Статья Формирование технологической компетентности детей 6-7 лет посредством поисковой деятельности
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
doc
воспитательная работа +2
Детсад
02.03.2017
Обновление образовательной парадигмы на современном этапе требует усовершенствования образовательного пространства исходя из государственных, социальных, личностных потребностей и интересов. Приоритетным направлением образовательных стандартов становится развивающий потенциал, а развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД). Если рассматривать УУД как способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, то справедливо говорить о компетентностно-ориентированного подхода в противовес знаниевому подходу, который в свою очередь, делает актуальным вопрос формирования ключевых компетентностей, начиная с дошкольного возраста.
Статья.doc
Шайхутдинова Ольга Владимировна
методист МБУ СОШ №89
структурного подразделения
детского сада «Радужка»
Формирование технологической компетентности детей 67 лет посредством
поисковой деятельности
Шайхутдинова Ольга Владимировна в 2009 году окончила Тольяттинский
государственный университет кафедру «Дошкольная педагогика и психология» с отличием.
Работает методистом с февраля 2011 года. Повышала квалификацию в Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме:
«Системные основания образовательной технологии», а также в ГОУ Самарском областном
институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме:
«Реализация требований Федерального государственного стандарта средствами системы
развивающего обучения Л.В.Занкова». Участник обучающего семинара организованного в г.
Сочи Негосударственным образовательным учреждением дополнительного образования
«Центр развития современных образовательных технологий» по теме: «Модернизация
системы образования в условиях реализации Федеральных государственных требований».
Обновление образовательной парадигмы на современном этапе требует
усовершенствования образовательного пространства исходя из государственных, социальных,
личностных потребностей и интересов. Приоритетным направлением образовательных
стандартов становится развивающий потенциал, а развитие личности в системе образования
обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД). Если
рассматривать УУД как способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, то справедливо
говорить о компетентностноориентированного подхода в противовес знаниевому подходу,
который в свою очередь,
делает актуальным вопрос формирования ключевых
компетентностей, начиная с дошкольного возраста.
Проблема компетентностного подхода в образовании характеризуется отсутствием
единых позиций. Различные акспкекты проблемы представлены в исследованиях таких учёных
как М.Н.Скаткин, Э.Э.Сыманюк, А.В.Хуторский, С.Е.Шишов В.А.Болотов, В.В.Давыдов,
Э.Ф.Зеер, Г.С.Ковалёва, Т.М.Ковалёва,
В.В.Краевский, И.Я.Лернер, К.Г.Митрофанов,
Т.А.Михайловская, И.В.Овчиникова, А.М.Павлова, М.В.Рыжаков, и др.
Компетентностный подход определяется как:
подход связанный с формированием способности эффективно действовать за
пределами ситуации и тем, что изучается в учебном процессе (В.А.Болотов);
подход, при котором акцентируется внимание на результате образования
(Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова);
определяется главной ориентация на основные умения, способы деятельности, а
также обобщенные способы действия (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский,
Г.П.Щедровицкая, В.В.Давыдов и т.д.).
Значимым является определение таких понятий как «компетенция» и
«компетентность», «ключевые компетентности».
Компетенция определяется как:
способность устанавливать связь между знанием и ситуацией, находить знания и
действия, подходящие для решения проблемы (С.Е.Шишов);
идеальная способность человека, которая применяется в момент изменения условий
или в момент переноса её в другие условия (В.В.Башев, Г.С.Ковалёва).
Компетентность определяется: как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его
личностное отношение к ней самой и предмету деятельности (А.В.Хуторский).
как обладание соответствующими знаниями и способами позволяющими обосновано
судить об этой области и эффективно действовать (В.В.Краевский).
Ключевые компетентности, по мнению О.В.Дыбиной есть «…персональные «ресурсные
пакеты», позволяющие человеку оказаться адекватным типичным условиям».
Центральной проблемой становится определение и отбор ключевых компетенций и
определение средств их формирования. Одной и таких компетентностей, формирование
которой возможно уже с дошкольного возраста, становится технологическая компетентность.
