Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"
Оценка 4.6

Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"

Оценка 4.6
Семинары
docx
русский язык
1 кл—4 кл
26.06.2019
Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников — формирование орфографической грамотности. ФГОС перед учителем ставит конкретную задачу научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное.
Формирование орфографической зоркости.docx
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в  начальной школе в условиях ФГОС Григоревская Г.Д., Машнева Н.Г. учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»  города Валуйки Белгородской области    В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших   школьников   —   формирование   орфографической   грамотности. ФГОС   перед   учителем   ставит   конкретную   задачу   научить   ученика осознавать   безошибочное   письмо   как   одно   из   проявлений   собственного уровня   культуры,   применять   орфографические   правила   и   правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное.  Из   опыта   работы   в   начальной   школе   известно,   что   работа   по орфографии   не   всегда   даёт   желаемые   результаты.   Одна   из   важнейших причин   этого   –   неумение   учащихся   видеть   орфограммы.   «Неумение распознавать знакомую орфограмму, неумение при слуховом восприятии выделить слово с такой орфограммой – вот одна из причин, тормозящих развитие   орфографических   навыков.   Поэтому   одним   из   главных направлений работы учителя начальных классов при обучении русскому является формирование прочных навыков грамотного письма.  Главным   в   обучении   правописанию   является   орфографическое правило,   его   применение,   то   есть   решение   орфографической   задачи. Умение   обнаруживать   орфограммы,   именуемой   орфографической зоркостью,   выступает   базовым   орфографическим   умением,   первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Основные причины ошибок в работах учеников: ­ незнание правила или знание правила, но неумение их применять; ­ учащиеся мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки; ­ отсутствует положительная мотивация; ­   плохо   развита   память,   мыслительные   процессы   протекают медленно.                                В основе грамотного письма лежит аналитико­синтетическая деятельность, над слогом и словом развитие фонематического слуха, умение заменять орфограммы соответствующими буквами. Безударные   гласные   –   наиболее   частая   орфограмма   любого   текста, поэтому она и даёт наибольший процент ошибок. В методике правописания выяснены причины  разного рода ошибок, главные из которых заключаются в том, что дети не видят эти орфограммы и не могут найти способ проверки. Значит,   задача   учителя   –   научить   ребёнка   видеть   орфограммы   и   научить проверять гласную в слабой позиции. Чтобы   решить   орфографическую   задачу,   правильно   написать безударную   гласную   в   корне   слова,   ученик   должен   проделать   следующие «шаги»:  ученик должен услышать безударный гласный;  определить   в   какой   части   слова   этот   безударный   гласный находится;  если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;  если   безударный   гласный   ­   непроверяемый,   вспомнить,   как пишется слово, или посмотреть в словаре;  если безударный гласный является проверяемым, проверить его. То есть изменить  слово  или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный находился под ударением. Словарную работу необходимо проводить на каждом уроке, используя различные виды заданий. Запись   слов   под   диктовку.   Учитель   диктует   слова,   учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю. Учитель предлагает выписать из словаря слова с безударными гласными (по вариантам). Выписать одушевлённые или неодушевлённые имена существительные. Выписать слова, в которых два слога. Выписать слова на определённую тему. Выборочный   диктант.   Учитель   читает   текст,   дети   должны   записать словарное слово, которое встретилось. Важным этапом развития орфографической зоркости выступает работа над   ошибками.  Работу   над   ошибками   учитель   начинает   с  воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими   были   допущены   ошибки.   Сначала   учитель   даёт   образцы   объяснения ошибок,   закрепляет   навыки   правописания.   А   также   готовит   учащихся   к самостоятельной работе над ошибками.  Несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости: 1. «Угадай слово». Учитель   показывает   карточки,   на   которых   написан   первый   слог   нужного слова.  Дети записывают составленные слова. 2.  Чайнворд.   В   клетки   квадрата,   круга,   и   т.д.   по   направлению,   указанному   стрелкой, впишите   словарные   слова.   Последняя   буква   предыдущего   слова   является началом следующего. 2. Шарада. Узнай слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красный. Приставка в нём такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным. 3. Познавательные игры. Познавательные игры обучают школьников думать, тренируют и развивают их ум.          а)  Игра «Собери слово».         пус, ка, та; роз, мо; же, нер; тор, трак;        б)  Игра «Расшифруй слово».        Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.        2 10 13 6 20                                  26 16 22 7 18        (билет)                                             (шофёр)        33 2 13 16 12 16        (яблоко)         в) Игра «Ступеньки».           В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.         берег        гореть        агроном            г) Построение опорных схем.        Например, учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:        Весной лес оживает.                                   е   ­­­­   оие.        Весело щебечут птицы.                              ео  еу    ы.        Из берлоги вылезает сонный медведь.      з   еи    ее   нн  ед.      д) Исправление ошибок в словах:        Ночька, бирёза, белеет, лёт, ужынать, трова, кричят, гарох.         Работа по развитию орфографической зоркости ведётся на протяжении всего курса начальной школы. Систематическое использование упражнений, направленных   на   развитие   орфографической   зоркости,     приводит   к повышению   уровня   знаний   детей,   повышению   орфографической   зоркости, расширению словарного запаса, развитию интеллекта и привитию интереса к урокам русского языка. Список литературы: 1. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач. Начальная школа.­1999 №4. ­ с. 17   грамматика   –   в   рифмовках 2. Бетенькова,   Н.М. Орфография, занимательных. М.: Просвещение, 1995. 3. Панов,   М.В.  Теория   письма.   Орфография.//Современный   русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой ­ 2­е изд. ­ М., 1989. ­ с. 159.

Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"

Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"

Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"

Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"

Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"

Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"

Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"

Статья "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2019