Статья "Формирование мотивации на уроках математики"
Оценка 4.8

Статья "Формирование мотивации на уроках математики"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика
5 кл—11 кл
28.03.2017
Статья "Формирование мотивации на уроках математики"
В статье рассказывается о проблемах успеваемости детей по математике, способах организации работы на уроке математики для повышения интереса учащихся, приемы повышения мотивации на различных этапах урока. Автор делится опытом работы и рассказывает о своих педагогических находках. Надеюсь, что приведенный материал поможет коллегам в работе над повышением заинтересованности учащихся в изучении математики.
формирование мотивации на уроках.docx
Формирование мотивации на уроках математики.  Математика традиционно считается предметом сложным и непонятным, а если понятным то лишь некоторым, старательным учащимся. К числу  любимых предметов её тоже отнесут немногие ученики, потому как  понимание математики связано с заучиванием правил и теорем, все темы  математики взаимосвязаны, и стоит пропустить или полениться на нескольких уроках, как образуется брешь в знаниях и дальнейшее изучение этого  предмета становится проблематичным. Кое­кто из учеников уверен, что  знания синусов, логарифмов, квадратных уравнений и прочей математической «ерунды» в жизни не нужно. Научились складывать и вычитать ­ и хватит, да и эти действия можно не учить, а достаточно научиться пользоваться  калькулятором. Возможно, поэтому качественная успеваемость по  математике всегда ниже средней по школе, да и с абсолютной успеваемостью  тоже не всегда всё в порядке.  Причины неуспешности ученика теперь принято искать в учителе: не  постарался заинтересовать, не сумел убедить в необходимости изучения той  или иной темы, не нашел подход, не все способы использовал. Нежелание  учиться часто объясняют перегруженностью программ, оторванностью  учебного материала от жизни и от потребностей учащихся, плохим  изложением материала в учебниках. И вообще, неинтересно ученику на уроке, вот он и не успевает. О том, что учёба – это всё­таки труд, говорить как­то не принято. Поэтому хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского: «Поставь над собой хоть сто учителей — они окажутся бессильными, если ты  не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя». В настоящее время у большинства учащихся наблюдается слабая  мотивация к учебе. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация.  Ответственность учеников за учебу, стремление  их к высоким достижениям,  желание учащихся  знать больше в реальности встречается всё реже. И потому вопросы мотивации учащихся при изучении учебного предмета остаются  актуальными и злободневными. Мотивация бывает внутренней и внешней.  Внутренняя мотивация – нравится учебный предмет и его преподаватель,  интересно на уроках, уникален метод преподавания,  ученик стремится  добиться особых успехов, ученик получает удовлетворение от  познавательного прогресса, гордится своими успехами, уверен в своих силах.  Внешняя мотивация – желание получить положительную отметку; одобрение  учителя; выделиться среди  учащихся; заслужить похвалу родителей. Бывает  и отрицательная мотивация ­ стремление избежать плохой оценки или  порицания учителя; избежать критики в свой адрес. Наилучший вариант взаимодействия  – это такое общение учителя со  учащимися в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для  правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает  1 благоприятный эмоциональный климат обучения, препятствует  возникновению “психологического барьера”, обеспечивает развитие  социально­психологических процессов в детском коллективе и позволяет  максимально использовать в учебном процессе личностные особенности  учащихся. Учитель должен обеспечить полноценную передачу информации;  эффективную учебную деятельность школьников; продуктивные  взаимоотношения в коллективе, в том числе, между учителем и учащимися. Для работы учителю необходимы следующие личностные качества:  ­ эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность ­ стремление к максимальной гибкости; ­ внимание к учащихся; ­ установка на создание положительного подкрепления для учащихся. . Свою работу я стараюсь строить так, чтобы каждый урок побуждал к  развитию познавательной самостоятельности, открытию нового знания для  ученика. Стараюсь проводить уроки на положительном эмоциональном  настрое. Для повышения