Эффективным средством формирования технологической компетентности, по нашему
мнению, является поисковая деятельность детей.
Возможности и преимущества поисковой деятельности в работе с дошкольниками
Н.И.Апполонова,
весьма значительны и освещены в многочисленных исследованиях:
Л.А.Венгер, О.В.Дыбина,
Д.И.Воробьева, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, З.А.Грачева,
В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, О.Л.Князева, А.Н.Леонтьев, Л.М.Маневцова, А.К.Маркова,
А.М.Матюшкин, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддъяков, А.Н.Поддъяков, Н.К.Постникова,
А.И.Савенков, И.С.Фрейдкин, Т.И.Шамова, В.В.Щетинина и др.
Именно поисковая деятельность характеризуется тесной связью мысленных и
практических действий, способна мобилизовать силы дошкольника в познании реальности,
самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Осуществляя разнообразные внешние, практические, а позднее мыслительные пробующие
действия, ребенок всесторонне обследует предмет, осваивает тем самым способ анализа
ситуации, приобретает опыт прогнозирования, проектирования своего поиска, постепенно
приходя к адекватности своих действий и целенаправленности поиска.
Возможность использования поисковой деятельности как средства обучении детей
старшего дошкольного возраста обусловлена следующими возрастными достижениями:
способность детей принять познавательную задачу, принять план наблюдения,
предложенный воспитателем, целенаправленно осуществить его и интерпретировать его
результаты (А.К.Матвеева, П.Г.Саморукова, Э.И.Залкнид, В.И.Логинова, А.И.Васильева,
Н.И.Ветрова);
способность детей планировать свои действия (Д.И.Воробъева, К.П.Кузовкова);
способность детей освоить существенные связи и отношения, лежащие в основе
некоторых явлений и отражать их в форме элементарных понятий (Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер,
А.М.Леушина, А.В.Запорожец, А.И.Раев, Н.И.Ветрова, И.С.Фрейдкин, С.Н.Николаева,
И.А.Хайдурова);
способность детей к познанию и произвольному контролированию своих психических
процессов.
Опираясь на опыт работы исследователей лаборатории кафедры «Дошкольная
педагогика и психология» ТГУ О.В.Дыбиной, где содержание технологической
компетентности дошкольника представлено перечнем умений, и исходя из того, что
компетентности формируются в деятельности, мы представили содержание технологической
компетентности детей дошкольного возраста в поисковой деятельности.
Развитие всех умений происходит в действиях, и действия эти могут носить разную
степень самостоятельности: с прямой, практической помощью взрослого, с косвенной
помощью взрослого и самостоятельно выполняемые ребёнком действия.
Охарактеризует умения, составляющие технологическую компетентность в поисковой
деятельности.
Умение ребёнка ориентироваться в новой нестандартной ситуации предполагает
выполнение действий по вычленению, выделению главного, существенного в проблемной
ситуации, на основе учёта всех фактов, представленных в ситуации. Говорить об этих действиях «в чистом виде» мы можем только тогда, когда уверенны, что ситуации ребёнку не
знакома, он не действует в ней опираясь на знания, память или опыт. Такой ситуацией будет
новая, нестандартная ситуация, в которой ребёнок продумывает действия сам, исключая
действия по шаблону.
Умение планировать этапы своей деятельности предполагает ряд действий
представленных в порядке совершенствования данного умения: осуществлять практически,
проговаривать, обозначать схематично, планировать в уме последовательность своих
действий. Развитие каждого этапа проходит от непосредственной помощи взрослого, до
самостоятельного выполнения действия ребёнком.
Умение продумывать способы действий и находить новые способы решения проблемы
предполагает деятельность ребёнка по продумыванию и предложению нескольких способов
действий, а затем выбор оптимального способа, учитывающего имеющиеся возможности
ресурсы (материальные, временные и др.).
Умение понимать инструкцию и алгоритм деятельности предполагает, что ребёнок
может словесно объяснять схематичную инструкцию, воспроизвести словесную инструкцию
(алгоритм деятельности) в другой форме. Процесс совершенствования понимания алгоритма
идёт от объяснения рисунка, к объяснению схемы и, далее, к устному проговариванию. При
объяснении алгоритма важным для ребёнка является сохранения последовательности
действий.
