Статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
русский язык
1 кл—4 кл
22.08.2019
Данная статья содержит описание различных видов упражнений по формированию навыков грамотного письма-веселые рифмы, орфографические рифмовки, грамматические сказки и рассказы. Эти упражнения направлены на
подготовку учеников к усвоению грамматических и словообразовательных норм родного языка, правил орфографии, развитие речи, мышления.Данная статья адресована учителям начальной школы.
Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе.doc
Формирование навыков грамотного письма на уроках
русского языка в начальной школе.
Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной
школе является одной из главных задач в курсе русского языка. Знать правило,
выполнять различные виды упражнений на закрепление этого правила этого
недостаточно. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка безошибочно
определять орфограмму в слове и решать орфографические задачи.
Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении
высокого качества орфографических навыков. И от того, насколько полно будут
сформированы в период обучения грамоте орфографические навыки, зависит
дальнейшее обучение ребенка, его орфографическая и речевая грамотность, его
способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
Необходима ежедневная, систематическая работа по формированию навыков
грамотного письма.
Эта работа начинается с аналитикосинтетической работы над слогом и словом,
развитием фонематического слуха, умения соотнести звуки и буквы, ставить ударение в
словах еще в период обучения грамоте, в процессе овладения элементарными навыками
чтения и письма.
Цель этой работы подготовка учеников к усвоению грамматических и
словообразовательных норм родного языка, правил орфографии, развитие речи,
мышления учащихся.
Для достижения этой цели использую различные игровые упражнения: веселые
рифмы, орфографические рифмовки, грамматические сказки и рассказы.
Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их
количество в слогах и словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и
безударные. С помощью упражнений ученики начинают понимать, что звуки и
буквы не одно и то же, что иногда слова пишутся не так, как произносятся. Большая
роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию.
С самых первых уроков обучения грамоте на стенде появляется красочный плакат,
с любовью нарисованный мамой одного из учеников. На нем изображена волшебная
страна Азбуковедения. Мы «заселяем» буквы в замки с башенками. Занавесочки на
окошках разного цвета: у гласных красного цвета, у согласных синего, зеленого или
синезеленого. На башенках замков есть флюгеры: петушок у звонких согласных,
глухарь у глухих, а у мягкого и твердого знаков рыбы. Непарные согласные живут
отдельно, во флигеле, чтобы не путались ребята, знали место каждой букве. Ярко,
интересно, а главное полезно. Забыл посмотрел и быстро вспомнил. Очень полезна работа с различными схемами: звука, слова, предложения. Схемы
модели помогают детям научиться соотносить слово со схемой, подбирать к схеме
слово, делить слова на слоги, выделять ударный слог, ставить ударение, выделять
твердые и мягкие согласные звуки.
С этой целью использую игру «Найди дорогу». Суть игры состоит в том, что с
одной стороны доски написаны схемы слов, с другой стороны слова. Ученикам
необходимо провести правильно дорожку от слова к схеме и наоборот.
Игра «Звери заблудились» заключается в том, что дети получают по картинке и
расходятся в разные стороны. Один ученик зовет зверей, выделяя голосом ударный слог.
другой ученик пишет на доске схему слова, ставит ударение. Если слово названо с
правильным ударением, то ребенок с картинкой возвращается к доске. Если нет его
место занимает другой ученик.
Как показывают исследования А. Л.Лурия, Л.К. Назаровой, на начальных ступенях
обучения наряду со слуховым и зрительным анализом большое значение имеют речевые
кинестезии (проговаривание). Они позволяют более точно и тонко воспринимать речь.
В период обучения грамоте обязательно включаю в урок игровые упражнения:
«Попугайчики»:
Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй:
Пилил Филипп полено с лип. и т. д. «Эхо»:
Посмотрите, как играем
Мы в лесное эхо.
Все мы звуки повторяем,
Чисто, без помехи.
Произношу слово, ученики повторяют его по слогам хором или шепотом. Если кто
то исказил слово, прошу повторить это слово сначала хором, потом того, кто ошибся.
Затем дети записывают слово по слогам в тетрадь
Эти упражнения развивают слуховую память, способствуют правильной
артикуляции, дыханию, правильному произнесению звуков. Все это оказывает
благоприятное воздействие на форм ирован не грамотной, чистой речи, безошибочного
письма.
