Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".
Оценка 4.7

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Оценка 4.7
Исследовательские работы +4
docx
воспитательная работа +2
10 кл—11 кл +1
06.04.2017
Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".
Метод.площадка Гриднева А.В..docx
Гриднева А. В.,  преподаватель русского языка и литературы Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов. Одной   из   актуальных   проблем   современной   педагогики   является интеграция   социальных   институтов   и   семьи   по   вопросам   подготовки подрастающего   поколения   к   семейной   жизни,   воспитания   семейных ценностей, которые закладывают основу гармоничных отношений в браке. В содержании общего среднего образования семейная педагогика не составляет отдельный   самостоятельный   учебный   предмет   или   дисциплину,   поэтому основная   нагрузка   в   подготовке   учащихся   к   будущей   семейной   жизни возлагается на систему классного руководства и межпредметные связи. Изучением   данной   проблемы   я   занимаюсь   достаточно   давно.   В университете писала диплом по педагогике на тему: Формирование культуры семейных   отношений   у   старшеклассников;   в  магистратуре   по   направлению Педагогическое   образование   занималась   магистерской   диссертаций: Формирование   культуры   семейных   отношений   у   старшеклассников   и студентов.  Эпиграфом   к   своей   статье   я   взяла   знаменитую   фразу   Л.Н.Толстого: «Все счастливые  семьи похожи  друг  на  друга,  каждая  несчастливая  семья несчастлива   по­   своему».   Важнейшим   социальным   институтом   общества   и основной ячейкой общества является семья­ общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах и кровном родстве. Конечно, у каждого из нас свои представления об идеальных семьях. Своя позиция есть и у Л.Н.Толстого. Его высказывание, которым начинается роман «Анна   Каренина»,   означает,   что   мы   без   труда   сможем   назвать   признаки счастливой   семьи,   потому   что   они   универсальны   (в   хорошей   семье   есть гармония,   взаимопонимание,   уважение   и   т.д.),   но   в   то   же   время   нельзя выявить   причины   несчастья   всех   несчастливых   семей,   так   как   причины несчастья всегда разные. На   протяжении   истории   человечества   содержание   понятия   «семья» изменялось. Определений семьи в научной литературе много и многие из них вошли   в   общественное   сознание.   Семья   определяется   как   социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих 1 родственников. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля семья   определяется,   как   «совокупность   близких   родственников,   живущих вместе». Представления о семье являются частью мировоззрения человека, они определяют его реальные взаимоотношения в семейной сфере.  Решение   задачи   подготовки   молодежи   к   семейной   жизни   требует изучения особенностей представления о семье у молодых людей из разных возрастных, гендерных и культурных групп.  Во время подготовки к написанию магистерской работы по данной теме в   рамках   курсов   «Родительского   университета»   на   базе   Волгоградского государственного   социально­   педагогического   университета   мы   проводили исследование   по   методике   французского   психолога   Сержа   Московича. Основой   данной   методики   является   теория   социальных   представлений. Социальные   представления­это   свойства   обыденного   практического мышления,   направленные   на   освоение   социального,   материального   и идеального   окружения.   Социальное   представление   выражает   не индивидуальное мнение  человека, а его мнение, как  члена группы, класса, культуры. В исследовании участвовали 295 человек (189 девушек и 106 юношей).  Исследование проводилось с помощью метода свободных ассоциаций. Мы просили юношей и девушек назвать пять ассоциаций со словом «семья». Анализ   всех   полученных   ассоциаций   позволил   выделить   несколько категорий со сходными по значению ассоциациями: 1.   Общение,   отношения   (любовь,   дружба,   забота,   взаимопонимание, поддержка, доверие, уважение); 2. Семейные роли (дети, мама, папа, родители); 3.   Личностные   переживания,   эмоции   (счастье,   радость,   ответственность, доброта); 4.   Материальная,   хозяйственно­   бытовая   сфера   (дом,   уют,   быт,   домашнее хозяйство, деньги); 5. Синонимы, символы (брак, очаг, ячейка, крепость, «яблоко от яблони»); 2 6. Негативные ассоциации (ссоры, проблемы, скандалы, измена, развод). На первом месте область отношений, общения. На втором ­ обозначение семейных ролей. На третьем ­ материальная, хозяйственно­ бытовая сфера. Ассоциации, которые встретились более 30 раз: любовь, дети, ребенок, дом, родители, уют, взаимопонимание, ответственность, счастье, муж, жена, тепло. В   социальных   представлениях   девушек   о   семье   больше   отражены область общения, отношений, хозяйственно­ бытовая сфера, в представлении юношей ­ семейные роли. Результаты данного исследования послужили основным практическим материалом для моей работы. Я подготовила и провела среди студентов I­ II курса нашего колледжа анкету «Представление о брачно­семейных отношениях» (Приложение 1.) и опрос методом свободных ассоциаций. В анкетировании приняли участие 30 студентов  I  курса (11 девушек и 19 юношей) и 20 студентов II курса (8 девушек и 12 юношей) специальностей: СН, РЗ, ЭССС, БУ. I   курс:  К браку относятся положительно 9 девушек из 11 (2­ пока не думали об этом) и 13 юношей из 19 (6­ пока не думали об этом). 