Статья "Формирование исследовательской компетенции на урока биологии"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье представлены способы формирования исследовательских х умений на уроках, в том числе на уроках биологии, возможно путем применения различных технологий и методов. Данный метода является эффективным, которое учит умениям организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
Иконка файла материала БаукинаЛ.В.-статья.doc
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМЕТЕНЦИИ  НА УРОКАХ БИОЛОГИИ       Баукина Л.В., к.энц.н., учитель биологии МОБУ Гимназия №14 г. Белорецк   Существует   множество   определений   “метапредметные   умения». согласно   Асмолову   А.Г.(1)   «метапредметные   умения,   это   то,   что   должно остаться после изучения учебных предметов, то есть освоенные обучающимися межпредметные   понятия   и   универсальные   учебные   действия   (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Формирование метапредметных умений на уроках,   в   том   числе   на   уроках   биологии,   возможно   путем   применения различных технологий и методов. Одним из них является исследовательское обучения,   которое   учит   умениям  организовывать   свою   деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.  Исходя из собственного опыта, могу точно утверждать, что полноценная учебно­исследовательская работа может родиться на уроке, не занимает много времени учителя и охватывает большое количество обучающихся. В данной статье представлены некоторые приемы, упражнения и задания, используемые   на   уроках   биологии   и   направленные   на   развитие исследовательских компетенций обучающихся (2):  1. Работа по инструктивным карточкам. Каждому учащемуся дается задание по   описанию   и   проведению   практической   работы   с   различными природными объектами  В   процессе   работы   с   натуральными   объектами   формируются   умения проводить   наблюдения,   сравнивать, классифицировать   биологические   объекты,   выполнять   практические работы.   Таким   образом,   осуществляется   деятельностный     подход   к усвоению знаний учащимися.   ставить   учебные   опыты, 2. Изучить объект, назвать как можно больше форм взаимодействия этого объекта   с   неживой   природой,   с   другими   живыми   организмами,   с человеком. Данное задание позволяет обнаружить взаимосвязи, выявить проблему и спланировать ход решения проблемы. 3. Сформулировать   гипотезу.   Гипотеза   должна   удовлетворять   ряду требований: должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать  фактам. Для того, чтобы научить детей выдвигать гипотезы, предлагаю им словесные конструкции типа «если…, то…»; «так…, как...», «при условии, что…».  Для   отработки   умений   формулировать   гипотезы   использую   прием «Дерево   предсказаний».   В   оригинале   этот   прием   помогает   строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения,   которые     ведутся   по   двум   основным   направлениям   – «возможно»   и   «вероятно»,   и   наконец,   «листья»   ­   обоснование   этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  4. Выбор   методов   исследования.   Учащимся   самим   нужно   подобрать подходящие   методы   исследования.   На   данном   этапе   использую   Прием «Мышление под прямым углом» С   помощью   него   можно   отрабатывать   новые   понятия,   переводя   их   на индивидуальный   язык   посредством   разных   ассоциаций.   Данный   прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью выбора нужного метода исследования для решения конкретных задач урока.  5. Анализ полученных результатов. Сравнить их с эталоном, либо с ранее полученным   результатом.   На   данном   этапе   использую   прием   «Сводная таблица» и «Линии сравнения». Он позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации, связывает воедино тему урока и знания   по   укреплению   здоровья.   Логическую   связь   можно   представить следующим образом: Тема 1 –Тема 2 ­ Линия сравнения.  6. Формулировка выводов. Для того, чтобы научить детей видеть как можно больше   путей   решения   поставленной   проблемы   использую   следующие упражнения:  ­   «Сколько значений у предмета». Найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. В ходе   выполнения   этого   задания   фиксируются:   продуктивность, оригинальность, гибкость. Например «Значение цветка» ( Тема  «Строение цветка») ­   «Угадай,   о   чем   спросили».   