Очень люблю включать в уроки игровое упражнение «Снежный ком»:
ребенок называет слово, следующий повторяет это слово и добавляет свое. Цепочка
доходит до 812 слов, а на следующем этапе в игру включаем и повторение
предложений. Упражнение помогает развивать память, внимание, способствует развитию
речи учащихся.
На уроках письма обязательно использую письмо с проговариванием. Дети
проговаривают слово по слогам, затем записывают первую букву слога, затем
проговаривают гласный и тоже его записывают. Например: необходимо записать слово
«малина». Один человек проговаривает слово вслух, все остальные пишут вместе с ним:
пишу м с гласной а, пишу л с гласной и, пишу н с гласной а. Иногда проговаривание
может быть хоровым.
Это упражнение позволяет ребенку контролировать написанное, исключает
возможность пропуска букв, делает урок интересным, нескучным, предупреждает
утомляемость.
Когда научимся записывать предложения, то будем проговаривать и правила
оформления предложения на письме:
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Слова в предложении пишутся отдельно.
Предлоги со словами пишутся отдельно.
В конце предложения ставится точка.
Повторяя эти правила ежедневно, дети быстро их запоминают и практически не
допускают ошибок при написании предложений.
В период обучения грамоте учащиеся знакомятся, по меньшей мере, с 10 видами
орфограмм:
1 .Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных.
2. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.
3.Правописание сочетаний жи, щи.
4. Правописание сочетаний чу, щу.
5. Правописание сочетаний ча, ща.
6. Отдельные случаи написания безударных гласных.
7. Отдельные случаи написания парных звонких и глухих согласных.
8. Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных. 9. Разделительный мягкий знак.
10. Разделительный твердый знак.
Наибольшую сложность для первоклассников представляет усвоение
написаний слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми
ударением.
В основе правила правописания безударной гласной в корне слов лежит
фонематический принцип русской орфографии. Важно показать детям, что
нельзя доверять произношению, надо научиться определять место
орфограммы в слове, развивать умение находить проверочные слова.
Для формирования орфографической зоркости обязательно включаю в урок
комментированное письмо, когда ученик не просто проговаривает слова и
предложения, но еще и объясняет написание слов правилами, подбирает
проверочные слова. Таким образом, достигается высокий уровень самоконтроля. Важно,
чтобы все работали слаженно, в одном темпе с комментатором. Только
при этом условии предупреждаются ошибки. Этот вид письма развивает
фонематический слух, память, развивает умение «видеть» орфограмму, способствует
формированию навыка грамотного письма.
Очень эффективными считаю такие виды работ как списывание с
разнообразными заданиями, различные виды диктантов (объяснительные,
предупредительные, выборочные, картинные, по памяти.)
Большое внимание уделяю организации работы над ошибками, допущенными
учениками. Ведь неотработанная ошибка так и останется ошибкой, ребенок не
зафиксирует в памяти образец правильного написания слова, словосочетания или
предложения.
Все без исключения ученики получают от меня памятку для работы над
ошибками. В ней все орфограммы, встречающиеся в начальной школе, пронумерованы,
записан алгоритм работы над каждой орфограммой. В случае обнаружения ошибки при
проверке тетрадей, я ставлю на поля цифру с номером орфограммы, напротив той
строки, где есть неверное написание. Ученик, пользуясь памяткой, отрабатывает
ошибку, запоминает верное написание слова. Очень скоро ребята запоминают наизусть
порядковые номера орфограмм и алгоритм работы над ней. К концу З класса они уже
сами могут назвать номер орфограммы из памятки и порядок работы над ошибкой.
Работа по тренировке умения видеть орфограмму ведется систематически и становится
частью орфографического навыка.
Обязательными на уроке стали орфографические минутки, где закрепляется
умение находить орфограммы.
Например, на доске записано предложение:
В небе лениво плывут редкие облака.
Прошу учеников цифрами обозначить встретившиеся в предложении орфограммы.
И вот над словами появляются порядковые номера орфограмм:
№ 21 раздельное написание предлога со словом.
№ 9 безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
№1 1 парная согласная в середине слова.
№10 безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. Иногда даю на доске схему слова или предложения, где над графическим
изображением стоят номера орфограмм из памятки. Прошу учеников подобрать слова
или предложения на данную орфограмму, применив правило, записать их в тетрадь.