мотивации учащихся использую такие  приемы, как  проблемная ситуация (ставится и решается совместно с учащимися);  активизирующий вопрос, отвен на который нужно получить в течение урока;  анализ решения с поиском ошибок, использование игровых ситуаций,  сообщение сведений, не отраженных в учебнике ( занимательный и  исторический материал,  приёмы быстрого умножения, стихотворные  формулировки правил, запоминание значений тригонометрических функций с  помощью ладони). Приемы активизации работы на уроке: целенаправленная ошибка,  сделанная учителем в ходе рассуждений, комментирование решения  учащимися вслух, вопросы или объяснение материала соседу, установление  верности  высказываний и т.д. Закрепление материала  начинается с работы в парах, что позволяет  учащимся выявить непонятные моменты, осуществить обмен мнениями,  получить ненавязчивую консультацию.  Разнообразны виды контроля: самоконтроль по указанным критериям с  самовыставлением оценок, взаимоконтроль, оценивание работы в группе,  Групповой анализ и оценивание ответа учащегося.   Для создания эмоционального комфорта использую одобрение, похвалу,  направленная на формирование положительных оценочных суждений;  доброжелательность, юмор, контактирование с учащимися «Давай пожму  твою руку», « кто справился, погладьте себя по голове», «похлопаем, это был  отличный ответ».  Хорошо известно, что привлечь  внимание и дать толчок к работе может что­нибудь удивительное. Поэтому я использую психологические советы,  2 рассказываю о приемах запоминания, рассказываю истории и легенды,  сопутствующие изучаемой теме. Привлечь внимание к новой теме можно при  помощи жизненного примера (почему знак качества имел форму правильного  пятиугольника, почему соты у пчел имеют форму шестиугольной призмы,  доли и нотные знаки). Появился вопрос, значит, его надо разрешить, отсюда  появляется необходимость детального изучения материала по данному  вопросу. Материал, добытый учащимися в ходе какого – либо исследования,  лучше запоминается. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково­исследовательский характер (учащиеся самостоятельно решают  задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных  учителем). Объяснение стараюсь сделать простым и наглядным, организую работу с учебником (найдите ответы на вопросы, сформулируйте правило и сравните с  текстом этого правила из учебника, обратите внимание на образец  оформления решения ит.д.)подбираю для урока упражнения разного типа, как на выполнение по образцу, так и творческого характера. Домашние задания включают обязательные упражнения, но иногда  практикую задания по выбору (сложные задания оцениваются отдельно,  только положительной оценкой), творческие и игровые( напишите письмо  будущим пятиклассникам, на что обратить внимание в этой теме, задачу  придумаем сами, найдите новые признаки делимости чисел, кому нужны эти  логарифмы). В 5­6 классах использую элементы игровой технологии,  например,  вычислив значения числовых выражений и сопоставив ответы с буквами  разгадать математический термин, при объяснении материала использую  мультперсонажей, помогающих вводить новые понятия. Это делает процесс  обучения интересным и занимательным. Для старшеклассников определяю  значимость изучаемой темы с точки зрения предстоящих экзаменов, включаю  в задания домашней и классной работы задачи Открытого банка заданий. Нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями,  относиться равнодушно к его успеху или неуспеху. Подготовил  самостоятельно теоретический материал – расскажи. Нашел другой способ  решения – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – всё  внимание тебе.   Учение становится для детей радостным и привлекательным, когда они  сами начинают учиться: проектировать, конструировать, исследовать,  открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание идет через напряжение умственных, физических, духовных сил. А это возможно  только в процессе самостоятельной учебно­познавательной деятельности на  основе современных педагогических технологий. 3

Статья "Формирование мотивации на уроках математики"

Статья "Формирование мотивации на уроках математики"

Статья "Формирование мотивации на уроках математики"

Статья "Формирование мотивации на уроках математики"

Статья "Формирование мотивации на уроках математики"

Статья "Формирование мотивации на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017