Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся»,В данной статье поднимаются вопросы актуальные в 21 веке.Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.
Статья «Формирование орфографических навыков у
Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании
учащихся»
орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также
на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил
правописания и овладения речевыми нормами.
Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических
навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу
орфографического навыка.
Навыки
это автоматизированные компоненты сознательной деятельности,
вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. При этом надо учитывать, что
слово автоматизированный «означает способ образования навыка как действия, вначале
основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в
процессе упражнений подвергающегося автоматизации».
Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство: автоматизированный
навык «позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться
сознательным …»
Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с
усвоением знаний и их применением на письме.
Объем знаний по орфографии определен школьной программой по русскому языку.
Кроме того, в программе указаны основные умения и навыки, которыми должны овладеть
учся того или иного класса.
Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:
высокий уровень преподавания орфографии;
связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
знание орфографических правил;
знание схемы, применения правил (схемы орфографического разбора) и умение
производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.
Причем следует подчеркнуть, что «упражнение и правильно понятая тренировка
это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а
повторное разрешение одной и той же задачи; в процессе которой первоначальное
движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется».
Важным условием формирования орфографических навыков
является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных
затруднений учащихся в применении орфографических правил.
И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования
орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с
учащимися по орфографии.
Как известно, формирование орфографических навыков – сложный и длительный
процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное
место. Изучается орфография в 13 (начальный курс) и в 56 (основной курс) классах.
Повторяется в 78 кл. и в 9, 10, 11 кл.
Таким образом, в первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки
формируются, а в дальнейшем – совершенствуются.
В 13 кл. орфография изучается на элементарной лингвистической основе.
1В поле зрения учащихся находятся все четыре части русской орфографии:
I Обозначение звуков буквами.
II Раздельное написание слов.
III Употребление больших (прописных) и малых (строчных) букв.
IV Перенос частей слова с одной строки на другую.
На этой основе у учащихся начальной школы складывается первоначальное
представление о русской орфографии и формируются элементарные навыки правописания.
В 56 кл. перечисленные выше правила закрепляются на другом, более трудном,
дидактическом материале (отрабатываются неизученные в начальных классах трудные
варианты соответствующих орфограмм). Именно так решается вопрос о
преемственности между начальными и 5, 6 кл.
Работа по орфографии в 79 кл. и в 10, 11 кл. имеют свою специфику. В 79
кл. орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале
учебного года в 7 кл. и в конце учебного года в 9 кл., при изучении синтаксиса и
пунктуации, при подготовке к диктантам, изложениям, сочинениям, в ходе работы над
ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе.
В 10, 11 кл. учащиеся учатся самостоятельной работе по совершенствованию
орфографических навыков: обращаться к справочной литературе, исправлять ошибки,
вести работу по предупреждению ошибок.
Изучаемые в школе орфографические правила детализируют применительно к
отдельным частям орфограмм основные принципы, лежащие в их основе.
Ни в одном классе учитель не должен упускать из виду, к какой части орфографии
относится изучаемое орфографическое правило и на каком принципе оно основано. В
таком случае учащиеся будут воспринимать отдельное орфографическое правило
как часть целого. Они должны знать части русской орфографии: основные положения,
свойственные каждой части.
Связь между формированием орфографических навыков и
развитием речи.
Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом
письменной речи. Значит,орфографический навык – это речевой навык. Вот почему
занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того,
очень важно, чтобы учащиеся прошли «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои
мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы».
При таком совмещении орфографическое действие становится способом выполнения
другого действия. В результате вырабатывается прочный орфографический навык.
Что значит развить речь учащихся? Развить речь учащихся – это значит работать
над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов, над словосочетаниями,
предложениями связной (контекстной) речью.
Действующая программа по русскому языку предусматривает работу по
развитию речи в трех направлениях:
1) овладение нормами русского литературного языка (нормами литературного
произношения, словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и
предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой
принадлежностью);
2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и
письменной формах.
Эти направления в работе по развитию речи и необходимо учитывать при
2осуществлении связи между обучением орфографии и развитии речи. Эта связь имеет
место в тех случаях, когда при изучении орфографии попутно производится работа над
произношением, над значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической
формой слов, над словосочетаниями и предложениями, а также по обогащению словарного
запаса.
В ходе формирования навыков связной (контекстной) речи попутно производится
работа и по орфографии.
Обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи, что
чрезвычайно важно, потому что, как уже было сказано, орфографический навык – это
речевой навык.
Изучение орфографических правил как руководство к действию.
Первым условием формирования орфографических навыков является изучение
орфографических правил.
Формирование орфографических навыков является сознательным процессом.
«Всеобщее признание, пишет Д.Н. Богоявленский, получил принцип
сознательного усвоения орфографии, по которому основой обучения орфографии
полагались грамматические знания учащихся, а самообучение строилось на изучении
орфографических правил и на выполнении разнообразных орфографических упражнений».
При этом важное значение придается осознанию способов орфографических действий и
вариантности дидактического материала для упражнений по орфографии.
Очень важно добиться того, чтобы правила были руководством к действию для
учащихся в практике их письма. Это возможно тогда, когда смысловые, фонетические,
грамматические признаки орфограмм указываются в той последовательности, которая
фактически нужна ученику при анализе соответствующих орфограмм, т.е. схема
орфографического разбора строится в полном соответствии с формулировкой
орфографического правила. В результате учащиеся, усвоив эту формулировку, запоминают
и схему применения правила (схему орографического разбора). При выполнении
упражнений типа списывания, при написании диктантов, работ творческого характера
школьники производят орфографический разбор в устной и письменной форме в
соответствии со схемой орфографического разбора, т.е. учатся применять
орфографические правила в ходе письма.
Важно также подчеркнуть, что дидактический материал для упражнений должен
подбираться с учетом вариантов орфограмм, т.е. с учетом типичных трудностей, с
которыми сталкиваются учащиеся при письме.
И последнее: необходимо стремиться к тому , чтобы учащиеся уяснили основные
принципы каждой части русской орфографии
своеобразными «общими правилами».
и чтобы эти принципы были для них
Внутри первой и второй частей русской орфографии правила группируются с
учетом опознавательного признака орфограммы. Прежде чем изучать новое правило,
необходимо повторить все ранее изученные правила с этим же опознавательным признаком.
Это будет способствовать систематизации знаний по орфографии, глубокому освоению
формулировок правил, осмысленному запоминанию обобщенной схемы их применения.
Такая работа важна на всех этапах изучения орфографии в школе: при
формировании орфографических навыков в 5, 6, 7 классах, в ходе совершенствования в 8,
9 классах, при обучении учащихся 10, 11 классов самостоятельной работе.
Список использованных источников информации:
1. Д.Н.Ушаков, С.Е. Крючков «Орфографический словарь», Москва, Просвещение,
2000 год
2. С.Г.Бархударов, С.И.Ожегов « Орфографический словарь русского языка» ,
33. Н.В.Соловьев « Русское правописание», орфографический справочник. СПб 2000
год
4