2 девушки из 11 считают, что вступать в брак нужно в возрасте от 18 до 20 лет, другие 9 выбрали вариант ­ от 20 до 30 лет. 17   юношей   из   19   опрошенных   считают   оптимальным   возрастом   для вступления в брак промежуток от 20 до 30 лет, 1 человек выбрал вариант ­ от 18 до 20 лет и 1 юноша считает, что в брак вступать лучше после 30 лет. На вопрос, как вы относитесь к ранним бракам (до 18 лет), 5 девушек и 9 юношей ответили, что отрицательно. 23 человека из 30 опрошенных первокурсников на вопрос, из­за чего может распасться семья, ответили ­ измена, 4 человека выбрали вариант­ не сошлись характерами и 3 человека решили, что на это могут быть другие причины. 3 II    курс: 12 человек из 20 опрошенных относятся к браку положительно и хотели бы вступить в брак, 1 человек ­ отрицательно и 7 человек еще об этом не думали. 14 человек считают, что вступать в брак следует в возрасте от 20 до 30 лет, 3 человека выбрали вариант­ от 30 и старше и 3 человека посчитали, что вступать в брак нужно в возрасте от 18 до 20 лет. Большая часть опрошенных студентов II курса считают возможным брак во время учебы, а основной причиной распада молодых семей назвали измену. Удивительно,   что   никто   из   опрошенных   не   выбрал   причиной,   из­за которой может распасться семья­ отсутствие денег. Это говорит о том, что материальные ценности в данном случае уходят на второй план. В опросе методом свободных ассоциаций приняли участие 44 студента I курса. Первокурсникам предлагалось продолжить предложения ( Приложение 2): 1. Если семья это постройка, то какая … 2. Если семья это цвет, то какой … 3. Если семья это музыка, то какая … 4. Если семья это фильм, то какой … 5. Если семья это геометрическая фигура, то какая ... 6. Если семья это настроение, то какое … 7. Если это цветок, то какой … Наиболее популярные ответы: 1. Мощная, крепкая; дом, крепость, замок; нерушимая крепость; 2. Золотой, желтый, белый, зеленый; 4 3. Классическая, грустная, колыбельная, песнь соловья; 4. Комедия, боевик, драма; страшный; «Унесенные ветром»; 5. Квадрат, круг, звезда; 6. Спокойное, пасмурное, веселое; 7. Ромашка, роза, тюльпан, кактус, сирень, лилия; засохший. Часто упоминаемые цвета ­ желтый, золотой, как пишет Кандинский: «Эти цвета наиболее близки к дневному свету. В своей внешней чистоте они всегда несут в себе природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное   возбуждение.   Из   практики   известно,   что   жёлтый   цвет производит очень тёплое впечатление. Глаз радуется, сердце переполняет восторг, душа поёт, кажется, что нас обвеивает настоящим теплом». Фигура   квадрат   символизирует   методичность,   терпение,   внимание   к деталям, любовь к порядку; распланированную, разложенную по полочкам и предсказуемую   жизнь.   высокую чувствительность и способность сопереживать.   Круг   символизирует   гармонию, Полученные   данные   отражают   знания,   представления   и   идеалы современной молодежи в области семейных отношений. В   современных   условиях   социальных   изменений   и   катаклизмов актуальной   становится   педагогическая   проблема   развития   ценностно­ ориентационной системы представлений о семье в студенческом возрасте. Это период развития, когда продолжается активное развитие личности, возникают значимые   психологические   новообразования,   происходит   осмысление социального и личного опыта. Выводы, сформулированные на основе полученных данных, могут быть использованы   педагогами,   психологами,   социальными   работниками   как направления воспитательной работы. Работа в данном направлении поможет: ­ расширить знания студентов об эмоциональных связях в семье; ­ корректировать представления юношей и девушек о семье с учетом их гендерных особенностей; 5 Для   повышения   уровня   культуры   семейных   отношений   я   предлагаю комплекс   мероприятий   (Приложение   3),   который   можно   использовать   в работе классных руководителей, кураторов и преподавателей гуманитарного цикла. Список использованной литературы: 1. Андреева Т. Семейная психология.­ СПб, 2005. 2. Дружинин В. Н. Психология семьи.­ Екатеринбург, 2000. 3. Ковалев С. В. Психология современной семьи.­ М., 1998. 4. Камышанова И. В. Тренинг выбора спутника жизни.­ Волгоград, 2000. 5. Целуйко В. М. Современная семья.­ Волгоград, 2001. 6

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".

Статья "Формирование культуры семейных отношений у старшеклассников и студентов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017