Статья об использовании игрового проектирования на уроках математики. Здесь подробно представлена эта методика и ее результаты. Игровое проектирование на уроках -это плавный переход к проектной деятельности обучающихся. Очень интересный и увлекательный вид деятельности, который помогает раскрыться любому ребенку, определиться с самим собой и найти себя.
Игровое проектирование на уроках математики
В своей педагогической деятельности на уроках математики я часто
использую игровые моменты, которые плавно переходят в игровое
проектирование.
Цель использования игрового проектирования на уроках: выявление
талантливых, творческих личностей, умеющих мыслить логично, научно,
творчески, самостоятельно открывать истины.
Работая в классах с разной познавательной активностью, на уроках
приходится создавать условия для желания познавать чтото новое, и здесь
помогает игровое проектирование. Что оно представляет собой? Дети на уроках
(дома) выполняют роли деловых игр (наблюдатели сравнивают, анализируют,
делают выводы; исследователи рассуждают, доказывают, приводят примеры;
архитекторы создают геометрические модели, дизайнеры создают уют,
оформляют презентации; актеры защищают проекты, выступают представители
от групп). Актуальность использования игрового проектирования на уроках
заключается в том, что оно доставляет учащимся радость самостоятельного
поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной
самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то,
чтобы сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и
навыков, а также достигнуть высокого уровня развития школьников, развития
способности к самообучению, самообразованию.
Примеры применения игрового проектирования на практике. Урок
математики в 5 классе по теме: «Геометрические тела» исследователи
подтверждают гипотезу: «Основные геометрические формы, окружающиесовременного человека,
берут
свое
начало
в
природе»
Поиск подтверждения данной гипотезы настолько увлек ребят, что
появился наш первый совместный проект «Детский городок глазами
математиков». Коллективная работа класса.
Архитекторы моделировали
геометрические фигуры: пирамиды, параллелепипеды, прямоугольники, кубы,
конусы. Дизайнеры создали макет детского городка. Проект заслужил высокой
оценки на школьном уровне и был направлен на городской конкурс защиты
проектных и исследовательских работ.
В 8 классе при изучении темы «Симметрия» по геометрии наблюдатели,
исследователи и фотографы самостоятельно рассмотрели симметрию во всех
областях: архитектуре, природе, музыке, литературе, искусстве. Появился
проектная работа «Симметрия вокруг нас». Защита проекта прошла на
школьном уровне.
В 6 классе, когда ребята усомнились в красоте математики, и кроме
скучных формул, примеров в несколько действий они математику ни с чем не
ассоциировали, я предложила ребятам показать, что математика не только
серьезная наука, а и очень интересная. Была создана проблемная ситуация, а
найти ее разрешение они должны были самостоятельно дома. Снова
включились в работу наблюдатели, исследователи, эксперты, и уже на
следующий день ребята принесли свое подтверждение интересных сторон
математики. Такая работа принесла свои плоды: ребята подругому стали
относиться к предмету; посмотрели как на интересную науку; появиласьпроектноисследовательская работа «В мире занимательной математики».
Проект после школьного тура был направлен на городской конкурс защиты
проектных и исследовательских работ.
Применение игрового проектирования на уроках принесло свои плоды: дети
играя, получают новые знания, делают открытия, узнают много нового и, сами
того не осознавая, учатся применять свои открытия на практике, создавать и
защищать проекты, выступать перед аудиторией, делясь своими открытиями,
применять в своей деятельности ИКТ. Создают проектные работы.
Проектные работы
№ п/п Тема проектной
работы
Учебный
год
Класс
Уровень
выступления
Результат
1.
2.
3.
Детский городок
глазами
математиков
Симметрия
вокруг нас
В мире
занимательной
математике
2010
2011
2010
2011
2011
2012
5
8
6
Школьный
Победители
Городской
Школьный
3 место
Участие
Школьный
Победитель
Городской
Участие
«Симметрия вокруг нас» «Детский городок глазами математиков»математики»
«В мире занимательной