Развитие речи учащихся начальных классов
Оценка 4.7

Развитие речи учащихся начальных классов

Оценка 4.7
Документация
docx
русский язык
1 кл—4 кл
30.05.2017
Развитие речи учащихся начальных  классов
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая , доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по языку в начальных классах. Развитие речи – составная часть уроков чтения и грамматики. Существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью. (Эту связь психологи объясняют во многим тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.)Развитие речи учащихся начальных классов
Развитие речи учащихся начальных классов..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №41 городского округа Тольятти МБУ»ШКОЛА №41», г. Тольятти  учитель начальных классов Маскаева Р.М Доклад на тему:  Развитие речи учащихся начальных  классов. Развитие  речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой  умственной деятельности,  средство коммуникации. Умения учеников сравнивать,  классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения  знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая ,  доказательная, образная устная и письменная речь ученика­ показатель его умственного  развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в  учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию  полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В основу начального курса  русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой  задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи ­ это принцип  в  работе,   как по чтению, так и по грамматике и  правописанию. Работа над правильным произношением,  над внятностью и  выразительностью устной  речи, над обогащением словаря, над правильным и точным  употреблением  слова, над словосочетанием, предложением и связной речью над    орфографически   грамотным  письмом – вот основное содержание уроков по языку в  начальных классах. Развитие речи – составная часть уроков чтения и грамматики. Существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью  умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей,  так существует и органическая связь между устной и письменной речью. (Эту связь психологи объясняют  во многим  тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает  формироваться мысль.) Осознание этих объективно существующих связей позволило выделить  основные   принципиальные положения , которые , начиная с К. Д. Ушинского, постоянно развивались  в  методике      , положены в основу программы и на которые опирается современная  практика работы по развитию речи в школе , а именно: 1) Связь работы по развитию речи с развитием мышления; 2) Взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков  связной речи  учащихся. Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи (такими,  как пересказ, изложение, повествование, сочинение,  ответ), типами сообщения(описание, повествование, рассуждение) В устной речи большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях  непосредственного общения, поэтому она быстрее  по темпу и менее полная , в  процессе речи используется нелингвистические средства выражения смысла –  мимика и жесты. Эти средства , дающие дополнительную информацию в устном  сообщении, отсутствуют в письменной речи. Письменная  форма  монологической речи наиболее трудная. Она самая  развернутая и нормативная. Обучение письменной речи как более нормативной , чем  устной , связано с высокими требованиями , предъявляемыми к ней : четкость  структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету  мысли, точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных  средств языка. При работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание  мотивации речи. Мотивация речи.  Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека  порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности  называют мотивацией речи. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими  впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагают. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой  мотив,  желание сообщить другим о своих   впечатлениях,   о  виденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе  живого общения высказывания детей должны быть свободными по форме,  это могут быть слово,  фраза , развернутое сообщение. Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Учащиеся то  высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует  мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. Чтобы дети говорили  хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились  улучшить свою речь, надо   ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряженным вниманием слушатели. Рассказчик не может говорить в пустоту. Важное  значение   имеет целевая установка каждого самостоятельного   высказывания детей: Нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль,  представили себе описываемую им картину, почувствовал и бы его отношение к    высказанному. Внимание детей должно акцентироваться на таких сторонах рассказа, как  логичность и связность изложения,  полнота содержания, правильность синтаксических конструкций,  лексическое богатство. Общим требованиям , предъявляемым к речи, должна  отвечать, как устная, так и  письменная речь. Учить содержательной,  логичной,  ясной и правильной речи надо  ежедневно на всех уроках русского языка. С этой целью исправляются и предупреждаются  речевые недочеты, проводится  словарная и лексическая  работа изучаются  грамматика и орфография.  