Статья и практический материал. Мониторинг предметных результатов учащихся начальной школы.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С целью проведения текущего оценивания использую методы: наблюдение, оценка выполнения, выбор ответа, краткий ответ, открытый ответ, портфолио, самоанализ. Текущие отметки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений». У учителя общая таблица. Раздаю такие таблицы каждому ученику при подготовке к итоговым работам – диктантам, тестированию, контрольным и самостоятельным работам.Статья. Мониторинг предметных результатов учащихся начальной школы.
Иконка файла материала Статья. Мониторинг предметных результатов учащихся начальной школы..docx
Мониторинг предметных результатов учащихся начальной школы. Т.Н. Рахнянская, учитель начальных классов КГУ средняя школа № 3 имени Толеу Шаханова Знания ребёнка по тому или иному учебному курсу можно проверить с помощью вопросов, заданий,   решения   различных   учебных   задач   в   ходе   устного   или   письменного   опроса, посредством   текущего   и   тематического   контроля.   Оценить   уровень   выполнения контрольной работы учеником можно с помощью понятных и привычных педагогических критериев (количество ошибок, аккуратность и т.д.). Для   оценивания   я   использую   следующий   инструментарий   –     наблюдение,   диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы   для   фиксации   результатов   обследования,   фиксирование   динамики   развития каждого ученика,  рефлексия и коррекция полученных результатов.    С целью проведения текущего оценивания  использую методы: наблюдение, оценка выполнения, выбор ответа, краткий ответ, открытый ответ, портфолио, самоанализ. Текущие отметки, фиксирующие продвижение   младших   школьников   в   освоении   всех   умений,   необходимых   для формируемых   навыков,   можно   заносить   в   специальный   «Лист   индивидуальных достижений».   У   учителя   общая   таблица.   Раздаю   такие   таблицы   каждому   ученику   при подготовке   к   итоговым   работам   –   диктантам,   тестированию,   контрольным   и самостоятельным   работам.   Дети   фиксируют   свои   достижения   при   изучении   темы   или раздела. Затем проводится итоговая работа и после рефлексия допущенных ошибок или «отличного»   результата.  Освоенные   навыки   дети   и   учитель   могут   отмечать   в   нём, например,   закрашивая   определённую   клеточку   –   полностью   или   частично.   В   листе индивидуальных   достижений   полезно   фиксировать   продвижение   учащихся   по   всем формируемым на данном этапе навыкам.  Листы индивидуальных достижений. Ф.И ученика Оформление предложения Ь – смягчающий Гласные шипящих   после Проверяемая безударные гласные даты На уроках освоения новых знаний ученики заполняют «Листы самооценивания» или 14.11 15.11 Когда пишется разделительный ь: знаю Знаю и применяю Тест.                                                         4 правильных ответа:    Диктант слов:                                          без ошибок             Запись предложений                 без ошибок  и исправлений Аккуратность  «Карты достижений», которые помогают в конце урока понять, как усвоена тема. Карта достижений. № Основные понятия 1 2 3 4 5 6 Итого: 6 +: оценка «5»,  4­5 +: оценка «4»,  3 +: оценка «3»    Оценка:             оценка:                                               Карта достижений. № Основные понятия 1 2 Могу найти в   слове Что такое окончание: знаюТест ( 4 правильных ответа:  +) Составление предложений Самостоятельная работа Аккуратность  3 4 5 6 Итого: 6 +: оценка «5»,  4­5 +: оценка «4»,  3 +: оценка «3»          Оценка:  Заполненять листа можно   на каждом уроке, в конце изучения раздела,   в конце каждой четверти. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик.   Такая  работа помогает приобретать навыки самооценки и взаимооценки, рефлексии, самоанализа, самоконтроля, что   дает   возможность   обучающимся   освоить   эффективные   средства   управления   своей учебной   деятельностью   (регулятивные),   что   и   требуют   современные   стандарты образования.  При   такой   системе   мониторинга   выявляются   слабоуспевающие   ученики,   чьи учебные достижения требуют индивидуальных корректирующих мероприятий. Работа со слабоуспевающими   или   неуспевающими   детьми   отражается   а   «Карте   учета индивидуальной работы со слабоуспевающим (неуспевающим) учеником». У каждого учителя может быть создана папка «Диагностика и мониторинг», где хранятся все   продукты   вышеуказанной   деятельности.   Результаты   мониторинга   доводятся   до сведения учеников и их родителей на родительском собрании или в личной беседе.  В первом классе начинаю такую работу с рефлексивных дневничков, в которых дети отмечают свое настроение, трудности, интерес и т.д. Рефлексивный дневничок 2 класс Я  на уроке Составила «Копилку рефлексивных приемов» Применение их в начальной школе помогает активизировать   познавательную   деятельность   младших   школьников,   развивать   их мышление,   вносит   разнообразие   в   урок,   учит   детей   принимать   решения,   отказаться   от стереотипов,   приучает   к   убедительной   аргументации.   Все   это   закладывает   основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка. В ходе работы по теме мы увидели, что рефлексия   формирует у   учащихся желание и умение   учиться,   обнаруживать   незнание   в   своих   знаниях.   Рефлексия   является своеобразным   показателем   активности   ученика   как   субъекта   учебной   деятельности. Рефлексия и  умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.  При   правильном   определении   целей   достижения   и   способов   их   проверки     «Листы индивидуальных достижений»,  «Рефлексивные карточки», «Таблицы  учёта и  контроля» дают учителю всю необходимую информацию о том, как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. «Рефлексивные карточки» Ребята, нарисуйте себя после того, что вы усвоили после изучения новой темы, на одной из Карточка № ___________ 1 – испытываю затруднения; 2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь; 3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике. ступенек лестницы:3                                                      2                                       Таблица контроля. Анализ контрольной работы______________________________________ Уч.год:  2016­2017     класс 2 «А»    Дата проведения _____      Учитель: Рахнянская Т.Н.  Цель проведения работы:_______________________________________________________ 1.Количественная характеристика выполненной работы.   Клас с По списку Писали работу Оценки % ка­ чества % ус­ певаем 5 4 3 2  П.Аналитическая характеристика по результатам работы. Задание включало в себя: 1.____________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________ Хорошо усвоены темы: ________________________________________________ Допущены ошибки: Тема  Ф.И. учеников Выводы (указать причины недостатков) _____________________________________________________________________________  Программа действий учителя: _____________________________________________________________________________ Такой   подробный   анализ   делаю   в   конце   четверти,   выписывая   все   ошибки   и недочеты, допущенные в контрольной работе. Данная система работы позволила мне: 1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету; 2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний. 3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения. 4. Целесообразно   внедрять   новые   педагогические   технологии   в   образовательный процесс.5. Проводить своевременно обработку полученных результатов. Литература: 1. «Об   особенностях   организации   образовательного   процесса   в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016 – 2017 учебном году» Инструктивно­методическое письмо 2. Беспалько   В.П.   Мониторинг   качества   обучения   .   Педагогика   и прогрессивные технологии обучения. ­ М., 1995. 3. Джуматаева   А.Д.   Использование   интерактивных   методов   обучения   для развития самостоятельности учащихся//Начальная школа Казахстана.­2006.­ №12. 4. Сайт   международного   журнала   о   критическом   мышлении   «Перемена» http://www.ct­net.net/ru/