Умение доводить начатое дело до конца предполагает совершение различных действий,
приводящих к результату, проявление настойчивости, волевых усилий, повторных действий,
новых попыток в случае неудач в процессе деятельности.
Умение устанавливать причинно – следственные связи предполагает установление
зависимости достижения результата, соответствующего цели, от адекватности действий и их
последовательности, от соответствия алгоритма действий составленному плану.
Умение принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях
предполагает взятие на себя инициативы в решении проблемы, аргументирование вариантов
решения на основе применения знаний.
Умение использовать способы преобразования предполагает следующие особенности:
воссоздание деятельность по возобновлению образа в памяти; аналогия – деятельность по
выявлению какихлибо сходств; предвосхищение – деятельность по предугадыванию
результата.
Умение организовывать своё рабочее место предполагает конкретную деятельность
ребенка, по выбору места деятельности, по подготовке всего необходимого материала; по
целесообразной организации своего рабочего пространства.
Рассматривая содержания технологической компетентности через деятельностный
подход, мы пришли к выводу, что деятельность, определяющая то или иное умение,
необходима и для определения другого умения, таким образом, не сформированность или не
достаточная сформированность одного умения влияет на качество сформированности других
и, в конечном счёте, на уровень сформированности технологической компетентности ребёнка
или, другими словами, регулятивных учебных действий.
Мы предположили, что формирование технологической компетентности детей 6 – 7 лет
в процессе поисковой деятельности возможно, если: обеспечить овладения детьми
целенаправленной внутренне структурированной деятельностью направленной на решение
разнообразных поисковых задач, требующих опоры на имеющиеся знания и опыт; развивать
навыки планирования и моделирования поисковой деятельности; развивать рефлексивный
опыт ребёнка, идущей от осознания своих возможностей в поисковой деятельности.
Важными особенностями работы с детьми стали следующие:
1) объектом познания детей становится их собственная поисковая деятельность:
формируются представления о структуре деятельности; 2) изменяется роль взрослого: от непосредственного руководства процессом решения
детьми поисковой задачи к опосредованному руководству, от активной позиции к
стимулирующей и поддерживающей.
В нашем проекте ребенок в ходе решения поисковой задачи осуществлял поисковую
деятельность, как бы в двух «пластах»: познание объекта окружающего мира, которое
осуществлялось как практическая деятельность, и познание собственной деятельности,
которое осуществлялось как мыслительная деятельность в связи организацией практических
поисковых действий.
Организация работы осуществляется поэтапно.
1. Эмоциональномотивационный этап имеет целью заинтересовать детей поисковой
деятельностью. Предусматривается решение следующих задач: стимулировать желание
заниматься поисковой деятельностью, желание задавать вопросы об опытах и экспериментах,
осуществляемых взрослым. Показ фокусов и проводимое взрослым обсуждение подводят
детей к пониманию того, что необходимо точно знать, что и как нужно сделать, а узнать это
можно с помощью вопросов о деятельности.
2. Действеннообучающий этап имеет целью сформировать представление о структуре
деятельности. Предусматривается решение следующих задач: учить выделять цель, алгоритм
осуществляемой деятельности, планировать предстоящую деятельность, устанавливать
причинноследственные связи и принимать решения. Работа с детьми проводится по блокам.
Первый блок «Помоги Незнайке». Детям предлагается поисковые задания, имеющие
вербальную форму. Это ситуации несоответствия цели и результата. Дети анализируют
деятельность персонажа. Затем проводится блок «Сделаем вместе». Он представлен в виде
практической поисковой деятельности детей и взрослого. Взрослый в ходе деятельности
намеренно совершает различные действия, которые приводят к неуспеху. Ребёнок
анализирует действия взрослого, выявлял его ошибки, анализирует причины неудач. Дети в
результате совместного обсуждения планируют деятельность, реализуют план вместе со
взрослым, объясняют соответствие результата поставленной цели. Проведение «Предвиденье
последствий» позволит детям использовать полученные знания о структуре поисковой
деятельности решать различные проблемные ситуации в мысленном плане (мыслительный
эксперимент).