Необходимо помочь  учащимся  уяснить,  что такое рассказ, описание, рассуждение,  сказка. Постепенно  дети осознают, что в повествовании говорится о действиях и событиях, его  можно отличить от других видов высказывания по вопросу  что произошло? Повествование  можно проиллюстрировать серией картин или создать по нему диафильм. А в описании  описываются предметы, люди,  животные, природа, его можно распознать по вопросу  какой? И представить  лишь одной картиной. В рассуждении излагаются  причины  явлений, событий, показывается их взаимная связь. К рассуждению ставятся вопросы  почему? Зачем? Этот  тип высказываний нельзя представить в виде картины. Отмечаются   две  взаимосвязанные и характерные стороны текста – связность и цельность. Основные  признаки текста: заголовок, информативность, завершенность, тематическое единство,  связь между частями текста и между предложениями, стилистическое единство текста.  Оценивая высказывание ученика , учитель определяет, какие в нем заключены мысли и как  они переданы учеником. Он выделяет аспекты анализа и контролирует: 1)отбор слов (так  как в отборе слов осуществляется сообщение нового) 2)грамматическую конструкцию составленных предложений; 3) логическую связь отдельных частей высказывания Названные аспекты анализа должны показать учителю, умеет ли ученик стать на точку  зрения слушателя   и  соответствует ли высказывание замыслу автора. Формирование специальных умений – это  следующие  коммуникативные умения:  1.Умение раскрывать тему высказывания. 2.Умение раскрывать основную мысль высказывания. 3.Умение собирать материал к высказыванию. 4.Умение систематизировать собранный к высказыванию материал. 5.Умение совершенствовать написанное. 6.Умение строить высказывания в определенной композиционной форме. 7.Умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, и по возможности ярко. Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в  нем главное и собрать материал, зависят содержательность, убедительность, ясность   высказывания.  Умение систематизировать материал определяется логичность,   последовательность высказывания. Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознавать все  особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить  связные сообщения. Отрабатывая под руководством учителя   умение,   раскрывать тему и основную мысль  высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознает ее,  вычленяет главное и  основную мысль. В процессе работы над текстом  ­ при обучении пересказу  и работе над изложением  ­ формируется предусмотренное программой умение соотносить содержание  текста с  заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся  выделяют основную мысль текста или частей. Вчитываясь в заглавие темы, дети учатся ориентироваться в теме , границах темы,  в  содержании, осознавать то главное , что следует  раскрыть в своем сочинении. Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной  мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника, дающего  материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины,  рассматривая объекты природы , ученик обогащая конкретными представлениями об  окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогут ему раскрыть  тему. Отработка первых трех умений связана с работой над содержанием сообщения,   обучение же следующим трем (умению систематизировать собранный материал, строить  высказывание в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно)  связано с работой над структурой и речевым оформлением высказывания. Особенно трудно в обучении связной речи научить ребенка тому, как построить свою речь, какими  средствами донести до слушателей свой замысел. Замысел относится ко всему  рассказу в  целом. Это планирование композиции рассказа. Планируя , рассказчик  прежде всего  должен наметить  основной тезис рассказа, его сердцевину. Потом он подыскивает подход  к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намеки  на дальнейшее развитие ,  а возможно и обещания решить какую – то задачу. После этого надо обдумать выводы и концовку.  Таким   образом,   выделяется основа рассказа, его начало и окончание.   Композиция описания строится на последовательности наблюдения: дети дают описание  предмета или картины,  соблюдая тот же порядок,  в каком они их рассматривали. Элементы описания и рассуждения  (ответы на вопросы почему? и  зачем?)  включаются в повествование  постепенно. Чтобы учащиеся могли вводить описания и  рассуждения в свои рассказы,  следует учить детей находить эти элементы в текстах,  предназначенных для изложений. Кроме того, дети составляют короткие устные и  письменные описательного характера зарисовки хорошо знакомых им предметов, явлений  природы, внешности человека. Необходимо упражнять детей в построении ответов на  вопросы  почему? зачем?  При составлении связных сообщений необходимо  постоянно ставить вопросы: как  вы свяжете между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какие  слова надо заменить, чтобы в тексте не было повторения одного и того же слова? Как надо  переставить слова во втором предложении, чтобы его лучше связать с первым? Эти  вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились  обдумывать одновременно несколько  предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и  связывали два соседних предложения. Эта работа важна при обучении связной  письменной  речи.  