Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ"

Медиа
Семинары
doc
Чтение
2 кл—4 кл
06.03.2017
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит   к   множеству   конфликтов   не   только   в   семье,   но   и   в   коллективе,   при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно –   активным,   социально   компетентным,   более   адаптированным   к   социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Конечно, к моменту поступления в школу ребёнок уже обладает целым рядом коммуникативных   и   речевых   компетенций.   Хотя   уровень   развития   реальной коммуникативной   компетентности   младших   школьников   весьма   различен,   но   в основном далёк от желаемого.   Современная   педагогика   подчеркивает   важность   формирования   всех   видов речевой деятельности учащихся, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически   стройно,   выразительно   передавать   в   устной   и   письменной   форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить и писать).    Сегодня в  методику преподавания введены понятия компетенций: языковой, коммуникативной,   речевой,   лингвострановедческой,   правописной.   Остановимся   на коммуникативной   компетенции   как   необходимом   условии   формирования   разных видов речевой деятельности. Коммуникативная   компетенция  ­   это   способность   человека   решать языковыми   средствами   те   или   иные   коммуникативные   задачи   в   разных   сферах   и ситуациях общения. Коммуникативная   компетентность   не   возникает   на   пустом   месте,   она формируется.   Основу   её   формирования   составляет   опыт   человеческого   общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. И приобретения эти осуществляются, в том числе, на уроках русского языка и литературного чтения. Коммуникативный   блок   входит   в   состав   основных   видов   универсальных учебных действий.  Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:  коммуникативная способность;  коммуникативное знание;  коммуникативные умения. Коммуникативная способность ­ природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой. Коммуникативное знание  – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени 1
развития   у   себя   тех   или   иных   коммуникативных   умений   и   о   том,   какие   методы эффективны именно в моём исполнении. Одним из важнейших умений современной личности, на мой взгляд, являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать   с   другими   людьми   при   различных   видах   деятельности.   Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших   школьников   предполагает   процесс   побуждения   учащихся   к   энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование   коммуникативных   умений   учащихся   ведет   к   повышению   качества учебно – воспитательного процесса. Главная   цель   активизации   общения  –   формирование   коммуникативной активности   обучаемых,   при   которой   наблюдается   поиск   нестандартных   способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности. Коммуникативное   развитие   идет   по   разным   линиям.   Это   количественное накопление   (увеличение   словарного   запаса,   объема   высказывания)   и   качественные изменения   (произношение,   развитие   связной   речи,   понимание   обращенной   речи). Однако,   основным   критерием   интенсивности   и   успешности   коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою   речемыслительную   деятельность   в   общении   с   другими   людьми,   средствами информации и с самим собой.                        Введение   комплекса   специально   организованных   упражнений   в   уроки литературного   чтения   способствует   получению   устойчивых   положительных результатов.   Ситуация   современного   школьного   обучения   требует   от   ученика активного   решения   новых   сложных   коммуникативных   задач:   организации   делового общения   учеников   друг   с   другом   и   с   учителем   по   поводу   изучаемого   материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со   взрослыми и сверстниками,   что   составляет   предпосылку   формирования   нового   типа взаимоотношения   между   учителем   и   учеником,   между   одноклассниками.   Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация  являются  тем  фундаментом, на котором   будут   расти   и   развиваться   школьники.   Основная   характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только   повысить   свои   учебные   достижения,   но   и   повлиять   на   будущий профессиональный выбор. Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой Диалогические формы речевой коммуникации Выступать   с   заранее   подготовленной речью Рассказывать Пересказывать Спрашивать и задавать вопросы Сообщать Отвечать на вопросы коммуникации Учебная беседа учителя и ученика Учебная беседа в парах Учебная беседа в группах Дискуссия Ответы на вопросы Ролевая игра 2
Критиковать Доказывать и опровергать Блиц ­ турнир Защита проекта Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем  целей обучения речевому общению. Речевая компетенция формируется:  через обучение содержанию предмета;  через развитие прикладных исследовательских умений;  через развитие социально – коммуникативных умений;  через личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации. Возможности   урока,   способствующие   развитию   коммуникативной   культуры ученика, огромны. Для того, чтобы учащиеся  могли  научиться коммуницировать  в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Способствовать   этому   может   продуманная   концепция   развития   школьной коммуникации, которая имеет  следующие этапы: 1 этап Умения,   отрабатываемые под руководством учителя Готовность учащихся участвовать в   общении на уроке   Отвечать на вопросы, давая при   этом   исчерпывающий ответ Задавать вопросы, следя за содержанием   работы   над проблемой или темой Комментировать вопросы и ответы Делать сообщения Рассказывать   логично   и последовательно 2 этап 3 этап Простота   и   чёткость речевого высказывания Отработка умения сделать высказывание своё   понятным   каждому человеку Умение   высказывать   свою мысль   образно,   ярко   и кратко Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание Умение риторические вопросы использовать     Умение   вести   беседу   в паре, в группе Умение беседу поддерживать   Умение конструктивный диалог   вести Умение дискуссию и вести её   построить Умение   участвовать   в конференциях,   играх   и турнирах   партнёром Умение вступать в контакт с и собеседником Умение регулировать громкость   и   скорость речевого высказывания     Работа   по   подготовке   школьников   к   общению   включает   в   себя   несколько аспектов:   развитие   определённых   особенностей   мышления   и   речи   учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором   необходимых   средств.   К   средствам   коммуникации,   в   первую   очередь, относится речь, в которой   объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная   (   с   помощью   которой   отражаются   соответствующие   состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к 3
