Статья "Формирование начального уровня культуры пользования словарями на уроке технологии" 1 класс
Оценка 4.9
Лекции
docx
технология
1 кл
24.04.2017
В статье описывается опыт работы по формированию начального уровня культуры пользования словарями на уроке технологии. Приведен пример на конкретной теме "Обрывная аппликация из бумаги". Подобные приемы используются на каждом уроке технологии. Слов непонятных детям очень много. Так обогащается словарь и приобретается умение добывать нужную информацию.
statya_slovari_na_tekhnologii_-_kopia.docx
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ
ПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВАРЯМИ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Очевидно, всем, на сколько важно и необходимо использование словарей
различного вида в обучении первоклассников русскому языку, литературному
чтению, окружающему миру, и не стоит исключать и уроки технологии.
В учебнике технологии в 1 и 2 классах (В УМК «Перспективная начальная
школа») не предполагаются словари в конце учебника. Этот раздел
добавляется только в 3 классе.
Рассмотрим фрагмент урока технологии по теме «Обрывная аппликация из
бумаги» в 1 классе. Дети уже с детского сада представляют, что такое
аппликация, как ее выполнять, но не знают научного объяснения этого
термина.
На этапе сообщения темы и цели урока проводим проблемную беседу. В чем
заключается проблема? На доске на карточках написаны два слова
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ и АППЛИКАЦИЯ. Задаем детям вопрос: « Чем эти
слова схожи и в чем их отличие?»
Предполагаемый ответ детей: «Эти слова похожи своими «хвостами»
(пликация), а отличаются началом (мильти и аппли)».
Задаем ребятам следующий вопрос: «Что, повашему, обозначают части слов
«мульти и аппли?» После того, как выслушаем предположения детей (можно
кратко записать их варианты на доске) спрашивает учеников:
«И так, ребята, а как нам проверить точно ли мы дали определение этим
словам?»
Предполагаемый ответ детей: «В словаре, интернете…»
Берем толковый словарь, словарь иностранных слов и ищем определения:
мультипликация, аппликация или частей слова мульти, аппли. Так как мы
живем в мире высоких технологий и почти у каждого ученика есть смартфон,
можно провести сравнение между определениями классического толкового
словаря, словаря иностранных слов и интернет источниками, например,
обратиться к Окей гугл.
В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. (Издательство
«Русский язык», Москва1975г.) Аппликация 1. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что
нибудь кусков цветной бумаги, материи. 2. Изготовленная таким образом
картина, украшение.(стр 29)
Мультипликация киносъёмка рисунков или кукол, изображающих
отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съемкой.
(стр.334)
В словаре иностранных слов под редакцией Гурьевой Т. Н.
Аппликация 1. Способ создания орнаментов, изображений путем нашивания
или наклеивания на ткань разноцветных кусков материи, а также рисунков,
созданные таким образом. 2. Физиотерапевтическая процедура,
заключающаяся в накладывании на органический участок тела лечебных
грязей, парафина. 3. В астрологии – отношение между двумя планетами,
когда быстро движущаяся планета нагоняет ту, которая движется более
медленнее.
Мульти… (С ЛАТ МНОГО) Часть сложных слов, указывающая на
многократность или множественность
После прочтения и сравнения двух вариантов определений делаем вывод.
Д: Мультипликация это движущие картинки.
Аппликация вырезание и наклеивание фигурок на фон.
У: Из каких материалов может быть выполнена аппликация?
Д: бумаги, картона, ткани, кожи и т.д.
На этапе анализа образца учитель показывает изделие сегодняшней работы. И
ребята, отталкиваясь от самого понятия, формируют поэтапность своей
работы. Учитель, корректируя ответы детей, записывает план работы на
доске.
После определения этапов работы дети приступают к выполнению. Можно
включить детские песни.
Таким образом, на уроке технологии мы задействовали три вида словарей,
применили современные технологии, нашли различия и общее, выяснили, в
чем смысл слов «мультипликация и аппликация», а самое главное, что с
помощью определения дети сами поняли, как выполняется аппликация и теперь без подсказок учителя, учащиеся смогут формировать этапы своей
работы, выбирать необходимые материалы. А дома с родителя могут
попробовать создать небольшой мультфильм. Считаю, что использование
словарей необходимо и на уроках технологии.
На этом уроке мы задействовали следующие УУД
Предметные:
Формирование умения выполнять аппликацию;
Умение работать с бумагой, ножницами, клеем и картоном.
Метапредметные:
Познавательные:
Умение пользоваться разными видами словарей;
умение формировать проблемы и решать их;
Умение строить логическую цепь размышления;
Умение пользоваться разными видами словарей;
Умение анализировать ход и способ действия;
Сформировывается умение анализа и синтеза.
Коммуникативные:
Умение договариваться, не используя силовые методы;
Умение вступать в диалог с учителем и с одноклассниками;
Умение рефлексировать;
Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с
задачами коммуникации.
Регулятивные:
Умение составлять план действий;
Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и
способ действия в случае необходимости;
Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того,
что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать
ошибку
Личтностные: Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за
будущий результат;
У ребенка сформирована учебная мотивация
Статья "Формирование начального уровня культуры пользования словарями на уроке технологии" 1 класс
Статья "Формирование начального уровня культуры пользования словарями на уроке технологии" 1 класс
Статья "Формирование начального уровня культуры пользования словарями на уроке технологии" 1 класс
Статья "Формирование начального уровня культуры пользования словарями на уроке технологии" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.