3. Действеннопрактический имеет целью: создание условий для проявления
технологической компетентности в самостоятельной поисковой деятельности детей.
Предусматривает решение следующих задач: учить ориентироваться в нестандартной
ситуации, использовать способы преобразования (воссоздание, аналогия, предвосхищение).
Группа делится на четыре зоны – города, где работают одни и те же учреждения: цирк, кафе,
лаборатория, мастерская, конструкторское бюро. Каждому учреждению, в которых
«работают» дети, дают определённый набор материалов и поисковых заданий (поручений).
Мы утверждаем, что такая организация поисковой деятельности детей будет являться
развивающей для формирования умений технологической компетентности.
На сегодняшний день с детьми подготовительной к школе группы заканчивается работа
первого этапа эмоциональномотивационного. Уже сейчас можно говорить о том, что цель
этапа, заинтересовать детей поисковой деятельностью, достигнута. Дети с удовольствием
наблюдают за экспериментами, проявляют желание экспериментировать самостоятельно, что
является основой для перехода на второй этап – действеннообучающий и успешной
деятельности в нём.
Литература:
1.
Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения:
материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. /
А.А.Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2004. – 84 с. 2.
Давыдов, В.В. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды. / В.В.Давыдов,
В.П.Зинченко. М.: «Педагогика», 1989. – С. 56 – 61.
3.
Дыбина, О.В. Ключевые компетентности детей дошкольного возраста. Научно –
методическое пособие для практических работников ДОУ, студентов специальности 050703
«Дошкольная педагогика и психология» / Под ред. О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой. – М.: ТЦ
«Сфера», 2006. – 233 с.
4.
Дыбина, О.В. Поисковопознавательная деятельность детей дошкольного
возраста: учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания / О.В.Дыбина.
– Тольятти: Фонда «Развитие через образование», 2002. – 131 с.
5.
Дыбина, О.В. Организация поисковопознавательной деятельности – один из
путей развития активности ребенка / О.В.Дыбина, В.В.Щетинина. – Тольятти: ТГУ, 2002. С.
91 – 96.
6.
Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном
профессиональном образовании / Э.Ф.Зеер // Образование и наука. – 2000. – № 3 (5). – С. 90 –
102.
7.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа
компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А.Зимняя. – М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
8.
Иванов, Д.А. Компетентностный подход как способ достижения нового качества
образования: Материал для опытно – экспериментальной работы школ / Авт. коллектив Д.А.
Иванов, Л.Ф. Иванова, В.К. Загвоздик, А.Г.Каспржак, А.А. Космодамианский, А.В.
Мартыненко, К.Г. Митрофанов, Е.Н. Поливанова, А.В. Половникова, О.В. Соколова, В.В.
Шаповал, Б.И.Хасан. – М.: АПКиППРО, 2003. – 180 с.
9.
Рыжаков, Н.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации /
Н.В.Рыжаков // Стандарты и мониторинги. – 1999. – № 4 – С. 20 – 23.
10. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для
разработки докладов по обновлению общего образования. – М.: МинОбр, 2001. – 46 с.
11. Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость /
С.Е.Шишов, И.ГАганов // Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 4. – С. 41 – 43.
12. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности: автореферат кандидата
педагогических наук – защита 28 июня 2006. / В.В.Щетинина. М.: на правах рукописи, 2006.
– 26 с.
13. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения /
Б.Д.Эльконин // Тезисы доклада на конференции «Введение в современные социальные
проблемы». – М.: «Академия», 2000 год. – 259 с.
Статья Формирование технологической компетентности детей 6-7 лет посредством поисковой деятельности
Статья Формирование технологической компетентности детей 6-7 лет посредством поисковой деятельности
Статья Формирование технологической компетентности детей 6-7 лет посредством поисковой деятельности
Статья Формирование технологической компетентности детей 6-7 лет посредством поисковой деятельности
Статья Формирование технологической компетентности детей 6-7 лет посредством поисковой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.