Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"
Оценка 4.8

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Оценка 4.8
Игры
docx
география
5 кл—7 кл
03.04.2017
Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"
Преподавание географии невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. В данной статье приводятся примеры некоторых игровых моментов, которые очень часто можно использовать на уроках географии в 6- 7 классах.В данной статье рассмотрены игровые приемы, используемые на уроках географии
Игровые приёмы -статья.docx
Уралёва Н.Н., учитель географии МБОУ «Бичурская СОШ №2» Бичурский район Республика Бурятия Игровые приёмы обучения на уроках географии. Игра – это огромное окно, через которое  в духовный мир ребенка вливается  живительный поток представлений,  понятий об окружающем мире.  Василий Сухомлинский Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических   условий,   но   и     психологических   условий   для   организации учебной деятельности. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить игровые педагогические технологии.  Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно  обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  Игровые ситуации на уроках  выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной  деятельности.  сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают  сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и  развитию многих качеств личности.         Для ребенка игра – увлекательное  прежде всего занятие. Она  посильна даже слабым ученикам. Положительный результат использования  игры на уроке проявляется сразу же: игра переносит ребят в новое  психологическое состояние, их действия раскрепощенные, уверенные, они  начинают показывать глубину мышления, мышления смелого, нестандартного. Преподавание   географии   невозможно   без   использования   на   уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная   задача   задания   позволяет   мне,   как   педагогу   точно   и   объективно оценить качество усвоения учащимися материала.             Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в   начале   урока   при   проверке   домашнего   задания   или   для   активизации внимания   учащихся,  при   изучении   нового   материала   для  более  глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления   изученного   материала   и   снятия   напряжения   после   сложной классной   работы.   Все   эти   игровые   формы   каждый   учитель   выбирает   в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.  Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность  более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность  работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и  закрепление пройденного материала. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим   потенциальных стимулятором   нервно­психологической   деятельности, способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать  психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают  психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность  своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от  обстановки. Я   привожу   примеры   некоторых   игровых   моментов,   которые   очень   часто использую на своих уроках в 6­ 7 классах. «Снежный ком» В 6­м классе при изучении темы «Внутренние воды», чтобы подвести  учащихся  к изучению новой темы, я использую следующую цепочку  вопросов: 1. Кто из вас летом бывал на озере Байкал? 2. Кто хоть раз был на море? 3. Кто любит прогулки в дождь? 4. Кто пил когда­нибудь воду из источника? 5. Кто любит минеральную воду? 6. И, наконец, кто любит лимонад? Какого понятия касаются все вопросы? «Дешифратор»                      Для проверки или закрепления знаний по теме   «Географические координаты» можно зашифровать  какое­либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово. 1. 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло 2. 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран 3. 13 ю.ш.  76 з.д                 Лима 4. 52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск 5. с.ш.  115 в.д.                     Чита 6. 7. 46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава  42 с.ш 78 з.д.                   Нью­Йорк Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое  имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут  отгадывать его одноклассники. «Лото» Этап урока: проверка домашнего задания.       Для использования этого методического приёма необходима  предварительная подготовка. На листе плотной бумаги или на картоне  большими буквами записывают формулы (условные знаки, словарные слова и  т.д.), которые были изучены на предыдущих уроках. Затем лист бумаги  разрезают так, чтобы на каждой части бумаги остались отдельные цифры, буквы, географические знаки. Разрезанные части лото ((в двух экземплярах)  перемешивают на столе. Учитель вызывает двух учеников к столу и  предлагает составить формулы (слова). Побеждает тот, кто это сделает  быстрее и правильнее.     Этот приём подходит и для индивидуальной работы (тихого опроса).  Положите на стол перед учеником, который по определённым причинам  стесняется отвечать при всех, лото и попросите собрать его за определённое  время. Тем самым вы проверите его знания. «Слова в словах» Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв   этого   слова   нужно   составить   другие   географические   названия,   не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно   использовать   только   один   раз.   Из   букв   слова   “Караганда”   можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг. Данную игру можно использовать как  в начале урока, так и при его  «Пароль» завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать  «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и  их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По  окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса.  «Белая ворона»            Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой­ нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор. Например.  Коала,  утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии) Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ) «Геопочта»                            Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС­ки») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями   природных   зон.   Задания   в   данном   случае   могут   быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д. «По морям, по волнам!» (под музыку) Учащиеся передают бумажный кораблик друг другу; когда музыка  останавливается, ученик, у которого оказался кораблик, должен назвать и  показать объект географической номенклатуры Мирового океана.                       Учитель   (или   ведущий   ученик)   загадывает   какой­нибудь «Да и нет»   географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что   «это» находится в Африке. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». «Флюгер»                Применяется при  изучении темы «Ориентирование на местности»  или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске и учитель говорит: «Ветер  дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу( т.е. отвернуться от  ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся.  «Штиль». Все стоят спокойно. «Паутина» Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.  «Казаки­разбойники» Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» ­ прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.  «Правильно отбери» Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители  растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам. Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное  карточки­задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с  правильным адресом.  Суть игры в следующем: надо объяснить какой­либо термин без слов,  жестами, а остальные должны этот термин угадать. Как правило,  «Крокодил» использование данного приёма вызывает положительные эмоции у учащихся, а эмоционально окрашенные моменты запоминаются всегда лучше. Этот приём  можно использовать при организации физкультминуток. «Поиск общего» Даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен  найти как можно больше их признаков. Например: п­ов Калифорния –г.  Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет. Но при более  тщательном размышлении можно найти несколько общих признаков:              1. Оба лежат в Северном полушарии.                                                     2.Среднегодовое количество осадков от 300 до 400мм.                                         3.И в том и в другом слове по одной букве «А», «Л», «Р».                                    4. И то и другое является сушей. Как показывает практика нечто общее  можно найти практически у любой пары объектов. Лучше это задание давать в виде соревнования на время. Это хорошая гимнастика для ума. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством  прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями,  впечатлениями от них. Поэтому урок географии должен “увлечь  школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Я осветила лишь  некоторые игровые приёмы  и  методы, используемые мною.   Учительская   практика   намного   богаче,   и   у   любого   из   нас   есть   в арсенале свой набор, который применяется в зависимости от способностей и возможностей детей. Важно это учитывать, отслеживая результат.

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"

Статья "Игровые приёмы обучения на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017