Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся»5-9 кл

  • Разработки курсов
  • Семинары
  • docx
  • 28.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся»,В данной статье поднимаются вопросы актуальные в 21 веке.Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.
Иконка файла материала статья.docx
Статья «Формирование орфографических навыков у Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании  учащихся» орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил  правописания и овладения речевыми нормами. Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических  навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу  орфографического навыка. Навыки      ­ это автоматизированные компоненты сознательной деятельности,  вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. При этом надо учитывать, что  слово автоматизированный «означает способ образования навыка как действия, вначале  основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в  процессе упражнений подвергающегося автоматизации». Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство: автоматизированный  навык «позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться  сознательным …» Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с  усвоением знаний и их применением на письме. Объем знаний по орфографии определен школьной программой по русскому языку.  Кроме того, в программе указаны основные умения и навыки, которыми должны овладеть  уч­ся того или иного класса. Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы: ­ высокий уровень преподавания орфографии; ­ связь между формированием орфографических навыков и развитием речи; ­ знание орфографических правил; ­ знание схемы, применения правил (схемы орфографического разбора) и умение  производить орфографический разбор, способствующий применению правил; ­ упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила. Причем следует подчеркнуть, что «упражнение и правильно понятая тренировка ­  это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а  повторное разрешение одной и той же задачи; в процессе которой первоначальное  движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется». Важным условием формирования орфографических навыков  является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных  затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования  орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с  учащимися по орфографии. Как известно, формирование орфографических навыков – сложный и длительный  процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное  место. Изучается орфография в 1­3 (начальный курс) и в 5­6 (основной курс) классах.  Повторяется в 7­8 кл. и в 9, 10, 11 кл. Таким образом, в первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки  формируются, а в дальнейшем – совершенствуются. В 1­3 кл. орфография изучается на элементарной лингвистической основе. 1В поле зрения учащихся находятся все четыре части русской орфографии: I Обозначение звуков буквами. II Раздельное написание слов. III Употребление больших (прописных) и малых (строчных) букв. IV Перенос частей слова с одной строки на другую. На этой основе у учащихся начальной школы складывается первоначальное  представление о русской орфографии и формируются элементарные навыки правописания. В 5­6 кл. перечисленные выше правила закрепляются на другом, более трудном,  дидактическом материале (отрабатываются неизученные в начальных классах трудные  варианты соответствующих орфограмм). Именно так решается вопрос о  преемственности между начальными и 5, 6 кл. Работа по орфографии в 7­9 кл. и  в 10, 11 кл. имеют свою специфику. В 7­9  кл. орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале  учебного года в 7 кл. и в конце учебного года в 9 кл., при изучении синтаксиса и  пунктуации, при подготовке к диктантам, изложениям, сочинениям, в ходе работы над  ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе. В 10, 11 кл. учащиеся учатся самостоятельной работе по совершенствованию  орфографических навыков: обращаться к справочной литературе, исправлять ошибки,  вести работу по предупреждению ошибок. Изучаемые в школе орфографические правила детализируют применительно к  отдельным частям орфограмм основные принципы, лежащие в их основе. Ни в одном классе учитель не должен упускать из виду, к какой части орфографии  относится изучаемое  орфографическое правило и на каком принципе оно основано. В  таком случае учащиеся будут воспринимать отдельное орфографическое правило  как часть целого. Они должны знать части русской орфографии: основные положения,  свойственные каждой части.         Связь между формированием орфографических навыков и  развитием речи.         Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом  письменной речи. Значит,орфографический навык – это речевой навык. Вот почему  занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того,  очень важно, чтобы учащиеся прошли «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы».         При таком совмещении орфографическое действие становится способом выполнения  другого действия. В результате вырабатывается прочный орфографический навык.         Что значит развить речь учащихся? Развить речь учащихся – это значит работать  над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов,  над словосочетаниями,  предложениями связной (контекстной) речью. Действующая программа по русскому языку предусматривает работу по  развитию речи в трех направлениях: 1) овладение нормами русского литературного языка (нормами литературного  произношения, словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и  предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой  принадлежностью); 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; 3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и  письменной формах. Эти направления в работе по развитию речи и необходимо учитывать при  2осуществлении связи между обучением орфографии и развитии речи. Эта связь имеет  место в тех случаях, когда при изучении орфографии попутно производится работа над  произношением, над значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической  формой слов, над словосочетаниями и предложениями, а также по обогащению словарного  запаса. В ходе формирования навыков связной (контекстной) речи попутно производится  работа и по орфографии. Обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи, что  чрезвычайно важно, потому что, как уже было сказано, орфографический навык – это  речевой навык. Изучение орфографических правил как руководство к действию. Первым условием формирования орфографических навыков является изучение  орфографических правил. Формирование орфографических навыков является сознательным процессом. «Всеобщее признание, ­ пишет Д.Н. Богоявленский, ­ получил принцип  сознательного усвоения орфографии, по которому основой обучения орфографии  полагались грамматические знания учащихся, а самообучение строилось на изучении  орфографических правил и на выполнении разнообразных орфографических упражнений».  При этом важное значение придается осознанию способов орфографических действий и  вариантности дидактического материала для упражнений по орфографии. Очень важно добиться того, чтобы правила были руководством к действию для  учащихся в практике их письма. Это возможно тогда, когда смысловые, фонетические,  грамматические признаки орфограмм указываются в той последовательности, которая  фактически нужна ученику при анализе соответствующих орфограмм, т.е. схема  орфографического разбора строится в полном соответствии с формулировкой  орфографического правила. В результате учащиеся, усвоив эту формулировку, запоминают и схему применения правила (схему орографического разбора). При выполнении  упражнений типа списывания, при написании диктантов, работ творческого характера  школьники производят орфографический разбор в устной и письменной форме в  соответствии со схемой орфографического разбора, т.е. учатся применять  орфографические правила в ходе письма. Важно также подчеркнуть, что дидактический материал для упражнений должен  подбираться с учетом вариантов орфограмм, т.е. с учетом типичных трудностей, с  которыми сталкиваются учащиеся при письме. И последнее: необходимо стремиться к тому , чтобы учащиеся уяснили основные  принципы каждой части русской орфографии   своеобразными «общими правилами».   и чтобы эти принципы были для них  Внутри первой и второй частей русской орфографии правила группируются с  учетом опознавательного признака орфограммы. Прежде чем изучать новое правило,  необходимо повторить все ранее изученные правила с этим же опознавательным признаком. Это будет способствовать систематизации знаний по орфографии, глубокому освоению  формулировок правил, осмысленному запоминанию обобщенной схемы их применения. Такая работа важна на всех этапах изучения орфографии в школе: при  формировании орфографических навыков в 5, 6, 7 классах, в ходе совершенствования в 8,  9 классах, при обучении учащихся 10, 11 классов самостоятельной работе. Список использованных источников информации: 1. Д.Н.Ушаков, С.Е. Крючков «Орфографический словарь», Москва, Просвещение,  2000 год 2. С.Г.Бархударов, С.И.Ожегов « Орфографический словарь русского языка» , 33. Н.В.Соловьев « Русское правописание», орфографический справочник. СПб 2000  год 4