Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»
Оценка 4.8

Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
математика +2
3 кл
15.06.2017
Статья   «Групповая работа как средство формирования УУД»
В этой статье речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). В рамках Образовательной системы «Школа России» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы.
Групповая работа как средство формирования УУД.docx
«Групповая работа как средство формирования УУД»                                                   «Коллектив ­важнейшее средство для личности»                                                                                   ( А.П. Макаренко)        Жизнь предъявляет высокие требования не только к педагогам, но и к  детям. Чтобы ребенок не растерялся и был успешным, он должен  самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать,  перерабатывать и выдавать. В связи с этим приоритетной становится  развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: ­ становление  личности младшего школьника, ­ раскрытие его индивидуальных  возможностей.        В последнее время отмечается низкий уровень коммуникативной  компетентности детей. В связи с этим новая система образования в условиях  ФГОС ставит задачу: воспитание умения сотрудничать и работать в группе,  быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и  слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на  проблему. Все проблемы в развитии коммуникативных способностей ребёнка  ярко свидетельствуют о необходимости обучению детей работе в группе. При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность  учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не  может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли  вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать  активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и  задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что  достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.       Основная цель групповой работы – активное включение каждого  ученика в процесс усвоения учебного материала.Важно научить школьников  учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями,  обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в  этом.  Задачи групповой работы:  ­ Активизация познавательной деятельности.  ­ Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.  ­ Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию  межличностных отношений в классе.  Задачи групповой работы решают проблему развития  метапредметных  УУД  (познавательных, регулятивных, коммуникативных) Этапы групповой работы: 1. Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной  задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы;  раздача дидактического материала по группам.  2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в  группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение  задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;  обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения,  обобщения);подведение итогов группового задания.  3. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах; анализ  познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой работе и  достижении поставленной задачи.       Воспитательная ценность заключается в совместном переживании,  вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки  зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что  учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что  обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на  уроке. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного  процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе  происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою  деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты  делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют  мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять  материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания,  умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития,  обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить  индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп  работы; при делении класса на группы, давать группам задания,  дифференцированные по трудности, по объѐму учебного материала.  Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г. А.  Цукерман и др. «Введение в школьную жизнь». Образование групп. Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для  младшей школы – это 4­5 человек. Как объединять детей в группы? 1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в  каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет  сам. 2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор  распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения. 3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее  способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику,  таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых. 4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета  или одной открытки – получилась группа. 5)      Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто  быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир  получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему).  Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки.  Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в  группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир. 6)      Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько  частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.  Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные  темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает  пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей. 7)      Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой  тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д. 8)      Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы.  Кто первым пришел – тот и в группе. При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и  ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении  материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный,  средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ  можно разрешить детям объединяться в пары по желанию. Правила совместной работы;  1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не  отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать  помощь, выполнять указания старшего.                                                                    2) работать по алгоритму (плану); 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца; 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы; 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности. От индивидуальных качеств участника группы зависит стиль исполнения  роли. Влияют на этот процесс и социально­психологические характеристики  ребёнка. Например, ученик с низким статусом в классе требует большего  внимания и поддержки со стороны учителя при принятии роли. Во время  работы учеников по группам учитель может занимать следующие позиции:  быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции одного из  участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и  результаты групповой работы; быть наблюдателем за работой группы. Вначале учитель обеспечивает включённость ученика в совместное выполнение  задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует  располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт  инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри  группы; функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы  в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием  деятельности каждого члена группы его партнёрами: •внимательно выслушать ответ товарища, оценить его полноту; •обратить внимание на логику изложения материала; •установить, умеет ли товарищ иллюстрировать свой ответ конкретными  примерами, фактами; •тактично исправлять допущенные ошибки; •внести необходимые существенные дополнения; •дать обоснованную оценку ответа.  Учитель также объясняет важность того, чтобы каждый ученик ясно и чётко  излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и «против» при обсуждении идей других участников.  Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является  работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем  обучении, так как, во­первых, это дополнительное мотивационное средство  вовлечь детей в содержание обучения, а во­вторых, это ­ возможность и  необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание,  строить человеческие и деловые взаимоотношения детей.  На уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание,  пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение  задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах  сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов  действий, формул, алгоритмов. Как проверить табличные случаи  сложения/вычитания, умножения? На территории класса создаём несколько  «станций» (консультанты), а все остальные дети (не консультанты)  «проходят» через них. У каждого ребёнка – свой листочек (дневник), в  котором каждый консультант ставит ему оценку (или проверка  стихотворения, басни наизусть: 4­5 человек «помощники учителя», сдавшие  наизусть на 5, принимают зачет) Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить  работать в группе. Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить,  чтобы приняли. Для срабатывания групп нужно минимум 3­5 занятий. Поэтому часто  учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит. При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько  человеческие качества. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всѐ осваивается  практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика,  разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.  Работа в группе очень эффективная форма обучения. Вот что получается,  когда дети в процессе обучения объединяют свои усилия в решение учебных  задач: ­ на формирования понятий, умений, навыков тратиться меньше  времени, возрастает и объѐм усваиваемого материала, и глубина его  понимания; ­ уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (не  остаѐтся учеников, не работающих на уроке); ­ ученики получают большее  удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; ­ возрастает  познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; ­  сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать друг  друга и самих себя; ­ в то же время растѐт и самокритичность: ребѐнок,  имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои  возможности, лучше себя контролирует; воспитательная работа учителя  становиться необходимым условием группового обучения, так как все группы в своѐм становлении проходят стадию конфликтных отношений. В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто  проявляют нетерпимость друг к другу из­за принадлежности к разным слоям  общества, из­за расовых и религиозных разногласий, из­за различных взглядов  на окружающую действительность и по многим другим причинам. Дети – это  будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего  общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в  критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно  демократическом обществе. Поэтому считаю использование группового  метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным. Список использованной литературы  1. Групповая работа как форма организации деятельности младших  школьников. Режим доступа: [http://www.uchportal.ru/publ/15­1­0­1251] 2. Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного  обучения на уроке. Режим доступа: [http://psh.tom.ru/index.php/component/]  3. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября".­ 2010.­ №4.­ С.3­5  4. Опыт организации групповой работы на уроках. Режим доступа: [http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]  5. Организация групповой работы на уроках в начальной школе. Режим  доступа:[http://www.openclass.ru/node/118806]  6. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы.­ 2008. ­ №4.­С.67­116  7. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках.  Начальная школа. – 2008. ­ № 1

Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья   «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья   «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья   «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья   «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья   «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья   «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья   «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья «Групповая работа как средство формирования УУД»

Статья   «Групповая работа как средство формирования УУД»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017