Индивидуально-дифференцированная работа — условие предупреждения трудностей на уроках по предметам в начальной школе, так как позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников и подбирать для них подходящие задания.
Суть подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели — самостоятельному выполнению задания.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображение, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интерес к знаниям, чувство ответственности, товарищества) значение.
При использовании дифференцированного подхода на уроке русского языка я разделяю класс на три основные группы:
1 группа - ученики с высокими учебными способностями (самостоятельно решают учебные задачи);
2 группа - ученики со средними способностями (выполняют задания с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учениками);
3 группа - ученики с низкими учебными способностями (требуют точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснений нового на уроке).
На уроках русского языка мною используются такие приемы, формы и методы работы:
- постановка наводящих вопросов;
- дополнение к заданию (рисунок, схема и т.д.);
- указание алгоритма выполнения заданий;
- указание аналогичного задания, выполненного ранее;
- объяснение хода выполнения подобного задания;
- выполнение вспомогательного задания, наводящего на решение предложенного;
- указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения заданий;
- индивидуальные домашние задания для слабоуспевающих учеников;
- работа в парах (ученик с высокими учебными способностями и ученик с низкими учебными способностями);
- индивидуальные карточки (для сильных учеников даются задания повышенной сложности, а для слабоуспевающих – задания, которые соответствуют их способностям);
- самостоятельная работа (в работу включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания. Слабоуспевающему ученику в дополнение к заданию даётся карточка с теоретической справкой, предписанием, алгоритмом действия);
- групповая работа (в группы объединяются ученики с разными уровнями способностей и выполняют сообща задание под руководством более сильного ученика, при этом каждый участник выполняет свою функцию и вносит индивидуальный вклад в выполнение задания);
- использование индивидуальных карточек-сигналов с названием правил (например, при диктанте слабые ученики опираются на сигналы-карточки, вспоминая правила написания слов);
- работа над ошибками (ученик с высокими способностями оказывает помощь ученику с низкими способностями при исправлении допущенных ошибок).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.