Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
11.02.2017
Статья содержит обобщение опыта по социо-игровой технологии в группах старшего дошкольного возраста, на формирование коммуникативных навыков у детей, на сегодняшний день это проблема остро стоит перед обществом, наши дети не умеют общаться между собой, договариваться, все это мешает социализация детей в обществе.
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.docx
Елена Николаевна Медведева,
воспитатель
МАДОУ «Платошинский детский
сад «Солнышко»
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста через социоигровую технологию
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность
которого часто зависит от умения договариваться. Несмотря на то что данное
умение в полной мере реализуется во взрослой жизни, его значение
достаточно велико и в дошкольном возрасте.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования
социальнокоммуникативное развитие дошкольников рассматривается как
необходимая образовательная область,
обеспечивающая важнейшее
направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно
включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со
сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними.
От умения ребенка договариваться во многом зависит его адаптация в
коллективе сверстников и эффективность воспитательнообразовательной
работы в группе.
Социальнокоммуникативное развитие должно быть направлено на
формирование целостной системы целевых ориентиров, связанных с
получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и
развитием у него различных коммуникативных умений.
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со
сверстниками. Основа социоигровой педагогики заложена в словах: “Мы не
учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг
другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект
добровольного обучения, тренировки и научения” (В. М. Букатов, Е. Е.
Шулешко).
Социо игровая технология подразумевает свободу действий, свободу
выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социоигровой
технологии является договор, правило.
Основная идея технологии – организация собственной деятельности
детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок
хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.
Цель своей работы я видела в формировании коммуникативных навыков
у детей старшего дошкольного возраста через социо игровую технологию.
Задачи:
1. Расширять знания ребенка в сложном мире человеческих отношений; 2. Формировать у детей потребности и способности планировать свои
действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами,
проверять результаты своих действий;
3. Формировать умение целенаправленно владеть своим поведением,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
В своей практической работе использую прием социоигровой
технологии деление детей на группы и микрогруппы.
Способы организации микрогруппы весьма разнообразные
и
усложняются от возраста к возрасту. Количественный состав также зависит от
возраста детей и их индивидуальных особенностей.
В начале работы объединяла детей в пары, для этого использовала игру
«Найди пару» (подобрать предметные картинки по цвету, например,
красный цветок – красная ягода, синяя кепка – синие носки); игру «Найди
домик» (с использованием геометрических фигур) и др.
Моя задача, как педагога, в работе с детьми состояла в умении
организовывать деятельность детей, научить их работать вместе друг с
другом.
Со временем способы деления на микрогруппы постепенно усложнялись.
Постепенно дети уже могли работать в микрогруппах, состоящих из 234
человек. Причем больший коэффициент полезной работы детей получается в
тройках, а не в парах, так как в паре чаще возникают неразрешимые споры,
которые требуют участия взрослого. А вот когда есть третий – то подобные
ситуации, все так же, достаточно часто возникая, оказываются разрешимыми.
Выход из данной ситуации дети находят самостоятельно, что с
педагогической точки зрения очень ценно для формирования чувства
сотрудничества и развития личности.
Кроме того, заметила, чем чаще стала объединять детей на занятиях в
тройки, тем разностороннее и непредсказуемее были роли у детей в тройках.
Сегодня Егор в своей тройке главный спорщик, но вот назавтра он попал в
другую тройку и неожиданно стал наблюдающим, на основании этого сделала
вывод, что троек должно быть много, использовать их часто и часто менять.
Создаю микрогруппу только активных или только спокойных детей, или
организую группу из детей с разным уровнем развития. И не страшно, что
ктото из детей на сегодняшний момент не может четко, с первого раза
выполнить полученное задание, зато ктото из группы детей может сделать
это очень хорошо, а в выигрыше остаются все дети, так как чувство
успешности от выполненного задания переполняет всех детей.
Приведу такой пример, во время занятия по ознакомлению с
окружающим мы с детьми закрепляли признаки разных времен года. Дети
объединились в микрогруппы по картинкам с временами года (зима, весна,
лето, осень). Затем предложила им задание, подобрать к каждому времени
года соответствующие картинки, в которых отражены изменения в
растительном мире, жизни животных, трудовая деятельность людей. Картинки были заведомо перепутаны, что потребовало от детей
общения не только между собой в группе, но и между микрогруппами.
Дети находили ошибочные картинки, обменивали их в другой группе детей на
подходящие данному времени года.
Но не сразу все пошло так , как хотелось бы. Одна из групп, в которой
подобрались
сообразительные, но не очень общительные девочки, не
справлялась с заданием, а получилось это потому, что они не стали
обращаться к другим детям из других микрогрупп для обмена картинками.
Это послужило им уроком и сигналом к действию на следующем занятии.
Взрослые очень часто ориентированы на то, чтобы задание у каждого
ребенка, у каждой пары обязательно получилось. А на самом то деле, дети
лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому мы не должны лишать их
возможности набираться личного опыта, возможности ошибаться и
проигрывать.
В процессе внутригруппового общения создаются благоприятные
условия для формирования адекватной самооценки. Внутри микрогруппы
возникают благоприятные условия для сравнения своих знаний, умений,
возможностей со знаниями и умениями своего друга, а результаты своих
действий с успехами или неуспехами других детей.
Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями,
гораздо точнее и намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или
«плохо» со стороны педагога.
Использование данной технологии в старшей и подготовительной группе
позволило достичь следующих результатов по итогам
20142016г.
мониторинга:
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками
В общении и взаимодействии со взрослыми и детьми соблюдает элементарные
моральные нормы и правила поведения (не мешать друг другу, не ссориться,
договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и пр.).
Уровень
развития
Высокий
Средний
Низкий
Начало года
55%
30%
15%
Конец года
85%
15%
Способен согласовывать свои действия с действиями других детей в различных видах
деятельности
Уровень
развития
Высокий
Средний
Низкий
Начало года
30%
45%
25%
Конец года
44%
56%
Способен оказывать помощь сверстнику в освоенных видах детского труда
Конец года
Начало года
Уровень
развития Высокий
Средний
Низкий
29%
56%
15%
50%
37%
3%
Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность
ребенка в той или иной деятельности
Начало года
Конец года
Уровень
развития
Высокий
Средний
Низкий
35%
35%
30%
41%
48%
11%
Способен при необходимости построить деловой диалог (при совместном выполнении
поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случае возникновения конфликта и
т.д.)
Уровень
развития
Высокий
Средний
Низкий
Начало года
Конец года
20%
65 %
15%
30%
67%
3%
Можно сделать вывод, что применение социоигрового стиля дает
возможность робким, неуверенным детям преодолеть свои комплексы,
нерешительность, застенчивость, а также даёт возможность проявлять
самостоятельность, инициативность, развивать коммуникативное общение.
В результате происходит сближение педагога и ребенка, что
способствует созданию условий индивидуализации образовательных
отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения
ребенка, самостоятельности и инициативности.
Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.