С целью предупреждения ошибок, на каждом уроке даю небольшие, состоящие из 34
предложений, диктанты. Иначе дети утомляются, внимание становится рассеянным. С
этими предложениями ведется различного вида работа: разбор предложений по
членам, разбор слов по составу, фонетический разбор слов, подбор синонимов и
антонимов и др. Эти задания также развивают орфографическую зоркость, повышают
грамотность учеников.
В классе отведено специальное место для школьных словарей орфографического,
толкового, фразеологического, этимологического. Нередко мы обращаемся к ним прямо
на уроке, когда встречаемся с «трудным» словом. Считаю очень важным научить детей
пользоваться словарями, это умение понадобится в течение всего дальнейшего процесса
обучения.
Важное место в формировании навыков грамотного письма занимает работа над
словарными словами. Чем богаче активный словарный запас человека, тем грамотнее и
красивее его устная и письменная речь. Как помочь ребенку запомнить правильное
написание этих «трудных» слов? На помощь приходят занимательные задания.
При знакомстве со словарным словом, для активизации познавательной активности
учеников, использую загадки, ребусы, кроссворды с зашифрованными словарными
словами. Возникает интерес к слову. Затем подбираются однокоренные слова к этому
слову, выстраивается ассоциативный ряд, проводится этимологический анализ слова,
когда это необходимо, орфографическое проговаривание слова. Новое слово
обязательно появляется на стенде « Запомни » для зрительного запоминания. У каждого моего ученика есть индивидуальный словарик для записи слов с
безударной гласной в корне, не проверяемой ударением. На каждом уроке он занимает
свое место на парте. При изучении нового словарного слова оно обязательно
записывается в словарик с выделением орфограмм и расстановкой ударения. Работа с
индивидуальными словариками на уроке ведется ежедневная.
Во время проведения словарной пятиминутки предлагаю детям
разнообразные задания: найти в своем словарике слова, объединенные общей темой:
«Школа», «Продукты», «Квартира», «Птицы» и др. или общей
буквойорфограммой. Например, найти слова с «опасной» гласной о, которая ‘стоит во
втором слоге. Или предлагаю ребятам дописать таблицы, пользуясь словариком:
Ребята работают в парах, по очереди диктуя слова друг другу, с последующей
взаимопроверкой. Они любят такого вида работу и всегда с нетерпением ждут ее. Для закреления орфографических навыков во внеурочной работе я использую
листы и карточки индивидуальных заданий. Если ученик испытывает затруднения при
изучении какойлибо темы, он имеет возможность поупражняться дома или в группе
продленного дня. Они располагаются на отведенной в шкафу полке и доступны для
детей.
Эти задания носят, в основном, занимательный характер, не требуют от детей
большого объема написания и охотно ими выполняются. Как правило, им нужно просто
вставить пропущенную букву, подчеркнуть орфограмму, и пр. Удобно и то, что в классе
есть копировальномножительный аппарат: задания всегда можно размножить в
требуемом количестве. После проверки листы с выполненными заданиями дети хранят в
специальной папке, которую мы назвали «Мой родной русский язык». Для того чтобы повысить мотивацию обучения, поддержать и подбодрить
учеников, все, даже самые незначительные успехи в учении, я обязательно отражаю на
экране, который мы с ребятами изготовили в самом начале учебного года. В нем
содержатся разделы « Достижения», «Умнички», «Мы растем». Слабоуспевающий
ученик получил за диктант отметку «5». Безусловно, для него это личная победа, и,
конечно, ему приятно, что об этой его маленькой победе могут прочитать все, кто
заходит к нам в класс: родители, учителя, ученики из других классов.
Список использованной литературы:
М.А.Христенко «Резервы повышения орфографической грамотности»
Журнал «Начальная школа» М 2 1993г.
Большой справочник « Начальная школа»
Москва, издательство АСТ, 2000 г.
Н.М.Бетенькова «Орфография в рифмовках»
Москва, издательство «Новая школа» 1996 г.
Л.Г.Парамонова «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»
СанктПетербург, издательство «Союз» 2004 г.
«Коррекция письма на уроках», торсоствитль Л.В.Зубарева
Волгоград, издательство «Учитель» 2006 год.
Статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.