Вышедшему   к   доске   ученику   дается несколько   карточек   с   вопросами.   Он,   не   читая   вопроса   вслух   и   не показывая,   что   написано   на   карточке,   громко   отвечает   на   него.   Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.  ­ «При каких условиях предмет будет полезным» Задачи на выбор информации. Например: выберите признаки, характерные Для уроков с использованием исследовательского обучения мною используется комплекс задач по типам.  1. для растений, богатых каротином. 2. Задачи на исправление ошибок. Например: прочтите текст из школьного сочинения о лете. Есть ли здесь биологические ошибки и неточности. В чем они заключаются? «Я прекрасно провел лето. В первый же день мы с братишкой проснулись в 12 часов   и   сразу   побежали   на   пляж.   Скорее   в   воду.   Накупавшись   вдоволь   до изнеможения, растянулись на песочке и часа три загорали….». 3. Задачи   на   сравнение   и   составление   выводов.   Например:   у   плачущего ребенка   работает   43   мышцы,   а   у   смеющегося   –   17.   Сделайте   вывод,   что энергетически выгодней.4. Задачи   на   установление   взаимосвязей   задачи   на   установление взаимосвязей.   Например:   муравьиный   укус   причиняет   боль.   Почему   боль утихает, если место укуса смочить нашатырным спиртом? 5. Задачи на выявление приспособлений. Например: почему, один человек может   простудиться,   едва   ступив   ногой   на   холодный   пол,   а   другой   может купаться в прорубки и прекрасно себя чувствовать. 6. Задачи на выявление противоречий. Например: жирная пища вредна. Тогда почему   в   пищевых   рационах   жителей   Севера   ­эскимосов   преобладает   жир. Какое значение для них это имеет? Задачи   на   постановку   опытов.   Например:   задержите   дыхание. 7. зафиксируйте время, на которое можете задержать дыхание. Почему время, на которое вы можете задержать дыхание, ограничено? Какое это имеет значение для безопасности здоровья.  8. Задачи на выдвижение гипотез. Например: для борьбы с уличным шумом (уличный   шум   составляет   70   дБ)   в   стенах   высотных   зданий   в   Москве вмонтирован   асбестоцементно­пористый   материал.   Предложите   гипотезы, почему это препятствует проникновению звука в здание? 9. Задачи на объяснение результатов опыта. Например:   живые организмы имеют   свои  «биологические   часы»   –  ритмы,  которые   связаны   с   природными явлениями – «природными часами». Исследуйте влияние, которое оказывают на вас   «природные   часы».   Объясните   результаты   опытов.     колючки   розы, невзрачные   цветки   ветроопыляемых   растений,   видоизмененные   листья голосеменных».                    Цель каждого проведенного исследования – формирование у ученика осмысленности   действий.   Поэтому   после   каждого   урока   с   использованием методов   исследовательского   обучения,   проводится   рефлексия.   Рефлексия формирует у подростка  способность к самоопределению, что дает возможность выработать у него собственную позицию отношения к  объекту исследования, рефлексия влияет на подключение к совместному действию и инициирование сотрудничества,  рефлексивные   умения   позволяют   учащимся   объективно   и отстраненно   оценивать   собственную   позицию   по   отношению   к  объекту, воспринимать   точку   зрения   другого   человека,   преодолевать   собственные односторонние   установки,   рефлексивные   умения   позволяют   учащимся осознавать   конкретные   способы  действий,   систематизируют,   обобщают   их, позволяют отличить от ошибочных приёмов и подходов.  В качестве средств обучения для  формирования рефлексивных умений в своей работе я использую: ­ заполнение карты ошибок для выявления собственных затруднений; ­   самостоятельный   выбор   сложности   и   объема   заданий   при   решении практических   задач,  ­ рефлексивные карточки оценки   собственной позиции по отношению к проводимому   исследованию,   по   систематизации   и   обобщению   конкретных способов, по самоанализу, самоконтролю, самооценке своих действийСписок литературы. 1.Асмолов А.Г. 2.Баукина Л. В. Готов ли ты быть здоровым : учебно­методическое пособие / Л. В. Баукина, Л.И. Савва. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 70с.