Статья "Формирование мотивации на уроках математики"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика
5 кл—11 кл
28.03.2017
В статье рассказывается о проблемах успеваемости детей по математике, способах организации работы на уроке математики для повышения интереса учащихся, приемы повышения мотивации на различных этапах урока. Автор делится опытом работы и рассказывает о своих педагогических находках. Надеюсь, что приведенный материал поможет коллегам в работе над повышением заинтересованности учащихся в изучении математики.
формирование мотивации на уроках.docx
Формирование мотивации на уроках математики.
Математика традиционно считается предметом сложным и непонятным,
а если понятным то лишь некоторым, старательным учащимся. К числу
любимых предметов её тоже отнесут немногие ученики, потому как
понимание математики связано с заучиванием правил и теорем, все темы
математики взаимосвязаны, и стоит пропустить или полениться на нескольких
уроках, как образуется брешь в знаниях и дальнейшее изучение этого
предмета становится проблематичным. Коекто из учеников уверен, что
знания синусов, логарифмов, квадратных уравнений и прочей математической
«ерунды» в жизни не нужно. Научились складывать и вычитать и хватит, да и
эти действия можно не учить, а достаточно научиться пользоваться
калькулятором. Возможно, поэтому качественная успеваемость по
математике всегда ниже средней по школе, да и с абсолютной успеваемостью
тоже не всегда всё в порядке.
Причины неуспешности ученика теперь принято искать в учителе: не
постарался заинтересовать, не сумел убедить в необходимости изучения той
или иной темы, не нашел подход, не все способы использовал. Нежелание
учиться часто объясняют перегруженностью программ, оторванностью
учебного материала от жизни и от потребностей учащихся, плохим
изложением материала в учебниках. И вообще, неинтересно ученику на уроке,
вот он и не успевает. О том, что учёба – это всётаки труд, говорить както не
принято. Поэтому хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского:
«Поставь над собой хоть сто учителей — они окажутся бессильными, если ты
не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя».
В настоящее время у большинства учащихся наблюдается слабая
мотивация к учебе. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация.
Ответственность учеников за учебу, стремление их к высоким достижениям,
желание учащихся знать больше в реальности встречается всё реже. И потому
вопросы мотивации учащихся при изучении учебного предмета остаются
актуальными и злободневными.
Мотивация бывает внутренней и внешней.
Внутренняя мотивация – нравится учебный предмет и его преподаватель,
интересно на уроках, уникален метод преподавания, ученик стремится
добиться особых успехов, ученик получает удовлетворение от
познавательного прогресса, гордится своими успехами, уверен в своих силах.
Внешняя мотивация – желание получить положительную отметку; одобрение
учителя; выделиться среди учащихся; заслужить похвалу родителей. Бывает
и отрицательная мотивация стремление избежать плохой оценки или
порицания учителя; избежать критики в свой адрес.
Наилучший вариант взаимодействия – это такое общение учителя со
учащимися в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для
правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает
1 благоприятный эмоциональный климат обучения, препятствует
возникновению “психологического барьера”, обеспечивает развитие
социальнопсихологических процессов в детском коллективе и позволяет
максимально использовать в учебном процессе личностные особенности
учащихся.
Учитель должен обеспечить полноценную передачу информации;
эффективную учебную деятельность школьников; продуктивные
взаимоотношения в коллективе, в том числе, между учителем и учащимися.
Для работы учителю необходимы следующие личностные качества:
эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность
стремление к максимальной гибкости;
внимание к учащихся;
установка на создание положительного подкрепления для учащихся.
.
Свою работу я стараюсь строить так, чтобы каждый урок побуждал к
развитию познавательной самостоятельности, открытию нового знания для
ученика. Стараюсь проводить уроки на положительном эмоциональном
настрое. Для повышения мотивации учащихся использую такие приемы, как
проблемная ситуация (ставится и решается совместно с учащимися);
активизирующий вопрос, отвен на который нужно получить в течение урока;
анализ решения с поиском ошибок, использование игровых ситуаций,
сообщение сведений, не отраженных в учебнике ( занимательный и
исторический материал, приёмы быстрого умножения, стихотворные
формулировки правил, запоминание значений тригонометрических функций с
помощью ладони).
Приемы активизации работы на уроке: целенаправленная ошибка,
сделанная учителем в ходе рассуждений, комментирование решения
учащимися вслух, вопросы или объяснение материала соседу, установление
верности высказываний и т.д.
Закрепление материала начинается с работы в парах, что позволяет
учащимся выявить непонятные моменты, осуществить обмен мнениями,
получить ненавязчивую консультацию.
Разнообразны виды контроля: самоконтроль по указанным критериям с
самовыставлением оценок, взаимоконтроль, оценивание работы в группе,
Групповой анализ и оценивание ответа учащегося.
Для создания эмоционального комфорта использую одобрение, похвалу,
направленная на формирование положительных оценочных суждений;
доброжелательность, юмор, контактирование с учащимися «Давай пожму
твою руку», « кто справился, погладьте себя по голове», «похлопаем, это был
отличный ответ».
Хорошо известно, что привлечь внимание и дать толчок к работе может
чтонибудь удивительное. Поэтому я использую психологические советы,
2 рассказываю о приемах запоминания, рассказываю истории и легенды,
сопутствующие изучаемой теме. Привлечь внимание к новой теме можно при
помощи жизненного примера (почему знак качества имел форму правильного
пятиугольника, почему соты у пчел имеют форму шестиугольной призмы,
доли и нотные знаки). Появился вопрос, значит, его надо разрешить, отсюда
появляется необходимость детального изучения материала по данному
вопросу. Материал, добытый учащимися в ходе какого – либо исследования,
лучше запоминается. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих
поисковоисследовательский характер (учащиеся самостоятельно решают
задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных
учителем).
Объяснение стараюсь сделать простым и наглядным, организую работу с
учебником (найдите ответы на вопросы, сформулируйте правило и сравните с
текстом этого правила из учебника, обратите внимание на образец
оформления решения ит.д.)подбираю для урока упражнения разного типа, как
на выполнение по образцу, так и творческого характера.
Домашние задания включают обязательные упражнения, но иногда
практикую задания по выбору (сложные задания оцениваются отдельно,
только положительной оценкой), творческие и игровые( напишите письмо
будущим пятиклассникам, на что обратить внимание в этой теме, задачу
придумаем сами, найдите новые признаки делимости чисел, кому нужны эти
логарифмы).
В 56 классах использую элементы игровой технологии, например,
вычислив значения числовых выражений и сопоставив ответы с буквами
разгадать математический термин, при объяснении материала использую
мультперсонажей, помогающих вводить новые понятия. Это делает процесс
обучения интересным и занимательным. Для старшеклассников определяю
значимость изучаемой темы с точки зрения предстоящих экзаменов, включаю
в задания домашней и классной работы задачи Открытого банка заданий.
Нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями,
относиться равнодушно к его успеху или неуспеху. Подготовил
самостоятельно теоретический материал – расскажи. Нашел другой способ
решения – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – всё
внимание тебе.
Учение становится для детей радостным и привлекательным, когда они
сами начинают учиться: проектировать, конструировать, исследовать,
открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание идет
через напряжение умственных, физических, духовных сил. А это возможно
только в процессе самостоятельной учебнопознавательной деятельности на
основе современных педагогических технологий.
3
Статья "Формирование мотивации на уроках математики"
Статья "Формирование мотивации на уроках математики"
Статья "Формирование мотивации на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.