Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Оценка 4.8

Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
11.02.2017
Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Статья содержит обобщение опыта по социо-игровой технологии в группах старшего дошкольного возраста, на формирование коммуникативных навыков у детей, на сегодняшний день это проблема остро стоит перед обществом, наши дети не умеют общаться между собой, договариваться, все это мешает социализация детей в обществе.
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.docx
Елена Николаевна Медведева, воспитатель МАДОУ «Платошинский детский  сад «Солнышко» Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо­игровую технологию Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от умения договариваться. Несмотря на то  что данное умение   в   полной   мере   реализуется   во   взрослой   жизни,   его   значение достаточно велико и в дошкольном возрасте.  В   федеральном   государственном   стандарте   дошкольного   образования социально­коммуникативное   развитие   дошкольников   рассматривается   как необходимая   образовательная   область,   обеспечивающая   важнейшее направление   развития   ребенка.   В   качестве   одного   из   компонентов   оно включает   совершенствование   навыков   общения   и   взаимодействия   со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними. От   умения   ребенка   договариваться   во   многом   зависит   его   адаптация   в коллективе   сверстников   и   эффективность   воспитательно­образовательной работы в группе. Социально­коммуникативное   развитие   должно   быть   направлено   на формирование   целостной   системы   целевых   ориентиров,   связанных   с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений. Социо­игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Основа социо­игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного   обучения,   тренировки   и   научения”   (В.   М.   Букатов,   Е.   Е. Шулешко). Социо ­ игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора,   свободу   мыслей   ребёнка.   Не   менее   важным   в   социо­игровой технологии является договор, правило.  Основная   идея   технологии   –   организация   собственной   деятельности детей.   Собственная   деятельность   –   это   та   деятельность,   которой   ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.  Цель своей работы я видела в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо ­ игровую технологию. Задачи: 1. Расширять знания ребенка в сложном мире человеческих отношений; 2. Формировать   у   детей   потребности   и   способности   планировать   свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий; 3. Формировать   умение   целенаправленно   владеть   своим   поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.                     В   своей   практической   работе   использую   прием   социо­игровой технологии деление детей на группы и микрогруппы.   Способы   организации   микрогруппы   весьма   разнообразные     и усложняются от возраста к возрасту. Количественный состав также зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей.           В начале работы  объединяла детей в пары, для этого использовала игру «Найди   пару»     (подобрать   предметные   картинки   по   цвету,   например, красный цветок – красная ягода, синяя кепка – синие носки); игру «Найди домик» (с использованием геометрических фигур) и др.                      Моя задача, как педагога,   в работе с детьми состояла в умении организовывать   деятельность   детей,   научить   их   работать   вместе   друг   с другом.  Со   временем   способы   деления   на   микрогруппы   постепенно   усложнялись. Постепенно   дети уже могли   работать в микрогруппах, состоящих из 2­3­4 человек. Причем больший коэффициент полезной  работы детей получается в тройках, а не в парах, так как в паре чаще возникают неразрешимые споры, которые требуют участия взрослого. А вот когда есть третий – то подобные ситуации, все так же, достаточно часто возникая, оказываются разрешимыми. Выход   из   данной   ситуации   дети   находят   самостоятельно,   что   с педагогической   точки   зрения   очень   ценно   для   формирования   чувства сотрудничества и развития личности.            Кроме того,  заметила,  чем чаще стала объединять детей на занятиях в тройки, тем разностороннее и непредсказуемее были роли у детей в тройках. Сегодня Егор в своей тройке главный спорщик, но вот назавтра он попал в другую тройку и неожиданно стал наблюдающим, на основании этого  сделала вывод, что троек должно быть много, использовать их часто и  часто менять.           Создаю микрогруппу только активных или только спокойных детей, или организую группу   из детей с разным уровнем развития. И не страшно, что кто­то   из   детей   на   сегодняшний   момент   не   может   четко,   с   первого   раза выполнить полученное задание, зато кто­то из группы детей может сделать это   очень   хорошо,   а   в   выигрыше   остаются   все   дети,   так   как   чувство успешности от выполненного задания переполняет  всех детей.                     Приведу   такой   пример,   во   время   занятия   по   ознакомлению   с окружающим  мы  с  детьми  закрепляли  признаки  разных  времен  года. Дети объединились в микрогруппы по картинкам с временами года  (зима, весна, лето, осень).  Затем  предложила им задание, подобрать к каждому времени года   соответствующие   картинки,   в   которых   отражены   изменения   в растительном мире, жизни животных, трудовая деятельность людей. Картинки  были заведомо перепутаны, что потребовало от детей общения не только между собой в группе, но и между микрогруппами. Дети находили ошибочные картинки, обменивали их в другой группе детей на подходящие данному времени года.          Но не сразу все пошло так , как хотелось бы. Одна из групп, в которой подобрались     сообразительные,   но   не   очень   общительные   девочки,   не справлялась   с   заданием,   а   получилось   это   потому,     что   они   не   стали обращаться к другим детям из других микрогрупп  для обмена картинками. Это послужило им уроком и сигналом к действию на следующем занятии.            Взрослые очень  часто ориентированы на то, чтобы задание у каждого ребенка, у каждой пары  обязательно  получилось. А на самом­ то деле, дети лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому мы не должны лишать их возможности   набираться   личного   опыта,   возможности   ошибаться   и проигрывать.                    В процессе внутригруппового общения создаются благоприятные условия   для   формирования   адекватной   самооценки.   Внутри   микрогруппы возникают   благоприятные   условия   для   сравнения   своих   знаний,   умений, возможностей   со   знаниями   и   умениями   своего   друга,   а   результаты   своих действий ­ с успехами или неуспехами других детей.                    Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или «плохо» со стороны педагога. Использование данной технологии в старшей и подготовительной группе   позволило   достичь   следующих   результатов   по   итогам 2014­2016г.   мониторинга:  Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками В   общении   и   взаимодействии   со   взрослыми   и   детьми   соблюдает   элементарные моральные   нормы   и   правила   поведения   (не   мешать   друг   другу,   не   ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и пр.).  Уровень развития Высокий  Средний  Низкий  Начало года 55% 30% 15% Конец года 85% 15% Способен согласовывать свои действия с действиями других детей в различных видах деятельности Уровень развития Высокий  Средний  Низкий  Начало года 30% 45% 25% Конец года 44% 56% Способен оказывать помощь сверстнику в освоенных видах детского труда Конец года Начало года Уровень развития Высокий  Средний  Низкий  29% 56% 15% 50% 37% 3% Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребенка в той или иной деятельности Начало года Конец года Уровень развития Высокий  Средний  Низкий  35% 35% 30% 41% 48% 11% Способен при необходимости построить деловой диалог (при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случае возникновения конфликта и т.д.) Уровень развития Высокий  Средний  Низкий  Начало года Конец года 20% 65 % 15% 30% 67% 3% Можно   сделать   вывод,   что   применение   социо­игрового   стиля   дает возможность   робким,   неуверенным   детям   преодолеть   свои   комплексы, нерешительность,   застенчивость,   а   также   даёт   возможность   проявлять самостоятельность, инициативность, развивать коммуникативное общение.  В   результате   происходит   сближение   педагога   и   ребенка,   что способствует  созданию   условий   индивидуализации   образовательных отношений,   обеспечивающих   возможность   социального   самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Статья Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017