Статья: "Формирование навыков социализации в воспитательном процессе с детьми ОВЗ"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
8 кл
12.11.2018
В статье рассматриваются вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация предполагает освоение личностью социальных ролей поведения - гражданина, работника, семьянина. Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста и до конца жизни у ребенка закладываются все базовые понятия, нормы и ценности.Статья о формировании навыков адаптации детей с ОВЗ.
формиров. навыков социализац..docx
ТОГАОУ «Котовская школаинтернат для детей с ограниченными
возможностями здоровья»
«Формирование навыков социализации в воспитательном процессе детей
Кузнецова М.И
с ОВЗ».
В статье рассматривается проблема социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с ОВЗ является
повышение уровня его социальной адаптации в обществе. Усвоение
воспитанником принятых в обществе социальных норм и правил происходит
через социализацию. Создание оптимальных условий для социализации детей
с ОВЗ в условиях школыинтерната является первоочередной задачей всего
коррекционновоспитательного процесса. Социализация это процесс
приспособления к условиям жизни в социуме или овладение и активное
воспроизводство социальнокультурного опыта общества(опыта отношений,
норм поведения, взаимодействия).Социализация предполагает освоение
личностью социальных ролей в обществе гражданина, работника, семьянина.
Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека,
но особенно интенсивно осуществляется в детстве, когда закладываются все
базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального
поведения М.И. Рожков «Воспитание педагогический компонент процесса
социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию
Успех подготовки воспитанников к
условий для развития человека».
самостоятельной жизни
таких условий:
1. Полноценная социальнобытовая подготовка детей осуществима лишь
путём
работы.
2.Формирование социальнобытовых знаний и умений должно представлять
собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие
ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий,
приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное
применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в
освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.
3.Цель педагогической работы – достижение каждым ребёнком максимально
возможного
социализированности.
4.Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение
целенаправленной
педагогической
зависит
от
ряда
него
для
уровня конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и
приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, необходимо
учитывать социальнобытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития,
индивидуальные особенности и возможности,
т.е. осуществлять
дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам.
Для формирования признаков социализированности в воспитательном
процессе, мне помогают эффективные методы;
информационные (беседы, внеклассное чтение, просмотр фильмов и
презентаций,подготовленных для воспитательных занятий, встречи с
представителями правоохранительных организаций,работниками МЧС)
практически действенные ( игра как метод воспитания, воспитывающие
ситуации, организация общественнополезной деятельности,коллективный
труд,социальные акции «Чистый лес»)
стимулирующие (поощрение и наказание)
знаний и умений,
нетрадиционные: арттерапия ( воспитание средствами искусства театр,
рисование, экскурсии(музей,библиотеки города, общение с животными(ст.
«Юный натуралист», зоопарк г.Тамбова). Воспитание лишь компонент
процесса социализации. Чем наполнить содержание воспитательного
процесса, чтобы оно отвечало цели воспитания, должен решать сам педагог.
5.Чёткости планирования педагогической работы способствует
целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально
бытовых
т.е. педагогическая диагностика.
6.Важно сделать максимально наглядным весь воспитательный материал.
Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы.
Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными
объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих
ситуациях,
занятиях.
7.Одним из условий успешности воспитания детей является их активная
деятельность в процессе восприятия социализированной личности. Это
обследование изучаемых предметов, рисование, лепка, конструирование;
многократное
фраз.
9. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной
недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его
развития. Развитие умений выделять главное в получаемой информации,
подобные ситуации на
моделировать
новых
слов,
применение анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее
усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Формирование
общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в
условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать
необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная
задача в трудовой и бытовой деятельности.
его
и
т.е.
усилия
10. От выполняемой деятельности воспитанник должен получать чувства
удовлетворения,
деятельность должна быть положительно
мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого,
достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её
выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым». Поэтому
формируемые знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить
одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности
воспитанников. Положительная оценка педагогом их деятельностиутверждает
у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую «победу» отдельного
ребёнка,
старание.
11. Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить воспитание
детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Дети,
охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие проходит в
занимательной форме и имеет интересное название « Бюро добрых услуг».
12. Успешность педагогической работы по социализации воспитанников
зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их
действий, информированности о работе друг друга и её результатах,
скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с
обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или
последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность,
системность и последовательность процесса социально – бытовой подготовки
воспитанников.
Процёсс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка,
коррекцию недостатков развития, на включение воспитанников в разные виды
социальной деятельности, создаёт предпосылки для формирования
признаковсоциализированности воспитаннико. Только тогда появится опыт
осознанной активной социальной жизни.
Сухомлинский В.А. о результативности воспитания писал:
Я не один год думал, в чём выражается наиболее ярко результат
воспитания? Когда я имею моральное право сказать: «Мои усилия принесли плоды»? Жизнь убедила меня: первый и наиболее ощутимый
результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о
самом себе, задумался над вопросом, что во мне хорошего и что плохого?
Самые изощрённые методы и приёмы воспитания останутся пустыми,
если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя,
задумался над собственной судьбой… Воспитание, побуждающее к
самовоспитанию это и есть настоящее воспитание»
Литература:
1. Девяткова Т.А. Социальнобытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для
учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар, изд. центр
ВЛАДОС, 2008. – 302 с.
2. Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование
воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе –
интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М.:
АРКТИ, 2005 – 312 с.
3. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.
4. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. – М.,
2002 г.
Статья: "Формирование навыков социализации в воспитательном процессе с детьми ОВЗ"
Статья: "Формирование навыков социализации в воспитательном процессе с детьми ОВЗ"
Статья: "Формирование навыков социализации в воспитательном процессе с детьми ОВЗ"
Статья: "Формирование навыков социализации в воспитательном процессе с детьми ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.