Развитие современного русского языка в речи младшего школьника
Работа по овладению нормами культуры произношения предполагает наличие системы упражнений по орфоэпии и акцентологии, основанной на развитии и совершенствовании речевого слуха детей, и спланирована в два этапа.
Первый этап связан с работой по развитию речевого аппарата учащихся в 1 классе, так как обучение нормам произношения невозможно без хорошо развитого артикуляционного аппарата. На уроках используются различные чистоговорки, дикционные и интонационные упражнения, скороговорки, логопедические стихи, артикуляционная гимнастика.
Второй этап работы начинается вместе с изучением темы «Имя существительное». Часть слов из составленного орфоэпического минимума усваивается детьми на уровне лексики, школьники запоминают слова с присущим им, персонально закреплённым ударением и произношением. Вторая половина слов изучается с грамматическими формами имени существительного: числа, падежа, склонения. Здесь широко используются: наглядность, в том числе и звуковая, разучивание стихов и рифмовок с интересующими нас словами, разгадывание ребусов, кроссвордов, нахождение ошибок в средствах массовой информации.
Проблема обучения младших школьников нормам произношения нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо продумать, например, такие вопросы:
- корректировка лексико-орфоэпического минимума,
- оптимальная взаимосвязь орфоэпии и дикции в процессе формирования культуры речи,
- введение в действующую программу по русскому языку для начальной школы раздела «Орфоэпия» и разработка соответствующего дидактического подкрепления,
- решение вопроса преемственности в обучении культуре произношения в старших классах.
Учет произносительных ошибок младших школьников дает возможность определить следующие правила литературного произношения, которые должны быть в центре внимания при обучении орфоэпии в начальных классах:
- произношение сочетания чт в местоимении что и его производных;
- произношение сочетания чн в отдельных словах: конечно, нарочно, скворечник, скучный, в отчествах на - ична:
- произношение сочетания щн в существительном помощник и в словах с соответствием произношения и написания (хищный и др.); -
- произношение слова сегодня и окончания - ого /' - его;
- произношение сочетаний гк, гч в словах легкий, мягкий и их производных:
- произношение заимствованных слов с фонемным сочетанием [jo] в позиции начала слова или после гласного: йод, район, майор;
- произношение слов иноязычного происхождения с [jо] в положении после согласного: батальон, почтальон;
- произношение твердых и мягких согласных перед е в заимствованных словах: шоссе, музей и др.;
- произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в глагольных формах типа составь, составьте.
Таким образом, выделенный минимум состоит из девяти орфоэпических правил, причем в качестве иллюстрации к ним отобраны только такие слова и грамматические формы, которые отличаются устойчивостью, стабильностью произношения в современном русском литературном языке. Именно такие слова и формы, не допускающие колебаний в речи говорящих, и должны стать предметом усвоения в младшем школьном возрасте.
Произносительный минимум кроме орфоэпических правил включает в себя перечень конкретных слов, правильное произношение и ударение которых является предметом усвоения на начальном этапе обучения. Прежде всего, это слова и грамматические формы, подчиняющиеся выделенным орфоэпическим правилам. Учет разного рода произносительных ошибок младших школьников заставляет ввести в минимум слова, не связанные с отобранными правилами, однако широко употребляемые детьми и вызывающие множество отклонений от нормы в их устной речи. При отборе слов учтена лексика учебно-методического комплекта для начальных классов «Школа России», а также частотность употребления слов в русском языке. Лексико-произносительный минимум оформлен в виде словарика для учащихся первых - четвертых классов «Произноси правильно». В словаре представлены слова разных частейречи: имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги, наречия, числительные. Так же на уроках русского языка и литературного чтения ребята с удовольствием работают с другими, готовыми словарями.
Одним из реальных средств способных помочь ученикам осознать закономерные соотношения между устной речью и ее письменной формой, является работа над установлением орфоэнико-орфографических соответствий в словах. Именно орфоэпия занимается, в частности, изучением нетипичных для русской произносительной системы случаев дис- координации литературного произношения и написания, где противоречие звукового и буквенного состава настолько явственно, что не может быть не замечено и не осознано младшими школьниками.
Проведение наряду с фонетико-графическими орфоэпико-орфографических сопоставлений повысит успешность формирования у учащихся точных представлений о взаимосвязи звучания и написания в русском языке и, таким образом, создаст прочную основу для усвоения как литературного произношения, так и правописания.
Важным фактором, обусловливающим успех развития звучащей речи детей в начальных классах, является наиболее полное использование материала программы по русскому языку, стабильных школьных учебников русского языка и чтения в целях повышения произносительной грамотности младших школьников.
Литература
1. Иванов С.В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. / Начальное образование. - Спецвыпуск - 2005.
2. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2008. —288 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.