших   школьников   играют родители   и   учитель.   Впервые   встречаясь   с   учениками   в   самом   начале первого   года   обучения,   учитель   должен   внимательно   наблюдать   их, беседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития, о проявлениях   характера. На основании наблюдений и бесед необходимо сделать   определенную   программу   формирования   характера   ребенка   с учетом его индивидуальных особенностей.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович.М.,1968.   Общая   психология   [Текст]/   под   редакцией   В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А.Степанова, С.Н.Шабалина. М.,1973. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком [Текст]/ Н.Е.Щуркова. М.,1979. 12

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"

Статья "Формирование характера у младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017