В построении связного текста  большое значение имеет использование   разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую  связанность, убедительность и эмоциональную выразительность. Однотипность  синтаксических конструкций,  использованных в тексте, свидетельствует о неумении  строить текст. Однообразие,  однотипные по структуре предложения разрушают ту  логическую связность, которая является признаком связного текста. И вместо связного  текста образуется просто несколько предложений,  объединенных одной темой. Особенно  следует привлекать внимание детей к порядку слов в предложении. Ведь порядок слов –  тоже один из способов выражения логической связи. Формирование умения строить речь в определенной композиционной форме тесно  связано с  формированием речевых умений и умением исправлять и совершенствовать  написанное и сказанное. Ошибки в письменной речи  учащихся. Успешное формирование у учащихся  умений и навыков  по связной речи, возможны лишь в том случае, когда в процессе  обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают  учащиеся при  самостоятельном составлении ими связных текстов – как устных, так и письменных.  Прежде всего необходимо постоянно выявлять затруднения учеников  при написании  изложений и вскрывать их причины , так как требования  программы по развитию речи  связаны в первую очередь с работой над изложением. Орфографическая грамотность  является общепринятым   показателем качества  письменной речи. Поэтому словарно – орфографическая работа должна быть   обязательным компонентом подготовки любого вида письменных упражнений по развитию  речи. При подготовке к изложениям и сочинениям она связывается прежде всего с  лексической работой , а на уроке орфографии  ­ главным образом с анализом  грамматических явлений языка. Дифференцируя орфографические ошибки на ошибки на изученные и неизученные  правила , мы  выявляем объективную картину уровня орфографической грамотности  учащихся. Формирование умения совершенствовать написанное связано с организацией и  поведением конкретных  занятий. В процессе подготовки к изложению следует  проанализировать текст  в плане его содержания, построения и языка. Нужно обязательно  выделить главное, установить логические связи,  обратить внимание на речевые стороны  текста, поработать над подбором синонимов, пересказывать отдельные части текста  по  плану. Эта аналитическая работа должна быть продолжением постоянной работы над  текстом,  ведущейся  на уроках чтения.   Чтобы организовать коллективную работу над ошибками , надо подобрать из работ   учащихся наиболее яркие примеры ошибок , сгруппировав их по типам : ошибки в  содержании построении текста, речевые ошибки , в том числе ошибки на построение  предложений и на употребление слова. В свою очередь ошибки, связанные с работой над  предложением ,  также дифференцируются .  Продуманная и правильно  организованная  работа над ошибками  ­ это самый интересный увлекательный урок. Ценность этой работы   в том,  что,  во – первых,  дети анализируют свои письменные работы  и работы своих  одноклассников с большим интересом , чем текст писателя ; во – вторых , их работы  ­  небольшие по объему , простые  по структуре , поэтому  лучше осознаются детьми и легче  поддаются критике, а следовательно  , в процессе разбора изложений и сочинений учащиеся осознают некоторые теоретические вопросы литературного анализа. Вопросы композиции,  взаимоотношение повествования и   описания,  выразительность поэтической речи – эти  вопросы ,вскрытые на детском  сочинении, делаются  близкими и понятными ученикам. Так ученики начинают вскрывать сложное  в простом , и находить незнакомое в знакомом, что  имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Успех в работе по развитию  речи будет возможен только в том случае, если она регулярно и в системе. Систему создает понимание необходимости каждого из этих типов работ, расположение их в порядке  нарастающей трудности: систему выдержит тот  учитель, который будет понимать  специфику каждого типа сочинений: в чем отличие изложения, близкого к тексту, от  изложения схематического. Четкость и целенаправленность каждого типа изложения или  сочинения – это выигрыш во времени, это экономия сил, эта система.  Для педагога: Литература: 1   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего     образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47. 2 Данилюк   А.Я.,   Кондаков   А.М.,   Тишков   В.А.   «Концепция   духовно­нравственного развития и воспитания  личности  гражданина  Росси и. Серия «Стандарты  второго поколения». – М.: Просвещение, 2009. 3 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под  редакцией А.Г. Асмолова. Серия «Стандарты  второго поколения». – М.: Просвещение, 2008. 4 Ладыженская Т.А. и др.Методические рекомендации. – 2­е изд., перераб. – М.: С­     инфо, Баласс, 2003, с. 16–18. 5 Т.Н. Соколова . Школа развития речи. М. РОСТкнига. 2011 г. 6)Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,  О.Б. Логиновой. ­ 2­е изд. ­ М. : Просвещение, 2010. ­ 120 с. : ил. ­ (Стандарты второго  поколения). ­ ISBN 978­5­09­023809­0.            Для родителей: 1 «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина  России. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009. Данилюк  А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.

Развитие речи учащихся начальных классов

Развитие речи учащихся начальных  классов

Развитие речи учащихся начальных классов

Развитие речи учащихся начальных  классов

Развитие речи учащихся начальных классов

Развитие речи учащихся начальных  классов

Развитие речи учащихся начальных классов

Развитие речи учащихся начальных  классов

Развитие речи учащихся начальных классов

Развитие речи учащихся начальных  классов

Развитие речи учащихся начальных классов

Развитие речи учащихся начальных  классов

Развитие речи учащихся начальных классов

Развитие речи учащихся начальных  классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017