статья "Формирование мотивации на уроках математики"

  • Педсоветы
  • docx
  • 28.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассказывается о проблемах успеваемости детей по математике, способах организации работы на уроке математики для повышения интереса учащихся, приемы повышения мотивации на различных этапах урока. Автор делится опытом работы и рассказывает о своих педагогических находках. Надеюсь, что приведенный материал поможет коллегам в работе над повышением заинтересованности учащихся в изучении математики.
Иконка файла материала формирование мотивации на уроках.docx
Формирование мотивации на уроках математики.  Математика традиционно считается предметом сложным и непонятным, а если понятным то лишь некоторым, старательным учащимся. К числу  любимых предметов её тоже отнесут немногие ученики, потому как  понимание математики связано с заучиванием правил и теорем, все темы  математики взаимосвязаны, и стоит пропустить или полениться на нескольких уроках, как образуется брешь в знаниях и дальнейшее изучение этого  предмета становится проблематичным. Кое­кто из учеников уверен, что  знания синусов, логарифмов, квадратных уравнений и прочей математической «ерунды» в жизни не нужно. Научились складывать и вычитать ­ и хватит, да и эти действия можно не учить, а достаточно научиться пользоваться  калькулятором. Возможно, поэтому качественная успеваемость по  математике всегда ниже средней по школе, да и с абсолютной успеваемостью  тоже не всегда всё в порядке.  Причины неуспешности ученика теперь принято искать в учителе: не  постарался заинтересовать, не сумел убедить в необходимости изучения той  или иной темы, не нашел подход, не все способы использовал. Нежелание  учиться часто объясняют перегруженностью программ, оторванностью  учебного материала от жизни и от потребностей учащихся, плохим  изложением материала в учебниках. И вообще, неинтересно ученику на уроке, вот он и не успевает. О том, что учёба – это всё­таки труд, говорить как­то не принято. Поэтому хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского: «Поставь над собой хоть сто учителей — они окажутся бессильными, если ты  не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя». В настоящее время у большинства учащихся наблюдается слабая  мотивация к учебе. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация.  Ответственность учеников за учебу, стремление  их к высоким достижениям,  желание учащихся  знать больше в реальности встречается всё реже. И потому вопросы мотивации учащихся при изучении учебного предмета остаются  актуальными и злободневными. Мотивация бывает внутренней и внешней.  Внутренняя мотивация – нравится учебный предмет и его преподаватель,  интересно на уроках, уникален метод преподавания,  ученик стремится  добиться особых успехов, ученик получает удовлетворение от  познавательного прогресса, гордится своими успехами, уверен в своих силах.  Внешняя мотивация – желание получить положительную отметку; одобрение  учителя; выделиться среди  учащихся; заслужить похвалу родителей. Бывает  и отрицательная мотивация ­ стремление избежать плохой оценки или  порицания учителя; избежать критики в свой адрес. Наилучший вариант взаимодействия  – это такое общение учителя со  учащимися в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для  правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает  1благоприятный эмоциональный климат обучения, препятствует  возникновению “психологического барьера”, обеспечивает развитие  социально­психологических процессов в детском коллективе и позволяет  максимально использовать в учебном процессе личностные особенности  учащихся. Учитель должен обеспечить полноценную передачу информации;  эффективную учебную деятельность школьников; продуктивные  взаимоотношения в коллективе, в том числе, между учителем и учащимися. Для работы учителю необходимы следующие личностные качества:  ­ эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность ­ стремление к максимальной гибкости; ­ внимание к учащихся; ­ установка на создание положительного подкрепления для учащихся. . Свою работу я стараюсь строить так, чтобы каждый урок побуждал к  развитию познавательной самостоятельности, открытию нового знания для  ученика. Стараюсь проводить уроки на положительном эмоциональном  настрое. Для повышения мотивации учащихся использую такие  приемы, как  проблемная ситуация (ставится и решается совместно с учащимися);  активизирующий вопрос, отвен на который нужно получить в течение урока;  анализ решения с поиском ошибок, использование игровых ситуаций,  сообщение сведений, не отраженных в учебнике ( занимательный и  исторический материал,  приёмы быстрого умножения, стихотворные  формулировки правил, запоминание значений тригонометрических функций с  помощью ладони). Приемы активизации работы на уроке: целенаправленная ошибка,  сделанная учителем в ходе рассуждений, комментирование решения  учащимися вслух, вопросы или объяснение материала соседу, установление  верности  высказываний и т.д. Закрепление материала  начинается с работы в парах, что позволяет  учащимся выявить непонятные моменты, осуществить обмен мнениями,  получить ненавязчивую консультацию.  Разнообразны виды контроля: самоконтроль по указанным критериям с  самовыставлением оценок, взаимоконтроль, оценивание работы в группе,  Групповой анализ и оценивание ответа учащегося.   Для создания эмоционального комфорта использую одобрение, похвалу,  направленная на формирование положительных оценочных суждений;  доброжелательность, юмор, контактирование с учащимися «Давай пожму  твою руку», « кто справился, погладьте себя по голове», «похлопаем, это был  отличный ответ».  Хорошо известно, что привлечь  внимание и дать толчок к работе может что­нибудь удивительное. Поэтому я использую психологические советы,  2рассказываю о приемах запоминания, рассказываю истории и легенды,  сопутствующие изучаемой теме. Привлечь внимание к новой теме можно при  помощи жизненного примера (почему знак качества имел форму правильного  пятиугольника, почему соты у пчел имеют форму шестиугольной призмы,  доли и нотные знаки). Появился вопрос, значит, его надо разрешить, отсюда  появляется необходимость детального изучения материала по данному  вопросу. Материал, добытый учащимися в ходе какого – либо исследования,  лучше запоминается. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково­исследовательский характер (учащиеся самостоятельно решают  задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных  учителем). Объяснение стараюсь сделать простым и наглядным, организую работу с учебником (найдите ответы на вопросы, сформулируйте правило и сравните с  текстом этого правила из учебника, обратите внимание на образец  оформления решения ит.д.)подбираю для урока упражнения разного типа, как на выполнение по образцу, так и творческого характера. Домашние задания включают обязательные упражнения, но иногда  практикую задания по выбору (сложные задания оцениваются отдельно,  только положительной оценкой), творческие и игровые( напишите письмо  будущим пятиклассникам, на что обратить внимание в этой теме, задачу  придумаем сами, найдите новые признаки делимости чисел, кому нужны эти  логарифмы). В 5­6 классах использую элементы игровой технологии,  например,  вычислив значения числовых выражений и сопоставив ответы с буквами  разгадать математический термин, при объяснении материала использую  мультперсонажей, помогающих вводить новые понятия. Это делает процесс  обучения интересным и занимательным. Для старшеклассников определяю  значимость изучаемой темы с точки зрения предстоящих экзаменов, включаю  в задания домашней и классной работы задачи Открытого банка заданий. Нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями,  относиться равнодушно к его успеху или неуспеху. Подготовил  самостоятельно теоретический материал – расскажи. Нашел другой способ  решения – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – всё  внимание тебе.   Учение становится для детей радостным и привлекательным, когда они  сами начинают учиться: проектировать, конструировать, исследовать,  открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание идет через напряжение умственных, физических, духовных сил. А это возможно  только в процессе самостоятельной учебно­познавательной деятельности на  основе современных педагогических технологий. 3