действию) и изобразительная ( посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей). Реализация   названных   функций   прямо   связана   с   тем,   насколько   свободно человек   владеет   речью.   «Много   на   земле   живых   существ.   Из   них   только   человек обладает  даром   речи.  Даром   слова»,  ­  писал   Л.  Успенский.  Развивать   этот  «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо. Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:  игровые приёмы;  задания,   направленные   на   развитие   литературных   способностей   и   творческого воображения: 1 «.Рассказ от первого лица»  рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля  повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки» 2. «Комплимент»  сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали) 3. «Сказка в заданном ключе»  введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку 4. «Изменение сказочной развязки»  придумать другое окончание сказки, рассказа Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет   возможность   говорить   с   заинтересованным   собеседником.   Одно   из   главных условий   организации   диалога   –   это   создание   атмосферы   доверия   и доброжелательности,   свободы   и   взаимопонимания,   сотворчества   равных   и   разных. Участие   детей   в   играх   и   упражнениях   обеспечивает   возникновение   между   детьми доброжелательных   отношений,   а   групповая   поддержка   вызывает   чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:  любое мнение ценно;  ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;  повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,  хочешь говорить – подними руку;  дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;  обращение начинается с имени;  критика должна быть тактичной;  отсутствие результата – тоже результат;  голос – твой божественный дар, умей им владеть. Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает: 1. Эмоциональное вслушивание 2. Вычитывание 3. Выразительное чтение 4. Сочинения, рисование, инсценировки 4
Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается: 1.  Владение детьми способами понимания художественного произведения 2.  Умения выразительно читать. 3.  Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи. 4.  Расширение читательского кругозора. 5.  Развитее «чувства языка» и литературного вкуса. 6.  Формирование коммуникативных способностей. Помогают   в   формировании   диалогового   общения   друг   с   другом   следующие упражнения: 1.  Ролевое чтение. 2.  Ролевые диалоги. 3.  Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения). 4.  Придумать разговор героев произведения по телефону. 5.  Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). Хочу выделить игры с конкретной целью – формирования коммуникативных  (лексические, умений   через   организацию   коммуникативной   деятельности грамматические, фонетические, разговорные, творческие). Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений. Типы коммуникативных игр Игры учебного характера «Авторская сказка» «Угадай, кто я?» «Фраза по кругу» «От первого лица» «Цепочка» Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры «Цветик ­ семицветик» «Испорченный телефон» «Магазин» Предметная игра «Что? Где? Когда?» Творческие   игры   проводятся   с   целью   воспитания   и   обучения   учащихся. Творческая игра даёт детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке  волнующие, яркие  события.  Игра  ­ «это не только  показ,  переживание поступка, это ещё и мысль – действие, и мысль ­ образ». И в этом её воспитывающая сила. Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно–ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных   способностей   учащихся.   Наиболее   эффективными   для   развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов: Тренинговые вопросы Конструктивные вопросы Альтернативные вопросы Учащиеся   усваивают   алгоритм   выполнения   учебных задач. Требуют   поиска   ответа   с   опорой   на   имеющий   уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Используются   при   тестированном   опросе,   когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. 5
Наводящий вопрос Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется  и формулирует ответ. Вопросы   и   ответы   на   них   действительно   выполняют   роль   механизма формирования   коммуникативных   умений   учащихся.   В   них   бьётся   живая   мысль, рождаются чувства и отношения. Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся,   стремление   к   творческому   осмыслению   прочитанной   литературы, воспитывать   уверенность   в   себе,   способность   привлечь   к   себе   внимание   своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторинах, КВН. Таким образом, среди требований к результатам изучения литературного чтения приоритетным   является   развитие   ценностно­смысловой   сферы   и   коммуникативной компетентности. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала и развитии обучающегося, своевременно прийти ребёнку на помощь и не забывать, что ученик и учитель – союзники и обучение должно быть бесконфликтным. Литература: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе– М.; «Просвещение» – 2008. 2. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества ­М; «ВАКО»­2009 3. Никитина М.И. Чтение и развитие речи­ С­П; «КАРО»­2008 4. Приёмы формирования коммуникативных компетенций Шаркаева И.М. http://www.rae.ru/forum2012/264/1218 5. Приемы технологии развития критического мышления учащихся 6. http://uchitmatematika.ucoz.ru/_tbkp/kritich.doc 7. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на  уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6­ bal.narod.ru/metod/pestova.doc.  8. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов  через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного  чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей  "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/. 6
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)