Развитие современного русского языка в речи младшего школьника
Оценка 5

Развитие современного русского языка в речи младшего школьника

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русский язык
1 кл—4 кл
16.03.2021
Развитие  современного русского языка  в речи младшего школьника
Важным фактором, обусловливающим успех развития звучащей речи детей в начальных классах, является наиболее полное использова¬ние материала программы по русскому языку, стабильных школьных учебников русского языка и чтения в целях повышения произноситель¬ной грамотности младших школьников.
Развитие современного русского языка в речи младшего школьника.docx

Развитие  современного русского языка  в речи младшего школьника

Работа по овладению нормами культуры произношения предпола­гает наличие системы упражнений по орфоэпии и акцентологии, осно­ванной на развитии и совершенствовании речевого слуха детей, и спла­нирована в два этапа.

Первый этап связан с работой по развитию речевого аппарата уча­щихся в 1 классе, так как обучение нормам произношения невозможно без хорошо развитого артикуляционного аппарата. На уроках использу­ются различные чистоговорки, дикционные и интонационные упражне­ния, скороговорки, логопедические стихи, артикуляционная гимнастика.

Второй этап работы начинается вместе с изучением темы «Имя су­ществительное». Часть слов из составленного орфоэпического минимума усваивается детьми на уровне лексики, школьники запоминают слова с присущим им, персонально закреплённым ударением и произношением. Вторая половина слов изучается с грамматическими формами имени су­ществительного: числа, падежа, склонения. Здесь широко используются: наглядность, в том числе и звуковая, разучивание стихов и рифмовок с интересующими нас словами, разгадывание ребусов, кроссвордов, нахождение ошибок в средствах массовой информации.

Проблема обучения младших школьников нормам произношения нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо продумать, например, такие вопросы:

-     корректировка лексико-орфоэпического минимума,

- оптимальная взаимосвязь орфоэпии и дикции в процессе формиро­вания культуры речи,

-  введение в действующую программу по русскому языку для начальной школы раздела «Орфоэпия» и разработка соответствующего дидактического подкрепления,

-  решение вопроса преемственности в обучении культуре произно­шения в старших классах.

Учет произносительных ошибок младших школьников дает возмож­ность определить следующие правила литературного произношения, ко­торые должны быть в центре внимания при обучении орфоэпии в началь­ных классах:

-     произношение сочетания чт в местоимении что и его производных;

-  произношение сочетания чн в отдельных словах: конечно, нарочно, скворечник, скучный, в отчествах на - ична:

-   произношение сочетания щн в существительном помощник и в словах с соответствием произношения и написания (хищный и др.); -

-     произношение слова сегодня и окончания - ого /' - его;

-   произношение сочетаний гк, гч в словах легкий, мягкий и их про­изводных:

-  произношение заимствованных слов с фонемным сочетанием [jo] в позиции начала слова или после гласного: йод, район, майор;

-   произношение слов иноязычного происхождения с [jо] в положе­нии после согласного: батальон, почтальон;

-   произношение твердых и мягких согласных перед е в заимствован­ных словах: шоссе, музей и др.;

-   произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в глагольных формах типа составь, составьте.

Таким образом, выделенный минимум состоит из девяти орфоэпи­ческих правил, причем в качестве иллюстрации к ним отобраны только такие слова и грамматические формы, которые отличаются устойчиво­стью, стабильностью произношения в современном русском литератур­ном языке. Именно такие слова и формы, не допускающие колебаний в речи говорящих, и должны стать предметом усвоения в младшем школь­ном возрасте.

Произносительный минимум кроме орфоэпических правил вклю­чает в себя перечень конкретных слов, правильное произношение и уда­рение которых является предметом усвоения на начальном этапе обуче­ния. Прежде всего, это слова и грамматические формы, подчиняющиеся выделенным орфоэпическим правилам. Учет разного рода произноси­тельных ошибок младших школьников заставляет ввести в минимум слова, не связанные с отобранными правилами, однако широко употреб­ляемые детьми и вызывающие множество отклонений от нормы в их уст­ной речи. При отборе слов учтена лексика учебно-методического ком­плекта для начальных классов «Школа России», а также частотность упо­требления слов в русском языке. Лексико-произносительный минимум оформлен в виде словарика для учащихся первых - четвертых классов «Произноси правильно». В словаре представлены слова разных частейречи: имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги, наре­чия, числительные. Так же на уроках русского языка и литературного чтения ребята с удовольствием работают с другими, готовыми слова­рями.

Одним из реальных средств способных помочь ученикам осознать закономерные соотношения между устной речью и ее письменной фор­мой, является работа над установлением орфоэнико-орфографических соответствий в словах. Именно орфоэпия занимается, в частности, изуче­нием нетипичных для русской произносительной системы случаев дис- координации литературного произношения и написания, где противоре­чие звукового и буквенного состава настолько явственно, что не может быть не замечено и не осознано младшими школьниками.

Проведение наряду с фонетико-графическими орфоэпико-орфогра­фических сопоставлений повысит успешность формирования у учащихся точных представлений о взаимосвязи звучания и написания в русском языке и, таким образом, создаст прочную основу для усвоения как лите­ратурного произношения, так и правописания.

Важным фактором, обусловливающим успех развития звучащей речи детей в начальных классах, является наиболее полное использова­ние материала программы по русскому языку, стабильных школьных учебников русского языка и чтения в целях повышения произноситель­ной грамотности младших школьников.

Литература

1.  Иванов С.В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изу­чение. / Начальное образование. - Спецвыпуск - 2005.

2.  Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельно­сти и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2008. —288 с.

 


 

Развитие современного русского языка в речи младшего школьника

Развитие современного русского языка в речи младшего школьника

Таким образом, выделенный минимум состоит из девяти орфоэпи­ческих правил, причем в качестве иллюстрации к ним отобраны только такие слова и грамматические формы, которые отличаются устойчиво­стью,…

Таким образом, выделенный минимум состоит из девяти орфоэпи­ческих правил, причем в качестве иллюстрации к ним отобраны только такие слова и грамматические формы, которые отличаются устойчиво­стью,…

Литература 1. Иванов С.В

Литература 1. Иванов С.В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2021